КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ ПО РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ РАБОТЫ
РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА УЧАЩИМИСЯ
Дни недели
| Наиболее дисци-плинированные
| Недисципли-нированные
| Наиболее эрудированные
| Самостоятельные,
ответственные
| Лидеры класса
| Понед.
|
|
|
|
|
| Вторн.
|
|
|
|
|
| Среда
|
|
|
|
|
| Четв.
|
|
|
|
|
| Пятн.
|
|
|
|
|
| Субб.
|
|
|
|
|
|
УСТНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА
1. Общие сведения: название школы, класса, количество учеников (мальчиков, девочек).
2. Сведения о здоровье учеников. Внеурочная занятость.
3. Сведения о родителях (адрес, где работают, полная / неполная семья).
4. Общая характеристика организации учебной деятельности классного коллектива. Ведущие мотивы учения школьников. Уровень общего развития учеников. Количество отличников. Учащиеся, отстающие в учебе, причина их неуспеваемости.
5. Участие классного коллектива в общественно полезной работе.
6. Состояние дисциплины в классе, нормы поведения учащихся.
7. Общественно значимые цели классного коллектива. Сплоченность членов коллектива. Общественное мнение коллектива.
8. Качественная и количественная характеристика межличностных взаимоотношений учащихся в микрогруппах.
9. Характеристика отдельных школьников как членов коллектива. Анализ престижа и социальных ролей учащихся (ученик-общественник, спортсмен, участник художественной самодеятельности и т.п.).
10. Возрастные психологические особенности коллектива класса. Специфические черты данного коллектива, которые можно выделить на основе анализа и обобщения всего изучаемого материала.
11. Влияние социального окружения, родителей и общественности на коллектив класса.
Анализ урока: дидактический и воспитательный аспекты.
Цель:изучить дидактические и воспитательные возможности урока, закрепить навыки анализа урока.
Для выполнения задания необходимо посетить систему уроков у одного учителя (6-8).
Предварительно необходимо получить у учителя разрешение на посещение урока.
Студенты, работающие в одном классе, анализируют работу одного учителя.
ПРОТОКОЛ УРОКА
Дата_____________________________
Урок (предмет)____________________
Класс ____________
Учитель_________________
Тема_____________________________
Цели урока:
1) Обучающая_______;
2) Развивающая_____________;
3) Воспитательная____________
Время
| Основные этапы и ход урока
| Методы
| Примечания
| Отмечается начало каждого этапа урока или нового вида работы
| Указываются этапы урока в соответствии с дидактическими задачами (организационный момент, целеполагание, проверка домашнего задания, актуализация ранее изученного материала, повторение, изучение нового материала, проверка усвоения изученного, закрепление, применение, обобщение, контроль, информация о домашнем задании, подведение итогов урока). Подробное описание уроков можно найти в разделах «Дидактика», «Теория обучения» в учебниках «Педагогика».
Ход урока расписывается подробно.
| Описываются способы деятельности учителя и учащихся, методические приемы.
| Делаются первичные выводы о реализации принципов обучения, эффективности и особенностях используемых методов, достижения целей обучения и воспитания.
| ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УРОКА
1.Общие сведения:
· дать краткую характеристику учебной группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности;
· оборудование учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
2.Тема учебного занятия:
· тема занятия;
· степень сложности вообще и для данной группы;
· удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы.
Как осуществлялось целеполагание?
4.Содержание учебного занятия:
· соответствует ли содержание занятия его цели;
· какие принципы обучения реализованы; какие – нет, почему;
· как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей;
· способствовало ли содержание занятия развитию интереса к обучению;
· формированию каких знаний и умений способствует материал.
5.Тип учебного занятия:
· какой тип урока избран;
· как осуществляется связь с предыдущими занятиями.
6.Структура учебного занятия:
· каковы этапы учебного занятия;
· их последовательность;
· выделить основной этап и дать его характеристику.
7.Методы обучения:
· какие методы использованы;
· соответствуют ли применяемые методы цели занятия;
· удалось ли выбранными приёмами сформировать у детей мотивацию учебной (исследовательской, практической) деятельности на данном занятии;
· какие особенности методической системы учителя (приемы, методы) можно выделить; в чем их преимущество.
8.Система работы педагога:
· как организовано время урока; оптимально ли определено временное соотношение частей занятия (теоретической и практической);
· как оцениваются достижения школьников на уроке; определите вид контроля, какова его эффективность;
· умение организовать работу детей (в том числе познавательную активность);
· управление группой;
· определение объема учебного материала.
9.Система работы учащихся:
· организованность, активность;
· отношение к педагогу, к предмету;
· уровень усвоения знаний и умений;
· умение творчески применять знания и умения.
10. Общие результаты учебного занятия:
· мера реализации цели занятия;
· выполнение запланированного объема;
· общая оценка результатов и эффективности занятия;
· рекомендации по улучшению качества учебного занятия.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ УРОКА.
I. Организация учебной деятельности школьников.
1. Дисциплина. Способы воздействия педагога при нарушениях дисциплины:
· использует в отношении нарушителей особые формы учебной работы;
· не обращает внимания на неумышленные незначительные нарушения;
· проявляет лояльность к нарушениям;
· немедленно реагирует на отклонения от нормы поведения.
2. Мотивация учебной деятельности. Способы обеспечения продуктивной работы школьников:
· выделение ключевыхмоментов урока;
· оптимальный объем учебного материала;
· формирование умений рациональной организации учебного труда;
· четкий инструктаж при самостоятельной работе;
· рациональное использование времени.
3. Воспитание интереса к предмету.
· объективность оценок, привлечение студентов к оценке знаний;
· умелое использование наглядности и ТСО;
· чередование и смена видов деятельности;
· объяснение с привлечением аналогий и примеров;
· проблемность информации;
· применение активных методов обучения;
· творческий подход к изложению, эмоциональность объяснения.
II. Качество педагогических условий.
1. Реализация профессионально важных качеств педагога:
· знание предмета, эрудиция;
· коммуникативность, доброжелательность;
· тактичность, педагогическая этика;
· опора на положительные качества личности школьников;
· культура речи, темп, дикция, эмоциональность.
2. Условия для самореализации школьников:
· педагогическая поддержка;
· обеспечение комфортности в межличностных отношениях (ученик – ученик, ученик - учитель);
· обращение по именам к учащимся;
· поощрение школьников за конкретную работу
III. Реализация ситуации успеха.
IV. Санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние аудитории.
V. Итоги урока.
КОНСПЕКТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА
(АНАЛОГИЧЕН КОНСПЕКТУ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА)
1. Титульный лист.Тема, фамилии студентов-организаторов, год.
2. Школа, класс, время, место проведения. Форма воспитательного дела(вечер, утренник, классный час, конференция, диспут, встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и пр.)
3. Фамилия организатора и состав участников воспитательного дела:команды-участницы, жюри, болельщики, пр.
4. Тема.Обоснование выбора данной темы, необходимость ее проведения в конкретном классном коллективе.
5. Оборудование.Перечислить предметы, используемые для проведения дела (например, театральные костюмы, дидактические материалы, канцтовары, плакаты, стенгазеты и т.д.). Цели(образовательная, воспитательная, развивающая). Формулировка целей должна отвечать на вопрос, зачем проводится данное воспитательное дело, какие изменения произойдут в развитии ученика в результате проведенной работы.
6. Характеристика подготовительной работы к воспитательному делу.Содержание подготовительной работы, роль актива, классного руководителя, родителей, инициатива и активность учащихся.
7. План проведения(последовательность в проведении дела). Сценарий проведения воспитательного дела.(Содержание и характер устных выступлений, демонстрации опытов, видеозаписей, аудиозаписей, наглядных и технических средств и др.).
8. Список литературы(для учащихся и для учителя).
9. Самоанализ проведенного воспитательного дела.Уровень организованности (удовлетворительный, неудовлетворительный), настроение аудитории, внимание, эмоциональные проявления участников, активность присутствующих.
10. Предложения по совершенствованию методики подготовки и проведения воспитательного дела. Предложения о характере дальнейшей воспитательной работы в данном коллективе.
11. Приложения(иллюстрацииграмот,эскизы оборудования, сделанного руками детей, либо руками студентов, эмблемы команд, наглядные пособия, аудио-, видео-приложения и т.д.).
12. Краткий письменный оценочный отзыв классного руководителя; отметка (по пятибалльной шкале).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|