Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы регулирования информационных отношений





 

Закон об информации (раньше была редакция 1995, сейчас редакция 2006). Данный закон содержит основную терминологическую базу. Помимо этого есть ряд теоретических вопросов, которые были решены доктриной или судебной практикой (юрисдикция информационных отношений, ответственность информационных сервисов или провайдеров, роль саморегулирования, обеспечение доказательств в информационном пространстве).

 

Основы законодательства об основных информационных отношениях:

- законодательство об ЭЦП и электронном документообороте (ЭДО);

- законодательство о доступе к информации;

- законодательство о рекламе;

- законодательство о СМИ;

- законодательство о библиотеках и архивном деле;

- законодательство о связи;

- законодательство о защите информации.

 

 

В законе об информации говорится, что отношения, которые являются его предметом, состоят из права на поиск, получение, передачу и распространение информации. Вокруг этих прав все и строится.

 

К сожалению, в законе есть определение информации: сведения, сообщения и данные, независимо от формы их представления.Но само слово информация уже включает в себя некие данные. Они, при этом находятся в скобках по отношению к знаниям. Это очень расплывчато.



 

 

Доступ к информации - возможность получения информации и ее использования;

 

Далее дается определение двух видов деятельности, которые отличаются тем кому адресована соответствующая передача информации (неопределенному / определенному кругу лиц):

· Предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

· Распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

Ч. 2 ст. 10 Закона «Об информации…» содержит важную норму: «Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.»



То есть, следует иметь в виду: в отношении коммуникаций независимо от их формы существует общий запрет на анонимное распространение. На практике обычно никакой идентификации не происходит, и санкции за нарушение этого запрета нет. Сейчас есть проект, предусматривающий запрет на использование анонимайзеров в сети (см например, anonymizer.com). Если зайти через соответствующее ПО, администрация сайта на который вы заходите, не сможет определить с какого IP адреса вы заходили.

 

 

Принципы

 

В законе есть несколько принципов, определяющих всю информационную сферу, часть банальная, часть повторяет Конституцию.

Суды их особо не используют, ну да хуй с ним.

1) Свобода поиска получения, передачи и распространения любым законным способом. Свобода информации. Но ФЗ, как мы знаем, можно установить запрет. Нельзя пропагандировать наркотики.

2) Установления ограничений доступа к информации только ФЗ. Принцип с 95 года и идея простая: хочешь ограничить доступ, внеси это в ФЗ. Вопрос: а если в ФЗ пиздануть только способ определения информации ограниченного доступа?

3) Открытость информации о деятельности ОГВ/ОМСУ и свободный доступ, кроме случаев, установленных ФЗ. ФЗ об обеспечении доступа к информации о деятельности ОГВ и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов судебной власти приняты в его развитие.

4) Равноправие языков народов РФ. Один из самых неурегулированных вопросов с т.з. практики применения.

Безопасность информации

6) Достоверность информации. Скорее, пожелание. Зависит от субъекта.

Неприкосновенность частной жизни



8) Недопустимость предоставления правовыми актами преимуществ одним информационным технологиям перед другими. Лобби против Microsoft.

 

Определения

 

Информационные технологии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления информации и способы осуществления таких процессов и методов. Это понятие процессное, на самом деле информационные технологии это и не процессы и не методы. С чем живем, с тем и живем.

Информационная система – совокупность информации в базах данных и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

Информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием вычислительной техники. В других законах это определение не выдерживается.

 

Электронный документ (должно быть написано «документ в электронно-цифоровой форме») - документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;

 

С лета этого года в закон об информации внесли очень много определений про Интернет. Не особо задумываясь, естественно, что к чему. А все потому, что будет введена статья о «черных списках». Статья 15.1 Закона «Об информации». От ани:

13) сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет";

14) страница сайта в сети "Интернет" (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети "Интернет", доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети "Интернет";

15) доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети "Интернет" в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети "Интернет";

16) сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

17) владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

18) провайдер хостинга - лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".

 

Субъекты

Ключевым субъектом является обладатель информации. Это лицо, создавшее или законно получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам. Обладателем на деле может быть любой субъект, в том числе ЮЛ, РФ и МО.

 

Обладает вполне логичными правами:

1) Разрешать или ограничивать доступ.

2) Защищать.

3) Иные действия в соответствии с законодательством.

Обязанности

1) Соблюдать права иных лиц

2) Предпринимать меры по защите информации (история с Мегафоном летом 2011 г) Возникает вопрос: какие это должны меры и тп? Очень многое определяется на основании категории «разумности», принятой в той или иной сфере.

Информация делится:

 

Информация в зависимости от категории доступа к ней

- общедоступная

- ограниченного доступа: доступ ограничен федеральными закономи

 

Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения:

- информацию, свободно распространяемую;

- информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

- информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

- информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

 

Общедоступная информация: общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

- Используется любыми лицами

- Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих информацию, указывать себя в качестве источника.

 

 

В законе есть перечень информации, к которой не может быть ограничен.Например, про состояние окружающей среды.

Право на поиск и доступ:

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источниковпри условии соблюдения требований федеральных законов.

 

Гражданин: право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

 

Организация: право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

 

Есть важная проблема, так называемого «цифрового неравенства». Если оценить объем проникновения технологий, то он далеко неравномерен. По идее в каждом отделении связи должен быть модуль киберсвязи (то есть должен быть компьютер с доступом в интернет).

 

 

Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

 

Бесплатно должна предоставляться информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

 

За нарушение норм о свободе доступа установлена ответственность. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Нарушение права на доступ: решение, действие (бездействие) => м.б. обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

 

Возмещение убытков: неправомерный отказ в доступе к информации, есвоевременное предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации.

 

Государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов. На сайте Роскомнадзора есть реестр таких систем.

 

Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления - Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

 

«Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами».

 

Проблема юрисдикции

 

Особенность информационных правоотношений – объекты (информация) и субъекты могут быть разнесены в пространстве и даже не знать, где они находятся.

Элементы информационных отношений в сети Интернет: пользователь – провайдер 1 – информационный ресурс – провайдер 2 – обладатель информации (собственник информационной системы).

Иностранный элемент присутствует повсеместно. Обычно, определить, где находится оборудование контрагента можно с помощью несложных технических операций (если не применяются контрмеры). Пограничных столбов в Интернете нет. Возникает вопрос с применимым правом. Самым логичным решением было бы принятие системы международных договоров, но таких договоров нет. Но всем же похуй, там бизнес и деньги. Это не Конвенция о луне. А если договариваться, то ведь придется себя ограничивать.

Судебная практика:

Дело People vs. World interactive Gaming Corp, 1999. Оборудование интернет-казино находилось на территории Антигуа, владельцы находились в штате Делавер, Суд применил законы США.

Дело Graham Waddon 1999. Мужик из Британии разместил на хостинге в США ресурс для взрослых. Пользователи в Британии имели доступ к этому ресурса. Его, соответственно, взяли за жопу и применили к нему Британские законы.

Дело Atlanta’s Georgia Institute of Technology (“French campus”), 1997. Несколько американских студентов отучились во Франции, приехали домой и выложили на сайте французского института свои отзывы на английском. На это обратили внимание и суд в Париже признал, что эти действия нарушают французское законодательство о языке.

Дело CompuServe Inc. (German branch), 1997, на серверах данной компании выкладывалось много контента для взрослых. По факту, на территории Германии не было ничего. Но по запросу пользователя контент мог формироваться прямо на пользовательском компьютере. Владельцев ресурсов не установили и обвинили менеджеров провайдера в преступлении. Их признали виновными в нарушении немецкого законодательства. Отделались условными сроками.

Кстати, В рамках ЕС есть акты предполагающие возможность потребителей из одной страны ЕС предъявлять иски к владельцам интернет магазинов, находящихся в другой стане ЕС.

 

Закон об участии в международном информационном обмене прекратил действие.

Есть несколько законодательных актов, которые позволяют проблему юрисдикции решать в пользу российского закона (ст. 247 АПК – ущерб наступает на территории РФ, услуги оказываются в РФ, др). Закон «о рекламе» тоже применяется к рекламе, распространяемой на территории РФ. Но где кончается территория РФ в интернете? Nobody knows.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.