Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы подготовки заключения





1. Как правило, заключение должно быть кратким.

Хотя заключение является важнейшей частью проповеди и требует особенно тщательной подготовки, оно ни в коем случае не Должно быть излишне долгим. Напротив, заключение должно быть скорее кратким.

Нельзя определить точное время, необходимое для заключения, однако проповедник должен следить за тем, чтобы все части его проповеди были пропорциональны. Эта пропорция должна учитывать значение заключения, где следует подвести итоги проповеди и повторить главные ее идеи.

Некоторые проповедники имеют привычку информировать свою конгрегацию о том, что проповедь подходит к концу. Они говорят в таких случаях: "в заключение" или "в завершение". Но вместо обещанного конца они говорят еще минут 10-15, а аудитория надеется, что проповедь вот-вот закончится, и проповедник не должен обманывать ее ожидания.

Человек за кафедрой должен чувствовать, когда он уже достаточно полно изложил тему, и незамедлительно завершить свое выступление.

2. Заключение должно быть простым.

Проповеднику не следует стремиться к тому, чтобы заключение было цветистым в стилистическом отношении. Оно должно быть простым, доступным и ясным по языку, но вместе с тем проникать в сердца людей куда эффективнее, чем масса высоких слов.



Важным правилом в подготовке заключения является выбор слов, ясных для каждого слушателя.

3. Каждое слово заключения должно быть тщательно продумано.

Заключительные слова должны быть подобраны таким образом, чтобы слушателей впечатлила изложенная только что проблема, либо они должны придавать важность и остроту вашему сообщению. Для этого необходимо, чтобы заключительным словам была присуща хотя бы одна из следующих характеристик:

а) Подчеркнутое и живое повторение главной мысли проповеди.

Представьте себе, например, что проповедник вел речь об Иоанна 15:1-8. Проповедь называлась "Плодотворное христианство". И ее можно было заключить такими словами:

"Не следует ли нам спросить самих себя: а плодотворно ли мое христианство? Иисус говорит: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам"".



Проповедь по этой теме можно представить в виде такого плана:

Название: "Плодотворное христианство".

Текст: Иоанна 15:1-8.

Введение: 1. Библия содержит в себе много важных мыслей, касающихся жизни христианина.

2. Для того чтобы научить нас некоторым истинам, Иисус иногда использует простые иллюстрации или сравнения, в данном случае сравнение с виноградом и лозой.

Посылка: Одной из целей христианина должно стать превращение своей жизни в жизнь плодотворную.

Вопросительное предложение: Как мы можем стать "плодоносящими"?

Предложение-связка: Рассматривая основные черты сравнения в Иоанна 15:1-8, мы можем узнать, как стать "плодоносящими".

I. Виноградная лоза (ст. 1-5).

1. Этот образ говорит об Иисусе, истинной виноградной лозе (ст. 1).

2.Этот образ говорит об отношении Иисуса к нам (ст. 5).

II. Ветви (ст. 2-6).

1. Этот образ относится к нам (ст. 2,4-5).

2. Этот образ относится к тем из нас, кто принесет много плода (ст. 4-6).

3. Этот образ говорит о тех из нас, кто впоследствии будет очень плодороден (ст. 2,5,9).

III. Виноградарь (ст. 1,2,6,8).

1. Этот образ говорит о Боге, Который удаляет бесплодные ветви (ст. 1,2,6).

2. Этот образ говорит о Боге, Который ухаживает за виноградом (ст. 2).

3. Этот образ говорит о Боге, Который прославляется, когда мы становимся плодоносящими (ст. 8).

Заключение:

1. Каждый верующий может стать плодотворным христианином.

2. Заключительные заметки (смотри выше).

б) Цитата из текста.

Если проповедник избрал Иоанна 15:4, он может заключить проповедь словами Иисуса: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам".



в) Цитата из другого места Писания также подкрепит вашу мысль.

Если снова предположить, что наша проповедь касается Иоанна 15:4, то проповедник может припомнить, например, Галатам 5:22-23: "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание".

В тематическом плане, показанном ниже, мы избрали в качестве заключения всего один стих из Библии.

Название: "Что такое дом христианина?"

Вступление:

1. Определение. "Дом - это царство отца, мир матери и рай для ребенка".

2. Необходимость дня: больше счастливых семей - больше христианских семей.

3. Библия определяет идеалы для семьи.

Посылка: Христианский дом - это дом, основанный на христианских идеалах.

Вопросительное предложение: Каковы идеалы, которые мы находим в Писании и которые касаются дома христианина?

Предложение-связка: В Библии мы находим, как минимум, три черты такого дома.

I. Это дом, где царит любовь.

1. Отношения между родителями (Тит.2:11; Кол.3:19; Еф.5:25,28-33; 2Кор.13:4-7).

2. Дети и родители (Тит.2:4; Быт.22:2).

II. Это дом, где царит авторитет родителей.

1. Отец - высший авторитет (Еф.6:4; 6:1-2).

2. В нужном духе (Еф.6:4; Кол.3:21).

III. Это дом, где присутствует Иисус.

1. Как Бог (Еф.5:22 - 6:4).

2. Для того чтобы показать Свое могущество, когда Ему повинуются (Ин. 2:1-11).

Заключение: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Ин. 14:21)

г) Цитирование подходящего случаю стихотворения или одной-двух строк из церковного гимна.

Как мы уже указывали в главе 9, цитаты из стихотворений или гимнов должны быть очень короткими, обычно не больше двух строф.

д) Призыв.

Если проповедник читает проповедь по теме "Трое, погибшие на Голгофе", говоря о казненных вместе с Иисусом, он может завершить свою проповедь такими запоминающимися словами:

"Каждый мужчина и каждая женщина могут в наши дни ощутить себя на месте одного из разбойников, казненных на Голгофе. Послушны мы или не послушны, прощены мы или не прощены, спасены или не спасены? Подумайте: какое место - для вас?"

Давайте еще раз рассмотрим план проповеди по Луки 15:11-24 и обратим внимание на заключение. На сей раз оно состоит из иллюстрации и призыва. А призыв в данном случае несколько напоминает тог, о котором шла речь выше.

Название: "Потерянный и обретенный".

Введение:

1. На Всемирной выставке в Чикаго с целью помочь родителям отыскать потерявшихся на территории детей власти создали "бюро находок" для детей

2. 15-я глава Евангелия от Луки - это такое же "бюро находок" в Библии. Там Иисус рассказывает о трех вещах и существах, которые сначала были потеряны, а затем обретены вновь - овце, серебряной монете и сыне.

3. Рассказ о сыне, который был потерян, а потом обретен вновь иллюстрирует историю раскаявшегося грешника, который тоже был "потерян и обретен".

Предмет: Вехи истории раскаявшегося грешника.

I. Вина грешника (ст. 11-13).

II. Мытарства грешника (ст. 14-16).

III. Раскаяние грешника (ст. 17-20).

IV. Восстановление грешника в правах (ст. 20-24).

Заключение:

Иллюстрация: "Был в этой истории и другой потерянный человек - старший сын. Он находился в поле, когда его брат возвратился домой. И когда отец призвал его принять участие в празднике по поводу возвращения брата, тот отказался. Он мотивировал это тем, что прожил жизнь правильно и заслужил не прощение, а награду Младший сын, напротив, был Потерян и вел совершенно иной образ жизни, и домой его привело чувство вины.

Эти два сына символизируют два типа людей: тех, кто по своей воле приходит к Богу, признавая свои грехи и ощущая нужду в прощении, и тех, кто в своей "правильной" жизни вовсе не ощущает потребности в прощении.

А вы, подобно заблудшему сыну, могли бы прийти к Богу и признать свою вину? Или, может быть, вы, подобно второму сыну, считаете себя безгрешным человеком?

Спаситель говорит, что кто бы ни пришел к Нему, Он никого не отвергнет. Не пора ли обратиться к Богу?

Обратите внимание на то, что в этом последнем примере, как и в предыдущем, заключительные слова, по форме являющиеся призывом, сформулированы в виде вопроса. И слушателю остается задуматься над этим вопросом и дать на него ответ.

4. В плане проповеди заключение следует отражать в виде нескольких сжатых фраз.

Подобно всем Другим частям проповеди, заключение должно быть выражено в плане короткими предложениями, причем каждая новая мысль или идея должна записываться с новой строки.

Пример, приведенный ниже, относится к заключению проповеди по псалму 22.

Итак, заключение можно записать в плане следующим образом:

Заключение:

Овцы Христа знают голос Его (Ин. 10:4,16,27).

2. Если всему, что сказано об овцах в этом псалме, предстоит исполниться в нашей жизни, мы должны постоянно слушать и слышать голос Иисуса, следовать Его Слову.

Чтобы учащийся мог понять, как заключение связано с основной частью проповеди, мы представляем весь план полностью.

Название: "Псалом довольства".

Текст: Псалом 22.

Введение:

1. Пастухи в Айдахо, имея стадо в 1200 овец, не могут уделять внимание каждой овце.

2. Противоположностью им в этом псалме является Пастырь, поскольку Он заботится о каждой овце в отдельности.

3. Каждое дитя Божие осознает себя овцой, о которой говорится в этом псалме.

Посылка: Довольство - счастливая привилегия всех детей Божиих.

Вопросительное предложение: На чем основывается их довольство?

Предложение-связка: Дитя Божие узнает из псалма, что его довольство как овцы Божией основывается на трех обстоятельствах, связанных с овцами.

I. Пастырь овец (ст. 1).

1. Божественный Пастырь (ст. 1).

2. Личный Пастырь (ст. 1).

II. Забота об овцах (ст. 2-5).

1. Покой (ст. 2).

2. Водительство (ст. 3).

3. Утешение (ст. 4).

1 Изобилие (ст. 5).

III. Надежды овец (ст. 6).

1 Светлые надежды в этой жизни (ст. 6).

2 Благословенные надежды на грядущее (ст. 6).

Заключение:

1. Овцы Христа "знают голос его" (Ин.10:4,16,27).

2. Если всему, что сказано об овцах в этом псалме, предстоит исполниться в нашей жизни, то мы должны постоянно слушать и слышать голос Христа, следовать Его Слову.

С разрешения автора мы приводим ниже план разъяснительной проповеди, подготовленный Джеймсом Морганом, изучающим гомилетику в малтномахской библейской школе.

Название: "Условия успешной деятельности церкви".

Текст: Деян.13:1-5

Введение:

1. На протяжении всей своей истории у церкви не было лучшей возможности для благовестия.

2. Большая часть мира пока еще открыта для нас, и, как мы увидим, церковь и сегодня должна исполнять миссию, возложенную на нее Богом.

Посылка: Если соблюдаются условия, указанные в Слове Божием, церковь будет успешно выполнять свою миссию.

Вопросительное предложение: Каковы эти условия?

Предложение-связка: Деян.13:1-5 открывает нам четыре условия деятельности церкви.

I. У церкви должны быть соответствующие квалифицированные служители (ст. 1).

1. Активные последователи церкви (ст. 1).

2. Люди, обладающие необходимыми духовными качествами (ст. 1).

II. Церковь должна следовать велению Святого Духа (ст. 2).

1. Святой Дух призывает определенных людей (ст. 2).

2. Святой Дух призывает их для определенного служения (ст. 2).

III Церковная община должна благовествовать (ст. 3).

1. Она должна молиться с миссионерами (ст. 3).

2. Она должна посылать их (ст. 3).

3. Она должна взять на себя ответственность, посылая их (ст. 3).

IV. Посланные должны прилежно трудиться (ст. 4-5).

1. Они должны подчиняться указаниям Духа (ст. 4).

2. Они должны проповедовать Слово Божие (ст. 5).

3. Они должны действовать совместно (ст. 5).

Заключение:

1. Эти условия не сложны, но именно они были указаны Богом.

2. Наш ответ Христу заключается в том, что мы должны найти свое место в выполнении этих условий.

3. Каждый должен спросить себя:

"Есть ли у меня необходимые качества?"

"Слушаю ли я голос Святого Духа?"

"Истинно ли я отождествляю себя с теми, кто пошел благовествовать?"

"Желаю ли я отдать себя делу, на которое укажет Дух Божий?"

4. Бог ждет нашего ответа.

Другой способ подвести приведенный выше план к правильному заключению представляет собой следующая иллюстрация, данная доктором Джоном Дж. Митчеллом, бывшим пастором центральной библейской церкви в Портленде, Орегон, одним из основателей малтномахской библейской школы:

Когда доктор Митчелл был пастором церкви в Гранд-Рапидсе, штат Мичиган, он получил телеграмму от молодого человека из своей церкви который вот-вот должен был уехать из Соединенных Штатов миссионером в Китай. Незадолго до посадки на пароход он телеграфировал доктору Митчеллу из Сан-Франциско, обращаясь к своему пастору с просьбой дать ему последний совет перед отплытием на миссионерскую службу. Доктор Митчелл немедленно послал ответную телеграмму: "Сядь у ног Иисуса, а потом скажи китайцам, что ты видишь".

Совет, данный доктором Митчеллом этому молодому человеку, подходит не только миссионерам, работающим за границей, но и каждому из слуг Иисуса Христа, которому дана несказанная привилегия и честь провозглашать "неисследимое богатство Христово".

Если мы стремимся стать достойными проповедниками Христа, то давайте, подобно этому миссионеру, сидеть у ног Иисуса, пока наши сердца и наши характеры не преобразятся и не уподобятся Господу.

"Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем" (2Кор.3:18-4:1)

Упражнения

1. Подготовьте соответствующие введение и заключение для плана тематической проповеди под названием "Можем ли мы узнать, что уготовил нам Бог?" из главы 8.

2. Изучите приведенный в главе 3 план разъяснительной проповеди "Безвыходное положение" и замечания к нему и сформулируйте для него введение посылку, вопросительное предложение, предложение-связку, связки между главными разделами и заключение.

3. Вместо заключения, представленного в главе 9 для проповеди "Покоренные любовью", придумайте пример, который был бы соответствующим завершением этой проповеди.

4. Составьте законченный план разъяснительной проповеди по Филиппийцам 4 4-9, следуя тем же указаниям, что и в упражнении 5

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.