Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 3. Социогенез и его этапы





1. Праобщина как стадия развития человеческого общества. Человеческое стадо и праобщина неандертальцев.

2. Раннеродовая община как стадия развития человеческого общества.

3. Позднеродовая община. «Неолитическая революция».

Учебная литература:

Клейменов А.А. История первобытного общества: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009.

Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 2006.

Дополнительная литература:

Алексеев В. П. Становление человечества.– М., 1984.

Амирханов Х. А. Зарайская стоянка.– М., 2000.

Андреев И. Л. Происхождение человека и общества.– М., 1982.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. – Л., 1979.

Возникновение человеческого общества. Палеолит Африки / Под ред. П.И. Борисковского. – М., 1977.

Кабо В. Г. Первобытная доземледельческая община.– М., 1978.

Ламберт Д. Доисторический человек.– Л., 1991.

Массон В. М. Палеолитическое общество Восточной Европы.– СПб., 1996.

Морган Л. Г. Древнее общество.– М.-Л., 1939.

Семенов Ю. И. Как возникло человечество.– М., 1966.

Файнберг Л. А. У истоков социогенеза.– М., 1980.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.– Т. 21.



Методические указания

Целью занятия является рассмотрение развития общественных отношений в первобытную эпоху. Начать подготовку к семинару следует с изучения синхронистической таблицы и определения соотношения основных стадий антропогенеза, социогенеза и археологических эпох. При рассмотрении всех стадий развития общества необходимо обратить внимание на существовавший уровень развития трудовых отношений и механизмов социального регулирования. Отметьте, что нового и прогрессивного появлялось на каждой ступени социогенеза, проследите взаимосвязанность общественного устройства и уровня развития производительных сил. Раскройте сущность новых для вас понятий и терминов, характеризующих общественное устройство на том или ином этапе. Постарайтесь снабдить ответ на каждый вопрос семинарского занятия данными археологии и этнографии.

Тема 4. Разложение первобытного общества и возникновение цивилизации



1. Социально-экономические последствия перехода к производящей экономике. Развитие обмена и выделение ремесел. Войны.

2. Проблема трансформации первобытнообщинных институтов управления.

3. Дискуссия о путях зарождения государства.

Учебная литература:

Клейменов А.А. История первобытного общества: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009.

Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 2006.

Дополнительная литература:

Антонова Е. В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии.– М., 1984.

Васильев Л. С. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ // ВИ.– 1966. – № 5.

Древние цивилизации / Под ред. Г. М. Бонгард-Левина.– М., 1989.

Ламберг-Карловски К. Древние цивилизации.– М., 1992.

Марков Г. Е. История хозяйства и материальной культуры в первобытном и ран­неклассовом обществе.– М., 1976.

Массон В. М. Обмен и торговля в первобытную эпоху // ВИ.– 1973.– № 3.

Массон В. М. Экономика и социальный строй древних обществ.– Л., 1976.

Морган Л. Г. Древнее общество.– М.-Л., 1939.

Першиц А. И. Война и мир в ранней истории человечества. Т. 1. / А. И. Першиц, Ю. Л. Семенов, В. А. Шнирельман.– М., 1994.

Шнирельман В. А. Доместикация животных и религия // Исследования по общей этнографии.– М., 1979.

Хазанов A. M. «Военная демократия» и эпоха классообразования // ВИ.– 1967.– № 7.

Хазанов A. M. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового общества // Первобытное общество.– М., 1975.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и го­сударства // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.– Т. 21.



Методические указания

Цель семинарского занятия – рассмотрение процесса разложения первобытного общества и образования первых государств. На начальном этапе подготовки обратитесь к материалам предыдущего занятия. Охарактеризуйте основные черты позднеродовой общины и процесс их трансформации. Выделите основные схемы образования государства, существующие в науке, подчерните слабые и сильные стороны каждой концепции. Выберите из них ту, которая представляется вам наиболее верной, и аргументируйте свою точку зрения. При характеристике господствовавшей в советской науке схемы образования государства следует использовать работу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Тема 5. Духовная культура в первобытную эпоху

1. Проблема зарождения духовной жизни и первые свидетельства ее наличия.

2. Зарождение и развитие религиозных представлений в первобытную эпоху.

3. Первобытное искусство (живопись, пластика, строительство мегалитических сооружений).

 

Учебная литература:

Клейменов А.А. История первобытного общества: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009.

Першиц А.И., Монгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 2006.

Дополнительная литература:

Анисимов А. Ф. Духовная жизнь первобытного общества.– М., 1966.

Анисимов А. Ф. Исторические особенности первобытного мышления.– Л., 1971.

Берднарик Р. Интерпретация данных о происхождении искусства // Археология, этнография и антропология Евразии.– 2004.– № 4.

Деревянко А.П., Маркин С.В., Васильев С.А. Палеолитоведение: Введение и основы. – Новосибирск, 1994.

Дэвлет Е. Г. Альтамира: у истоков искусства.– М., 2004.

Звери в камне (Первобытное искусство) / Под ред. Р. С. Васильевского.– Новосибирск, 1979.

Семенов В. А. Первобытное искусство: Каменный век, Бронзовый век.– СПб., 2008.

Соколова З. П. Животные в религиях.– СПб., 1998.

Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства.– М., 1985.

Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие.– М., 1984.

Тейлор Э. Б. Первобытная культура.– М., 1989.

Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР.– М., 1980.

 

Методические указания

Целью семинарского занятия является рассмотрение особенностей зарождения и первоначального развития духовной сферы жизни человека. В процессе подготовки необходимо изучить основную научную литературу по заданной теме, отметить существующие точки зрения на ключевые вопросы, в частности, имеющиеся в науке мнения о времени и условиях зарождения духовной культуры. Выберите ту точку зрения, которую считаете верной, приведите доводы. Проследите взаимозависимость уровня развития производительных сил и облика культуры. Во время подготовки и в процессе ответа следует использовать доступный вам иллюстративный материал, составив мультимедийную презентацию.

 

Тема 6. Додинастический период истории Египта. Древнее царство (2 занятия)

1. Характеристика источников.

2. Царская власть в Египте эпохи Древнего царства.

3. Административный аппарат в эпоху Древнего царства. Организация чиновничества его и деятельность.

Источники:

История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002.

 

Учебная литература:

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т.1. Древний Восток и античность. Учеб.пособие для студ.вузов. - Высшая школа, 2007.

История Древнего Востока.(Учебник для студентов вузов. / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа,2007.

 

Дополнительная литература:

 

Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта. Т. 1, 2. – М., 1948 – 1959.

Авдиев В.И. Военная история Египта. – М., 1962.

Белов Г.А. Египтяне в Нубии. – М., 1988.

Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. – М., 1978.

Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. – М., 1972.

Большаков А.О. Представление о Двойнике в Египте Старого царства // Вестник древней истории. – 1987. – № 2.

Жак К. Египет великих фараонов. – М., 1992.

Замаровский В. Их Величества пирамиды. Пер. со словац. – М., 1981.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. – М., 1959.

Кацнельсон И.С. Напата и Мероэ – древние царства Судана. – М., 1970.

Кинк Х.А. Египет до фараонов. – М., 1964.

Кормышева Э.Е. Религия Куша. – М., 1984.

Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. – М., 1962.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.

Котрелл Л. Во времена фараонов. – М., 1982.

Культура Древнего Египта. – М., 1976.

Перепелкин Ю.Я. Хозяйства староегипетских вельмож. – М., 1988.

Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М., 1962.

Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства. – М., 1992.

 

Методические указания.

Обращаясь к первому вопросу, учитывайте, прежде всего, что источники по египетской истории очень разнотипны (как документальные, так и нарративные письменные источники), в значительном количестве принадлежат к официальной государственно-пропагандистской традиции. Можно выделить две группы источников: первая группа – источники, отражающие современность, а вторая – источники, написанные позже, не современниками. К вторичным источникам следует отнести греческие тексты. В общем, можно выделить четыре основных фактора, влияющих на особенности отражения источником исторической реальности. Это, во-первых, тенденциозность, связанная с осознанным решением конкретных политических или пропагандистских задач. Во-вторых, это специфические особенности восприятия, свойственные в целом египетской культуре, порождающей данный источник. В-третьих, это жанровые особенности: большинство наших источников – литературные или прошедшие тщательную литературную обработку тексты. Наконец, в-четвертых, это индивидуальные особенности автора и его ближайшего окружения и аудитории.

Работая над вторым вопросом плана, необходимо выявить по источникам предназначение, полномочия и характер царской власти в Египте, обращая особое внимание на ее самооправдание и оправдание ее другими людьми из разных социальных слоев. Определите соотношение элементов абсолютного и неабсолютного характера во власти царя, как она понималась египетской политической теорией, а также возможности критики власти со стороны аристократии, средних слоев и основной массы населения (смотрите «Речение Ипусера», «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» и т.д.).

Рассматривая вопрос об административном аппарате, прежде всего, попытайтесь, насколько возможно, определить соотношение системы должностей и ведомств, в том числе столичных и провинциальных, системы придворных должностей и званий, военной системы, системы рангов и постоянных титулов в административной иерархии. Попробуйте реконструировать, как сочетаются эти четыре системы. Уясните для себя место жречества в египетской системе власти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.