Сделай Сам Свою Работу на 5

Веган? Вегетарианец? Какая Разница?





На протяжении всей этой книги постоянно возникают вопросы, насколько важно, вегетарианец ты или веган. Простой пример – тема на форуме: женщина живет на собственной маленькой ферме, где выращивает кур и собирает их яйца. И хотя сама эти яйца не ест, она кормит ими семью. Кроме того, она режет кур и готовит их (опять же не себе). А теперь спросите сами себя: эта женщина – веган?

С технической точки зрения, если женщина не ест, не носит и не использует в быту продукты животного происхождения, она – веган, так? Кто-то скажет, да, кто-то скажет, нет. Ведь, несмотря на то, что сама она эти продукты не употребляет, она способствует тому, что это делают другие, а, самое главное, она убивает животных. Кто-то может возразить, мол, она выращивает кур гуманно, их жизнь намного лучше, чем у кур, содержащихся на предприятиях промышленного скотоводства в страданиях и живодерских условиях. Здоровая реакция на это: «Ага. Но она же убивает животных!» Как ни печально, подобные аргументы на форумах не находят достаточной поддержки, и мы уже не знаем, будет ли найден однажды однозначный ответ на этот вопрос, основанный на сострадательной составляющей веганизма, или же веганы решат, что женщина заслужила индульгенцию за то, что сама не ест ни мясо, ни яйца, поставляя их своему всеядному семейству.



И хотя это очень сложный пример, мы только что убедились в том, как можно изуродовать понятие веганизма. Аналогичная возня имеет место вокруг людей, которые поклевывают яйца и молочные продукты, называя себя при этом веганами. Есть мнение, что разговоры о том, кто как себя может называть, не что иное, как разжигание розни «между своими», и следует поддерживать все усилия людей в направлении истинного веганизма. Мы питаем определенную симпатию к этому подходу, но, как показывает практика, существует опасность такой открытости.

Если подобные проявления можно счесть за веганизм – в том числе участие в убийстве животных ради потребления другими людьми – тогда слово «веганизм» теряет всякий смысл. Люди, которые пьют молоко и едят сыр, называя себя веганами, обесценивают это понятие. А для настоящего вегана оно означает решение свести к нулю страдания животных и избегать продуктов нерастительного происхождения настолько, насколько это возможно. Ведь если человек преодолел свою любовь к куриным грудкам, телятине и баранине, с чего он взял, что жить не может без молока, яиц, кожи и шерсти? При этом мы готовы признать, что есть очень запутанные случаи в том, что касается избегания продуктов животного происхождения (кое-какие из них мы привели в Главе 1). Есть сферы, в которых не существует однозначных ответов, допускающие некоторую гибкость веганов.



Для веганизма, как движения, которое стремится покончить с эксплуатацией и жестокостью по отношению к животным, расслоение посыла и значения слова «веган» очень рискованно. Если люди будут воспринимать веганов как лицемерных идиотов, которые непрестанно хулят систему угнетения животных, параллельно поглощая продукты этой системы, все наше сообщество ждет крах, а протест, заложенный в нашем выборе, превратится в невнятицу. Кроме того, веганизм – это позитивный образ жизни. Если протест теряет смысл, мы можем чувствовать себя хорошо в связи с личным вкладом в уменьшение страданий и смертей, но глубинные аспекты нашего социального манифеста вываливаются в грязи, теряются, оставаясь непонятными для широких масс. Вот почему мы уже сыты по горло людьми, которые веганами не являются, но называют себя ими.

Для сравнения можно взглянуть на аналогичную ситуацию: многие думают, что вегетарианцы едят курицу и рыбу. Когда мы были вегетарианцами, нас попросту запарили люди, которые предлагали их нам, стараясь проявить участие к нашей диете. Частично тому причиной послужило то, что мы не любим обсуждать наш выбор (как и кроткие веганы, кроткие вегетарианцы тоже страдают), но в большей степени это объяснялось тем, что в понимании среднего землянина вегетарианцы – это люди, отказывающие себе в сырой свиной печенке, что до невозможности осложняет несчастным всеядным жизнь. В довершение ко всему это выявляет в них болванов. Рыба не растет на полях, деревьях и кустах, равно как и курицы.



У нас нет ни малейшего желания выступать в роли веганов-тиранов. Наша цель не в том, чтобы учить кого-то жить, или говорить, что делать. Мы бы мечтали, чтобы никто не ел курицу или рыбу, но если это их выбор, ничего не поделаешь. Все, что мы хотим сказать, это если ты употребляешь продукты животного происхождения или косвенно вовлечен в смерть и страдания животных, не называй себя веганом! Кожа в этом смысле куда более сложный аспект. Некоторые люди носят поношенную одежду, будучи не в состоянии купить что-то новое, а кто-то одевается в кожу только дома.

И все равно мы считаем, что носить кожу и представляться веганом – неправильно, так как искажает посыл движения (хотя бы потому, что одежда – это первое, на что люди обращают внимание, услышав о твоей «странной» диете). При этом мы осознаем, что многие веганы, особенно новички, не выбросят свои кожаные вещи сразу. В конце концов, им необязательно это делать: существует масса способов избавиться от кожи – подарить, отдать на благотворительные цели и т.д. (см. Главу 5).

Кто-то может подумать, что мы считаем себя элитой, держащей веганизм закрытым, как наш собственный клуб по интересам, членами которого дано стать лишь самым радикальным и маргинальным. Это очень далеко от правды. Мы хотим, чтобы все стали веганами. Мы не играем в пограничников, решающих, кто может перейти на нашу сторону, а кому вход заказан, деля соискателей на «плохих» и «идеальных» веганов. Наши убеждения говорят нам, что веганизм должен что-то значить в повседневной жизни, предотвращая жестокость к животным, вместо того, чтобы протухать из-за подхода «буду делать, что хочу». Кэрол Адамс называет псевдовегетарианцев саботажниками, и, мы считаем, это уместное определение.

В отношении недоделанных веганов, саботирующих наше движение, есть один маленький нюанс. Выработать адекватное отношение к ним бывает довольно сложно. Кое-кто из этих ребят (особенно псевдовегетарианцы) могут просто не знать ничего лучшего. В это трудно поверить, но почему не даровать им презумпцию невиновности? Псевдовеганы, вероятно, знают, что делают, но это не значит, что и к ним стоит относиться, как к сволочам. Возможно, они заслуживают даже большей симпатии, потому что псевдовеганизм вполне может быть вызван обожанием какой-то знаменитости, а такой подход к делу заслуживает только сочувствия.

В обоих случаях лучшая политика – это осторожный разговор. И хотя мы на них здесь некисло наезжаем, есть подозрение, что некоторые из читающих эту книгу будут именно псевдовеганами. Наш совет таков: не стоит делать из них объект обсуждения, а лучше ограничиться приватной беседой или предложить фильмы, книги, интернет-ссылки. Для псевдовеганов лучшим для ознакомления будет сайт eggscam.com, развенчивающий миф о веганской природе блюд из яиц.

Общение с вегетарианцами всех мастей может быть на удивление трудным. Так же, как и во взаимоотношениях с недружелюбными персонажами, очень важно помнить главное правило, высказанное нами ранее: немалое число людей становится веганами потому, что у них перед глазами есть живой и притягательный пример. Мы разделяем разочарования многих веганов на этот счет, но подобные реакции не помогут движению найти новых приверженцев. Чем более дипломатичным ты будешь, тем более качественная реклама веганизма пойдет в народ и создаст новых веганов. Реальная мощь веганизма в том, что он растет, как снежный ком. Поодиночке мы не очень эффективно сможем противостоять эксплуатации животных, но чем больше нас становится, тем скорее мы сумеем покончить с ней.

Рискуя показаться кому-то экстремистом, знающим, что верно для мира, а что неправильно, ты должен помнить, что любой негатив в твоем направлении – это всего лишь защитная реакция со стороны твоих обвинителей. До тех пор, пока всеядные смогут употреблять что вздумается, не зная и не думая о том, откуда это взялось, они сумеют дурить себе голову с чистой совестью. Через твой веганизм они узнают, что мясо проходит непростой путь, а большинство из них как огня боится узнать, из чего и как сделано то, что они проглатывают, одевают и используют в быту.

Когда тебе устраивают жесткач, думай о том, что эти люди видят мир иначе, и посмотреть на него твоими глазами для них очень непросто. В нашем блоге (veganfreaks.org) Боб пишет некое вступление к общению со всеядными:

«...некоторые мясоеды находят удачным утверждать, что я – экстремист. Я? Я просто живу в соответствии со своим мировоззрением. Если я живу в ладах со своими моральными устоями, это мое личное дело. Да, я имею в виду отказ от сыра с плесенью (который я обожал, а сейчас считаю омерзительным), мороженого (хотя соевое меня очень прет) и сливок в кофе (соевое молоко отлично усваивается, спасибо), но это лишь выбор, который я сделал для себя, будучи не в силах оправдать ежедневное поглощение продуктов, влекущих чьи-то страдания. Стоило мне подумать об этом однажды (к чему, признаться, многим еще предстоит придти), как мне стало некуда деваться...»

Словом, Боб ЗНАЛ. Он уже не мог НЕ знать.

Вне зависимости от того, кем люди считают тебя, вне зависимости от персональных проблем, которые может создать для них веганизм, ты должен помнить, что ты тоже знаешь, и, раз узнав, уже никогда не сможешь не знать.

И эта аксиома едина для всех.

 

Источники:
1. Carol Adams, The Pornography of Meat, 2003.
2. Brenda Davis, Becoming Vegan: The Complete Guide to Adopting a Healthy Plant-Based Diet, 2000.
3. Tanya Barnard, Sarah Kramer, The Garden of Vegan: How it Vegan Again!, 2003.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.