Сделай Сам Свою Работу на 5

Источники и материалы для обсуждения





Проповедник может брать материалы для своих проповедей из пяти основных источников.

1. Библия

Слово Божие является неиссякаемым источником материалов для развития идей, содержащихся в каждой из частей проповеди. Из Библии мы, естественно, берем наибольшее количество материала.

Очень важно, чтобы проповедник понимал, о чем, собственно, идет речь в Святом Писании. Используя простые вопросительные слова ("кто", "что", "где", "когда", "почему" и "как"), он должен попробовать ясно представить себе, о чем идет речь в том или ином стихе.

При изучении Библии проповеднику следует уделить внимание основным грамматическим конструкциям, встречающимся в тексте. Бывает так, что глагол вносит в весь отрывок новое значение. Но иногда даже предлог или союз могут служить ключевыми словами, для того чтобы вникнуть в суть описанного.

Опытный проповедник обратит также внимание на литературные особенности библейского текста. Нередко текст включает в себя повторения, сравнения, контрасты, противопоставления.

Иногда что-то умышленно пропущено, и этот пропуск несет большое смысловое значение. Например, в стихах 30-35 главы 10 Евангелия от Луки, когда Иисус рассказывал историю о самарянине, а затем спросил, кто же оказался ближним этого достойного человека, попавшего в беду, Его собеседник ответил. "Оказавший ему милость". Таким образом, в ответе не был прямо упомянут самарянин. Очевидно, что гордый еврей, как и все его соотечественники в те дни, ненавидел самарян и не мог выдавить из себя признание в том, что милосердный незнакомец, который поступил, как настоящий ближний, принадлежит к народу, столь ненавистному иудеям.



Поскольку при глубоком чтении можно обнаружить, что Библия сама себя объясняет, к Писанию следует постоянно обращаться, когда есть желание использовать тот или иной отрывок из него. В этой связи хорошую услугу могут сослужить параллельно процитированные отрывки, и проповедник не должен сомневаться в необходимости цитирования, каким бы известным ни казался приводимый текст. Некоторые детали, на первый взгляд, не обладающие решающим значением, совершенно неожиданным образом помогут вам в ходе ваших мыслей.



Кроме того, Библия содержит иллюстрации, пригодные для бесед практически на любую тему. Глубокое владение исторической системой Библии даст проповеднику огромный иллюстративный материал, который окажет ему неоценимые услуги при обращении к любой из библейских тем, хотя поначалу тот или иной пассаж может показаться абсолютно не связанным по теме с вашей нынешней проповедью.

Делая замечания по содержанию Писания, прямое обращение к механическому цитированию, как это мы показали в третьей главе на примере 1-10-го стихов 19-й главы Евангелия от Луки, дает возможность обратиться к темам, которые в противном случае остались бы незатронутыми. Поэтому мы предлагаем, чтобы читатель обратился к истории о Закхее и вспомнил наблюдения, сделанные при чтении. Например:

Ст. 1-4 Нет очевидной причины, приведшей Иисуса в Иерихон, Но "Сын Человеческий пришел, чтобы взыскать" (ст. 10). Таким образом, инициатива исходила от Иисуса. Закхей ищет Иисуса.

Цель - не просто увидеть Его, а узнать, кто Он.

Настойчивость - несмотря на трудности.

Личность Закхея (ст. 2,5,7-8) - Нечестный, жадный, неприятный ненавидимый другими людьми.

Ст 5-7- Иисус пришел в место, где находился Закхей. Назвал его по имени. Выделил его среди других людей. Закхей пригласил Его в свой дом.

Любовь Иисуса к Закхею:

несмотря на его мерзкий характер.

Он стал его другом, хотя никто больше не желал дружбы Закхея

Чем ответил Закхей:

он стал непосредственным, жаждущим, веселым. Ст. 8-10

Заявление Закхея:

он звал Иисуса "Господом", то есть подчинился Ему.



Он стал честным, он совершенно изменился Констатация Иисуса.

Закхей спасен Его спасение не было отложено на потом, а уже состоялось.

Закхей, человек, который был потерян, спасся. А другие в городе не спаслись! (ст. 7)

В отрывке, взятом из Луки 19:1-10, есть еще много замечании, на которые можно было бы обратить внимание. Тем не менее, представляется, что уже названных моментов достаточно для того, чтобы показать: результатом молитв и внимательных наблюдений могут стать жизненно важные открытия из библейского текста. Мы полагаем, таким образом, что подобное изучение Писания может стать хорошим подспорьем для начинающего, который стремится открыть для себя важные факты из жизни Иисуса, не прибегая к дополнительной литературе.

2. Другая литература

Под этим заголовком мы подразумеваем любую другую форму печатного слова, которая может оказать нам помощь в подготовке проповеди.

Конечно же, одни виды литературы окажутся здесь более полезными, чем другие. Особенно ценными будут для нас теологические труды. Христианская библиография является другим важным источником пополнения знаний. Библейские справочники и словари, а также книги по археологии, по нравам и обычаям народов библейских времен дадут вам расширенную картину событий, изображенных в Писании. Полезно будет также ознакомиться с изданными сборниками проповедей признанных мастеров-проповедников.

3. Опыт

Личный опыт проповедника тоже является другим важным средством для дополнения проповеди. Когда проповедник, человек за кафедрой, в состоянии рассказать о том, что сам пережил или видел своими глазами, это заставляет относиться к нему с большим доверием. Слова такого проповедника оставят глубокий след в сознании - и все потому, что он знает, о чем говорит.

Некоторые пасторы склонны каждый раз извиняться, когда речь заходит о случае из их практики. При этом они произносят примерно следующую фразу "Надеюсь, аудитория простит мне, если я прибегну к случаю из моей личной практики". Хотя подобные извинения совершенно излишни. Вместе с тем, конечно, следует следить, чтобы, рассказывая какой-либо случай из своей жизни, не привлекать повышенного внимания к собственной персоне. Единственной целью проповедника является восславление Иисуса. Он стремится только к тому, чтобы дать Его народу как можно более ясное и яркое представление о Библии.

Наверное, излишне напоминать в этой связи, что совершенно недопустимо рассказывать случай, которого с вами в действительности не было.

Проповеднику следует быть осторожным, когда он говорит о чем-либо или ком-либо: нельзя конкретно называть человека, если случай упомянутый вами, имеет для него неприятный оттенок.

4. Наблюдение за окружающим миром

Наша жизнь дает нам массу материала, который лишь на первый взгляд может показаться тривиальным и никчемным. Между тем, многое из того, что мы видим вокруг нас, можно так или иначе использовать в проповедях, - нужно только, чтобы проповедник держал глаза широко открытыми и был в состоянии воспринимать информацию, которая может быть непосредственным образом связана с тем, что написано в Библии. Ведь Иисус Христос использует в качестве своего рода наглядных пособий для изучения Его Слова и цветы в поле, и птиц в небе, и семя в земле, и рыбу в море, и даже волосы на нашей голове. Так же и проповедник, к какой бы теме он ни обращался, найдет вокруг себя более чем достаточно материала. А обогащая свои проповеди примерами из окружающей жизни, он возбудит в слушателях дополнительный интерес.

5. Воображение

Если автор проповеди обладает достаточно развитым воображением, это также может помочь ему. Это придаст проповеди оригинальность и неожиданность, наполнит новым подходом к предмету Использование воображения может, таким образом, стать важным элементом проповеди.

Но есть некоторые ограничения, которых должен придерживаться проповедник при подготовке проповеди. Во-первых, он должен быть уверен в том, что его воображение не заводит его слишком далеко. Например, легко можно нарисовать словами картину пожара на корабле, живописать ужас людей, которые мечутся по палубе, не находя выхода из положения. Но, согласитесь, если детально и пространно описывать, как языки пламени сантиметр за сантиметром продвигаются в сторону несчастных жертв, - значит не вполне верно использовать свои способности по части воображения.

И еще проповеднику не стоит создавать силами своей фантазии картины, которые были бы за гранью воображения аудитории. Такая практика может губительным образом сказаться на доверии к вашим проповедям.

Кроме того, проповеднику, естественно, не следует описывать события, которые рождены его воображением, как фактически имевшие место. Например, не нужно говорить о том, что два молодых человека, посланные в Иерихон, чтобы шпионить, были красавцы-молодцы, и что через Иордан они переплыли на надувном матрасе. - Библия умалчивает и о том, каковы они были, и о том, как они переправились на другой берег. С другой стороны, мы можем сделать в отношении этих людей некоторые предположения. Например, сказать так: "Представьте себе двоих шпионов. Мы можем себе их представить как двух молодых здоровых парней, готовых служить своему народу и Богу. Они послушны приказу и без тени сомнения устремились во враждебный для них город".

Из того, о чем мы говорили, можно сделать вывод: в развитии библейских тем воображение может сыграть важную роль, придав проповеди новизну и свежесть, которых иначе никак не добиться. Но, используя свою фантазию, надо соблюдать два основных правила: во-первых, воображение должно работать умеренно, и, во-вторых, его плоды надо всегда использовать со вкусом

Ораторские приемы в подготовке плана проповеди

В подготовке проповеди используются различные ораторские приемы, такие как разъяснение, аргументация, цитата, иллюстрация, пример. Не все из перечисленных приемов могут быть уместны в одной и той же проповеди, но их использование находится в зависимости от темы и манеры изложения материала.

Манера применения приемов ораторского мастерства зависит от многих обстоятельств и условий. Иногда пример следует привести до цитаты или аргументации. Иногда полезно привести иллюстрацию перед разъяснением. Порой хороша цитата перед разъяснением. Единство проповеди и необходимый ход мысли подскажут вам, как лучше всего воспользоваться приемами ораторского мастерства.

Поскольку и иллюстрация, и пример обладают специфическим значением для проповеди, каждой из этих категорий мы посвятим по главе. А сейчас давайте детально рассмотрим три оставшиеся категории.

1. Разъяснение

Ранее мы констатировали, что одной из важнейших черт проповеди является объяснение текста Это верно не только в случае проповеди, посвященной тексту Библии или обзорным вопросам, но и при тематической проповеди, основывающейся на библейской истине.

Другими словами, если послание основано на Писании, каждое из приведенных или упомянутых мест из Библии должно сопровождаться надлежащим разъяснением. Именно это придает проповеди по Библии солидность и достоверность, пробуждает интерес у аудитории. Слово Божие становится тогда истинной сердцевиной проповеди, и каждая из частей проповеди зиждется на солидной библейской основе.

Однако внимательный исследователь Писания скоро понимает, что исключительная во многих отношениях библиотека из 66 книг написана в разное время и разным стилем. Значительная часть Библии написана прозой. Эта проза тоже имеет различные жанровые формы, история, предсказание, эпистола, апокалиптическая литература, притча. В то же время значительная часть Ветхого Завета написана в стиле древнееврейской поэзии. Здесь мы находим такие литературные приемы, как повторения, метод контраста, умышленное упрощение мысли, частое использование образов и образных речевых оборотов.

Поэтому когда человек приступает к интерпретации той или иной части Писания, он должен в первую очередь распознать вид литературы, с которым он столкнулся в данном конкретном отрывке, и затем соответствующим образом подойти к пониманию и к последующему разъяснению отрывка.

а) Как подходить к разъяснению текста.

Говоря в общем, объяснение текста предполагает усвоение нескольких точно определенных категорий.

1) Контекст.

Одним из важных аспектов успешного изучения Библии является изучение контекста - как непосредственного, так и общего. Рассмотрение контекста часто помогает слушателю, равно как и проповеднику, познать пределы значения слова или фразы и избежать неверного толкования текста.

Представьте себе, например, что проповедник говорит о второй части Филиппийцам 2:12, где сказано: "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение". Непосредственный контекст говорит о том, что апостол не имел в виду попыток филиппийцев добиться спасения посредством дел. Но первая часть этого стиха показывает, что Павел ссылается на покорность филиппийцев не только в те моменты, когда он был с ними, но и в его отсутствие.

2) Перекрестные ссылки.

Добротная проповедь будет содержать ссылки и на другие места в Библии, кроме отрывка, изучаемого в данный момент. Проповеднику следует как можно чаще приводить цитаты из других книг Библии, сопоставляя текст с другими отрывками Писания и объясняя его. Это особенно важно при изучении тех фрагментов Библии, где сопоставление свидетельств разных апостолов может пролить дополнительный свет на изучаемый текст, который может быть, таким образом, прояснен. Проповеднику, кроме того, следует научиться приводить важные цитаты из Библии по памяти. Но если он не вполне уверен в точности цитирования, ему не следует стесняться: надо обратиться к Библии.

3) Использование законов языка.

Верная интерпретация Библии зависит также от адекватного использования законов языка. Надо уделять внимание правильному использованию грамматики, нюансам различных значений слов оригинала, специфическим формам выражения, метонимиям и синекдохам, этимологии слов. Все это поможет вам лучше понять текст и доходчивее и точнее объяснить его слушателям.

Для того чтобы интерпретировать тот или иной стих, иногда полезно привести несколько вариантов перевода Библии на ваш язык. При этом надо очень внимательно подходить к цитированию парафразов Писания, поскольку парафраз - это не точный перевод, а попытка изложить содержание на доступном для читателя языке.

Теологические труды, посвященные собственно Библии, стали результатом глубокого изучения текста подготовленными учеными, и поэтому такие книги тоже важны для подготовки хорошей проповеди. Таким образом, проповедь может включать в себя фрагменты и из этих сочинений. Возможно цитирование таких трудов, если приводимые цитаты покажутся полезными для понимания слушателями Писания.

4) Исторические и культурные корни.

Историческая и культурная подоплека текста, географические понятия, встречающиеся в нем, тоже могут стать важным фактором в проповеди. Использование добротной Библейской энциклопедии, вступительных статей или пособия по Библии поможет вам в получении информации, касающейся исторических и культурных аспектов Писания, а обращение к Библейскому атласу вооружит вас знанием важной географической информации. Между тем, проповеднику, конечно же, следует внимательно читать Библию и самому.

Мы столь подробно остановились на интерпретации текста, поскольку важнейшей задачей проповедника является верное и точное объяснение содержания Писания. А для этого нам необходим обстоятельный анализ текста. Только тогда мы можем вооружиться собственным впечатлением, которое будет отвечать и библейской истине.

Проповедник обязан честно говорить своим слушателям не то, что, по его мнению, текст ДОЛЖЕН выражать, а то, что он действительно выражает.

Стремясь к толкованию текста, проповеднику необходимо избегать цитирования древнееврейских и греческих слов и фраз. Ему следует разъяснять людям, что означают эти фразы на современном языке. Подобным же образом следует избегать ссылок на неупотребляемые ныне грамматические конструкции, которые для нашего слушателя, особенно неподготовленного, совершенно ничего не значат.

Не надо прибегать и к обстоятельному грамматическому анализу. Например: что скажет слушателю проповеди сообщение о том, что такой-то глагол стоит в настоящем времени, повелительном наклонении, активной форме? На самом деле, частое упоминание грамматических хитросплетений оригинального языка Библии только путает слушателя и оставляет у него впечатление, что проповедник стремится продемонстрировать свои знания древнееврейского и греческого языков.

б) Как подходить к спорному пассажу.

Эта проблема тоже может возникнуть, когда речь пойдет о неоднозначном или просто трудном для восприятия месте в Писании. Вместо того чтобы впадать в догматические утверждения и приводить собственные размышления о значении текста, в таком случае лучше обратиться к интерпретации видных теологов, особенно к тем из них, которые считаются общепризнанными и бесспорными.

Между тем, если после обстоятельного изучения теологической литературы проповедник не сможет обнаружить достаточно ясного объяснения, он может попробовать объяснить текст сам. При этом, правда, надо стремиться к тому, чтобы не запутать слушателя еще больше. А если и сам проповедник не может найти нужного разъяснения, то лучше открыто признаться в этом.

Представим себе случай, когда проповедник в силах объяснить значение сложного отрывка. Но разве такое объяснение не утомит людей, особенно если оно займет значительное время? Как мы указывали раньше, люди в церкви ждут от проповедника не отчета о проделанной научной работе, а исключительно ее результатов в виде ясного и краткого объяснения.

Перед тем как мы оставим тему объяснения библейской истины, мы обратимся к ошибкам, которые склонны делать проповедники, в особенности молодые.

в) Отношение к деталям.

Изучив детали текста и заинтересовавшись ими, проповедник нередко намечает в своем плане больше пунктов для объяснения, чем того позволяет отведенное для проповеди время. Он начинает торопиться, и его выступление становится настолько насыщенным фактами, что слушатели не всегда успевают за ходом мысли и, соответственно, просто не имеют времени, чтобы все осознать. Проповедник должен отказаться от практики приведения большого количества деталей, остановившись только на самых важных из них, требующих, кроме того, особого разъяснения.

Иногда, когда проповедник считает нужным подчеркнуть ту или иную мысль в тексте, он должен исключительно для себя привести все доводы в пользу толкования, о котором пойдет речь. Это не означает, однако, что все эти аргументы предназначены для слушателей.

Изучая Библию, сам проповедник будет все больше и больше узнавать о Боге и о Его Слове. И детали, которые он опустит в одной проповеди, сослужат ему неоценимую службу в подготовке другой проповеди.

Внимательный читатель Библии обнаружит, что изучение оттенков значения слов или их сочетаний может порой открыть совсем иной смысл всего стиха или отрывка. Следовательно, для того чтобы хорошо подготовиться к проповеди, необходимо не выделять основную мысль, а затем обогащать ее деталями за счет обстоятельного анализа отдельных слов и словосочетаний, а проделать то же самое, но в обратном порядке.

2. Аргументация

а) Важность аргументации.

Аргументации придается большое значение в Писании, и, следовательно, она должна быть важна и для проповедника, который должен прибегать к ней, не сомневаясь. Аргументация, кроме того, - это сильное средство расширения границ проповеди.

Времена, в которые мы живем, требуют от проповедника Библии, чтобы он подчеркивал перед слушателями разумность их веры, давая соответствующие доказательства этого. Ведь некоторые прихожане, особенно молодые, возможно, сомневаются в Слове Божием под воздействием критиков-одноклассников или системы преподавания в школе. Некоторые не согласны с христианскими постулатами, касающимися жизни человека. А иные поставлены в тупик последними достижениями археологии, которые, по их мнению, идут вразрез с тем, что написано в Библии. Поэтому очень важно, чтобы в проповеди были отражены хорошо подтвержденные документами свидетельства, которые закрепят Слово Божие в сознании людей, подтвердят, что христианская модель подведения верна и сегодня.

б) Методы аргументации.

Есть различные способы, которыми слуга Божий может донести до своих слушателей библейские истины.

1) Использование Писания.

Первым и самым важным методом является использование Писания. Когда проповедник способен убедить слушателей, что Бог говорил истину, он может считать, что имеет достаточный авторитет и что его задача выполнена. Инстинктивно люди поймут, что такой проповедник говорит не от своего имени, а выражает идеи Иисуса, которые человеку не дано ни опровергнуть, ни заменить другими истинами.

Но в своих попытках убедить проповедник должен использовать Библию грамотно и надлежащим образом, с чувством меры. Нельзя цитировать Библию без обозначения контекста, а интерпретация всегда должна быть созвучна тому, что имели в виду авторы Евангелий.

2) Логика.

Другим методом аргументации является убеждение, то есть использование логических аргументов с тем, чтобы слушатель пришел к тому или иному выводу.

Сама Библия содержит множество примеров убеждения, но нам будет достаточно упомянуть лишь некоторые из примеров библейской полемики. Призыв Иисуса к старейшинам и к народу Израиля содержит целую цепь доказательств того, что Бог всемогущ, и, следовательно, Ему надо служить. Призывы Петра направлены на то, чтобы убедить людей в действительно свершившемся воскресении Иисуса, причем рассуждения Петра основываются на аргументах из Ветхого Завета. В значительной степени Послание Павла к римлянам - это полемика, направленная на подтверждение и укрепление веры.

И Сам Иисус использовал полемику. Проследите за ходом Его мысли, когда Иисус уверял в любви нашего Отца Небесного. Используя пример с цветами и травой, Он увещевал: "Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!" (Мф.6:30).

Иисус вступал в спор и тогда, когда Его на то вынуждали враги. Например, когда фарисеи обвинили Его в демонической силе, Он опроверг их аргументы известными словами о том, что разделенный дом не устоит. Следовательно, если бы царство сатаны было разделено враждой, и оно не устояло бы.

3) Свидетельства.

Третий тип аргументации - это свидетельства. Этот метод может быть отнесен к логическим аргументам, поскольку доказательством вполне может служить факт из окружающей действительности.

Тем не менее, мы рассмотрим свидетельства отдельно, поскольку этот момент крайне важен.

Значение свидетельства тем выше, чем выше его достоверность. А, следовательно, мы должны обратить внимание на факторы, влияющие на укрепление достоверности свидетельства. Один из этих факторов - это число свидетелей. Понятно, что чем больше свидетелей, тем достоверней свидетельство о том или ином событии. Другой фактор - это характер свидетелей. Чем выше их уровень знаний, чем больше их честность и откровенность, тем скорее мы поверим их словам. И, наконец, для достоверности важен характер материала, о котором говорят свидетели или свидетельства.

Еще одна форма свидетельства - это использование общепризнанных фактов и статистического материала. Если проповедник способен собрать значимые данные или факты и идти на дискуссию, вооружившись ими, можно смело предположить, что ему поверят. Но, опираясь на подобные материалы, проповедник должен быть совершенно уверен, что они достоверны, а для того чтобы в их достоверность поверили и слушатели, ему, вероятно, придется сказать, где он эти данные раздобыл. Неточные данные, почерпнутые из сомнительных источников, могут создать ощущение, что проповедник наивен или что он пытается ввести слушателей в заблуждение.

4) Логическая последовательность в проповеди.

Правильное, логичное расположение аргументов в проповеди также является мощным средством убеждения, в особенности, если это предусмотрено первоначальным планом проповеди. Если, например, мы вооружимся тезисом о том, что мир, созданный Господом, может чудесным образом влиять на жизнь каждого отдельно взятого человека, мы можем подкрепить эти слова цитатами из Библии.

Ход наших мыслей можно в этом случае изобразить следующим образом:

Предмет: "Сила Слова Божиего".

I. Эта сила возрождает от нетленного семени (1Пет.1:23).

II. Она очистительна (Ин.15:3).

III. Она священна (Ин.17:17).

IV. Она может способствовать духовному росту (1Пет.2:2).

в) Предосторожность, с которой надо употреблять аргументы

Мы заключаем наше рассмотрение аргументов несколькими словами совета. В стремлении к правде некоторые священники, кажется, одержимы идеей о том, что они - активные защитники веры. Следовательно, полагают они, проповедь следует наполнить массой неодобрительных слов в адрес тех, кто против их веры. В своей книге "Лекции моим ученикам" Чарльз Гэддон Сперджен говорит в этой связи о человеке, который разгуливает с "теологическим пистолетом", постоянно пребывая в готовности выстрелить в любого, кто покажется иноверцем или кто просто-напросто не вполне согласен с его доктриной. Ясно, что такое отношение к проповеди совершенно несовместимо с христианскими ценностями. Более того: оно опасно и чревато неприятными последствиями. Совершенно справедливо, что мы готовы защищать правду и постоять за нее, но агрессивными и чрезмерно наступательными в этой готовности быть не следует.

Человек Бога должен не только отрешиться от воинственных настроений в ходе проповеди. Он должен сделать все, чтобы у его слушателей также не пробудилась агрессивность - что бывает, если проповедник использует насмешки над противниками или едкий сарказм. Полемика по Библии может иногда требовать того, что теолог Уильям Эйер назвал "священным сарказмом". Пример такого сарказма - слова Илии, когда он высмеивает 400 пророков Ваала на горе Кармил. Между тем, все-таки лучше использовать логические аргументы и обойтись вообще без сарказма.

Еще одно предостережение следует высказать касательно использования аргументов. Если проповедь состоит на все сто процентов из аргументов, она, скорее всего, будет плохо слушаться. Неинтересной и сухой может быть и статистика, если она присутствует в проповеди в избытке. Таким образом, проповеднику следует развить способность излагать аргументы и свидетельства умело, чтобы они были наглядны и представляли интерес для слушателей. Например, вместо того чтобы говорить о населении Китая, равном примерно одному миллиарду человек, что мало кто может охватить рассудком, лучше сообщить, что каждый четвертый из землян - китаец.

3. Цитаты

Цитаты могут в значительной мере способствовать разработке плана проповеди. Точная цитата, приведенная в нужном месте, придаст вашим словам в целом большую убедительность. Проповеднику следует применять все необходимые цитаты, но и тут не следует слишком увлекаться.

Мы рассмотрим здесь четыре основных вида цитат.

а) Цитаты из Писания.

Мы уже упоминали о цитировании Библии в проповеди, но, тем не менее, повторимся: ничто не придает такого веса проповеди и словам проповедника, как уместная цитата из Библии. Даже если речь идет о каком-либо описании, нет ничего лучше для усвоения материала вашей проповеди, чем к месту упомянутые слова из Библии. Но и в этом случае следует пристально следить, чтобы все цитировалось к месту и точно.

б) Пословицы и поговорки!

Поговорки и пословицы - это устоявшиеся сочетания слов типа "Друзья познаются в беде" или "Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Можно применять пословицы других народов. Например, китайские: "Тот, кто стоит в грязи, в ней и увязает", "И самые высокие башни начинаются с земли", "Мудрец в трудностях видит предоставленную возможность, а глупец и в предоставленной возможности видит только трудности", "Одна вещь, с трудом приобретенная, лучше сотни доставшихся даром".

Другой вид использования устоявшихся фраз - это упоминание специфических духовных истин, известных в краткой форме. Например:

"Служение Иисусу - это не лишний труд, а труд от любви"

"Наши большие дела малы для Него, а наши малые дела - это дела Его большой любви"

"И малое велико, если в нем - любовь Бога"

"Большее, чего мы можем добиться в жизни, - это пасть ниц у ног Иисуса"

"Быть малым с Богом значит быть малым для Бога"

Автор проповеди должен собирать и классифицировать такого рода поговорки, чтобы без труда отыскать нужную, когда она потребуется. Если тот или иной афоризм уместно использовать в проповеди, надо заучить его. Но при этом надо точно понимать его контекст, а также контекст проповеди.

в) Сведения из компетентных источников.

Значимые сведения из компетентных источников представляют собой другой тип данных, которые можно цитировать в ходе проповеди. При этом совершенно не обязательно, чтобы это были сведения теологического характера. Нужно лишь, чтобы они относились к сути дела.

Процитируем здесь, например, статью из газеты "The Oregonian" от 25 мая 1967 года. Это обращение бывшего заключенного Ларри Дотсона к сорока мальчикам и девочкам школы города Портленд. В статье содержится описание жизни за решеткой.

"Когда темнота и тишина поздней ночи опускается над большой тюрьмой, каждый из заключенных остается один на один со своей сломанной жизнью.

Поздняя ночь, когда все в мире погружено в сон, - это как раз то время, когда можно слышать стоны и слезы отчаяния. Это плачут 35- и 40-летние мужчины, скорбя по своей потерянной жизни".

Эти слова созвучны с данным в Библии описанием людей, которые брошены во тьму, "где плач и скрежет зубов".

В ходе проповеди хорошо было бы упомянуть и автора цитаты и, в особых случаях, ее источник. Следует особо подчеркнуть имя автора, если одно его упоминание является хорошим аргументом в дискуссии или споре.

Существует еще несколько принципов, которыми должен руководствоваться проповедник при составлении плана проповеди. При этом проповедник должен быть уверен, что цитирует источник точно. А если придется приводить цитату, которая в том или ином смысле идет вразрез с его собственным мнением, об этом также надо открыто сказать. Следует, конечно же, тщательно избегать цитат, которые могли бы повредить кому-либо из присутствующих или известных общине людей или испортить их репутацию. Кроме того, надо помнить, что замечания такого рода, касающиеся частных лиц или институтов, могут стать поводом для обращения в суд по обвинению проповедника в клевете.

В заключение скажем, что проповедник не должен увлекаться слишком пространными цитатами.

г) Поэзия.

Стихотворные цитаты украсят любую проповедь. Особо ценны гимны, содержащие высокие слова веры и говорящие о жизни высокодуховной души. Гимны, посвященные трудностям жизни, будут к месту, когда речь пойдет о жизненных испытаниях, которым подвергается человек. Могут быть использованы и другие гимны, если их темы созвучны темам проповедей.

Находя ту или иную цитату, проповедник должен удостовериться, что она не слишком длинна. Если речь идет о гимне, то, как правило, одной или двух строф будет вполне достаточно. А иногда полное представление о гимне дают даже две-три строчки.

То, что аудитория хорошо знакома с гимнами, не должно служить препятствием к их цитированию. Напротив, как показал опыт, знакомство людей с гимном только добавит интереса к проповеди, если люди услышат заученные тогда-то строки в новой связи.

Не следует злоупотреблять цитированием стихов во время проповеди. Как и в случае использования других выразительных форм, проповедник должен знать меру и не цитировать стихи слишком часто.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.