Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. Культура народов древней Передней Азии





1. Религиозные представления и мифология.

2. Клинопись и ее влияние на Формирование систем письменности у народов Передней Азии. Литература Древней Месопотамии.

3. Система образования. Школы, архивы, библиотеки.

4. Зарождение научно- практических знаний.

5. Архитектура и изобразительное искусство

 

Источники:

История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002.

Учебная литература:

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т.1. Древний Восток и античность. Учеб.пособие для студ.вузов. - Высшая школа, 2007.

История Древнего Востока.(Учебник для студентов вузов. / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа,2007.

 

Дополнительная литература:

Белицкий М. Забытый мир шумеров. – М., 1980.

Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1988.

Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. – М., 1986.

Дьяконов И.М. Люди города Ура. – М., 1987.

Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. – М., 1983.

Литература древнего Востока. – М., 1971.

Оппенхейм А.Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. – М., 1980.

Шифман И.Ш. Культура древнего Угарита. – М., 1987.



Методические указания.

Перед тем как приступить к подготовке ответа на первый вопрос ознакомьтесь с особенностями источниковой базы, определите ее положительные и отрицательные стороны. Определите влияние религии Древней Передней Азии на Библию и христианство, основные образы и сюжеты месопотамской мифологии. При работе над вторым вопросом ознакомьтесь с историей дешифровки клинописи, обращая внимание на трудности, которые были связаны с ее специфическими чертами. При изучении памятников литературы важно проследить, как в художественные произведения включались действительные события, явле­ния природы, особенности географической среды, общественных и политических отношений.

При работе над третьим и четвертым пунктами плана семинарского занятия проследите зависимость развития основных отраслей естественнонаучных знаний (медицина, математика, астрономия и т.д.) от особенностей их экономической и религиозной жизни, для чего следует заполнить таблицу:



 

Отрасль научного знания Естественная предпосылка развития
   

 

Во время подготовки ответа на последний вопрос помимо научной литературы следует обязательно использовать наглядный материал из учебных и научных публикаций или из рекомендуемых интернет-ресурсов, что позволит получить более полное представления об основных чертах изобразительного искусства и архитектуры.

Тема 9 «Мировая» Персидская держава в VI – IV вв. до н.э.

1. Характеристика источников.

2. Создание державы Ахеменидов. Правление Дария I.

3. Переворот Гауматы и его социальная сущность.

4. Организация Персидской державы при Дарии I:

а) административная реформа и ее результаты;

б) военная реформа;

в) денежная реформа;

г) подати и повинности населения сатрапий.

5. Религиозная политика Ахеменидов.

6. Особенности деспотизма персидских царей.

 

Источники:

История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002.

 

Учебная литература:

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т.1. Древний Восток и античность. Учеб.пособие для студ.вузов. - Высшая школа, 2007.

История Древнего Востока.(Учебник для студентов вузов. / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа,2007.

 

Дополнительная литература:

Всемирная история. Т. 1. – М., 1955. С. 288 – 298.

Геродот. История / Перевод Г.А. Стратановского. – М., 1993.

Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах (VI в. до н.э.). – М., 1961.

Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах. – М., 1963.

Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. – М., 1985.

Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. – М., 1980.



Дьяконов И.М. История Мидии. – М., 1956.

Дьяконов И.М. Очерки истории Древнего Ирана. – М., 1981.

История Востока. Том 1. Восток в древности. – М., 1997. – С. 290 – 312, 490 – 505.

История Древнего Востока / Под ред. Кузищина В.И. – М., 1999. – Гл. 22 – 23.

История древнего мира. Ч. 1. Зарождение древних обществ. – М. – Л., 1989.

История иранского государства и культуры. Сборник статей. – М., 1971.

Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира. – М., 1979, 1985.

Фрай Р. Наследие Ирана. – М., 1972.

 

Методические указания.

Общее представление об эпохе и источниках можно получить по рекомендованной литературе.

Оценивая исторические источники, надлежит ясно представлять себе их специфику. Большая часть доступных материалов по теме – это источники сугубо официальные, проводящие определенную пропагандистскую и политическую линию. Соответственно надо учитывать степень их тенденциозности в изложении событий. Вторая, более благоприятная для исследователя особенность источников заключается в том, что с точки зрения иранцев (в том числе персов) прямая ложь есть проявление одноименной стихии мирового зла («драуга», «друдж»). Соответственно, заведомое для аудитории, прямое искажение действительности для данных текстов исключается. В остальных же случаях существует стремление ограничиться тенденциозным подбором, группировкой и освещением фактов, но не их прямым искажением. Таким образом, необходимо обращать внимание прежде всего на сопоставление разных источников с целью выявления пропущенных (часто умышленно) в каждом из них фактов и событий. Третья особенность источников заключается в том, что люди, создававшие тексты, являлись носителями и сторонниками специальной и сложной религиозно-политической теории (которая, к тому же, неясна нам полностью до сих пор). Отсюда следует необходимость при изучении текстов учесть для себя существование этой теории и выработать общее представление о ней, учитывая, что она основана частью на раннеиранских религиозных представлениях (родовые культы), частью на более поздних идеологиях (маздеизм и ранний зороастризм). Надо также помнить, что авторы источников видели реальность и описывали мир именно в понятиях своей теории, и это преломление, хотя и ненамеренное, может ввести в заблуждение современного исследователя.

Исследование данной темы базируется на источниках, существенно отличающихся по своим особенностям от судебников, и требует к себе иного подхода. Главные источники по данной теме – знаменитая надпись Дария I на Бехистунской скале и работа греческого историка V в. до н.э. Геродота «История», которая содержит много ценных сведений о Персидской державе и греко-персидских войнах. Сравнивая данные Бехистунской надписи и сообщения Геродота, определите, насколько автор каждого из сообщений близок времени событий, насколько они были осведомлены о них, какими материалами и соображениями могли пользоваться, какие обстоятельства могли наложить отпечаток на освещение ими событий, какова степень достоверности каждого из этих источников.

Изучение отрывков из «Истории» Геродота дает возможность выяснить, каким образом было организовано управление покоренных персами областей. Сведения, приведенные Геродотом, дополнят надпись о строительстве дворца в Сузах и отрывок из «Экономики» Ксенофонта, греческого писателя конца V – начала IV в. до н.э., который хорошо знал Персию, так как сражался там в войске брата персидского царя.

При рассмотрении второго вопроса плана необходимо прежде всего обратить внимание на историко-географический аспект и геополитическую логику формирования Ахеменидской державы (Иран с ассоциированными областями). Что являлось основным ядром государства? Какие регионы были присоединены раньше, какие позже? Над какими господство державы было наиболее прочным? Что играло роль промежуточных зон со степью и с Балканами? Как рубежи Ахеменидской державы соотносятся с естественными (физико-географическими и экологическими) границами подвластных ей регионов и основными транспортно-коммуникационными (военно-торговыми) путями того периода? Следует также рассмотреть степень и характер преемственности в связях Ахеменидской и Мидийской держав. Оцените вклад ассиро-вавилонской и ближневосточной в целом традиции в Ахеменидский политический синтез. Данный вопрос предполагает анализ источников, освещающих процесс становления первой «мировой державы» - государства Ахеменидов, их политику, сочетавшую завоевательные походы и жесткое подавление восстаний с союзами с определенными социальными кругами завоевываемых стран, с «освобождением» народов от прежних правителей, с юридически «законным» оформлением власти новых владык (Ахеменидов) согласно местным правовым и культурно-религиозным традициям.

Обращаясь к третьему вопросу, необходимо, прежде всего, сопоставить современную событиям официальную версию (Бехистунская надпись) и позднейшую официальную версию персидской аристократии из числа умеренных сторонников победившей династии, переданную Геродотом (см. Геродот. «История», III). Следует дифференцировать картину событий, рассмотреть отдельно причины, механизм и ход кризиса в метрополии (Персия) и отдельно – причины, механизмы и ход кризиса в остальной империи (насколько положение в империи зависит от положения в самой Персии, ее внутреннего единства? Что являлось причиной кризиса льев в Персии – конфликт в среде правящей аристократии, конфронтация между аристократией и царем или конфликт между ними и основной массой населения? Что было основным фактором прекращения кризиса в самой Персии? Были ли какие-то долговременные последствия этого кризиса для Персии и державы в целом, кроме установления власти новой ветви династии?

Выясните особенности государственного устройства Персии при Дарии I, особенности управления завоеванными странами (сравните с государствами Древнего Междуречья). При изучении Бехистунской надписи и отрывка из «Истории» Геродота, найдите на карте все упоминаемые географические назва­ния подвластных Персии государств.

Необходимо проанализировать письмо Дария I Гадате, сатрапу малоазиатской области Ионии. Это письмо показывает, что царь стремился заручиться поддержкой местных храмов.

При изучении реформ царя Дария обратите внимание на многоплеменность, экономическую неоднородность Персидской державы, отдельные области которой были мало связаны друг с другом. Надо иметь в виду, что центр державы – Персида была наименее развитой частью огромного государства, а среди населения государства персы были наименее развитой его частью. Попытайтесь определить, каким образом персам удалось сохранить свое господство над странами Востока более 200 лет, какую роль в этом сыграли реформы Дария, к чему сводилась их суть.

При рассмотрении пятого вопроса необходимо составить представление о дозороастрийской, традиционной (индо) иранской религии (см. М. Бойс, «Зороастрийцы», любое издание; М.М. Дьяконов, «Очерки истории Древнего Ирана», М., 1961; «Авестийская мифология», М., 1999; энциклопедия «Мифы народов мира», Т. 1-2, любое издание), суть ее зороастрийской реформации, уделяя особое внимание развитию понятия «дайвы» («дэвы»). При этом постарайтесь уделить особое внимание максимально подробному историческому анализу антидэвовской реформы Ксеркса (на основе рекомендованных выше материалов). При изучении ахеменидской религиозной политики в целом надо прежде всего оценить и определить ее местоположение между ранней (традиционной) и зороастрийской религиями Ирана, помня при этом, что религия Ахеменидов менялась, и потому было бы ошибочно некритически дополнять материалы одного времени материалами другого. Уделите особое внимание различиям в религиозной политике Ахеменидов относительно иранцев и неиранцев, различайте их отношение к храмам и богам (культам).

Работая над шестым вопросом, постарайтесь проследить эволюцию царской власти от уровня племенного вождя до абсолютного владыки огромной державы (по персидским памятникам и Геродоту). Раскрывая эту тему в анализе взаимоотношений царя и персидского народа, царя и персидской знати, царя и населения завоеванных областей, попытайтесь сформулировать в рамках данного подхода механизмы этой эволюции, проанализируйте окончательный этап оформления концепции царской власти на материале надписей Дария и Ксеркса.

В заключение сопоставьте Вавилонию, Ассирию, государство хеттов и Персидскую державу как восточные деспотии, еще раз отметьте особенности восточного деспотизма как системы государственной власти.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.