Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос №48. Денежный рынок





ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК - это система экономических отношений между продавцами и покупателями денег, опосредуемых через спрос на них и их предложение. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящееся в обращении. Для анализа структуры денежной массы в экономической науке используют понятие "денежный агрегат". Под ДЕНЕЖНЫМ АГРЕГАТОМ понимают виды денег и денежных средств, отличающихся

друг от друга степенью ликвидности. В экономической науке их обозначают буквами МО, Ml, М2, МЗ, М4.

МО включает наличные деньги в обороте, в том числе на руках у населения и в кассах субъектов хозяйствования.

Ml (денежная масса в узком смысле слова) включает МО плюс депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления.

М2 (расширенные деньги) включает Ml плюс срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления.

МЗ (общая сумма денежной массы в рублях) включает М2 плюс иные банковские депозиты (целевые, накопительные) и средства населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления, размещенные в ценных бумагах.



М4 (общая сумма денежной массы, в том числе иностранная валюта) включает МЗ плюс депозиты населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления в иностранной валюте (до востребования, срочные, иные).

Таким образом, основными компонентами предложения денег являются бумажные деньги и чековые вклады. Предложение денег осуществляет государство. В целом предложение денег Ms включает наличность С и депозиты Д т.е. Ms= С + D.

Наличность (банкноты и монеты) создает Центральный (Национальный) банк. Наличность, покинувшая этот банк и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем но двум направлениям:

— одна ее часть оседает в кассах домашних хозяйств и фирм,

— другая часть наличности поступает в коммерческие банки в виде депозитов.

Несколько сложнее обстоят дела с определением спроса на деньги. Различают два вида спроса на деньги:

а) операционный, или спрос на деньги для совершения сделок;

б) спекулятивный, или спрос на деньги со стороны активов.

Операционный спрос на деньги связан с обслуживанием торговых и платежных операций.



Спрос на деньги со стороны активов отражает не стремление людей купить товары, услуги или факторы производства, а желание повыгодней разместить свои сбереже­ния. Поэтому в экономической науке его именуют спеку­лятивным спросом.

Графически денежный рынок можно представить, как показано на рис. 11.1, где Sm - предложение денег (изо­бражено в виде вертикальной прямой, поскольку предпо­лагается, что финансово-кредитные институты снабжают экономику некоторым определенным объемом денег, не зависящим от величины номинальной ставки процента), Dm — наклонная прямая спроса денег.

Вопрос №49. Сущность кредитных отношений. Кредитная система

Общеэкономической причиной существования креди­та и кредитных отношений являются товарно-денежные ' отношения. Кредитные отношения не возникают в про­цессе производства, они лишь опосредствуют этот про­цесс в той или иной форме. Объективной основой функ­ционирования кредита выступает движение стоимости в сфере товарного обмена. В силу общественного разделения труда каждому субъекту хозяйствования присущ свой, ин­дивидуальный характер кругооборота и оборота производ­ственных фондов. Гак. например, на предприятиях пище­вой промышленности кругооборот фондов совершается

быстро, за короткое время происходит смена одной фор­мы стоимости другой. В то же время на предприятиях тяже­лого машиностроения кругооборот фондов совершается за более длительный промежуток времени. В результате пер­вые в меньшей мере, чем вторые, испытывают потреб­ность в оборотных средствах, а часто располагают и сво­бодными денежными ресурсами.



Аналогичные процессы прилива и отлива характерны для движения денежных средств акционерных обществ, частных фирм, предпринимателей. Временно свободными могут быть денежные средства населения, государства, бюджетных организаций, собственные средства кредитных учреждений. В то же время и у них на определенном этапе может возникать потребность в дополнительных денежных ресурсах.

Эти противоречия между временно свободными ресур­сами у одних субъектов хозяйствования и потребностью в них у других таких же субъектов разрешаются с помощью кредита и кредитных отношений.

КРЕДИТ — это система экономических отношений, связанных с аккумуляцией временно свободных экономи­ческих ресурсов и предоставлением их во временное пользо­вание на условиях возвратности, срочности и платности.

Кредитные отношения предполагают наличие двух сто­рон сделки — кредитора и заемщика. КРЕДИТОР — это субъект кредитного отношения, предоставляющий сред­ства во временное пользование.

ЗАЕМЩИК — субъект кредитного отношения, полу­чающий ссуду.

КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА — это совокупность кредит­ных отношений и обслуживающих их кредитных учрежде­ний той или иной страны.

Кредитная система включает в себя два звена:

1. банковскую систему,

2. парабанковскую (околобанковскую) систему. Основным критерием выделения этих звеньев в рамках

кредитной системы является их функциональная специа­лизация.

Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной эконо­микой банковская система имеет два уровня. Первый уровень банковской системы представлен Центральным (На­циональным) или иным банком, выполняющим функцию эмиссионного центра страны. Второй уровень образуют ком­мерческие банки (частные и государственные).

Парабанковская система включает в себя специализиро­ванные кредитно-финансовые институты, которые ориен­тируются либо на обслуживание специфической клиенту­ры, либо на осуществление одного-двух видов услуг. К ним относятся:

— лизинговые компании — аренда, имущественный наем;

факторинговые фирмы, занимающиеся торгово-комиссионными операциями, связанными с уступкой постав­щиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате пла­тельщиком (покупателем) долговых требований (платеж­ных документов за поставленные товары или выполнен­ные работы и услуги) и передачей фактору права получе­ния платежа по ним;

ломбарды, представляющие собой кредитные учреж­дения, выдающие ссуды под залог движимого имущества;

инвестиционные компании (фонды) — разновидность кредитно-финансовых учреждений, занимающихся акку­муляцией денежных сбережений мелких инвесторов, ко­торые используются в качестве внешнего источника фи­нансирования акционерных компаний;

финансовые компании, привлекающие денежные сред­ства путем выпуска краткосрочных коммерческих вексе­лей, акций, облигаций или заимствующие средства у бан­ков с целью их дальнейшего инвестирования

— и другие кредитно-финансовые институты.

Вопрос №50. Понятие финансов и их функции. Финансовая система

В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы — это не деньги и не вещи. В эко­номической науке под ФИНАНСАМИ понимают систему

экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Термин "финансы" означает платеж, доход.

Совокупность финансовых учреждений, законов, пра­вил и норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства, называют ФИНАН­СОВОЙ СИСТЕМОЙ.

Основными принципами построения финансовой сис­темы являются:

принцип демократического централизма.

Суть его состоит в праве высшей государственной вла­сти мобилизовывать и использовать значительную часть финансовых средств национальной экономики;

принцип функционального назначения звеньев финансов.

Он предполагает распределение функций по управле­нию финансами между отдельными звеньями финансовой системы;

принцип единства финансовой системы. Управление всеми звеньями финансов базируется на

единых законодательных и нормативных актах.

Финансовые отношения складываются между: государст­вом, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны; физическими и юридическими лицами; юридическими лицами; отдельными государствами.

Звеньями финансовой системы являются: бюджеты раз­личных уровней, начиная с Госбюджета и кончая бюдже­том сельского (поселкового) совета; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резер­вы государства; денежные фонды фирм, организаций и других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные денежные фонды.

В общем виде выделяют финансы: хозяйственных субъ­ектов (фирм, организаций и т.д.); населения; государства.

Финансы выполняют ряд функций, основными из ко­торых являются:

а) создание материальной основы существования самого государства. Привлечение средств осуществляется при по­мощи налогов, займов и денежной эмиссии. При особых обстоятельствах для преодоления кризисных явлений го­сударство может воспользоваться национальным богатст­вом (например, продать часть золотого запаса, предметов искусства и др.);

б) распределительная. С помощью финансов осуществ­ляется распределение и перераспределение валового внут­реннего продукта и национального дохода между классами и социальными группами, между различными сферами об­щественного производства, отраслями материальной и не­материальной сферы;

в) регулирующая. Эта функция проявляется в том, что финансы становятся важнейшим инструментом регулиро­вания микро- и макроэкономических пропорций в обще­ственном хозяйстве. Финансовая политика становится ча­стью экономической политики государства;

г) контрольная. Порядок образования, распределения и использования денежных фондов регламентируется соот­ветствующими правилами и нормами, что дает возмож­ность контролировать их движение.

Вопрос №51. Госбюджет, его структура и функции

ГОСБЮДЖЕТ представляет собой централизован­ный денежный фонд государства, образуемый для мате­риального обеспечения государственных функций.

Бюджет как сводный финансовый план государства рас­сматривается законодательным органом страны и после его утверждения принимает силу юридического закона.

Бюджетное устройство, под которым понимаются ор­ганизация и принципы построения бюджетной системы, определяется государственным устройством. В унитарном (едином) государстве бюджетная система состоит из двух звеньев: госбюджета и бюджетов местных органов власти. В федеративном государстве бюджетная система включает еще одно промежуточное звено - бюджеты членов федерации.

Госбюджет как сводный финансовый план государства состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и рас­ходной. В доходной части показываются источники посту­пления средств в бюджет, в расходной - направление их использования.

Основными доходными статьями госбюджета являются: акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо; доходы от внешнеэконо­мической деятельности; плата за землю; доходы от разме­щения Государственного займа и другие поступления. Рас-

ходы бюджета группируются в несколько крупных расход­ных статей: расходы на финансирование общественного хозяйства; финансирование социально-культурных учре­ждений и мероприятий; содержание органов государственной власти и управления; расходы на оборону; прочие расходы.

Расходы бюджета носят целевой и безвозвратный ха­рактер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое использование называется бюджетным финансированием.

Совокупность государственного бюджета и соответст­вующих ему организаций и учреждений составляет бюд­жетную систему страны. Структура бюджетной системы страны зависит, прежде всего, от ее государственного уст­ройства. Государства с унитарным устройством имеют двух­уровневую структуру — государственный и местные бюд­жеты. В федеративных государствах она трехуровневая: го­сударственный, региональные (субъектов федерации или штатов) и местные бюджеты.

Следует заметить, что в странах с развитыми рыноч­ными отношениями размеры бюджета стараются удержи­вать в минимально-необходимых границах, позволяющих государству решать те задачи, которые не способен ре­шить рынок, и не больше.

Вопрос №53. Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система

НАЛОГИ — это обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе го­сударственного законодательства. Они выражают обязан­ность юридических и физических лиц участвовать в фор­мировании финансовых ресурсов государства. Совокупность налогов, методы и принципы их построения образуют НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ.

В основу построения налоговой системы Республики Беларусь положены принципы налогообложения, вырабо­танные налоговой практикой других стран. К ним относят­ся: однократность обложения; оптимальное сочетание пря­мых и косвенных налогов: четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны: обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней; стабильность ставок налога в течение довольно :игольного периода и простота исчисления платежа.

Налоговое законодательство Республики Беларусь вклю­чает в себя: Налоговый Кодекс; Декреты, Указы и распоря­жения Президента РБ; Постановления Правительства РБ\ Нормативные правовые акты республиканских органов госу­дарственного управления, органов местного управления и са­моуправления.

Законодательные акты государства устанавливают кон­кретные методы построения и взимания налогов, т.е. оп­ределяют конкретные элементы налогов. К последним от­носят:

а) субъект налога — это лицо, которое по закону долж­но платить налог;

б) носитель налога — это лицо, которое фактически уплачивает налог;

в) объект налога - это доход или имущество, с которо­го начисляется налог;

г) ставка налога — это величина налоговых начисле­ний на единицу объекта налога.

Налоги классифицируют:

а) по способу их взимания: прямые и косвенные.

ПРЯМЫЕ налоги взимаются непосредственно с дохо­да или имущества налогоплательщика. КОСВЕННЫЕ -устанавливаются на товары массового потребления и ус­луги и включаются в цену товара и тарифы за услуги. Сре­ди косвенных налогов широкое распространение во мно­гих странах получили акцизы. АКЦИЗ (от лат. accidere -обрезать) — это налог, включаемый в цену товара или тариф на услуги и оплачиваемый покупателем при покуп­ке товара (услуги);

б) в зависимости от направления использования: общие и специфические.

ОБЩИЕ налоги используются на финансирование те­кущих и капитальных расходов государственного и мест­ных бюджетов без закрепления за каким-либо определен­ным видом расходов. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ налоги имеют целевое назначение.

Основным рычагом, с помощью которого государство воздействует на экономические процессы, являются став­ки налогов. Они могут быть: твердые и пропорциональ­ные, прогрессивные и регрессивные.

ТВЕРДЫЕ ставки устанавливаются в абсолютной сум­ме на единицу объекта налогообложения независимо от размеров дохода (например, на 1 тонну нефти). ПРОПОР­ЦИОНАЛЬНЫЕ устанавливаются в одинаковом процент­ном отношении к объекту налога без учета дифференциа­ции его величины. ПРОГРЕССИВНЫЕ ставки предпола­гают возрастание величины ставки по мере роста дохода. РЕГРЕССИВНЫЕ предполагают снижение величины став­ки по мере роста дохода.

Практика налогообложения в большинстве стран с раз­витой рыночной экономикой показывает, что основными налогами являются: подоходный налог, налог на добав­ленную стоимость (НДС), взносы на социальное страхо­вание.

Вопрос №52. Бюджетный дефицит и государственный долг

Под ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА понимают превы­шение его расходной части над доходной. При превыше­нии доходов бюджета над его расходами, образуется ПРО­ФИЦИТ БЮДЖЕТА.

Различают активный и пассивный бюджетные дефици­ты. Активный бюджетный дефицит происходит в результа­те сознательных действий правительства по увеличению расходов бюджета. Если же дефицит бюджета вызван со­кращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности национальной экономи­ки, его называют пассивным.

Причинами образования дефицита бюджета могут быть:

— рост государственных расходов в связи со структур­ной перестройкой экономики и увеличением государст­венных инвестиций;

— чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обыч­ных резервов и приходится прибегать к источникам осо­бого рода;

I— кризисные явления в экономике, се развал, неспо­собность правительства держать пол контролем финансо­вую ситуацию в стране.

Для покрытия дефицита бюджета государство может использовать как внутренние, так и внешние источники. Это:

а) продажа государственных долговых обязательств (займов);

б) займы правительства в Центральном (Националь­ном) банке;

в) внешние займы;

г) эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных де­нег в обращение.

Для того, чтобы дефицит бюджета не был разруши­тельным для национального хозяйства, он не должен пре­вышать определенный уровень. Этот предел определяют:

а) по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП);

б) по отношению к национальному доходу (НД);

в) по отношению к расходам на текущий год.

Как показывает мировая практика, для поддержания стабильной рыночной экономики бюджетный дефицит сле­дует ограничивать 2-3 % к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расход­ной части бюджета.

Заимствуя денежные средства у юридических и физи­ческих лиц (в том числе иностранных) для покрытия де­фицита госбюджета, государство формирует государствен­ный долг. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - это сумма за­долженности внешним и внутренним кредиторам. Его под­разделяют на внешний и внутренний.

Внешний государственный долг — это суммарные де­нежные обязательства страны, выраженные денежной сум­мой, подлежащей возврату внешним кредиторам на опре­делённую дату.

Внутренний долг — это внутренняя задолженность госу­дарства предприятиям и населению, образовавшаяся в свя­зи с привлечением их средств для выполнения государст­венных программ и заказов, выпуском в обращение бу­мажных денег, государственных облигаций и других госу­дарственных ценных бумаг.

Вопрос №54. Мировое хозяйство и предпосылки его возникновения. Структура мировой экономики и типология стран

Мировое хозяйство как система оформилось на ру­беже XIX-XX веков. Объективными основами его форми­рования являются:

а) географическое положение стран;

б) международное разделение труда;

в) обострение глобальных проблем. СТРУКТУРА - это строение, внутреннее устройство

чего-нибудь.

Мировое хозяйство многолико и имеет разнообразную структуру. Оно включает не только отдельные страны, но и их международные группировки, а также международ­ные организации.

Что касается отдельных стран, то до недавнего времени их делили:

а) по степени экономической и политической зависимо­сти: на колониальные, колонии, зависимые.

б) по принадлежности к политическим системам: на со­циалистические, капиталистические, развивающиеся.

в) по принадлежности к "первому ", "второму "и "треть­ему " миру.

К странам "первого мира "относили промышленно раз­витые и некоторые нефтедобывающие страны, получаю­щие высокие доходы от торговли топливными ресурсами. К странам "второго мира" было принято относить госу­дарства с централизованной экономикой, имеющих низ­кий и средний уровень дохода. Странами "третьего мира " называли развивающиеся страны с низким и средним уров­нем дохода.

Сегодня наиболее распространенным критерием клас­сификации стран в мировом хозяйстве является уровень их экономического развития, который характеризуется объе­мом ВВП на душу населения. По этому критерию страны делят на две группы: индустриально развитые страны с развитой рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.

Последнюю группу стран делят на четыре подгруппы: новые индустриальные страны (Бразилия, Гонконг, Китай. Мексика, Сингапур, Южная Корея и некоторые другие); страны, получающие высокие доходы от экспорта топлив­ных ресурсов (Кувейт, Саудовская Аравия); слаборазвитые и экономически отсталые страны (сюда относят страны с низким уровнем дохода, которые находятся в основном в Азии, Африке и Латинской Америке, и страны со сред­ним уровнем дохода, разбросанные по всему миру); стра­ны Восточной Европы и СИГ, которые стали на путь ры­ночных преобразований после распада СССР и мировой системы социализма.

Уровень экономического развития страны и открытость ее экономики определяют и уровень её интегрированности в мировую экономику. ОТКРЫТОЙ называют такую экономику, которая широко интегрирована в мировую хо­зяйственную систему, участвует в международном разде­лении труда, в которой не существует ограничений на перемещение товаров и услуг при экспорте и импорте, или эти ограничения минимальны. ЗАКРЫТАЯ экономи­ка - это экономика страны, не экспортирующей и не им­портирующей товары и услуги.

Открытость национальных границ и непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финан­совых средств через национальные границы ускоряет раз­витие и совершенствование всемирной ИНФРАСТРУК­ТУРЫ, под которой понимают совокупность хозяйствен­ных единиц и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование мирового хозяйства.

Вопрос №55. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве

К числу важнейших форм международных экономи­ческих отношений относятся:

а) международная торговля товарами и услугами.

Объем мировой торговли намного превосходит все ос­тальные виды внешнеэкономических связей, наиболее полно отражая интернациональный характер воспроиз­водства.

Сдвиги в международном разделении труда особенно наглядно проявляются в содержании товарного обмена между странами. Поэтому динамика товарной и географи­ческой структуры мировой торговли наиболее рельефно отражает изменения не только в положении отдельных стран в системе международных экономических отноше­ний, но и мирового хозяйства в целом.

В мировой торговле наблюдается тенденция к расшире­нию взаимной торговли между развитыми странами, объ­единенными в интернациональные группировки. Подроб­нее см. в вопросе 13.3;

б) движение капиталов и зарубежных инвестиций.

В условиях, когда международная конкурентоспособ­ность во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических новшеств, усиливается борь­ба между государствами за привлечение иностранного ка­питала. Подробнее см. в вопросе 13.4;

в) обмен в области науки и техники.

Закон конкуренции вынуждает предпринимателей уве­личивать долю расходов на научные исследования, чтобы идти в ногу с научно-техническим прогрессом и не быть побежденным конкурентом. Если же соединяются эконо­мические, технические и научные ресурсы нескольких стран, то это позволяет решать проблемы научно-техни­ческого прогресса, опираясь на преимущества междуна­родной кооперации труда;

г) международная миграция рабочей силы.

Эта форма экономических отношений получила широ­кое распространение в последнее время. Миграция рабо­чей силы основана на использовании, как правило, более дешевого труда иностранных рабочих из менее развитых стран на низкооплачиваемых работах в отраслях экономи­ки высокоразвитых государств. Подробнее см. в вопросе 13.5;

д) валютно-кредитные отношения.

Наличие разнообразных форм экономических отноше­ний между государствами предполагает наличие соответ­ствующей валютно-финансовой системы, которая обслу­живала бы производственные, торговые, миграционные, научно-технические, социально-экономические и поли­тические отношения.

Валютные соглашения предполагают установление кур­сов и паритетов национальных денежных единиц, условия расчетов, валютные гарантии и ограничения. Подробнее см. в вопросе 13.6.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.