Сделай Сам Свою Работу на 5

гл.5. Аскеза и капиталистический дух





Для понимания связи между идеями аскетического протестантизма и правилами экономических будней необходимо обратиться к тем богословским произведениям, которые выросли из повседневной душеспасительной практики. Ибо в те времена мысли о потустороннем мире заполняли жизнь людей, а от допущения к причастию зависело социальное положение христианина... Поскольку наиболее последовательное обоснование идее профессионального призвания дает выросший на почве кальвинизма английский пуританизм, мы ставим одного из его представителей в центр нашего исследования - пресвитерианин Ричард Бакстер (XVII в.):

    • богатство: морального осуждения достойны успокоенность и довольство достигнутым, наслаждение богатством и вытекающие из этого последствия - бездействие и плотские утехи - и прежде всего ослабление стремления к "святой жизни". И только потому, что собственность влечет за собой эту опасность бездействия и успокоенности, она вызывает сомнения.
    • лишь деятельность служит приумножению славы Господней, главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени: на светские развлечения, "пустую болтовню", роскошь, даже на превышающий необходимое время сон - не более шести, в крайнем случае восьми часов.
    • когда они отдыхают: созерцание менее угодно Богу, чем активное выполнение его воли в рамках своей профессии. К тому же для занятий такого рода существует воскресенье. По мнению Бакстера, люди, бездеятельные в своей профессии, не находят времени и для Бога, когда приходит час Его.
    • труд: необходимость упорного, постоянного физического или умственного труда. Труд - лучшая мера против всех искушений "нечистой жизнью". Труд - поставленная Богом цель всей жизни человека. Богатство не освобождает от необходимости трудиться. Нежелание работать - симптом отсутствия Божьей благодати.

Здесь отчетливо обнаруживается отличие от средневекового отношения к этой проблеме. Фома Аквинский тоже дал свое толкование этих слов апостола Павла: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь". Однако в его истолковании труд необходим лишь для поддержания жизни как отдельного человека, так и человечества в целом. Там, где отсутствует эта цель, теряет свою силу и это предписание. На того, кто обладает необходимым имуществом и может существовать не работая, это предписание не распространяется...





    • профессия: провидение Господне дало каждому профессию (calling), которую он должен принять и на стезе которой должен трудиться; это профессиональное призвание здесь не судьба, с которой надо примириться и которой надо покорно следовать (как в лютеранстве), а требование Бога к каждому человеку трудиться к вящей славе Его.

Средневековый взгляд: Фома Аквинский рассматривал разделение труда и деление общества по профессиям как прямое следствие божественного плана мирового устройства. Введение же человека в этот космос происходит соответственно склонностей различных людей к различным профессиям и случайно по своему характеру.

У Бакстера же прагматическое толкование разделения труда: Специализация ведет, способствуя выучке (skill) рабочего, к количественному повышению производительности труда и тем самым служит общему благу (common best), которое тождественно благу наибольшего числа людей. Работник определенной профессии занят упорядоченной деятельностью, в отличие от тех, кто пребывает в вечном замешательстве, совершая свои действия вне постоянного места и времени... поэтому определенная профессия ("certain calling") является наивысшим благом для каждого человека. "Вне определенной профессии всякая дополнительная деятельность не что иное, как случайная работа; выполняя ее, человек больше времени лентяйничает, чем трудится". Тщательное и методичное выполнение своих профессиональных обязанностей. Не труд как таковой, а лишь рациональная деятельность в рамках своей профессии угодна Богу.



    • прагматизм: пуритане не отвергают перемену профессии, если только это не совершается легкомысленно, а проистекает из желания заняться более угодной Богу, что означает - более полезной деятельностью. Полезность профессии и, следовательно, ее угодность Богу в первую очередь определяются с нравственной точки зрения, затем степенью важности, которую производимые в ее рамках блага имеют для "всего общества"; однако в качестве третьего и практически безусловно наиболее важного критерия выступает ее "доходность". Ибо если Бог, перст которого пуританин усматривает во всех обстоятельствах своей жизни, представляет кому-нибудь из своих избранников какой-либо шанс для извлечения прибыли, то верующий христианин должен следовать этому указанию и использовать предоставленную ему возможность.
    • желание быть бедным было бы равносильно желанию быть больным и достойно осуждения, т.к. наносит ущерб славе Божьей. Что же касается нищенствования, которому предается человек, способный работать - это грех бездеятельности.

Влияние, которое идея профессионального призвания аскетического протестантизма оказала на сферу современной предпринимательской деятельности:

    • один из главных компонентов современного капиталистического духа и всей современной культуры, - рациональное жизненное поведение на основе идеи профессионального призвания - возник (и настоящая работа посвящена доказательству этого) из духа христианской аскезы.
    • пуритане проявляли ярко выраженную тенденцию к унифицированию стиля жизни, которая в настоящее время служит капиталистическим интересам стандартизации продукции.
    • свою основу жизненный уклад современного капитализма находит в этике аскетического протестантизма. Мысль об обязательстве человека по отношению к доверенному ему имуществу, которому он подчинен в качестве управителя или даже своего рода "машины для получения дохода", ложится тяжелым грузом на всю его жизнь и замораживает ее. Чем больше имущество, тем сильнее чувство ответственности за то, чтобы имущество было сохранено в неприкосновенности и увеличено неустанным трудом.
      *т.е. когда кто-либо занимается бизнесом, то обязательно - "от и до", необходимо все время "держать руку на пульсе", невозможно остановиться и отдохнуть, а последний отпуск был много лет назад...*
    • мирская аскеза протестантизма со всей решительностью отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Аскеза требовала от богатых людей не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы практически полезным целям. Препятствия на пути к потреблению нажитого богатства служили его использованию в качестве инвестируемого капитала.
    • пуританизм с его антипатией к феодальному образу жизни должен был заметно ослабить широко распространенную повсюду тенденцию приобретать на нажитый капитал дворянские земли. Английские писатели-меркантилисты XVII в. видели причину превосходства голландского капитала над английским в том, что в Голландии (в отличие от Англии) нажитые состояния не вкладывались в землю и, что гораздо важнее - владельцы крупных капиталов не стремились воспринять аристократический образ жизни и превратить свою собственность в феодальное владение, что вывело бы ее из сферы капиталистического предпринимательства. Повсюду, где утверждалось пуританское мироощущение, оно при всех обстоятельствах способствовало установлению буржуазного рационального с экономической точки зрения образа жизни.
    • полная интенсивной религиозной жизни эпоха XVII в. завещала безупречно чистую совесть (которую с полным основанием можно назвать фарисейской), сопутствующую наживе, если только эта нажива не выходит за рамки легальности. Так возникает специфически буржуазный профессиональный этос.
    • Кальвину принадлежит часто цитируемое изречение, что "народ" (то есть рабочие и ремесленники) послушен воле Божьей лишь до той поры, пока он беден. Т.е. люди в своем большинстве работают лишь тогда, когда их заставляет нужда. Сформулированный таким образом лейтмотив капиталистического хозяйства вошел затем в теорию "производительности" низкой заработной платы в качестве одного из ее компонентов.
    • современная профессиональная деятельность носит отпечаток аскетизма: ограничение человеческой деятельности рамками профессии вместе с отказом от фаустовской многосторонности (который, естественно, вытекает из этого ограничения) является в современном мире обязательной предпосылкой плодотворного труда. Для Гёте осознание этого факта означало отречение и прощание с эпохой гармоничного, прекрасного человека, с эпохой, повторение которой для нашей культуры столь же невозможно, как для древности невозможен был возврат к эпохе расцвета афинской демократии. Пуританин хотел быть профессионалом, мы должны быть таковыми.
    • по мере того как аскеза начала преобразовывать мир, оказывая на него все большее воздействие, внешние мирские блага все сильнее подчиняли себе людей и завоевали наконец такую власть, которой не знала вся предшествующая история человечества. В настоящее время дух аскезы ушел из мира, в котором победил капитализм.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.