Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос №24. Эластичность предложения и его факторы





Концепция ценовой эластичности применима не только к спросу, но и к предложению. Если производители реагируют на изменение цен, значит предложение эластично и наоборот. Степень чувствительности производителей на изменения цен или т.н. коэффициент эластичности предложения определяется по методике, аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса:

где Q— предлагаемая продукция.

Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количеств, предлагаемых к продаже.

При изучении эластичности предложения по цене отдельно анализируют перекрестную эластичность предложения по цене, которая показывает, как изменится предложение одного товара (Л) при изменении иены другого товара (У). Она рассчитывается с помощью коэффициента перекрестной эластичности предложения по цене:

 

Он показывает, на сколько процентов изменится предложение товара X в результате изменения цены товара У на 1%.

Следует иметь в виду, что значение этого коэффициента для разных товаров может быть различным:

а) для товаров-заменителей повышение цены на один товар вызывает сокращение производства другого товара. Цена одного товара и предложение другого товара изменяются в разных направлениях. Коэффициент перекрестной эластичности предложения по цене в этом случае будет отрицательным (Esxy < 0);



б) для дополняющих товаров повышение цены на один товар сопровождается увеличением производства другого товара. Цена одного товара и предложение другого товара изменяются в одном направлении. В данном случае коэффициент перекрестной эластичности предложения по цене будет положительным (Esxy > 0);

в) для независимых товаров изменение цены одного товара не вызывает изменения предложения другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности предложения по пене здесь будет равен нулю (Esxy = 0).

Кроме цены на эластичность предложения влияют и другие факторы, основными из которых являются: фактор времени; издержки производства; тип продаваемой продукции; наличие незагруженных производственных мощностей; возможность длительного хранения продукции.

Вопрос №26. Экономические субъекты. Домашнее хозяйство как экономический субъект.



Основными экономическими субъектами современ­ной рыночной экономики являются: домохозяйства, пред­приятия (фирмы) и государство.

Домохозяйство - это экономическая единица, состоя­щая из одного человека или семьи. Основные черты до­машних хозяйств:

— являются собственниками факторов производства,

— экономические решения принимают самостоятельно,

— стремятся к максимальному удовлетворению своих по­требностей.

Предприятие (фирма) — это экономическая единица, реализующая основную функцию общественного произ­водства - удовлетворение потребностей людей. Предпри­ятие (фирма):

— самостоятельно принимает основные экономические решения,

— владеет факторами производства и использует их для производства продукции и ее реализации,

— стремится к получению максимальной прибыли. Государство - это правительственные учреждения,

имеющие и использующие юридическую и политическую власть для регулирования экономической деятельности участников рыночных отношений в целях достижения об­щественных целей.

ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА - крупнейший сектор на­циональной экономики. Их роль в рыночной экономике двойная. С одной стороны, они формируют спрос на по­требительские товары и услуги, являясь их покупателями. С другой стороны, домашние хозяйства владеют фактора­ми производства, главным из которых является рабочая сила. Продавая их, они формируют рыночное предложе­ние, получают доходы, которые используют для покупки товаров и услуг.

Таким образом, домохозяйства, с одной стороны, вы­ступают на рынке как покупатели товаров и услуг, а с другой стороны — продавцами на рынке экономических ресурсов. В результате в рамках национальной экономики образуется совокупный поток доходов и расходов с уча­стием домашних хозяйств.



Источниками формирования доходов домохозяйств яв­ляются: заработная плата, доход от предпринимательской и индивидуальной деятельности, доход от личного под­собного хозяйства, дивиденды, доход от сдачи в наем не­движимости, проценты, пенсии, стипендии, пособия по безработице, помощь родственников, алименты, поступ­ления от продажи личного имущества, поступления от продажи недвижимости, прочие доходы и поступления.

Получение доходов, как бы велики они не были, не самоцель домохозяйств. Это лишь средство удовлетворения потребностей их членов. С ростом доходов не только более полно удовлетворяются потребности индивида и семьи, но и меняется структура их предпочтений, которые дают производителю информацию о том, что производить и в каких объемах.

Что касается расходов домохозяйств, то при их анализе следует уяснить понятия "расходы домохозяйств" и "по­требительские расходы домохозяйств". Потребительские расходы домохозяйств включают в себя расходы на покуп­ку продовольственных и непродовольственных товаров и оплату услуг. Потребительские расходы — это лишь часть расходов домохозяйств. Последние включают в себя также затраты денежных средств на производственную деятель­ность и накопления.

Накопление домашних хозяйств представляет собой от­ложенное потребление в текущем периоде с целью увели­чения потребления в будущем (например, покупка мебе­ли, автомобиля и др.).

Вопрос №27. Потребление и полезность.Закон убывающей предельной полезности.

ПОТРЕБЛЕНИЕ представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ для удов­летворения материальных и духовных потребностей людей.

В рыночной экономике потребности людей определяют спрос на товары и услуги. При выборе потребительских благ потребитель (покупатель) руководствуется своими потребностями и располагаемым доходом. Но для того, чтобы рационально распределять свои средства на покупку различных товаров и получать при этом максимум удовлетворения, потребитель должен иметь какую-то основу для их сопоставления.

Экономисты в конце XIX века в качестве такой основы приняли полезность, под которой понимают способность блага удовлетворять какие-либо потребности потребителя.

Термин "полезность" был введен в экономическую науку английским философом И.Бентамом (1748-1832 гг.). Согласно Бентаму, максимизация полезности и является основным мотивом поведения потребителя в его стремлении максимизировать ожидаемое удовлетворение. Потребитель при этом руководствуется своими личными вкусами и предпочтениями.

Очевидно, что для того, чтобы получить наивысшее удовольствие от потребляемого блага, потребитель должен каким-то образом сравнивать, сопоставлять и соизмерять полезности различных благ и их наборов.

Экономическая наука выделяет два подхода к оценке полезности благ:

1. кардиналистский (количественный),

2. ординалистский (порядковый). Кардиналистский подход к анализу полезности основан

на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности - ютилах (от англ. utility — полезность). В этой теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора и определить его общую полезность. Это можно записать в виде функции общей полезности:

где TU— общая полезность данного набора товаров,

Qa, Qв, Qx - объемы потребления товаров А, В, X в единицу времени.

Следует иметь в виду, что когда речь идет о полезности, то подразумевают ее не вообще, а полезность определенного количества того или иного блага. Это значит, что

определенная потребность человека удовлетворяется следующими друг за другом единицами товара. При этом замечено, что последовательно потребляемые единицы какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Впервые этот принцип убывающей полезности был обоснован немецким экономистом Германом Госсеном в 1854 году. На основе его положений был сформулирован первый закон Госсена, который гласит: при последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается. Впоследствии этот закон получил название закона убывающей предельной полезности. На основе его сформулировано правило максимизации полезности: потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы равную предельную полезность . Предельная полезность - это прирост обшей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу. В такой ситуации потребитель не будет стремиться изменять структуру расходов и структуру потребления, ибо такое изменение лишь ухудшит его благосостояние.

Ординалистский подход к анализу полезности основывается на менее жестких предположениях, чем кардиналистский. Здесь от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их "предпочтительности".

Ординалистский подход к упорядочению потребителем товарных наборов по степени их предпочтения базируется на следующих четырех аксиомах:

1. полной упорядоченности предпочтений (т.е. предположении о сравнимости).

Считается, что потребитель способен сравнивать и классифицировать все наборы товаров и услуг в каждый конкретный момент времени. Это достигается с помощью отношений предпочтения ( > ) и безразличия ( ~ ). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что:

а) А > В, т.е. товар А предпочтительнее товара В;

б) В > А, т.е. товар В предпочтительнее товара А;

в) А В, т.е. товары А и В равноценны;

2. аксиоме транзитивности (от лат. "переход ") предпочтений. Суть ее в следующем: если товар А > товара В, а товар В > товара С, то товар А > товара С;

3. аксиоме ненасыщения. Если набор потребляемых благ А содержит на одну единицу блага больше, чем набор В, то А > В, т.е. предполагается, что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров, улучшает положение потребителя;

4. аксиоме независимости потребителя, т.е. удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это значит, что ему не знакомы чувства зависти и сострадания.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.