Сделай Сам Свою Работу на 5

Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства





 

Подобно тому, как мировоззрение представляет собой систему взглядов на мир в целом и место человека в нем, идеология в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах социально-политического устройства общества, интересах, мировоззренческих и политических идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах социально-политического поведения и действия различных субъектов политики (партий, сообществ, общественных движений, политиков и общественных деятелей и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства [1].

Идеология способствует формированию и развитию политического сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать социально-политические процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов. Идеология является необходимым компонентом политических и общественных организаций, сплачивая и объединяя людей по политическим устремлениям, общности целей и социального статуса. Идеология обеспечивает механизмы политической социализации личности, воспитания и развития политической культуры [2].



Cовременная Беларусь представляет собой трансформирующееся или транзитивное общество, в котором пока еще не сформирована аксиологически ориентированная государственность, целостная система мировоззренческих ценностей, приемлемых для людей, познавших горечь и разочарование крушения кумиров и иллюзий, тяжелое испытание Чернобыльской трагедией и человеческого бытия "на изломе", в эпоху "великих перемен". С одной стороны, возникают новые, демократические модели мировосприятия, с другой стороны, пока еще сохраняются мировоззренческие стереотипы коммунистических идеологем. Парадоксы и разочарования новых идеалов и ценностей сочетаются с непреодолимым желанием отказа от модели «жить по-старому». Но из этого не следует, что мы должны отказаться от рационального осмысления происходящего, от веры в разум, в смысл человеческой истории, в человеческую свободу, в возможность преобразования личностного и социального сознания на разумных началах, ибо разум, а значит мораль, совесть, справедливость являются значимыми для нас до тех пор, пока они определяют нашу личную и социальную позицию и поведение, ибо то, что создано разумом, может быть достойно использовано лишь в том случае, если в этом использовании разум же участвует [3].



Необходимость поиска новых мировоззренческих структур отношения к миру стала лейтмотивом XX Всемирного конгресса (10-16 августа 1998 г. Бостон, США) выступила идея обращения к человеческому разуму, его защиты, а через обращение к разуму — примирению человечества, его воспитанию. Просветительская тема конгресса "Пайдея: Философия в воспитании человечества" подчеркивала необходимость рационального осмысления происходящего в мире, поиска путей сосуществования в рамках альтернативных взглядов и подходов, решения глобальных проблем, воспитания человечества и особенно молодого поколения в духе толерантности, взаимоуважения, диалога культур и терпимости по отношению друг к другу, открытой коммуникации, веры в рациональное начало, плюрализма мнений, гибкой, а не силовой стратегии решения конфликтов и преодоления кризисов. Первый в XXI столетии XXI Всемирный философский конгресс «Философия лицом к мировым проблемам» (август 2003) также призывает человечество к рациональному переосмыслению происходящих в мире процессов и к согласию [1].

Права человека являются главной общечеловеческой ценностью гражданского общества. Права человека – политические, гражданские, социальные, экономические и культурные – впервые были закреплены в виде Всеобщей декларации прав человека в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. Право человека является основой человеческого существования и сосуществования. Они являются всеобщими, неделимыми, взаимосвязанными. Именно права делают нас людьми. В современный период права человека являются общесоциальным понятием, отражающим наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности. Права человека – это социально и морально обоснованные и поддержанные правом требования отдельных индивидов или социальных групп к обществу и государству на основании их принадлежности к человечеству в целях обеспечения свободного, всестороннего развития личности [2].



В Конституции Республики Беларусь записано (ст. 2), что «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Другим принципиальным положением Конституции в области прав человека является признание равенства всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту своих прав и законных интересов. Права и свободы человека и гражданина закреплены в Конституции и в Разделе II «Личность, общество, государство» [3].

Закрепление прав и свобод человека произошло в таких законах, как: Закон о правах ребенка; Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях; Закон о национальных меньшинствах; Закон об общественных организациях и др. Человек, его права и свободы в нашей стране конституционно провозглашены в качестве «высшей ценности», которую государство обязано признавать, соблюдать и защищать. С целью определения основных направлений действий государства по обеспечению прав и свобод граждан Республики Беларусь, их дальнейшему укреплению и защите в качестве основы формирования демократического правового социального государства в Беларуси принята Национальная программа действий по защите прав и свобод граждан на 2001 – 2005 годы. Эта программа определяет основные цели государства по созданию гарантий обеспечения прав и свобод граждан в Республике Беларусь, содержит необходимые меры правового, социально-экономического и организационного характера, направленные на дальнейшее укрепление и защиту прав и свобод граждан Беларуси [1].

Фундаментальную роль в становлении белорусской государственности играют культурные традиции, которые актуализируют национальную историческую память, гарантирующую преемственность общечеловеческого и культурного прогресса, приобщение к культурно-исторической жизни народа, формирование чувства укорененности в своей отчизне, патриотизма и ответственности за нее, заботы о своем "доме". Белорусский человек, как и русский, глубоко общественное существо, предпочитающее решать свои проблемы «всем миром» [2].

Белорусская культура, подобно русской, формировалась как культура синтетическая, как культура, которая достаточно легко ассимилировала в себе влияния других культур. В силу своего географического положения, она в значительной степени толерантна и восприимчива к чужой, иной позиции, а, следовательно, динамична и мобильна в своих содержательных аспектах. Беларусь, как и Россия, всегда выступала как неповторимое единство двух начал — активного и пассивного в силу своей устремленности духовными интенциями на Запад, и укорененности материальных оснований в общинных укладах Востока [3].

В белорусской культуре имеются реальные предпосылки для осуществления гармоничного единства восточной и западной традиций по отношению к природе. В контексте современной экологической проблематики, связанной с постчернобыльским существованием наших народов, осуществляется пересмотр существующих ценностей и идет поиск новых мировоззренческих ориентации, и в частности, отказ от использования силы по отношению к природе, характерной для западноевропейской цивилизации в отличие от восточной культуры, где воплощались идеи гармонии человека и природы, бережного к ней отношения. Такие представления о гармоничном взаимоотношении человека и природы, отказ от использования силы по отношению к природе, человеку и обществу в целом, формирование толерантности и взаимопонимания, поиск консенсуса между человеком и остальным миром, которые утверждаются в силу чернобыльской трагедии в современной культуре, могут стать ведущими аксиологическими основаниями будущего цивилизационного развития. Уникальная и неповторимая национальная культура, опирающаяся на национальные духовные принципы, способна стимулировать духовно-возвышающие человека ценности [1].

Наиболее привлекательными идеями нашего постсоветского существования стали идеи демократического государства с гарантированными нормами прав и свобод, разделением властей, установлением рыночных отношений в экономике, повышением роли политической активности граждан, устранением распределительных отношений, формированием подлинно гражданского патриотизма. В сознании современного белорусского гражданина созидается образ своего отечества как цивилизационного, суверенного молодого государства с древними традициями, способного выполнить уникальную историческую миссию инициатора интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Следует признать, что такие ценности государства социалистического типа, как монополизм государственной формы собственности, однопартийность, некоторые коммунистические идеологемы, утратили свою значимость, оставаясь господствующими лишь среди определенных слоев общества. В этих условиях несомненно обостряется историческая память людей, актуализируется проблема обоснования обновленной системы ценностей, происходит «переоткрытие времени», возникает особый интерес к духовным традициям прошлого, к глубинным истокам своей собственной истории, ибо, «если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки» [2].

Неотъемлемой частью идеологии белорусского государства является патриотизм. Традиционно под патриотизмом (от лат. patris — родина) принято понимать моральный и политический принцип, содержание которого — любовь ко всему родному, от местности, где человек родился, его народа, языка, культуры и к государству, гражданином которого он является. В политическом смысле это преданность всему, что связано с суверенитетом своей страны, ее независимостью и самостоятельностью, безусловное выполнение гражданского долга [3].

В ходе исторического развития религия сформировалась как мощный социокультурный фактор. В широком спектре культурного пространства религия взаимодействует с другими компонентами культуры (моралью, искусством, наукой, просвещением и т.п.). Это имеет плодотворное значение. На пограничных стыковых линиях во взаимодействии различных компонентов культуры рождаются новые образования: культовое искусство, духовная музыка, религиозная мораль, соответствующий культурно-бытовой менталитет и влияние на него религиозных праздников и обрядов, которые переплетаются с народными приметами и обычаями и т.п.

В Конституции и Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях» провозглашается свобода совести. Так, статья 31 Конституции предоставляет право каждому человеку определять свое отношение к религии, т.е. каждый может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. В статье 7 речь идет о том, что государство не вмешивается в дела церкви, не финансирует ее деятельность. Религиозные же организации не выполняют государственные функции. Государственная система образования и воспитания в Республике Беларусь носит светский характер. Эти подходы находятся в контексте Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей свободу мысли, совести и религиозных убеждений, без различия расы, пола, языка, национальности, религиозных, политических и иных убеждений, своего происхождения и социального положения [1].

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.