Сделай Сам Свою Работу на 5

Цель одна задач несколько





Цели: определение уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).

Текст задания: Сейчас мы будем рассматривать картинки, на которых нарисованы дети и взрослые. Тебе нужно очень внимательно выслушать то, что я буду говорить, выбрать картинку, на которой изображен правильный ответ и поставить крестик в кружочке рядом с ней. Ты должен работать самостоятельно. Вслух ничего говорить не нужно.

 

Задание 1. На какой картинке изображено, что все дети хотят заниматься? Поставь в кружочкерядом с нейкрестик
Задание 2. На какой картинке изображено, что всем детям нравится играть вместе?
Задание 3. На какой картинке изображено, что все дети хотят слушать сказку?

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. Задание 1Диагностика коммуникативных способностей. Методика 1. ЗадДиагностика коммуникативных способностей. Методика 1. ЗаданиеОценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал все 3 картинки.

2 балла – ребенок правильно выбрал 2 картинки.

1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.



Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые четко распознают различные ситуации взаимодействия, вычленяют задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивают свое поведение в соответствии с ними.
Оценку 2 балла получают дети, которые распознают не все ситуации взаимодействия и, соответственно, вычленяют не все задачи, предъявляемые взрослыми. Поведение таких детей не всегда соответствует правилам ситуации.
Оценку 1 балл получают дети, которые почти не распознают ситуации взаимодействия и не вычленяют задачи, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях. Такие дети, как правило, испытывают серьезные затруднения при взаимодействии и общении с другими людьми.
Методика 2

Цель

Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (понимание ребенком состояния сверстника).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит; вслух ничего не говори. Теперь посмотрите на выражение лиц детей (картинки справа).

 

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 1Задание 1. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужнойкартинкойпоставькрестик в кружочке.
  Задание 2. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
  Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 2Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 3Задание 3. Как ты думаешь, каким мальчиккажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке
Задание 4. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Задание 5. Как ты думаешь, каким мальчик кажется девочке? Рядом с нужной картинкой поставь крестик в кружочке.
Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. Задание 1Задание 6. Как ты думаешь, какой девочка кажется мальчику? Рядом с нужнойкартинкойпоставькрестик в кружочке.
   
 

Диагностика коммуникативных способностей. Методика 2. ЗаданиеДиагностика коммуникативных способностей. Методика 2. ЗОценка:
3 балла – ребенок правильно выбрал 4 и более картинки.



2 балла – ребенок правильно выбрал 2 – 3 картинки.

1 балл – ребенок правильно выбрал 1 картинку.

Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, различающие эмоциональное состояние сверстников и ориентирующиеся на него в процессе общения.
Оценку 2 балла получают дети, не всегда различающие эмоциональное состояние сверстников, что иногда может приводить к трудностям в общении.
Оценку 1 балл получают дети, затрудняющиеся в различении эмоционального состояния сверстников. Такие дети, как правило, имеют существенные трудности в общении.



Методика 3

Цели: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление о способах выражения своего отношения ко взрослому).
Текст задания: Посмотри на картинку и подумай, что здесь происходит?

 

Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка егопоблагодарит
Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что бабушка ее поблагодарит.
Задание 3. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что мама его поблагодарит.
Задание 4. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что мама ее поблагодарит.


Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. Задание 1Диагностика коммуникативных способностей. Методика 3. ЗадДиагностика коммуникативных способностей. Методика 3. ЗаДиагностика коммуникативных способностей. Методика 3. ЗаданиеОценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает взрослому.
2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж не помогает ему сам, а обращается к другому взрослому.

1 балл – ребенок выбрал ситуацию, в которой герой не стремится помочь взрослому.
Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, которые имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкиепредставления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.

Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому.
Методика 4

Цель: выявление уровня развития коммуникативных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику).
Текст задания: Посмотри, что происходит на верхней картинке. Теперь рассмотри нижние картинки

Задание 1. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что девочка его поблагодарит.
  Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодарит
  Задание 3. Отметь картинку на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.
  Задание 4. Отметь картинку, на которой мальчики ведут себя так, что воспитатель их похвалит.
     


Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание 1
Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. Задание Диагностика коммуникативных способностей. Методика 4. ЗадОценка:
3 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж сам помогает сверстнику (помогает подняться упавшей девочке, защищает слабого, помогает девочке построить башню, находит выход из конфликтной ситуации (совместная игра детей).

2 балла – ребенок выбрал ситуацию, в которой персонаж видит затруднения другого, но не помогает ему сам, а обращается ко взрослому (предлагает взрослому помочь упавшей девочке, защитить малыша и т.д.).

1 балл – ребенок выбирает ситуацию, в которой персонаж не стремится помочь другому ребенку.

Интерпретация:
Оценку 3 балла получают дети, имеющие устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знающие, как оказать помощь, поддержку.

Оценку 2 балла получают дети, имеющие недостаточно четкие представления о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации с другими детьми.

Оценку 1 балл получают дети, не имеющие четких представлений о социально приемлемых действиях в ситуациях коммуникации.

 

Приложение 2

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка. Дата рождения.

2. Общителен ли ваш ребенок со взрослыми?

a) очень

b) не очень

c) совершенно замкнутый

3. Общителен ли ваш ребенок с детьми?

a) очень общительный, в большинстве случаев предпочитает играть не один, а с другими детьми

b) не очень общительный, чаще предпочитает играть один

c) иногда предпочитает играть один, иногда с другими детьми

4. Если ваш ребенок общительный, то предпочитает ли он играть:

a) с детьми старше себя по возрасту

b) с ровесниками

c) с младшими детьми

5. Как ведет себя ваш ребенок в игре?

a) умеет организовать детей для совместной игры и для других занятий, берет на себя в игре только ведущие роли

b) одинаково хорошо выполняет в игре как ведущие, лидерские, так и подчиненные, второстепенные роли

c) чаще всего в игре берет на себя второстепенные роли, подчиняясь другим

6. Каковы взаимоотношения вашего ребенка с другими детьми?

a) умеет дружить и без конфликтов играть с другими детьми

b) часто конфликтует

7. Делится ли ваш ребенок игрушками с другими детьми?

a) охотно делится

b) иногда делится, иногда нет

c) не делится

8. Сочувствует ли ваш ребенок другим людям?

a) всегда сочувствует другому, когда тот чем – то огорчен, пытается его утешить, пожалеть, помочь

b) иногда сочувствует, иногда нет

c) почти никогда не сочувствует

9. Обижает ли ваш ребенок других детей?

a) часто обижает

b) иногда обижает

c) никогда не обижает

10. Часто ли ваш ребенок жалуется взрослым?

a) часто

b) иногда

c) никогда

11. Обидчив ли ваш ребенок?

a) очень обидчив

b) иногда обидчив

c) не обидчив

12. Справедлив ли ваш ребенок?

a) всегда справедлив

b) иногда справедлив, иногда нет

c) чаще всего не справедлив

13. Всегда ли ваш ребенок говорит правду?

a) всегда

b) иногда говорит, иногда нет

c) чаще обманывает и говорит неправду

14. Всегда ли ваш ребенок ведет себя вежливо?

a) всегда

b) иногда

c) почти никогда не ведет себя вежливо

15. Всегда ли ваш ребенок послушен?

a) всегда

b) иногда послушен, иногда нет

c) почти никогда не бывает послушным

16. Самостоятелен ли ваш ребенок?

a) вполне самостоятелен, любит и делает все сам

b) иногда самостоятелен, иногда нет

c) чаще всего несамостоятелен, предпочитает, чтобы за него все делали другие

17. Настойчив ли ваш ребенок?

a) всегда настойчив и старается дело доводить до конца

b) иногда настойчив, иногда нет

c) нет и обычно не доводит до конца дело, за которое взялся

18. Трудолюбив ли ваш ребенок?

a) очень трудолюбив, всегда охотно и старательно выполняет порученную ему работу

b) иногда любит трудиться, иногда ленится

c) чаще всего проявляет лень, не любит работать

19. Уверен ли ваш ребенок в себе?

a) вполне уверен

b) иногда уверен, иногда нет

c) не уверен

В качестве экспертов, оценивающих ребенка по этой анкете, должны выступать разные люди, не только родители ребенка. По опросу родителей получают, как правило, предварительные сведения о личности и межличностных отношениях ребенка, которые в дальнейшем должны перепроверяться, так как в большинстве случаев мнение родителей является субъективным.

Оценка результатов.

Степень развитости каждого коммуникативного качества личности ребенка по анкете определяется при помощи следующей шкалы, которая ставит во взаимно однозначное соответствие обозначенные выше строчными буквами пункты шкалы и оценки в десятибалльной системе:

10 баллов – выбор для ответа пункта «a».

5 баллов – выбор для ответа пункта «b».

1 балл – выбор для ответа пункта «c».

Путем суммирования оценок по всем пунктам и деления полученной суммы на 18 получается средняя оценка степени развитости у данного ребенка всех его коммуникативных качеств личности и межличностных отношений.

По первому (анкетные данные) и по четвертому пунктам (предпочтительный выбор людей для общения) количественные оценки ребенок не получает. Ответы на четвертый пункт позволяют делать выводы качественного характера, которые дополняют количественные оценки.

Каждый пункт анкеты соответствует определенным качествам личности, таким как общительность, вежливость, уверенность в себе и др. Результаты анкеты показывают наличие у детей всех этих качеств в той или иной степени. Но также нашей задачей было определить степень развитости у ребенка всех данных качеств личности путем суммирования.

Оцениваемые качества личности Пункты анкеты
Общительность Организаторские способности Взаимоотношения с другими детьми Альтруизм Эмпатия Агрессивность Беспомощность Обидчивость Справедливость Правдивость Вежливость Послушание Самостоятельность Настойчивость Трудолюбие Уверенность в себе 2, 3, 4

 

Приложение 3

Методика «Два домика»

Цель методики – выявить уровень сформированности коммуникативных навыков, а также изучить и оценить межличностные отношения в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура ее проведения следующая.

Подготовка исследования. Изготовление из картона двух разных домиков: один – привлекательный для ребенка, большой, красного цвета, с крышей и окнами; другой – непривлекательный для ребенка, небольшого размера, черного цвета, без крыши и окон. Приготовление фотографии всех детей, участвующих в эксперименте.

Инструкция: Посмотри на эти домики. Представь, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил себе, а кого поселил бы в черный домик. Разложи фотографии ребят по домикам (каждому ребенку предложили выбрать не более 3 детей в каждый домик).

Проведение исследования: После показа домиков ребенку рассказать, что в одном (красном) домике много разных игрушек, книжек, а в другом (черном) игрушек практически нет. После инструкции записывали детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. В процессе проведения эксперимента попросить ребенка объяснить причины своих положительных и отрицательных выборов. Ограничение числа выборов позволяет выявить наиболее субъективно значимые связи, а значит, социометрическая структура группы отражает лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации.

Обработка данных: Симпатии и антипатии ребенка прямо связаны с размещением сверстников в красном и черном домиках. Подсчитывание следующих данных:

- количество положительных выборов (выборов);

- количество отрицательных выборов (невыборов);

- количество взаимных положительных выборов (взаимовыборов);

- количество взаимных отрицательных выборов (взаимоневыборов).

На основании данных определяется статусное положение каждого ребенка и все дети распределяются по условным статусным категориям:

I «предпочитаемые» («лидеры») - дети, получившие 6-7 выборов;

II «принятые» - дети, получившие 3-5 выборов;

III «непринятые» - дети, получившие 1-2 выбора;

IV «изолированные» - дети, не получившие ни одного выбора.

 

Приложение 4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.