|
Выделения и разграничения
Стили речи.
Библиотечный урок
Вы изучаете Функциональные стили речи. Откуда пошло это слово и что оно означает? Слово стиль происходит от греческого стилос - палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострнным, им писали на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на берсте другой в виде лопаточки, им, повернув стержень стиль, стирали неудачно написанное.
Происхождение слова стиль проясняет суть стилистики. А именно стилистика всегда связана с проблемой выбора. Одну и ту же мысль можно выразить и так, и по-другому, и по-третьему оптимальному варианту выражения мыслей в данных конкретных условиях и учит стилистика наука о стилях.
Какие стили вы знаете?
Выделяют пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль. Для каждого стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, словосочетания, типы предложений, причем их принадлежность к разговорному или книжному стилю осознается при сопоставлении с нейтральными средствами. Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках и учебных пособиях, устных выступлениях на научные темы. Задача научного стиля – сообщить научную информацию, объяснить ее, представив систему научной аргументации. Используется в официальной обстановке, характеризуется логичностью, объективностью, смысловой точностью. В научном стиле можно выделить следующие разновидности:
Научный стиль речи
| функционально-стилевая классификация
| жанровая классификация
| Собственно научный стиль
| монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа
| Научно-информативный
| реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание
| Научно-справочный
| словарь, справочник, каталог
| Учебно-научный
| учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение
| Научно-популярный
| очерк, книга, лекция, статья
|
Публицистический стиль
Публицистический стиль – один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля – логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Художественный стиль Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи. Задача стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность. Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами: тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.; фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос; ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении. Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.
Разговорный стиль. Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринужденных беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования – устная, но может быть осуществлен и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях). Задача речи – общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринужденность, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.
Сегодня мы поговорим с вами о научно-информативном стиле речи. А именно о конспекте.
«МЕТОДИКА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКОВ
Познакомить учащихся с основными приемами переработки первичной информации.
Обучить методике составления конспектов.
Воспитывать у учащихся культуру чтения и ведения информационных записей.
Программа курса.
Конспекты, основные требования и характеристики.
Виды конспектов и их характеристики.
План – конспект.
Тематический конспект
Цитатный (текстуальный) конспект.
Свободный конспект.
Схематический конспект.
Как составит конспект?
Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.
Конспект подразумевает объединение плана, выписок, тезисов или любых двух этих форм.
Основные требования:
Системность
Логичность
Краткость
Убедительность
Доказательность
ПРАВИЛА ЗАПИСИ ТЕКСТА
Запись должна быть краткой, убористой.
При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.
Необходимо применять выделения и разграничения:
Выделения и разграничения
Подчеркивание и отчеркивание
Отступы
Пробельные строки
Нумерация
Рамки
Цветовые выделения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|