Сделай Сам Свою Работу на 5

Вопрос 3 Этапы развития информационных технологий





Вопрос 1

Технология (от греческих "techne" - мастерство, искусство и "logos" - понятие, учение) определяется как совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта. В ином понимании технология - это совокупность процессов, приемов обработки или переработки материалов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а также научное описание способов производства, совокупность знаний о способах и средствах осуществления процессов, при которых происходит качественное изменение объекта.

Технология (или научно-техническое достижение) представляет собой результат интеллектуальной деятельности в области науки и техники, научные методы достижения практических результатов. Различаются технологии продуктов, процессов и управления.

Технологию можно рассматривать и как товар, который продается потребителю, и как фактор производства, т.е. ресурс, который наряду с трудом и капиталом необходимо затратить, чтобы произвести товар или услугу.
Технологию можно рассматривать и в качестве способа повышения производительности основных факторов производства. В этом случае внедрение новой технологии аналогично росту предложения того фактора производства, эффективность которого повышается с помощью этой технологии. Например, новые методы управления (менеджмента) могут повысить производительность труда при неизменности всех других факторов производства.
Технологии бывают трудоемкими, капиталоемкими, наукоемкими, ресурсоемкими, энергоемкими. И, наоборот, технологии могут быть трудосберегающими, ресурсосберегающими, энергосберегающими. Магистральное направление научно-технического прогресса - это трудо-, ресурсо- и энергосберегающие технологии за счет повышения капитало- и наукоемкости.
Технологии также можно классифицировать с точки зрения новизны. Они могут быть уникальными, прогрессивными, традиционными, морально устаревшими.
Само понятие новизны относительно. То, что для одной страны является морально устаревшим, для другой может быть традиционной технологией. Международный уровень определяется странами, наиболее продвинутыми в области технологии.
Уникальные технологии защищены законодательством, что делает невозможным их использование конкурентами. Такие технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы в производстве на основе монополии. К прогрессивным технологиям относятся разработки, обладающие относительной новизной. Прогрессивность может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм. Такие технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау.
Традиционная технология отражает средний уровень производства, достигнутый большинством производителей данной продукции. Технология становится традиционной в результате устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Сроки устаревания технологий сокращаются, замена технологий на более прогрессивные и даже уникальные, особенно в развитых странах, происходит очень быстро.





В своем историческом развитии человечество прошло несколько технологических уровней:

• Первый – был основан на применении энергии, силы, навыков и знаний человека как основного источника и основного пользователя инструментов и орудий (первобытное общество).

• Второй – основывался на использовании энергетических возможностей природы, ветра, воды, огня, силы животных (традиционное общество).

• Третий – связывают с изобретением и применением паровых машин и, соответствовавших этому, средств передвижения: паровоза, парохода (эпоха классического или промышленного капитализма).

• Четвертый – связан с промышленным использованием электричества, химизацией производства, использованием двигателей внутреннего сгорания, механизацией основных видов промышленного, сельскохозяйственного труда, с созданием электроники, процессоров, современной вычислительной техники и средств связи (переход от индустриального к постиндустриальному обществу).



• Пятый – представляет собой максимальную автоматизацию всех процессов в промышленности, сельском хозяйстве, добывающих отраслях, образовании, науке, культуре, быту и т. д. В соединении с новейшими биотехнологиями, возможностью создания материалов с заданными свойствами, гарантией экологической безопасности и максимально рациональным использованием земных и космических ресурсов он составляет технологическую основу информатизации и интеллектуализации общества, ведущей к его материальному и духовному благополучию.

Вопрос 2

Осознание значимости информационной деятельности в жизни человека и общества привело к формированию понятия «информационная технология». В русскоязычной научно-технической литературе оно получило распространение в середине 80-х гг. XX в. Первоначально его значение связывали исключительно с развитием компьютерных технологий, с разработкой автоматизированных информационных систем и программно-технического обеспечения. На рубеже 1990-х гг. это положение было закреплено в отечественных и международных стандартах группы «Информационная технология», регламентирующих создание и сопровождение автоматизированных информационных систем и программных средств. Однако постепенно пришло осознание необходимости распространения технологического подхода на все сферы информационного производства в целях обеспечения его эффективности, расширения номенклатуры и повышения качества производимых продуктов и услуг.

Оставаясь многозначным понятием, информационная технология может быть определена:

в прикладном значении (применительно к сфере информационного производства) – как способ производства информационных продуктов и услуг требуемого качества и количества с оптимальными для данных условий и времени затратами;

в расширительном толковании – как совокупность рациональных методов и средств информационной деятельности, обеспечивающих гарантированный результат.

Информационная технология, согласно ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность. Библиография», – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологический комплекс, обеспечивающий сбор, создание, хранение, накопление, обработку, поиск, вывод, копирование, передачу и распространение информации.

Информационная технология (ИТ) - совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Практическое приложение методов и средств обработки данных может быть различным, поэтому целесообразно выделить глобальную базовые и конкретные информационные технологии.

Глобальная информационная технологиявключает модели методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества.

Базовая информационная технологияпредназначена для определенной области применения (производство, научные исследования, обучение и т.д.).

Конкретные информационные технологииреализуют обработку данных при решении функциональных задач пользователей (например, задачи учета, планирования, анализа).

Как и все технологии, информационные технологии находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Этому способствуют появление новых технических средств, разработка новых концепции, методов организации данных, их передачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем.

Вопрос 3 Этапы развития информационных технологий

Существует несколько точек зрения на развитие информационных технологий с использованием компьютеров, которые определяются различными признаками деления.

Общим для всех изложенных ниже подходов является то, что с появлением персонального компьютера начался новый этап развития информационной технологии. Основной целью становится удовлетворение персональных информационных потребностей человека как в профессиональной сфере, так и в бытовой.

По признаку - вид задач и процессов обработки информации - выделяются два этапа:

1-й этап (60 - 70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития информационной технологии являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 80-х гг.) - создание информационных технологий, направленных на решение стратегических задач.

По признаку - проблемы, стоящие на пути информатизации общества - выделяются четыре этапа:

1-й этап (до конца 60-х гг.) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х гг.) связывается с распространением ЭВМ серии IBM/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств.

3-й этап (с начала 80-х гг.) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде.

4-й этап (с начала 90-х гг.) создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Проблемы того этапа весьма многочисленны. Наиболее существенными из них являются:

§ выработка соглашений и установление стандартов, протоколов компьютерной связи;

§ организация доступа к стратегической информации;

§ организация защиты и безопасности информации.

По признаку - преимущество,которое приносит компьютерная технология выделяются три этапа:

1-й этап (с начала 60-х гг.) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами.

2-й этап (с середины 70-х гг.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.

3-й этап (с начала 90-х гг.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

По признаку - виды инструментария технологии - выделяются пять этапов:

1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш.

2-й этап (с конца XIX в.) - "механическая" технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - "электрическая" технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

4-й этап (с начала 70-х гг.) - "электронная" технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

5-й этап (с середины 80-х гг.) - "компьютерная" ("новая") технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия реше­ний определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации.

В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Вопрос 4

Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть от­ражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение — это форма пред­ставления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой приро­дой, людьми и устройствами.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окру­жающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие дан­ные. Покажем, в чем их отличие.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется воз­можность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются ис­пользуемые данные.

Виды информации

Информацию можно разделить на виды по нескольким признакам:

По способу восприятия

Для человека информация делится на виды в зависимости от типа рецепторов, воспринимающих ее.

  • Визуальная - воспринимается органами зрения. Мы видим все вокруг.
  • Аудиальная - воспринимается органами слуха. Мы слышим звуки вокруг нас.
  • Тактильная - воспринимается тактильными рецепторами.
  • Обонятельная - воспринимается обонятельными рецепторами. Мы чувствуем ароматы вокруг.
  • Вкусовая - воспринимается вкусовыми рецепторами. Мы чувствуем вкус.

По форме представления

По форме представления информация делится на следующие виды:

  • Текстовая - передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка;
  • Числовая - в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия;
  • Графическая - в виде изображений, событий, предметов, графиков;
  • Звуковая - устная или в виде записи передача лексем языка аудиальным путем.

По назначению

  • Массовая - содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума
  • Специальная - содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация
  • Личная - набор сведений о какой-либо личность, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.

Как и всякий объект, информация обладает свойствами. Характерной отличительной особенностью информации от других объектов природы и общества, является дуализм: на свойства информации влияют как свойства исходных данных, составляющих ее содержательную часть, так и свойства методов, фиксирующих эту информацию.

С точки зрения информатики, наиболее важными представляются следующие общие качественные свойства: объективность, достоверность, полнота, точность, актуальность, полезность, ценность, своевременность, понятность, доступность, краткость и пр.

  1. Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.
    Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.
    Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной.
  2. Достоверность информации. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
    • преднамеренное искажение (дезинформация) или непреднамеренное искажение субъективного свойства;
    • искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.
  3. Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
  4. Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
  5. Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
  6. Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.

Самая ценная информация – полезная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:

  • имеет семантический (смысловой) характер, т. е. понятный, так как именно в понятиях обобщаются наиболее существенные признаки предметов, процессов и явлений окружающего мира.
  • имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.

С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увеличение, скопление).

Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.

Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Вопрос 5

Информационная технология предполагает умение грамотно работать с информацией, программными продуктами и вычислительной техникой. Эффективность функционирования информационной технологии определяется ее основными свойствами, представленными ниже.

1. Целесообразность состоит в повышении эффективности производства за счет внедрения современных средств вычислительной техники, распределенных баз данных, различных вычислительных сетей, что позволяет обеспечить эффективную циркуляцию и переработку информации.

Функциональные компоненты –это конкретное содержание процессов циркуляции и обработки данных (информационная база ИТ).

Структура информационной технологии –это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязанные компоненты ИТ.

2. Наличие компонентов и структуры. В состав информационной технологии должны входить:

а) комплекс технических средств (КТС), состоящий из средств вычислительной, коммуникационной и организационной техники;

б) программные средства, состоящие из общего (системного), прикладного (программ для решения функциональных задач специалистов) и инструментального программного обеспечения (алгоритмических языков, систем программирования, языков спецификаций, технологии программирования и т. д.);

в) система организационно-методического обеспечения, включающая нормативно-методические и инструктивные материалы по организации работы управленческого и технического персонала конкретной ИТ.

3. Взаимодействие с внешней средой предполагает организацию взаимосвязи информационной технологии с объектами управления, внешними предприятиями, организациями, включая потребителей и поставщиков продукции, финансово-кредитные органы и т. д. Взаимодействие информационных технологий различных объектов организуется посредством программных и технических средств автоматизации.

4. Целостность. Информационная технология является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов.

5. Развитие во времени это обеспечение динамичности развития информационной технологии, возможность ее модернизации и модификации, изменение структуры, включение новых компонентов, возможность решения новых задач и т. д.

Вопрос 6

Номенклатура и содержание процессов информационной технологии информационной наукой и практикой однозначно не определены. В нормативно-правовых актах по вопросам информатизации, научной и учебной литературе к информационным чаще других причисляются процессы сбора, обработки, накопления (организации), хранения, поиска и распространения информации.

В структуре ресурсов информационной технологии определяющее значение имеют:

информационные ресурсы (документы, данные и организованные массивы документов и данных);

кадровые ресурсы (информационные специалисты, обеспечивающие проектирование, разработку и реализацию информационных процессов и контроль за их выполнением; технический персонал, реализующий техническое, хозяйственное, инфраструктурное сопровождение информационного производства и информационного сервиса);

материальные ресурсы (производственные здания, производственные линии, участки, информационно-телекоммуникационные системы, расходные средства и материалы);

финансовые ресурсы.

Информационная технология располагает специфическими обеспечивающими средствами, среди них:

технические (ЭВМ и периферийное оборудование, издательские комплексы, каналы и средства связи, организационная техника, транспортные средства и др.);

лингвистические – естественные и искусственные языки (информационно-поисковые, программирования, алгоритмизации, манипулирования данными и др.);

математические (модели реализации информационных процессов, принятия решений и др.);

программные (операционные системы, системы программирования, базовое и прикладное программное обеспечение).

Регламентирующая документация – совокупность организационных, нормативных, методических, технологических документов, предъявляющих требования к основным компонентам информационной технологии, обеспечивающих нормализацию информационного производства, его унификацию и стандартизацию.

Производственная структура – совокупность структурных подразделений информационного учреждения или информационной службы с указанием функциональных и технологических связей между ними.

Результатом информационной технологии выступают разнообразные по содержанию и форме информационные продукты и услуги (ИПУ).

Качественную специфику информационной технологии определяют следующие ее компоненты: виды и содержание информационных процессов, состав и структура ресурсной базы, номенклатура инструментальных (технических, программных, лингвистических) средств, способы организации производственного процесса.

Вопрос 7

Типы информационных технологий.По степени автоматизации можно выделить ручные, автоматизированные и автоматические информационные технологии.

Первыми были ручные информационные технологии, в ко­торых все процедуры сбора, обработки и передачи информации осуществлялись вручную. Довольно долгое время они удовлетво­ряли общество с его неспешным развитием.

Современный уровень развития общества и бизнеса предъяв­ляет новые требования к информационным технологиям, в част­ности к скорости передачи информации, своевременности пред­ставления, а также сохранения ее достоверности и актуальности.

Появление новых технологий работы с информацией связано прежде всего с применением компьютерных технологий. В систе­мах управления наиболее распространены автоматизирован­ные информационные технологии, в которых сбор, обработка и передача информации производится автоматически, а решения принимает человек.

В автоматических информационных технологиях полнос­тью автоматизированы'все процедуры сбора, регистрации, пере­дачи и обработки информации, управление технологическим про­цессом производится также автоматически. Такие автоматические информационные технологии обычно используются в производ­ственных системах.

Вопрос 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.