Сделай Сам Свою Работу на 5

Многообразие жанров голландской живописи





МХК. 11 КЛАСС. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ ГОЛЛАНДИИ

Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом. Обращаясь к своим ученикам, он говорил: «Учись прежде всего следовать богатой природе и отображать то, что найдёшь в ней. Небо, земля, море, животные, добрые и злые люди — всё служит для нашего упражнения. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. Города, рын­ки, церкви и тысячи природных богатств взывают к нам и гово­рят: иди, жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас».

Тщательно следуя природе, голландские мастера сумели от­крыть красоту зримого мира в самых разнообразных его проявлени­ях. Их произведения до сих пор сохраняют живой трепет реальной жизни, передают красочное богатство окружающего мира.

 

Многообразие жанров голландской живописи

В XVII в. в Голландии популярными становятся жанры портре­та и натюрморта, бытовая и пейзажная живопись, картины, посвя­щённые мифологическим и библейским сюжетам. Каждый худож­ник, как правило, специализировался в каком-нибудь одном жанре.

Особенно популярна была портретная живопись — инди­видуальные и групповые изображения. Голландские бюргеры — новые хозяева жизни — хотели запечатлеть себя в представи­тельном облике, свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе. Спрос на такие портреты был ог­ромен.



Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили ещё к XV в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных об­щин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаде­лен, цеховых старшин и учёных обществ). Подобные портреты укра­шали стены ведомственных контор или залы заседаний. Одним из лучших портретистов этого времени стал Франс Халс (между 1581/85—1666).

 

Франс Халс. Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия. 1616 г. Музей Франса Халса, Харлем

«Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» — одно из лучших произведений художника. Раз в три-четыре года в Харлеме, родном городе Халса, было принято набирать для охраны города стрелковые роты из местных жителей. Сам художник также служил рядовым в стрелковой роте Святого Георгия. По окончании службы в честь офицеров устраивали торжественный банкет, кото­рый мог продолжаться несколько дней. Столь важное событие не­редко запечатлевалось на большом полотне.



Офицеры стрелковой роты, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. На них чёрные мундиры с яркими шарфами через плечо. Удивительно живописны сияющие белизной гофрированные воротники и манжеты, эффектно заломленные широ­кополые шляпы, драгоценные эфесы шпаг и длинные древки алебард.

Перед художником стояла непростая задача: объединить в одной композиции, в максимально сжатом пространстве, двенадцать фи­гур! При этом необходимо было сохранить непринуждённость их поз, передать весёлую атмосферу праздничного застолья. Многие из участников непосредственно обращены к зрителю взглядом или жестом. В центре, на самом почётном месте, восседает дородный ко­мандир роты с бокалом в руке. Маленькому прапорщику за столом не хватило места, но он, подбоченившись, гордо стоит и смотрит прямо, приглашая зрителей полюбоваться его великолепным об­мундированием.

Замечательны и индивидуальные портреты Халса. В самом за­урядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее вырази­тельное. Один из современников художника справедливо писал: «Халс, обладая... особой, необычной манерой письма, превосхо­дит всех остальных, так как в его живописи заложена такая ост­рота и жизненность, такая сила, что он во многих произведени­ях, кажется, самоё природу вызывает на соревнование».



Стремительные мазки его кисти словно спешат за ускользаю­щим мгновением, торопятся запечатлеть наиболее характерные мо­менты: внезапный взгляд и погружённость в собственные мысли, мимолётную улыбку и безудержный смех, искреннее переживание и душевный порыв...

Твоею дивной волей живописца

Подарен этим людям долгий век.

Румяны щёки, не ослабли мышцы,

Не изменились очертанья век.

Стрелки пируют. Синдики решают,

Каким налогом обложить товар,

И уважение почти внушает

Невозмутимый тучный пивовар.

А эти бюргеры, купцы, старухи,

Что выставлены Халсом напоказ,

Они ведь притворяются, что глухи,

И видят всё, глядя в упор на нас...

В. Элснер. «Портреты Халса»

Франс Халс. Портрет молодого человека с перчаткой. 1660-е гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Довольно успешно в живописи Голландии развивался и быто­вой жанр. С одной стороны, художники поэтизировали естествен­ное течение повседневной жизни, а с другой — стремились к изобра­жению гротескных, острых и живых ситуаций. Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, городской бедноты и крестьян­ства, празднества и развлечения, музыкальные концерты, карточ­ные игры «весёлого общества» становятся излюбленными сюжета­ми бытовой живописи. Часто в этих картинах символически переда­ются прописные истины бюргерской морали: вода со льдом ассоциируется с умеренным образом жизни, обезьянка — с дьяво­лом, подстерегающим гуляк и весельчаков, географическая карта на стене придаёт вполне домашней сцене «всемирный» масштаб.

«Заслуга голландцев состояла в том, что они первыми создали новый, более камерный тип жанровой композиции, выбрав для этого небольшой, так назы­ваемый кабинетный, формат. Такой формат, рассчитанный на особый прин­цип рассматривания и вживания в кар­тину, оказался наиболее благоприят­ным и эффективным для сцен реально­го быта...» (Е.И. Ротенберг) Художников, писавших картины не­большого формата, называют малыми голландцами, в отличие от тех, кто рабо­тал в больших форматах, а также от Ремб­рандта и Ф. Халса. Это Ян Стен (1626— 1679), Питер де Хох (1629—1684), Герард Терборх (1617—1681), Биллем Хеда, Питер Клас и др.

Питер де Хох. хозяйка и служанка. 1657 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Питер де Хох сумел глубоко постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, её размеренный и неторопливый ритм, скромный уют семейного очага. Ему удалось сделать «будничное — поэтическим, тривиальное — возвышенным, самым незначительным де­талям придать редкую одухотворённость» (В.Н. Лазарев). В его про­изведениях нет занимательных, остросюжетных рассказов или под­робных характеристик действующих лиц. Офицеры, заботливые хозяйки и матери, домашняя челядь заняты привычными, повсе­дневными делами. Прозаические детали быта (выбившаяся из матра­ца солома, горящий камин, открытые окна и двери) передают реаль­ную атмосферу жизни человека. «Хозяйка и служанка» — одна из лучших картин художника. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый яр­ким солнечным светом. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. К хозяйке только что подошла её служанка. Она показывает принесённую с базара рыбу в начищенном до зеркального блеска ла­тунном ведре. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка вни­мательно слушает и рассматривает покупку. Через несколько минут она отдаст необходимые распоряжения, и жизнь снова потечёт в привычном русле.

Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Его картины отличают яркая выразительность запечатлённых ситуаций, умение передавать взаимоотношения героев с помощью красноречивых намёков и едва уловимых жестов. Особое место в его творчестве занимают женские образы: «...Пожалуй, никто из голландских живописцев не умел с такой естественностью, как Терборх, передавать специфику жеста женщины, когда она шьёт, держит бокал вина либо лютню или моет руки; и не только жест, а и движение тела, поворот головы, взгляд, направленный или на соответствующий предмет, или, так сказать, внутрь себя» (Б.Р. Виппер).

 

Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Один из шедевров художника — картина «Бокал лимонада». Юный кавалер готовит лимонад для красивой молодой дамы, которая испытывает явное недомогание. За всем происходящим зорко следит «почтенная маменька» (возможно, и участливая сводня). Всё изображённое вполне можно было бы принять за галантную сцену в благородном семействе, если бы не отдельные детали картины. Прежде всего, бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. В их говорящих взглядах и красноречивых жестах мастерски передан несомненный опыт в любовных делах. Жест правой руки стоящей за спиной «маменьки» явно намекает на скрытые прелести молодой дамы. Да и кажущийся новичком в этих делах кавалер не так уж неопытен и безгрешен.

В историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойдённые мастера натюрморта (фр. «мёртвая природа»). Этому жанру в голландском языке больше соответствует слово «стиллевен» — «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передаёт сущность этого жанра.

«Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Но если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к их простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом.

«Бесчисленные «Завтраки» с красными, как кумач, омарами, лоснящимися окороками, тучными ягодными пирогами, золотистыми лимонами... с бокалами, возвышающимися среди яств или опрокинутыми, с разлившимся вином, выдержанные в серебристо-розово-янтарной гамме, скомпонованные в единое органическое целое, изображают именно то, что требовалось от художника» (Л.Д. Любимов).

Подобные картины пользовались огромным спросом, они предназначались для украшения интерьеров столовых, напоминая хозяевам дома о гастрономических радостях и прелестях сервировки. Излюбленными сюжетами становились «завтраки», «десерты», цветочные букеты и аллегорические композиции. Со временем натюрморты превратились в зрелищные и многокрасочные картины, представляющие собой грандиозные пирамиды из изящной дорогой посуды и экзотических фруктов. Виллем Хеда (1594 — около 1680) и Питер Клас (около 1597 — около 1661) — наиболее известные художники этого жанра.

Питер Клас сосредоточился на изображении предметов, окружающих человека в реальной, повседневной жизни. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селёдка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Все предметы чинно расставлены на столе. Но присмотритесь, их порядок кажется слегка нарушенным. Он выдаёт недавнее присутствие здесь человека: косо поставлена восточная тарелка с перцем, откатилась небольшая виноградинка, расколот орех, недопито вино...

Питер Клас. Завтрак. 1646 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Кисть художника словно ощупывает предметы, бережно и любовно выделяя их фактуру и форму, оттеняя рассеянным светом их внутреннее взаимодействие, сходство и различие. Декор на ножке бокала напоминает сочные виноградины, но кисть винограда воспринимается живой, а стекло холодно и мёртво. Коричневый цвет сближает поджаристую булку, орехи и копчёную селёдку. Но как различны при этом их форма и фактура! На блестящей поверхности бокала видно отражение окна, холодно сверкает металл, витая ручка ножа переливается в светлых лучах.

Виллем Хеда предпочитал писать «прерванные завтраки», в которых всё напоминает о недавнем присутствии человека (смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись). За кажущейся случайностью расположения предметов и вещей всегда скрывается тонкий расчёт и тщательная продуманность. Главное внимание художник сосредоточивает на их контрастности, особом освещении и передаче воздушного фона.

 

Виллем Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Для изысканных вещей стол служит своеобразным пьедесталом, подчёркивающим богатство и роскошь сервировки. Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия и быстро текущем времени. Пирамидальная композиция и вертикальный формат картины передают важность и значительность изображённого. Нежный серебристый тон, пронизывающий всё пространство картины, рождает у зрителей чувство восхищения.

Популярнейшим жанром голландской живописи XVII в. становится пейзаж. Своеобразие этого жанра и его тематика определялись особенностью природы этой северной страны. Художники отказывались от изображения идеальных вселенских пейзажей. Их интересовала обычная природа, увиденная в естественной жизненной ситуации. Пейзажи действительно становятся «зеркалом Природы».

Маринисты специализировались на точном изображении кораблей прославленного морского флота Голландии. Они мастерски передавали буйство морской стихии и безбрежную гладь моря, влажный морской воздух, лёгкое дуновение ветерка и красоту высокого облачного неба. Дюны, просёлочные дороги, бедные крестьянские хижины, одинокие деревья, поваленные бурей, мельницы с широким взмахом крыльев, бурные водопады, каналы и пруды, скованные льдом, с бегущими фигурками конькобежцев становятся основными объектами изображения художников-пейзажистов.

Лучшие художники-пейзажисты — Ян ван Гойен (1596—1656) и Якоб Рейсдал (1628—1682). Мир природы у Яна ван Гойена — это мир повседневного бытия, это естественная жизнь лугов и полей, водных просторов, очаровательных сельских видов. Особенно удавалось художнику изображение неярких пасмурных дней, влажного, туманного воздуха, окутывающего очертания домов и деревьев. Всё в них пронизано ощущением реального пространства, чувством потока будничной жизни.

Якоб Рейсдал. болото. 1665 -1669 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Его природа исполнена внутренней жизни, пронизана вечным движением, борьбой стихийных сил, контрастами света и тени. Он изображал мрачное небо с густыми облаками, полуразрушенные замки, церковные колокольни или одинокие мельницы. Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, поваленные бурей деревья, опадающая осенняя листва и молодая поросль. Каждый его пейзаж проникнут личными переживаниями и размышлениями об устройстве мироздания и о месте в нём человека.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.