Сделай Сам Свою Работу на 5

Работа 1. Определение степени экологического загрязнения





Саратовский государственный технический университет

О.В. Абросимова А.А. Макарова

 

ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ

 

 

Учебное пособие

для инженерных и гуманитарных специальностей

 

 

Саратов 2008

УДК 504

ББК 20.1

А 16

 

Рецензенты:

Кафедра биоэкологии и общей биологии

Саратовского государственного аграрного университета

им. Н.И. Вавилова,

Доктор сельско-хозяйственных наук, профессор

Саратовского государственного социально-экономического университета Г.Г. Решетов

 

Одобрено

редакционно-издательским советом

Саратовского государственного технического университета

 

 

А 16 Абросимова О.В.

Практикум по экологии: учеб. пособие / О.В. Абросимова, А.А. Макарова. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2008. – …с.

ISBN 978-5-7433-1900-8

 

В пособии приведены лабораторные и расчетные работы по экологии с краткими теоретическими пояснениями. Приводятся методы анализа природных сред, биомониторинга, оценки воздействия производства на окружающую среду, методика определения платы за загрязнения природных сред, исходная информация для расчетов. Предназначено для студентов инженерных и гуманитарных специальностей дневной и заочной форм обучения.



 

УДК 504

ББК 20.1

 

ISBN 978-5-7433-1900-8 © Саратовский государственный технический университет, 2008 © Абросимова О.В., Макарова А.А., 2008


ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экологическая обстановка характеризуется сосредоточением огромного количества техногенных источников, формирующих гигантские по мощности и интенсивности антропогенные потоки. По силе воздействия на природные среды и системы они сравнялись с геологическими процессами. Вся планета, по существу, превратилась в геотехническую систему.

Самым отрицательным воздействием производства на окружающую среду является загрязнение, которое во многих районах достигло критического для здоровья людей и устойчивости экосистем уровня. Объективным требованием является (выступает) учет воздействия производства на природную среду.

Целями пособия являются формирование экологического мышления у студентов инженерных и гуманитарных специальностей, овладение приемами и методами оценок воздействия предприятия (производства) на окружающую среду, методами экологической экспертизы, экономики природопользования и навыками химико-биологического анализа состояния природных сред, ознакомление с методами биомониторинга.



Задачи настоящего пособия – закрепить, подтвердить, конкретизировать основные теоретические положения дисциплины «Экология», изучить правила техники безопасности и правила работы в лаборатории, овладеть методами анализа сточных вод, ознакомиться с методами оценки воздействия предприятия на окружающую среду, дать оценку экологического состояния конкретного предприятия (производства), обосновать необходимость и выбор атмосфероохранных мероприятий, выявить их достаточность.

Учебное пособие состоит из двух разделов: первый раздел представлен лабораторным практикумом, второй – расчетными работами. Выбор разделов определяется требованиями государственного стандарта конкретной специальности.

Данное пособие предназначено для студентов инженерных и гуманитарных специальностей технического университета. Оно составлено в соответствии с требованиями к предмету «Экология», изложенными в государственных стандартах специальностей.


ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

1.1. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

В ЛАБОРАТОРИИ

 

Лабораторные занятия по экологии проводятся в специально оборудованных помещениях, имеющих подводку электричества, газа, раковину с водопроводной водой. Поверхность столов должна быть покрыта пластиком.



За каждым студентом закрепляется постоянное место, на котором должно быть оборудование, необходимое для проведения конкретного задания, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

В начале занятия студенты знакомятся с определенным заданием, изложенным в учебном пособии, делают записи основных методик в рабочей тетради, а затем приступают к выполнению работы под наблюдением преподавателя. Результаты исследований в виде рисунков, таблиц заносятся в рабочую тетрадь, затем формируется вывод и работа предоставляется преподавателю для проверки.

Рекомендуется проводить занятия с группой, состоящей из 10–12 человек. Каждая работа рассчитана на четыре аудиторных часа. Преподаватель может выбрать те работы, выполнение которых сочтет целесообразным, ориентируясь на уровень подготовленности студентов.

В связи с тем, что на лабораторных занятиях студенты работают с различными химическими веществами, электроприборами, они обязаны выполнять основные правила техники безопасности:

- не входить в лабораторию в пальто, верхней одежде, не вносить посторонние предметы, продукты питания;

- в лаборатории не разрешается пить, есть, громко разговаривать, много ходить и делать порывистые движения;

- нельзя класть не рабочий стол одежду и сумки;

- никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Если необходимо определить запах газа или паров жидкости, хранящейся в банке или сосуде, нельзя подносить их близко к лицу, следует легкими движениями руки направить воздух от горлышка или отверстия к носу;

- в процессе каких-либо реакций на воздухе или при нагревании нельзя держать сосуд отверстием к себе и другим работающим;

- необходимо работать в лаборатории в халате;

- перед началом работы обязательно следует проверить наличие и исправность приборов, посуды, реактивов;

- приступать к работе можно только с разрешения преподавателя и всю работу проводить в строгом соответствии с методикой; в процессе работы производить записи и зарисовки;

- горячие приборы и посуду ставить только на специальные подставки, а не на открытый стол;

- после выполнения работы рабочее место приводят в порядок, руки моют водой с мылом.

Перед началом цикла работ в лаборатории студентам необходимо ознакомиться с общими для всех лабораторий правилами техники безопасности и расписаться в книге инструктажа.

 

1.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ.

БИОТЕСТИРОВАНИЕ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ РАСТЕНИЙ

 

Биоиндикация – это метод обнаружения и оценки воздействия абиотических и биотических факторов на живые организмы при помощи биологических систем. Чувствительные организмы – биоиндикаторы – реагируют на малые дозы экологического фактора и дают адекватную реакцию на воздействие факторов.

Существует два основных метода биоиндикации: пассивный и активный. В первом случае исследуют видимые и незаметные повреждения и отклонения от нормы, являющиеся признаками неблагоприятного воздействия, во втором используют ответную реакцию наиболее чувствительных к данному фактору организмов (биотестирование). Чувствительными биоиндикаторами могут служить как отдельные процессы в клетке и организме (изменение ферментативной активности, накопление серы в листьях), так и морфологические изменения (изменение формы и размера листовой пластинки, появление асимметрии, уменьшение продолжительности жизни хвои). Биотестирование с помощью растений (проростков, экслантов, различных органов), разнообразных субстратов (воды, почвы и т.д.) является стандартным приемом и может быть использовано при оценке степени их загрязнения. Преимуществом биотестирования (как первичного этапа перед химическим анализом) является простота операций, минимальное оборудование и достаточно быстрое получение ответа.

В порядке возрастания толерантности к загрязнениям растительные организмы располагаются в следующем порядке: грибы, лишайники, хвойные, травянистые растения, листопадные деревья. Среди сельхозкультур наиболее чувствительны салат, люцерна, злаковые, крестоцветные, к нечувствительным видам относят кукурузу, виноград, розоцветные, подорожник.

 


Работа 1. Определение степени экологического загрязнения

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.