Сделай Сам Свою Работу на 5

Неформальные объединения молодежи





Это одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных интересами, ценностями, симпатиями. В известной мере они есть в формальных группах - классных коллективах, наряду с официальной структурой класса есть группы на базе межличностных отношений. Неформальные группы возникают обычно не в классе, не в деловых отношениях, а наряду с ними и вне школы. Они играют важную роль в жизни подростков, удовлетворяют их информационные, эмоциональные и социальные потребности: дают возможность узнать то, что не говорят взрослые, обеспечивают психологический комфорт, учат выполнению социальных ролей. Замечено, что чем меньше школьник вовлечен в официальные структуры, тем больше он стремится в "свою компанию", что говорит о потребности в развивающих контактах, признании ценности своей личности. Как правило, эти сообщества сверстников представляют собой контактные группы в 5-15 человек, собираются в определенном месте. Группы характеризуются по разным признакам: возрасту, социальной принадлежности, форме организации, по направленности. Согласно последней, группы бывают просоциальными (социально одобряемое направление, например, экология, охрана памятников), асоциальными ( в стороне от общественных проблем), антисоциальными (криминальные, агрессивно-националистические). Кратко о некоторых течениях. Байкеры, ездят компаниями на мотоциклах, могут быть агрессивны. Скинхэды (бритоголовые нацисты) очень агрессивны, имеют форму, маршируют под "фашистскую" музыку, имеется тенденция к оформлению организации. Толкинисты разыгрывают сцены из любимого писателя, для них это не театр, а жизнь, игра, уводящая от реальности. Есть также металлисты, панки, роллеры, репперы и др. Одно из самых старых течений - хиппи, его члены философствуют, ищут смысл жизни, отличный от ценностей их "отцов" в обществе потребления. Представителей всех течений отличают особенности одежды, нормы, правила поведения, род занятий, ритуалы. Обычно школьники, увлекшиеся своей группой, выпадают из сферы влияния школы и родителей, их социализация и воспитание становятся проблематичными. Родители чаще нетерпимо, агрессивно относятся к детям, чрезмерно ушедшим в свои группы, что можно понять и что, однако, затрудняет их контакт с ребенком и правильное его формирование. Учителя имеют привычку быть школоцентричными: видят и оценивают школьника только по его поведению в школе. Учителю следует знать микроокружение школьника и, если оно мешает правильному формированию, по возможности нейтрализовать его. Вместе с тем надо помнить, что общение и деятельность учеников вне школы - неизбежный и важный фактор в их развитии.





Наряду с неформальными течениями молодежи сегодня в стране существует ряд детских и молодежных организаций и движений, руководимых взрослыми. По Закону РФ об образовании деятельность организаций в школе не разрешается. Поэтому движения молодежи организуются вне школы, хотя некоторые школы активно сотрудничают с такими организациям, и предоставляют им возможность работать со школьниками. По направлениям эти движения представляют пеструю картину: патриоты, скауты, пионеры, комсомол, физкультурно-оздоровительные общества, военизированные, экологические и другие организации. В большинстве из них членство коллективное, и они охватывают ничтожное количество подростков. Поэтому их влияние на молодежь очень слабое. Это обстоятельство требует еще большего внимания школы к неформальным группам и течениям молодежи. Общая позиция школы как института воспитания по отношению к молодежным движениям и группам должна быть такой: знать и сотрудничать для эффективного воспитания школьников.



Девиантное поведение молодежи

Девиантное, или отклоняющееся поведение - система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам. Различают две категории Д.П.: отклонение от нормы психического здоровья и отклонение от социальных, нравственных, правовых норм. Последнее проявляется чаще всего в виде алкоголизма, наркомании, агрессии, вандализма, сексуальной распущенности, сверхувлечения субкультурой или чем-либо еще. В сверхувлечениях, правда, следует выделять позитивные, творческие увлечения, творчество - всегда нарушение нормы. Так же довольно трудно выделить норму и патологию в психике человека. Дети школьного возраста только еще усваивают нормы, поэтому они, особенно подростки, составляют группу риска. Для юношества характерны психические нарушения в виде акцентуаций характера и личностных расстройств, связанных с формированием Я-концепции, самосознания. К последним относят специфические реакции подростков на окружающую среду, на близких, самого себя, свое тело. Например, синдром отчуждения - дистанцирование от реальности, утеря связей, остранение привычного; деперсонализация - отчуждение от собственного Я; дисморфомания - бред физического недостатка; синдром философской интоксикации - погруженность в глобальные проблемы. Эти и другие расстройства сопровождаются депрессией, неврозами. Школьные неврозы имеют причиной ситуации в школе: плохая успеваемость, конфликт с учителем, отношения с товарищами. Учитель может видеть и акцентуации характеров, не зная при этом психологической терминологии. Например, гипертимный подросток отличается повышенной активностью, частой сменой увлечений, сверхобщительностью, астено-невротический - повышенной утомляемостью, раздражительностью, ипохондрией и т.д. Учителю следует замечать особенности поведения детей и, если не действуют педагогические методы, обращаться к помощи специалиста. Одним из видов девиантного поведения является противоправное, криминальное поведение, преступность молодежи, которая растет в настоящее время по причинам социальным и педагогическим. Ученые находят связь между воспитательным потенциалом семьи и преступным поведением: как правило, воспитательно слабые, "неблагополучные" семьи порождают преступность. С точки зрения педагогики, одним из проявлений девиантного поведения следует считать педагогическую запущенность - отклонение от педагогических норм, требований школы к учению и поведению школьника. Этому есть тоже сумма причин в обществе, семье и школе. От педагога зависит не допускать педагогических ошибок, ведущих к педагогической запущенности, работать без дидактогений. Под этим словом понимают последствия неправильных действий учителя, ведущих к утрате контактов учащегося с школьным окружением, систематической неуспеваемости и часто к преступлению. К факторам, причинам девиантного поведения школьников относят, помимо сказанного, следующие: дегуманизация современной цивилизации в целом как общества потребления, в котором наблюдается упадок духовных ценностей, падение авторитета церкви; глобальный кризис в России, социально-политический, экономический, культурно-идеологический; кризис образовательной системы и семьи. Следует также осознавать последствия отклоняющегося поведения молодежи и его влияние на личность. Незначительные проявления девиантного поведения, как было отмечено, свойственны многим подросткам: они только усваивают нормы, со временем отклоняющиеся поступки уходят. Опасна и разрушительна для личности глубокая вовлеченность в субкультуру, группы. Постоянное пребывание на грани нормы ведет к закреплению нежелательных стереотипов поведения во взрослой жизни. В этом случае требуются коррекционно-педагогические меры.

 

Задания на усвоение и проверку

1. Выпишите в словарь определения или краткие характеристики понятий: социализация, семья, семейное воспитание, обучение родителей, субкультура молодежи, неформальные молодежные группы, девиантное поведение.

2. Проанализируйте собственное развитие в родительской семье или опыт знакомой семьи. Дайте ей социально-педагогическую характеристику: тип семьи, педагогический потенциал, характер действий родителей. Проанализируйте отдельные факты, конфликты, результаты воздействия семьи на ваше развитие, выделите достижения и проблемы семьи в воспитании. Сделайте краткие записи.

3. Проведите мини-исследование в школе или среди студентов. Выявите степень вовлеченности их в субкультуру подростков и группы; опишите, в чем это выражается: поведение, внешний вид, чувства, сознание, образ жизни, увлечения; определите характер влияния молодежной культуры на развитие учащихся. Эту и подобные проблемы можно сделать темой курсового исследования по педагогике, психологии.

 

Рабочая программа по курсу "ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ"

Тема 1. Воспитание как социальная функция и процесс.

Социализация, воспитание и образование - понятия и их соотношение друг с другом. Сущность процесса воспитания, его многофакторность. Социальные и психологические основы воспитания. Воспитательные системы и концепции. Социально-ориентированные и личностно-ориентированные концепции воспитания в современной педагогике. Гуманистическое воспитание как концепция воспитания в современной России. Критерии эффективности процесса воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Самовоспитание и перевоспитание, коррекционная педагогика.

Тема 2. Цель и содержание воспитания в общеобразовательной российской школе.

Цели воспитания в школе. Содержание и программы воспитания в современной школе. Подходы к определению содержания воспитания: традиционный, ценностный, на основе базовой культуры личности. Характеристика содержания воспитания по его отдельным задачам, направлениям.

Умственное воспитание. Проблема развития ума, способностей, теории умственного развития и воспитания. Формирование мировоззрения.

Нравственное воспитание, Понятие о морали, ценностях, теории нравственного развития и воспитания, пути формирования нравственности.

Гражданское воспитание. Политическая культура и ее формирование в школе. Правовая культура учащихся, ее формирование, законопослушность. Права человека, права ребенка. Поликультурное и патриотическое воспитание, пути формирования, толерантности, культуры межнациональных отношений.

Трудовое воспитание школьников. Труд в жизни школьников и в системе работы школы. Профессиональная ориентация в школе, вне ее.

Эстетическое воспитание. Эстетическая культура, пути ее формирования в школе. Влияние массовой культуры на эстетическое развитие молодежи. Эстетическая деятельность учащихся.

Физическое воспитание школьников. Здоровый образ жизни, валеологический подход в воспитании. Санитарное просвещение школьников. Половое воспитание детей и подростков Антинаркотическое, антиалкогольное воспитание подростков.

Тема 3. Методы воспитания.

Понятие об общих методах воспитания, их классификация. Связь методов воспитания с закономерностями, принципами, моделями воспитания. Характеристика основных методов воспитания: убеждение, упражнение, пример, наказание, поощрение. Комплексный и индивидуальный характер использования методов воспитания, условия их выбора и применения.

Тема 4. Средства воспитания.

Понятие о средствах воспитания как о независимых источниках педагогического воздействия. Главные средства воспитания: деятельность, общение, природа, режим, объекты культуры, материальные ценности, игрушки, технические приспособления и др. Условия их включения в педагогический процесс.

Коллектив как средство воспитания. Понятие о коллективе, теория воспитания в коллективе. Педагогические условия воспитания в коллективе. Межличностные отношения в классе.

Тема 5. Социализация школьника как воспитание в широкой социальной среде.

Социализация и воспитание. Институты социализации, проблемы социализации в современном мире. Семья как институт социализации. Типы семей и семейного воспитания. Помощь родителям в воспитании.

Социальная среда, средства массовой информации. Субкультура молодежи. Социально-педагогическая характеристика младшего школьника и современного подростка. Неформальные объединения молодежи. Девиантное поведение школьников.

Тема 6. Система воспитательной работы классного руководителя, воспитателя.

Содержание работы воспитателя. Функции, профессиональные обязанности. Цикл его деятельности. Педагогическая диагностика. Задачи, роль, содержание, методы диагностики класса. Оформление результатов и их использование. Диагностическая карта класса. Планирование воспитательной работы. Роль плана в работе, содержание и виды планов. Виды деятельности учащихся. Методика планирования.

Работа воспитателя с семьей, родителями. Педагогическая культура и просвещение родителей.

Тема 6. Формы внеурочной воспитательной работы учителя, воспитателя.

Виды развивающей деятельности учеников и формы организации внеурочной работы. Типология форм воспитательной работы. Характеристика наиболее распространенных форм работы. Различные методики (технологии) проведения воспитательных дел. Методика коллективного творческого дела.

Тема 7. Педагогические и психологические методы в работе воспитателя.

Сопоставление методов воздействия на личность в педагогике и психологии. Практическая психология, психотерапия в работе классного руководителя. Воспитательные занятия с учениками с использованием психологических, психотерапевтических методов. Групповые и индивидуальные методы воспитательного воздействия на учащихся. Приемы гуманистической педагогики. Коррекция поведения.

Тема 8. Педагогическая этика, поведение учителя, воспитателя.

Педагогическое общение классного руководителя на основе гуманистической психологии. Этические принципы и поведение в отношениях с учениками, учителями, родителями. Педагогические конфликты, способы разрешения. Стрессы в работе воспитателя, учителя. Ошибки учителей в воспитании и обучении. Анализ и самоанализ работы педагога.

 

Литература по курсу Теория и методика воспитания

Учебники

Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика. В 2 ч. М., 2002

Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. М., 2004

Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002

Воронов В.В. Технология воспитания. М., 2000

Дополнительная

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1994

Байард Р. и Дж. Ваш беспокойный подросток. М.,1991

Веселова В.В. Билет в будущее. М.,1990

Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. М.,1988

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.,1995

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. Под ред. Н.Л. Селивановой. М., 1998.

Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.М.,1986

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999. Глава 3.

Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.М.,1995

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996

Калгрен Франс Воспитание к свободе. М., 1992.

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 1996

Кащенко В.П. Педагогическая коррекция.М.,1992

Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1997.

Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989

Лещинский В.М., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: пед. практикум. М., 1995.

Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. М., 1997.

Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания. М.,1984

Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994.

Новое педагогическое мышление. /Под ред. А.В. Петровского. М., 1991

Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.. 1996

Поляков С.Д. Технологии воспитания. М., 2002

Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. М.,1989

Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.,1994

Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В.В. Давыдова. В 2 т.т. М. 1993-1999

Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить ребенка. М.,1992

Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. - М.,1994

Смирнов В.И Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999.

Степанов В.Г Психология трудных школьников. М., 1997.

Социология молодежи /Отв. Ред. Лисовский В.Т. С-Петербург.1996

Теория и практика воспитательных систем. /Ред. Л.И. Новикова. Кн. 1, 2. М., 1993

Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М., 1997

Хрестоматия по социальной психологии/Сост. Т.Кутасова.М.,1994

Цырлина Т.В. Пути к совершенству: Антология интересных школьных и педагогических находок 20 века. М., 1997.

Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. - М.,1997

Шнекендорф З.К. Путеводитель по конвенции о правах ребенка. М., 1997.

Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989.

Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998

Примерные вопросы к экзамену по Теории и методике воспитания

1. Сущность и взаимосвязь понятий: воспитание, образование, развитие

2. Сущность воспитания и социализация личности

3. Цели воспитания в мировой и отечественной педагогике

4. Концепция воспитания в современной России

5. Социально-ориентированные концепции воспитания (бихевиоризм, коммунистическая педагогика)

6. Гуманистическая психология как основа концепции воспитания

7. Закономерности воспитания, их характеристика

8. Принципы воспитания, их характеристика

9. Нравственное воспитание учащихся: цели, содержание, средства, оценка воспитанности.

10. Физическое воспитание в школе. Физическое и психическое здоровье детей

11. Воспитание правовой культуры молодежи в школе и обществе

12. Гражданское воспитание учащихся. Формирование политической культуры молодежи в школе

13. Формирование толерантности молодежи, профилактика агрессивного поведения

14. Трудовое воспитание и профориентационная работа в современной школе и семье

15. Эстетическое воспитание школьников в школе и обществе. Роль СМИ, массовой культуры

16. Понятие метода воспитания. Классификация методов воспитания.

17. Содержание воспитательной деятельности в современной школе. Программы воспитания школьников

18. Взаимоотношения школы и общества. Школа в микрорайоне

19. Коллектив как средство воспитания учащихся в школе

20. Методика работы с детским коллективом. Показатели сформированности коллектива класса.

21. Молодежная субкультура как фактор воспитания. Неформальные объединения подростков

22. Воспитательная система школы, внеклассная работа в современной школе.

23. Ученическое самоуправление в современной школе: цели, проблемы, средства и методы развития

24. Общие методы воспитания. Их классификация и характеристика

25. Метод убеждения. Психолого-педагогическая сущность, формы реализации

26. Метод упражнения. Психолого-педагогическая сущность, формы реализации

27. Пример как метод воспитания. Подражание, мода, психические эпидемии

28. Методы педагогической оценки, стимулирования в процессе воспитания

29. Асоциальное, девиантное поведение школьников. Перевоспитание педагогически запущенных детей

30. Средства воспитательного процесса. Виды формирующей деятельности детей и подростков

31. Формы воспитательной работы в школе. Классификация, характеристика

32. Роль и функции классного руководителя в системе воспитания школьника. Его права и обязанности.

33. Технология работы классного руководителя

34. Педагогическая диагностика. Программы и методы изучения учащихся.

35. Целеполагание в работе классного руководителя

36. Планирование работы классного руководителя

37. Методика организации коллективного творческого дела в школе

38. Социальные и педагогические функции детских и юношеских общественных организаций. Отношение школы к ним

39. Семейное воспитание, его связь со школой. Обучение родителей педагогической культуре. Права ребенка

40. Формы работы школы с родителями. Методика организации родительского собрания.

41. Воспитательные беседы с учащимися как форма работы классного руководителя: цели, содержание, методика, анализ

42. Творческий характер воспитательной деятельности. Авторские системы воспитания

43. Педагогическое общение и поведение учителя, стиль, педагогическая техника

44. Психологические методы в воспитании. Их применение в работе классного руководителя

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.