Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогическая поддержка школьника





Сказанное выше о работе классного руководителя отражает в целом классическое представление об основном воспитателе в школе. Однако в начале 90-х гг. коллективом ученых во главе с О.С.Газманом развивается в рамках личностно ориентированного образования иной взгляд на воспитание в школе и деятельность классного руководителя, в частности. В настоящее время – это инновационное направление научного поиска, концепция и теория, а также методика и практическая деятельность части педагогов. Развивая принципы гуманистической парадигмы, она находит отчасти отражение в документах по модернизации образования. Так, в Стандартах среди психолого-педагогических условий реализации общего образования стоит требование обеспечить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса: охрану здоровья, помощь одаренным и детям с особыми образовательными потребностями, формирование коммуникативных навыков и пр. Для этого в школе есть должность педагога-психолога, социального педагога. Авторы же концепции педагогической поддержки обосновывают идею педагогической помощи всем детям в самоопределении, саморазвитии, самореализации в становлении ребенка как индивида, индивидуальности, субъекта собственной жизни и деятельности.



«Педагогическая поддержка была заявлена как особая, инновационная, сфера педагогической деятельности, направленная на самостановление и самоопределение ребенка. Педагогическая поддержкапроцесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, мешающих сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в различных сферах деятельности и жизнедеятельности».[3]

По мнению ученых, педагогическая поддержка является особой сферой деятельности школы: воспитание и обучение — это полюс социализации, а педагогическая поддержка — это полюс индивидуализации. Авторы справедливо считают, что классическая школа направлена преимущественно на социализацию, т.е. на формирование личности с заданными сверху ценностными ориентирами, социально одобряемым поведением. Гуманистический подход к образованию требует, по мысли авторов, сделать акцент на индивидуализации образования, на обеспечении саморазвития личности, и механизмом этого является педагогическая поддержка.



«Если же цель образования — индивидуализация, то ясно, что ребенок должен пройти путь проявления себя и собственной жизнедеятельности в различных ипостасях, задающих его целостность: индивидной, субъектной, личностной. Это — путь «выращивания» его собственной индивидуальности. Для того чтобы обрести ориентиры в самом ребенке, педагогика должна приспособиться к задачам его самостроительства, а не приспосабливать и не адаптировать его к обстоятельствам. Поэтому О.С. Газман и говорил, что на смену педагогике необходимости должна прийти педагогика свободы.

С этим основополагающим тезисом он и связывал педагогическую поддержку как возможность перехода от декларативного постулата «Ребенок — субъект воспитания» к методически обеспеченной системе саморазвития личности в качестве помощи ребенку в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации в разных ситуациях:

- самостоятельного решения им своих жизненных проблем;

- преодоления трудностей учения, общения, здоровья;

- проведения досуга».[4]

Такова вкратце теоретическая основа педагогической поддержки. Авторы в 90-е гг. проводили экспериментальную работу по вводу в практику школы методики педагогической поддержки ребенка. Они считают, что идея помощи ребенку в его самоопределении не только должна изменить профессиональное сознание учителя, но что педагогическая поддержка школьника должна быть самостоятельной педагогической деятельностью и что главным исполнителем её в школе должен быть освобожденный классный руководитель, или классный воспитатель.



Педагогическая поддержка означает, по мысли авторов, смену профессионального мировоззрения, обретение иной педагогической культуры воспитателя, в которой главный тезис состоит в том, что ребенок в общении с педагогом, в образовательном процессе имеет право и возможность быть субъектом и творцом собственной деятельности и жизни. Акцент в работе классного воспитателя делается на индивидуальной работе с учащимися, в которой следует использовать метод педагогического консультирования. Суть его в том, что педагог-консультант помогает в различных формах ребенку в решении его, ребенка, проблем в учении, выборе профессии, в общении с окружающими, в саморазвитии, в конфликтах с другими и с собой и т.д.

Вот как выглядят рекомендации авторов педагогической поддержки воспитателю в общении с ребенком:

1. Контролируйте свои эмоции. Успокойтесь и подбодрите себя.

2. Передайте ребенку ответственность за его поступки.

3. Взаимодействуйте с ребенком, опираясь на его позитивные черты.

4. Поверьте в то, что ребенок знает, как надо поступать правильно.

5. Замечайте случаи, когда вы пытаетесь принимать решения за ребенка.

6. Научитесь радоваться, когда ребенок принимает решение

7. Измените взгляды относительно ребенка.

8. Учите детей видеть и учитывать все последствия принятого решения.

9. Установите отношения доверия.

10. Умейте договариваться.

11. Научитесь слушать себя и других. Без этого понять другого нельзя.

12. Не надо жертвовать собой. Педагогическое общение предполагает равенство и защищенность прав и интересов не только детей, но и воспитателей.

В принципиальных положениях педагогической поддержки можно видеть фундаментальные особенности образования 20-21 веков, главные направления его развития: индивидуализация и психологизация образования и воспитания. Педагогическая поддержка, несомненно, является инновационным подходом в русле этих тенденций, однако не стоит забывать, что (об этом мы писали выше) консультант в зарубежной школе может использовать и социально ориентированный, директивный подход. Педагогическая поддержка в России имеет особую актуальность в силу авторитарной инерции нашего образования и всей общественной жизни. Документы по реформированию образования в России ярко выражают базовое направление на гуманизацию и демократизацию школы и педагогического сознания, но надо помнить, что не от одной школы зависит качество «человеческого капитала», нравственная культура граждан. Больше всего нравственность наших детей и молодежи зависит от состояния общества, от социально-политических, культурных процессов, от гуманизации и демократизации жизни в стране.

Дополнительные тексты и задания

1. Изучив основной и этот текст, дайте ответ на вопрос: что такое воспитательная система школы и как её создать? Форма отчета: резюме.

Примером того, как в обычной школе в наши дни на базе формально существующей системы можно создать и развивать своеобразную школьную систему, служит московская школа 825, директор В.А. Караковский. Особенностью воспитательной системы при ее создании и системообразующей деятельностью был весенний коммунарский сбор – трехдневная жизнь за городом по нормам и законам коммунарского движения. Сбор создавал особый эмоциональный настрой, там устанавливалось неформальное общение, отношения, атмосфера некоего идеального братства, идеальной жизни.

Второй особенностью системы явились ключевые общешкольные дела в течение года, своего рода традиции: творческая учеба (ТУ), праздник песни, праздник знаний. В дальнейшем внеурочная деятельность все тесней соединялась с учебным процессом. Взаимопроникновение учебной и внеучебной сфер школы стало еще одной характерной чертой воспитательной системы школы В.А. Караковского. Формы этого объединения – познавательная игра «Робинзонада», дидактический театр, общественный экзамен, аукцион знаний, Ломоносовский месяц, включавший экспедицию в Холмогоры, научную конференцию, межпредметные уроки, затем месяц Москвы и другие.[5]

Итак, коллективная творческая деятельность в разных формах внеурочных и учебных занятий, вобравших в себя элементы неформальной, свободной деятельности и теплого, дружеского общения педагогов и детей, создает основу воспитательной системы школы. Большую роль в ее жизни играет личность генератора идей и организатора – директора, его помощников из учителей и ученического актива, а также общая атмосфера, стиль общения, поведения, идеалы и ценности всего коллектива, бережно сохраняемые. Дополняют систему органы управления: Большой совет, представители всех классов, собирающиеся 2-4 раза в год, постоянные и временные органы самоуправления, дежурные командиры. Система существует уже более 30 лет.

2. Изучите методику занятия с психологическими играми и примеры игр, оцените возможность их использования в практике школы. Напишите конспект такого занятия.

Примеры игровых упражнений. «Комплимент». Все по цепочке говорят друг другу комплимент - то, что действительно искренне находит и ценит человек в своем товарище по классу. Начинает учитель со слов: Уж если что мне в тебе нравится, то это... Тот, кому сказан комплимент, благодарит и обращается с такими же словами к следующему. Так, пока комплимент не вернется к начавшему. Упражнение заставляет внимательно и доброжелательно взглянуть на окружающих, учит выражать свое отношение.

«Джунгли» (Русский вариант «Тайга»). Это проективный тест - такая ситуация, материал, в действии с которым человек проявляет себя, свои взгляды, оценки. Ведущий предлагает каждому представить джунгли с их богатой природой и выбрать того обитателя тропиков, которым участник хотел бы быть: животным, растением или горой, лужей, облаком... Надо не просто назвать, но обрисовать свой предмет или существо. Ведущий помогает вопросами: какое оно, что делает, чувствует и прочее.

«Характеристика-сравнение». Упражнение учит видеть особенности другого человека, быть внимательным к окружающим, развивает образное мышление. Учитель предлагает описать кого-то из группы с помощью сравнения: если бы он (она) был дом, то это... избушка. Надо описать это подробней, с деталями. Давать характеристику могут индивидуально и группами в 3-5 человек разным членам всего класса. Лучше, если дают сразу несколько сравнений: цветок, книга, автомобиль, бытовой прибор и пр. Затем сравнения зачитываются, все должны угадать по ним товарища.

«Волшебный магазин». Упражнение стимулирует самопознание, способность характеризовать себя, умение видеть свои достоинства и недостатки. Учитель говорит, что в его «магазине» есть всё: человеческие свойства, чувства, поступки, способности, умения. Их можно «купить» в обмен на то, что каждому не нужно. Покупающий должен подробно описать то, что он «продает», и то, что он хочет приобрести. Например: «Хочу продать свои двойки по русскому языку, ну, очень они мне надоели». - Это интересно, а как ты их набрал столько? Расскажи, тогда я решу, на что мы их обменяем... Можно торговаться. Таким образом, ученики называют свои проблемы, свойства, от которых хотели бы избавиться и которые хотели бы иметь.

3. Составьте свое представление и теории и технике педагогической поддержки и возможностях её в современной отечественной школе. Форма отчета: резюме.

В зарубежной школе встречаются различные модели деятельности взрослых, обозначенные как отдельные в целостной системе поддержки: тьютор, куратор (индивидуальный, групповой помощник), психолог, советник-руководитель, советчик-консультант, консультант по выбору профессионального пути, учитель компенсирующего обучения, координатор по защите прав ребенка или школьный социальный работник.

Важно отметить, что сущность деятельности специалистов, работающих в системе педагогической поддержки, — превентивная и оперативная помощь ребенку в ситуации различных проблем.

Несмотря на различие в социокультурной ситуации России и Запада и разные традиции организации школьной системы, учителя-предметники являются, с точки зрения воспитателей, объективным тормозом в осуществлении гуманной практики педагогов-«поддерживателей». Ориентация предметников на формальное усвоение детьми знаний и демонстрацию ими хороших учебных результатов часто мешает им увидеть проблему ребенка и изменить хотя бы на время установки для оценивания его учебных результатов.

Педагоги, занимающиеся поддержкой, приводят примеры того, как взрослые не только оставляют ребенка один на один с его проблемой, но и даже не в состоянии осознать, что совершают жесткие действия по отношению к конкретным детям.

«Валя — сообразительная девочка, — пишет классный воспитатель из Ханты-Мансийского округа. — Но она имеет проблемы по математике еще с начальной школы. Ее отец — офицер, девочка сменила за шесть лет учебы четыре школы. Я сама дополнительно занимаюсь с ней по своему предмету и вижу, что она способна догнать других ребят и готова трудиться. Но учитель математики сказал, что у него времени нет, пусть родители нанимают репетитора, что невозможно — семья едва сводит концы с концами, поскольку растет еще один ребенок. Вчера на уроке математики произошел конфликт. Валя в отчаянии защищается, как может!»

Педагоги разных стран признают, что традиционная социальная система школы негибка и негуманна к детям и молодежи, что молодежь становится заложницей необдуманной социальной и школьной политики. Педагоги подчеркивают, что их усилий недостаточно, чтобы оградить детей от социальных невзгод. При этом они приводят примеры, когда ребенок при поддержке педагога оказывается успешнее в трудных ситуациях.

Важно подчеркнуть, что ребенок на Западе воспитывается в «культуре обращения» за помощью в ситуации проблемы. Дети не только знают, где и какую помощь они могут получить, но и спокойно обращаются к различным специалистам в школе и вне ее за помощью порой по весьма интимным проблемам.

Сегодня в России также начинают функционировать центры, связанные с социальной и психологической поддержкой детей. Однако пока только создаются предпосылки для возникновения «культуры обращения». Не секрет, что обращаются за советом к специалистам не сами дети, а взрослые, как правило, родители, реже — педагоги. Не секрет и то, что специалисты по поддержке ставят неутешительные диагнозы: учителя нередко становятся источником проблем ребенка, но не признают это, а у воспитателей нет рычагов, чтобы защитить детей от субъективизма учителей и их произвола.

 

Источники.

  1. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 2007.

2. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.Н.Михайлова и др.; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой; [науч. ред. Н.Б.Крылова]. – М., 2006.

  1. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Составитель Е.И.Соколова /Под общ. ред. Н.Л.Селивановой. – М., 1998.
  2. Воронов В.В. Технология воспитания. – М.: Школьная пресса, 2000.

 

 


[1] Глассер У. Школы без неудачников. - М., 1991. С. 111-120.

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2011. С.24.

 

[3] Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.Н.Михайлова и др.; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой; [науч. ред. Н.Б.Крылова]. – М., 2006. С.35.

[4] Там же. С. 37.

[5] Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998. С. 191.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.