Сделай Сам Свою Работу на 5

Упражнение 2. «Почтительная вербализация»





Участники объединяются в пары по кругу. Один из них — нападающий, его задача – агрессивно нападать на партнера. Задача сидящих напротив — снизить напряжение его партнера с помощью почтительно выполненной техники вербализации чувств. Парам дается две минуты, чтобы подготовить демонст­рационную сценку. По истечении времени пары по очереди должны продемонстрировать свои сценки. Всякий раз после окончания сценки ведущий спрашивает у группы: «Было ли это сделано почтительно? Было ли это сделано эффективно?».

Материал: таблица формул вербализации чувств.

Формулы вербализации чувств

Менее уважительные Более уважительные

формулировки формулировки

Вы не понимаете; я не понимаю Вы удивлены; я удивлен

Вам неприятно; мне неприятно Вы огорчены; я огорчен

Вам противно; мне противно Вы возмущены; я возмущен

Вы нервничаете; я нервничаю Вас беспокоит; меня беспокоит

Вам обидно; мне обидно Вас задевает; меня задевает

Вы злитесь; я злюсь Вы сердитесь; я сердит

Вы боитесь; я боюсь Вы опасаетесь; я опасаюсь

Вопросы для обсуждения:

· Какие формулировки оказались наиболее эф­фективными?



· Как вы думаете, насколько приемлема данная техника в профессиональной деятельности учителя?

Упражнение 3. «Подчеркивание общности»

Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, броса­ющий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет…», и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба быва­ем несколько прямолинейны». Тот, кто получает мяч, отвеча­ет: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я по­думаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Вопросы для обсуждения:

· Какие трудности испытывали при выполнении данного упражнения?

· Что было легче всего делать?

Упражнение 4. «Метафорическая вербализация»

Участники объединяются в пары. Выбирается для разыгры­вания какая-либо конфликтная ситуация. Один участник пары «нападает» на другого участника. Тот, на кого «напали», должен ответить метафорическим описанием своего состояния. Напри­мер, один участник может сказать: «По-моему, вы уже забыли о нашем вчерашнем разговоре». Второй участник может ответить: «чувствую себя как школьник, отвечающий у доски».



Варианты ответа: «Я чувствую себя как подсудимый в зале», «Я чувствую себя как Дюймовочка в тюльпане: упала и барахтаюсь в цветке».

Метафора должна быть яркой и в тоже время мягкой, правдивой и в то же время шутливой, точной и в тоже время уважительной по отношению к себе.

Вопросы для обсуждения:

· В какой роли «нападающего» или «защищающегося» вы себя лучше чувствовали?

· Возникали ли трудности в подборе метафор?

Задания для самостоятельной работы:

1. Отработайте практически техники почтительной и метафорической вербализации.

2. Дополните список формул вербализации чувств из упражнения №3.

3. Подберите пять техник для снятия эмоционального напряжения в процессе диалога.

Методические рекомендации:

· список формул вербализации чувств необходимо представить в тетради;

· подобранные техники для снятия эмоционального напряжения в процессе диалога (задание №3) оформите на карточках.

Модуль 4. Психологические методы саморазвития.

Занятие 1. Способы ситуативной регуляции в напряженной ситуации

Цель: ознакомление студентов со способами непосредствен­ной саморегуляции эмоционального состояния во время дей­ствия напряженных факторов.

Задачи:

a. продемонстрировать студентам техники, которые можно применять перед возможной стрессовой ситуацией;



b. создать условия для овладения студентами навыками самоконтроля эмоционального состояния;

c. научить прислушиваться к ощущениям своего тела.

Ход занятия:

Упражнение 1. «Падение»

Это наиболее простая техника, которую хорошо применять перед возможной стрессовой ситуацией или после нее.

Методика выполнения:

1. Встать прямо, ноги поставить на ширине плеч, вес дол­жен быть равномерно распределен между обеими ногами.

2. Вытянуть руки к потолку, расправить пальцы. Подни­маться на цыпочки, представляя, что тянетесь к чему-то при­ятному, например, к солнцу, к банану на пальме и т.д.

3. Постепенно расслабить ступни, опустить их на пол. Од­новременно позволить рукам расслабиться, но не опускать их, затем постепенно опустить только кисти.

4. Раздвинуть локти в стороны, «уронить» кисти и пред­плечья так, чтобы тыльные стороны ладоней оказались по обе стороны от лица.

5. Позволить рукам свободно «упасть» в стороны. Пусть это сделает сила тяжести, а не мышцы. Опустить плечи, но не сутулиться, почувствовать вес расслабленных рук.

6. Позволить верхней части тела свободно «упасть» вниз, корпус должен быть полностью расслаблен, руки и голова «ви­сят» свободно, шея расслаблена.

7. Слегка согнуть колени, ноги должны быть полностью расслаблены.

8. Почувствовать, как растягивается спина, слегка покачаться на полусогнутых ногах.

9. Сконцентрироваться на ощущениях в спине. Выпрямить­ся от позвонка к позвонку, принимая естественно расслаблен­ное положение.

10. Сделать глубокий вдох, напрягая мыш­цы еще больше, на выдохе попытаться их расслабить.

11. Повторить выполнение последнего приема несколько раз, чтобы «раскачать» мышцы.

Упражнение 2. «Внутренний взор»

Принять релаксирующую позу. Если это невозможно, сесть выпрямившись на жестком стуле. Сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сконцентрироваться на напряженной груп­пе мышц. Представить, что на вдохе воздух проходит через напряженные мышцы, вместе с воздухом в них входит успока­ивающая, расслабляющая энергия. Затем выдохнуть усталость и напряжение, скопившееся в мышцах.

Упражнение 3. «Зажимы по кругу»

Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участни­ки двигаются несколько секунд (15—20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение — полностью расслабляют напряженный участок тела.

После окончания этой части упражнения ведущий дает уча­стникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, и при этом продолжать спокойно идти по кругу, вспомнить обычное для себя напряжение (свой обычный зажим). Посте­пенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15—20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с обычным зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3—5 раз.

Упражнение 4. «Релаксирующая поза»

Найти ровную не очень жесткую, но и не мягкую поверх­ность, лечь на спину. Раскинуть в стороны руки и ноги так, чтобы не испытывать дискомфорта. Проконтролировать пра­вильность позы: пятки должны быть разведены, ноги естественно отклонены в стороны, руки отведены от тела на удобный угол, ладони повернуты по собственному усмотрению вверх или вниз. Необходимо почувствовать себя «утонувшим» в полу. Если по­является ощущение неудобства, следует поискать более удобное положение. Полежать в таком положении 5 минут. Почувствовать напряжение мышц и попытаться убрать его.

Упражнение 5. «Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начина­ют интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Упражнение 6. «Дождик»

Участники становятся в круг друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящему. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли па­дают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине. Затем потоки становятся все меньше, капли реже и совсем прекращаются.

Задания для самостоятельной работы:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.