Сделай Сам Свою Работу на 5

Лесоперерабатывающий комплекс





Основная статья: Лесоперерабатывающий комплекс Центрального федерального округа

Общий запас древесины на корню в Центральном федеральном округе составляет 4,8 процента общероссийского запаса, расчетная лесосека составляет 6 процентов. Лесистость округа не превышает 35 процентов. Округ занимает 5-е место среди федеральных округов по производству деловой древесины. Наибольшие запасы древесины приходятся на Костромскую и Тверскую области. Наибольшая лесистость территории (более 50 процентов) характерна для Костромской, Тверской и Владимирской областей. Эти же области лидируют по производству деловой древесины.[5]

Крупнейшие предприятия по производству мебели расположены в Московской и Брянской областях.[6]

Природные ресурсы

Основная статья: Природные ресурсы в Центральном федеральном округе

Главное природное богатство округа — железные руды Курской магнитной аномалии (КМА). По геологическим запасам КМА занимает первое место в мире, по балансовым — первое место в России. Неглубокое залегание и высокое качество руд обусловливают эффективность их добычи. Из других видов минеральных ресурсов здесь представлены крупные запасы мела, известняка, огнеупорных и кирпичных глин, мергеля, а также строительных, стекольных и формовочных песков. Округ небогат топливно-энергетическими ресурсами. Запасы топлива представлены Подмосковным буроугольным бассейном, который расположен на территории 5-ти областей — Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской и Рязанской. Балансовые запасы угля составляют около 4 млрд тонн, глубина залегания — до 60 метров, мощность пластов — 20—46 метров, горно-геологические и гидрологические условия неблагоприятны. Подмосковные угли отличаются низким качеством (невысокая калорийность, высокая влажность, зольность и сернистость). В северной и центральной части округа имеются месторождения торфа. Прогнозируется открытие нефтяных месторождений в Ивановской, Костромской и Ярославской областях.[7]



Транспорт

Основная статья: Транспорт Центрального федерального округа

Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет в регионе 17,5 тыс.км, или 20,3 % от общей сети по России. Отправление грузов из ЦФО составило 16,8 % от общесетевого уровня. Всего через железнодорожные переходы Центрального региона перевозится более 25 % внешнеторговых грузов России.



Центральный федеральный округ располагает развитой радиально-кольцевой транспортной системой. От г. Москвы расходятся 11 железных дорог и 15 автомагистралей. Через округ проходят 3 международных транспортных коридора - Транссибирская магистраль, Север - Юг и панъевропейский коридор № 9.

Густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 2008 году составила 215 километров дорог на 1000 кв. километров территории (1-е место среди всех федеральных округов). В 2008 году автотранспортом было перевезено 442,6 млн. тонн грузов.

Густота железнодорожных путей общего пользования в 2008 году в округе составила 261 километр на 10000 кв. километров территории

(1-е место среди всех федеральных округов). Объем отправления и прибытия грузов превысил 551 млн. тонн.

 

На территории Центрального федерального округа действует 11 международных аэропортов, включая крупнейшие аэропорты в стране - Домодедово, Шереметьево и Внуково.

В настоящее время ЦФО — лидер среди федеральных округов по числу малых предприятий и количеству занятых. В округе сосредоточено 30,7 % малых предприятий страны. Весомую долю вносит г. Москва и Московская область, где в совокупности действуют почти 17 % всех малых предприятий России и работают более 12,5 % занятых в данном секторе по стране.[8]

По количеству юридических лиц — субъектов МСП на 1 тыс. чел. лидирует Ярославская область (19), обгоняя по данному индикатору столицу (18); по количеству индивидуальных предпринимателей на 1 тыс. чел. — Брянская область (33). По показателю доли занятых в секторе МСП в общем количестве занятых в экономике по итогам 2010 г. первое место в ЦФО заняла Владимирская область (33,7 %), наименьшая доля занятых в МСП — в Белгородской области (22,1 %).[9]



Отраслевая структура МСП в ЦФО, как и в стране, имеет существенный перекос в сторону оптовой и розничной торговли, оборот МСП в данном секторе на порядок превышает его величину в других секторах, включая обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь.[10]

Во всех регионах ЦФО реализуются целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства, действуют координационные органы — Советы по развитию малого и среднего предпринимательства, в состав которых входят представители бизнес-сообщества, региональных отделений Общероссийской общественной организации ОПОРА, и другие. Аналогичные советы созданы на муниципальном уровне.[11]

Приоритеты развития экономики

Москва — крупнейший транспортный и логистический центр.

Потребительский рынок (50 % ВРП Москвы создаётся в торговле).

Строительство жилья (в Москве и области вводится около 25 % российского жилья).

Рынок интеллектуальных продуктов и услуг, включая образовательный комплекс (заметим, что в списке вузов, где сохранится подготовка офицеров, около трети — московские).

Системообразующее значение в Центральном федеральном округе имеет г. Москва, в котором проживает 28 процентов населения, производится более 65 процентов валового регионального продукта и более 40 процентов объема промышленной продукции округа. В г. Москве обеспечено работой почти 40 процентов занятых в экономике округа. Город является основной торговой площадкой, крупнейшим центром оказания услуг для всей страны и округа. Уровень жизни в г. Москве намного выше, чем в среднем по округу, бюджетная обеспеченность выше почти в 2 раза, отношение заработной платы к прожиточному минимуму выше в 1,5 - 1,6 раза.

Туризм.

Основными подходами к развитию Центрального федерального округа являются:

рациональная организация территории округа, позволяющая наиболее эффективно использовать его природный и эволюционный потенциал;

рациональная организация, сохранение и воспроизводство человеческого потенциала, позволяющие наиболее эффективно использовать возможности каждого жителя округа;

рациональная организация инфраструктурного потенциала округа, позволяющая решить наиболее острые проблемы и обеспечить условия для долгосрочного эффективного функционирования транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры;

рациональная организация промышленного, сельскохозяйственного и интеллектуального потенциала округа, позволяющая устранить избыточную конкуренцию регионов и проводить скоординированную политику на общих для регионов рынках товаров, услуг, труда и капитала.

Базовым принципом является развитие Центрального федерального округа на основе максимальной ресурсоэффективности, природосбережения, локализации полного производственного цикла, использования транзитных возможностей территории, проведения модернизации и усиления инновационности экономики и социальной сферы.

Главным лимитирующим фактором развития Центрального федерального округа является исчерпание потенциала экстенсивного развития, в первую очередь трудовых ресурсов.

Привлекательность Центрального федерального округа для населения, включая население, проживающее в нем в настоящее время, и новых переселенцев, планируется обеспечить путем предоставления:

высокооплачиваемых рабочих мест с уникальными перспективами карьерного и профессионального роста;

возможностей быстрого улучшения жилищных условий за счет приобретения или найма жилья;

полного набора социальных услуг, не уступающего среднероссийскому уровню, а в дальнейшем и среднеевропейскому;

широкого выбора возможностей для свободного перемещения как внутри Центрального федерального округа, так и за его пределами.

Сельское хозяйство

Центральный федеральный округ, особенно его южные области, вносит заметный вклад в обеспечение продовольственной безопасности страны. Здесь производится 22 процента зерна, 52,6 процента сахарной свеклы, 26,8 процента картофеля, 21,2 процента овощей, 26,4 процента мяса и мясопродуктов, 19 процентов молока и 21 процент яиц от продукции, производимой в России.

Среди основных продуктов питания собственного производства, учитывая медицинские нормы потребления, Центральный федеральный округ обеспечен мясом и мясопродуктами на 36 процентов, молоком и молокопродуктами - на 43 процента, яйцом - на 72 процента, хлебными продуктами - на 52 процента, овощами - на 77 процентов, сахаром, растительным маслом и картофелем - в полном объеме.

 

3. Проблемы Центрального федерального округа

Отсутствие четкой государственной стратегии развития Центрального федерального округа создает опасность деградации его производственного, интеллектуального и социального потенциала, его интегрирующих возможностей в системе экономических и пространственных связей страны. Это является реальной угрозой национальной безопасности страны.

Центральный федеральный округ обладает наивысшей в стране концентрацией научного и инженерного потенциала, самой развитой производственной, транспортной и энергетической инфраструктурой, лучшими в стране возможностями для ведения предпринимательской деятельности, но в то же время заметно отстает в эффективности использования своего потенциала от ведущих стран мира.

Главной проблемой для Центрального федерального округа является резкое ускорение внедрения в мировую экономику и повседневную жизнь населения результатов научной и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики, био- и нанотехнологий, энергетики и автомобилестроения. В настоящее время вклад России и округа в этот процесс связан в основном с применением заимствованных технологий и использованием конечных результатов в качестве пользователей. Резкое усиление инновационной направленности развития округа, проведение модернизации экономики и информатизации социальной сферы поможет решить эту проблему.

Среди угроз безопасности, препятствующих эффективной реализации государством задач в социально-экономической сфере, выделяются коррупция, преступления в сфере экономики, проявления криминального передела собственности, а также сохраняется террористическая угроза и угрозы возникновения техногенных катастроф.

Ключевыми внутренними угрозами развития Центрального федерального округа являются:

уменьшение численности населения, долговременные кризисные демографические процессы;

недостаток квалифицированных кадров;

отставание темпов обновления промышленных мощностей от потребностей развития;

резкая дифференциация жизни в городах и сельской местности, образование вымирающих деревень и неперспективных районов, появление большого числа монопоселений, вынужденных менять направление развития своей экономики;

расслоение населения по уровню жизни, рост социальной напряженности, распространение алкоголизма и наркомании;

заселение в основном Московского региона и крупных центров, возникновение территориальной дифференциации;

формирование моноцентрической системы функционирования экономики и системы оказания услуг, чрезмерная концентрация транспортных потоков и бизнес-потоков в центре округа;

ухудшение экологической ситуации (загрязнение атмосферного воздуха, низкое качество пресной воды и неразвитость системы переработки отходов жизнедеятельности).

4. Цели и задачи развития Центрального федерального округа

Центральный федеральный округ является частью более крупных социально-экономических систем - России, Содружества Независимых Государств и мировой системы. Поэтому настоящая Стратегия определяет место, которое округ стремится занять в этой внешней для него среде. Исторически в Центральной России формировалась государственная идеология, национальная идентичность и интеллектуальный потенциал страны. Здесь создавалась основа экономики, и отсюда в течение столетий к окраинам России текли финансовые и людские потоки, связывающие ее в единое целое.

Центральный федеральный округ по своей роли в стране и мире условно разделяется на 2 части - Московский регион и окружающее его периферическое кольцо. Московский регион обладает максимальной в стране концентрацией интеллектуального потенциала, во многом задает уровень производства наукоемкой продукции, темпы обновления экономики и сферы услуг, распространения в стране инноваций.

Приоритетом развития Центрального федерального округа на мировом уровне является превращение Московского региона в современный комфортный столичный центр мирового значения. Этот процесс предполагает:

повышение транспортных возможностей, комфортности и безопасности перемещения за пределами и внутри Московского региона;

улучшение экологической обстановки;

повышение уровня предоставления сервисных услуг и бизнес-услуг.

Периферийное кольцо Центрального федерального округа серьезного значения в общемировом смысле не имеет (кроме металлургического кластера и отдельных видов машиностроительной, химической и пищевой продукции).

Общероссийское значение Центрального федерального округа и особенно Московского региона чрезвычайно велико. Московский регион выступает как главное в стране место оказания сервисных услуг высокого уровня.

Приоритетом развития Центрального федерального округа на общероссийском уровне является сохранение лидирующих позиций в индустриальном и постиндустриальном развитии страны, производстве интеллектуальных услуг и наукоемкой продукции, оказании сервисных услуг высокого уровня, что подразумевает:

создание современной инфраструктуры производства интеллектуального продукта и формирование реальной основы перехода к экономике знаний;

развитие инфраструктуры производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции;

развитие инфраструктуры оказания сервисных услуг высокого уровня;

развитие производства высокоточной машиностроительной продукции ракетно-космического, оборонного, транспортного и других назначений, а также бытовой техники;

развитие химического и нефтехимического производства, лесопромышленного комплекса, пищевой и легкой промышленности;

усиление роли округа в металлургическом комплексе страны;

индустриализацию агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности страны;

создание вместе со всей страной высоконадежной, гибкой и сбалансированной энергетической и транспортной инфраструктуры России.

Для Центрального федерального округа наиболее адекватной является модель гармоничного развития территории. Это означает создание макрорегиона с комфортным жизненным пространством и развивающейся эффективной экономикой.

 

Необходимым условием развития Центрального федерального округа является общедоступная социальная сфера, предусматривающая в том числе обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи и информации. Социальная сфера создает базис для гармоничного развития каждого жителя округа. Это требует существенной модернизации имеющейся инфраструктуры профилактики и лечения заболеваний, получения качественного востребованного обществом и экономикой образования, удовлетворения культурных запросов.

Наукоемкие технологии могут коренным образом изменить социальную сферу Центрального федерального округа в результате внедрения новых методов защиты здоровья и получения образования. Это позволит создать и внедрить новые стандарты обучения всех уровней, удовлетворить потребности экономики в квалифицированных кадрах.

Макрорегион гармоничного развития - это территория, на которой созданы все условия для формирования комфортного жизненного пространства, в том числе здоровой экологии. В этом плане приоритетом является принципиальное изменение отношения окружающего пространства к жителям - из ограничителя жизненных возможностей оно должно превратиться в мощное средство самореализации личности, доставляя каждому жителю дополнительные возможности для комфортной жизни. Это особенно актуально, учитывая тяжелые и даже негативные экологические условия во многих городах и населенных пунктах Центрального федерального округа, а также проблемы с обеспечением многих территорий чистой водой и быстрое изменение климата.

Комфортная жизненная среда реализуется через создание удобного личного жизненного пространства, включающего обеспечение доступа населения к качественному и доступному жилью, создание и поддержание надежной инженерной инфраструктуры, обеспечение доступности всех современных информационных и коммуникационных возможностей.

При этом доступность жилья определяется прежде всего уровнем дохода человека.

Комфортное жизненное пространство предполагает также наличие благожелательной сферы обслуживания, которая реализуется через обеспечение удобного взаимодействия с органами власти и доступность повседневных услуг обеспечения жизнедеятельности. Главной задачей здесь выступает повсеместное внедрение информационных технологий при общении человека с органами власти и сферой обслуживания.

В Центральном федеральном округе особую важность имеет задача сохранения территорий естественной природы, биологического разнообразия, обеспечения рационального природопользования и восстановления ландшафтного дизайна территории.

Третьей составляющей гармоничного развития является формирование в Центральном федеральном округе развивающейся эффективной экономики, основными принципами которой являются:

реализация масштабных инновационных проектов в интересах всей страны, в том числе на основе международного сотрудничества;

обеспечение ресурсоэффективности развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа (под ресурсами понимаются в широком смысле первичные ресурсы - полезные ископаемые, трудовые ресурсы, интеллектуальные ресурсы), максимальное использование естественного и эволюционного потенциала территории;

обеспечение кластерного подхода в территориальном развитии, усиление специализации субъектов Российской Федерации, входящих в состав округа;

 

рационализация транспортной сети и максимальное использование транзитных возможностей территории.

Но кроме глобальных проектов и создания крупных предприятий необходимо не упускать из виду развитие малых и средних предприятий, которые более мобильны и восприимчивы к производству инновационной продукции и являются ключевым фактором снижения рисков монопрофильного развития населенных пунктов и всех сопутствующих этому негативных явлений.

В построении инновационной экономики Центрального федерального округа особая роль отводится таким тенденциям мирового и российского технологического развития, как разработка и внедрение нано- и биотехнологий, которые существенно изменят принципы создания высокотехнологичных продуктов в промышленности, агропромышленном комплексе и здравоохранении.

Происходящие процессы интеграции России в мировые экономические структуры, в том числе возможное вступление во Всемирную торговую организацию, предполагают изменение потоков движения товаров и услуг, что окажет существенное влияние на экономику Центрального федерального округа. Эти процессы диктуют внедрение принципов благоприятствования условиям ведения торговли, увеличение свободы информации о движениях товаров и услуг для всех участников рынка. Прогнозируемое при этом усиление конкуренции на внутреннем рынке (в сочетании с ускоренной модернизацией экономики и социальной сферы) повлечет за собой повышение конкурентоспособности округа в масштабе страны и мира.

Развитие эффективной экономики невозможно без мощного финансового обеспечения. Основой этого станет использование механизмов государственно-частного партнерства, активизация всех инструментов привлечения инвестиций в экономику Центрального федерального округа. При этом координирующая роль на пересечении процессов стратегического планирования, прогнозирования, бюджетирования, осуществления государственных закупок и нормативного правового регулирования отводится методу программно-целевого бюджетирования.

Кроме того, в последние годы возникли серьезные противоречия между развитием г. Москвы как мегаполиса, в котором необходимо обеспечить комфортные условия жизни более чем 10,5 млн. жителей, и исполнением им столичных функций. В первую очередь это выражается в транспортном коллапсе города.

Существует также настоятельная необходимость сбалансированного развития Московского региона, объединенного общей транспортной, энергетической, социальной и сервисной инфраструктурой, а также наличием большого числа взаимосвязанных организаций, общим потенциалом трудовых ресурсов и территорий проживания, особенно с учетом сезонной миграции.

Таким образом, стратегической целью развития Центрального федерального округа является формирование пространства гармоничного развития путем создания условий для успешного развития человеческого капитала и повышения уровня жизни населения, формирования комфортной среды проживания и эффективной экономики.

Основными целями развития Центрального федерального округа являются:

создание условий для повышения уровня жизни населения;

формирование комфортного жизненного пространства;

формирование диверсифицированной конкурентоспособной экономики;

снятие инфраструктурных ограничений развития экономики;

формирование финансовых механизмов развития экономики.

 

Основными задачами развития Центрального федерального округа являются:

обеспечение развития транспортной сети, удовлетворяющей потребности округа и других регионов страны с учетом растущей транспортной нагрузки, рациональная организация транспортных потоков с учетом снижения загрязнения атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта;

содействие модернизации основных фондов добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности и инфраструктурных отраслей;

выявление и формирование кластеров в различных сферах экономики, формирование условий для их развития и создание возможностей для перспективной экономической специализации Центрального федерального округа;

обеспечение условий для опережающего развития транспортной инфраструктуры;

обеспечение условий для опережающего развития энергетической инфраструктуры;

создание благоприятного инвестиционного климата;

использование механизмов государственно-частного партнерства;

формирование эффективного рынка труда, создание эффективной системы трудоустройства выпускников, молодежи и социально незащищенных категорий граждан;

сохранение и укрепление здоровья населения;

обеспечение рациональной организации, сохранения и воспроизводства человеческого капитала;

обеспечение соответствия структуры и качества подготовки специалистов потребностям экономики;

обеспечение доступности для населения, в том числе для молодежи, качественного жилья;

доведение общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на 1 жителя, до уровня 30,2 кв. метра.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.