Сделай Сам Свою Работу на 5

Образовательные технологии





Дисциплина «История Древнего Востока» направлена на формирование у студентов систематизированных знаний об истории древневосточных обществ, способствование формированию знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса.

Студенты должны понимать особенности развития цивилизаций Древнего Востока, их значение для развития человеческой культуры, особенности источниковой базы и историографии.

Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные технологии:

1) Организация лекций с использованием презентаций, выполненных с использованием мультимедийных технологий;

2) Использование в ходе семинарских занятий интерактивного мультимедийного пособия «Атлас Древнего мира» // Maris Multimedia and its licensors, 2003, позволяющего проводить трехмерные экскурсии по материальным памятникам, относящимся к Истории Древнего Востока;

3) Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода для усвоения студентами наиболее характерных черт древневосточных цивилизаций, их значения для последующего развития человечества;

4) Создание и использование на базе «Кабинета Археологии» локальной электронной библиотеки материалов по истории Древнего Востока;



5) Организация семинарских занятий с элементами дискуссий, в том числе и с рассмотрением презентационных проектов студентов, раскрывающих суть той или иной проблемы истории Древнего Востока.

6) Проведение студенческих круглых столов, посвященных наиболее важным проблемам истории древневосточных обществ.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения модуля.

План семинарских занятий

Тема 1. Додинастический период истории Египта. Древнее царство

1. Характеристика источников.

2. Царская власть в Египте эпохи Древнего царства.

3. Административный аппарат в эпоху Древнего царства. Организация чиновничества его и деятельность.

Источники:

История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002.



Учебная литература:

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т.1. Древний Восток и античность. Учеб.пособие для студ.вузов. - Высшая школа, 2007.

История Древнего Востока.(Учебник для студентов вузов. / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа,2007.

Дополнительная литература:

 

Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта. Т. 1, 2. – М., 1948 – 1959.

Авдиев В.И. Военная история Египта. – М., 1962.

Белов Г.А. Египтяне в Нубии. – М., 1988.

Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. – М., 1978.

Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. – М., 1972.

Большаков А.О. Представление о Двойнике в Египте Старого царства // Вестник древней истории. – 1987. – № 2.

Жак К. Египет великих фараонов. – М., 1992.

Замаровский В. Их Величества пирамиды. Пер. со словац. – М., 1981.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. – М., 1959.

Кацнельсон И.С. Напата и Мероэ – древние царства Судана. – М., 1970.

Кинк Х.А. Египет до фараонов. – М., 1964.

Кормышева Э.Е. Религия Куша. – М., 1984.

Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. – М., 1962.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.

Котрелл Л. Во времена фараонов. – М., 1982.

Культура Древнего Египта. – М., 1976.

Перепелкин Ю.Я. Хозяйства староегипетских вельмож. – М., 1988.

Савельева Т.Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. – М., 1962.

Савельева Т.Н. Храмовые хозяйства Египта времени Древнего царства. – М., 1992.

 

Методические указания.

Обращаясь к первому вопросу, учитывайте, прежде всего, что источники по египетской истории очень разнотипны (как документальные, так и нарративные письменные источники), в значительном количестве принадлежат к официальной государственно-пропагандистской традиции. Можно выделить две группы источников: первая группа – источники, отражающие современность, а вторая – источники, написанные позже, не современниками. К вторичным источникам следует отнести греческие тексты. В общем, можно выделить четыре основных фактора, влияющих на особенности отражения источником исторической реальности. Это, во-первых, тенденциозность, связанная с осознанным решением конкретных политических или пропагандистских задач. Во-вторых, это специфические особенности восприятия, свойственные в целом египетской культуре, порождающей данный источник. В-третьих, это жанровые особенности: большинство наших источников – литературные или прошедшие тщательную литературную обработку тексты. Наконец, в-четвертых, это индивидуальные особенности автора и его ближайшего окружения и аудитории.



Работая над вторым вопросом плана, необходимо выявить по источникам предназначение, полномочия и характер царской власти в Египте, обращая особое внимание на ее самооправдание и оправдание ее другими людьми из разных социальных слоев. Определите соотношение элементов абсолютного и неабсолютного характера во власти царя, как она понималась египетской политической теорией, а также возможности критики власти со стороны аристократии, средних слоев и основной массы населения (смотрите «Речение Ипусера», «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» и т.д.).

Рассматривая вопрос об административном аппарате, прежде всего, попытайтесь, насколько возможно, определить соотношение системы должностей и ведомств, в том числе столичных и провинциальных, системы придворных должностей и званий, военной системы, системы рангов и постоянных титулов в административной иерархии. Попробуйте реконструировать, как сочетаются эти четыре системы. Уясните для себя место жречества в египетской системе власти.

Тема 2. Египет в период Среднего и Нового царства

1. Общество и государство в эпоху Среднего царства.

2. Освобождение от власти гиксосов и образование единого Египетского царства.

3. Военная организация Египта в период Нового царства.

4. Основные направления завоевательная политика Египта и организация государственного управления на захваченных территориях.

5. Развитие экономики Египта в эпоху Нового царства.

Источники:

История Древнего Востока. Тексты и документы: Учебное пособие / Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2002.

 

Учебная литература:

Васильев Л.С. Всеобщая история. Т.1. Древний Восток и античность. Учеб.пособие для студ.вузов. - Высшая школа, 2007.

История Древнего Востока.(Учебник для студентов вузов. / Под ред. В.И. Кузищина. М.: Высшая школа,2007.

Дополнительная литература:

 

Авдиев В.И. Военная история Древнего Египта. Т. 1, 2. – М., 1948 – 1959.

Авдиев В.И. Военная история Египта. – М., 1962.

Белов Г.А. Египтяне в Нубии. – М., 1988.

Белова Г.А. Египетские крепости на территории Нубии // Проблемы истории и культурных связей. – М., 1981. Вып. 2.

Берлев О.Д. Общественные отношения в Египте эпохи Среднего царства. – М., 1978.

Берлев О.Д. Трудовое население Египта в эпоху Среднего царства. – М., 1972.

Богословский Е.С. «Слуги» фараонов, богов, частных лиц (к социальной истории Египта XVI – XIV вв. до н.э.). – М., 1979.

Египетский сборник. – М.: изд. «Шар», 1997.

Жак К. Египет великих фараонов. – М., 1992.

Картер Г. Гробница Тутанхамона. – М., 1959.

Коростовцев М.А. Писцы Древнего Египта. – М., 1962.

Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.

Котрелл Л. Во времена фараонов. – М., 1982.

Коцейовский А.Л. Тексты пирамид. Т. 1. Одесса, 1917 // Записки Новороссийского университета. Ист.-фил. ф-т. 1918. Т. 14.

Лурье И.М. Очерки древнеегипетского права XVI – X вв. до н.э. – Л., 1960.

Перепелкин Ю.Я. Переворот Аменхотепа IV. – М., 1967. Ч. 1. – М., 1984. Ч. 2.

Перепелкин Ю.Я. Хозяйства староегипетских вельмож. – М., 1988.

Пиотровский Б.Б. Вади Аллаки – путь к золотым рудникам Нубии. – М., 1983.

Плутарх. Об Асирисе и Исиде // ВДИ. – 1977. – №№ 3 – 4.

Повесть о Петеисе III: Древнеегипетская проза / Пер. и комм. М.А. Коростовцева. – М., 1977.

Религии Древнего Востока. – М., 1995.

Стучевский И.А. Земледельцы государственного хозяйства Древнего Египта эпохи Рамессидов. – М., 1982.

Стучевский И.А. Рамсес II и Херихор: Из истории Древнего Египта эпохи Рамессидов. – М., 1984.

Методические указания.

Приступая к работе над первым вопросом, проанализируйте социально-экономическую структуру египетского общества периода Среднего Царства, отметьте достижения в земледелии и ремесленном производстве. Выявите основные социальные группы населения, их положение и занятия. Обратите особое внимание на жесткую социальную регламентацию в отношении «царских людей», назначение и закрепленность профессии на всю жизнь. Рассмотрите обязанности и правовой статус земледельцев и ремесленников.

Обращаясь ко второму вопросу, следует внимательно проанализировать документы, содержащие информацию о завоевании Египта гиксосами, а именно, обратить внимание на происхождение гиксосов, правление гиксосских фараонов.

Основу третьего вопроса составляют особенности внешней политики Египта в период Нового царства (становление военной державы Нового царства – время, внутренние и внешние политические условия; египетская экспансия в Азии – цели и характер; механизмы осуществления экспансии – политические и военные силы и средства, боевые возможности, стратегия и тактика Египта и его противников в Азии).

При обращении к четвертому вопросу надо начать с выяснения причин вызвавших к жизни активную завоевательную политику Египта в тот период, особо выделив освободительную борьбу египтян против гиксосов. Это потребовало создания сильной армии, ее реформирование. Необходимо отметить основные направления новоегипетской внешней политики и особенности завоевательной политики фараонов XVIII и XIX династий, главные внешнеполитические факторы и силы на азиатском направлении действий Египта (Митанни, хетты, «народы моря» и т.д.). Сформулируйте периодизацию египетского продвижения в Азию эпохи Нового Царства и попытайтесь дать объяснение тому факту, что противоборство Египта с великими азиатскими державами всякий раз заканчивалось компромиссным миром, приводящим к стабильным и долговременным дружественным отношениям. Попытайтесь объяснить причины свертывания активной внешней политики Египта в Азии в XII в. до н.э. Проанализируйте по источникам наличие оперативных и тактических соединений в египетской армии, их приблизительную численность, особенности вооружения и боевого применения. Попытайтесь обобщить сведения о стратегии и тактике египетской полевой армии на азиатском направлении и суммируйте свои выводы на этот счет.

При работе над пятым вопросом важно отметить положение различных слоев населения Египта и успехи, достигнутые в экономике, для чего необходимо ознакомится как с научной литературой, так и с документами хозяйственного характера.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.