Работа 1. Определение степени экологического загрязнения
Саратовский государственный технический университет
О.В. Абросимова А.А. Макарова
ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ
Учебное пособие
для инженерных и гуманитарных специальностей
Саратов 2008
УДК 504
ББК 20.1
А 16
Рецензенты:
Кафедра биоэкологии и общей биологии
Саратовского государственного аграрного университета
им. Н.И. Вавилова,
Доктор сельско-хозяйственных наук, профессор
Саратовского государственного социально-экономического университета Г.Г. Решетов
Одобрено
редакционно-издательским советом
Саратовского государственного технического университета
А 16 Абросимова О.В.
Практикум по экологии: учеб. пособие / О.В. Абросимова, А.А. Макарова. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2008. – …с.
ISBN 978-5-7433-1900-8
В пособии приведены лабораторные и расчетные работы по экологии с краткими теоретическими пояснениями. Приводятся методы анализа природных сред, биомониторинга, оценки воздействия производства на окружающую среду, методика определения платы за загрязнения природных сред, исходная информация для расчетов. Предназначено для студентов инженерных и гуманитарных специальностей дневной и заочной форм обучения.
УДК 504
ББК 20.1
ISBN 978-5-7433-1900-8
| © Саратовский государственный технический университет, 2008
© Абросимова О.В., Макарова А.А., 2008
|
ВВЕДЕНИЕ
Современная экологическая обстановка характеризуется сосредоточением огромного количества техногенных источников, формирующих гигантские по мощности и интенсивности антропогенные потоки. По силе воздействия на природные среды и системы они сравнялись с геологическими процессами. Вся планета, по существу, превратилась в геотехническую систему.
Самым отрицательным воздействием производства на окружающую среду является загрязнение, которое во многих районах достигло критического для здоровья людей и устойчивости экосистем уровня. Объективным требованием является (выступает) учет воздействия производства на природную среду.
Целями пособия являются формирование экологического мышления у студентов инженерных и гуманитарных специальностей, овладение приемами и методами оценок воздействия предприятия (производства) на окружающую среду, методами экологической экспертизы, экономики природопользования и навыками химико-биологического анализа состояния природных сред, ознакомление с методами биомониторинга.
Задачи настоящего пособия – закрепить, подтвердить, конкретизировать основные теоретические положения дисциплины «Экология», изучить правила техники безопасности и правила работы в лаборатории, овладеть методами анализа сточных вод, ознакомиться с методами оценки воздействия предприятия на окружающую среду, дать оценку экологического состояния конкретного предприятия (производства), обосновать необходимость и выбор атмосфероохранных мероприятий, выявить их достаточность.
Учебное пособие состоит из двух разделов: первый раздел представлен лабораторным практикумом, второй – расчетными работами. Выбор разделов определяется требованиями государственного стандарта конкретной специальности.
Данное пособие предназначено для студентов инженерных и гуманитарных специальностей технического университета. Оно составлено в соответствии с требованиями к предмету «Экология», изложенными в государственных стандартах специальностей.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ
1.1. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ
В ЛАБОРАТОРИИ
Лабораторные занятия по экологии проводятся в специально оборудованных помещениях, имеющих подводку электричества, газа, раковину с водопроводной водой. Поверхность столов должна быть покрыта пластиком.
За каждым студентом закрепляется постоянное место, на котором должно быть оборудование, необходимое для проведения конкретного задания, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.
В начале занятия студенты знакомятся с определенным заданием, изложенным в учебном пособии, делают записи основных методик в рабочей тетради, а затем приступают к выполнению работы под наблюдением преподавателя. Результаты исследований в виде рисунков, таблиц заносятся в рабочую тетрадь, затем формируется вывод и работа предоставляется преподавателю для проверки.
Рекомендуется проводить занятия с группой, состоящей из 10–12 человек. Каждая работа рассчитана на четыре аудиторных часа. Преподаватель может выбрать те работы, выполнение которых сочтет целесообразным, ориентируясь на уровень подготовленности студентов.
В связи с тем, что на лабораторных занятиях студенты работают с различными химическими веществами, электроприборами, они обязаны выполнять основные правила техники безопасности:
- не входить в лабораторию в пальто, верхней одежде, не вносить посторонние предметы, продукты питания;
- в лаборатории не разрешается пить, есть, громко разговаривать, много ходить и делать порывистые движения;
- нельзя класть не рабочий стол одежду и сумки;
- никакие вещества в лаборатории нельзя пробовать на вкус. Если необходимо определить запах газа или паров жидкости, хранящейся в банке или сосуде, нельзя подносить их близко к лицу, следует легкими движениями руки направить воздух от горлышка или отверстия к носу;
- в процессе каких-либо реакций на воздухе или при нагревании нельзя держать сосуд отверстием к себе и другим работающим;
- необходимо работать в лаборатории в халате;
- перед началом работы обязательно следует проверить наличие и исправность приборов, посуды, реактивов;
- приступать к работе можно только с разрешения преподавателя и всю работу проводить в строгом соответствии с методикой; в процессе работы производить записи и зарисовки;
- горячие приборы и посуду ставить только на специальные подставки, а не на открытый стол;
- после выполнения работы рабочее место приводят в порядок, руки моют водой с мылом.
Перед началом цикла работ в лаборатории студентам необходимо ознакомиться с общими для всех лабораторий правилами техники безопасности и расписаться в книге инструктажа.
1.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ.
БИОТЕСТИРОВАНИЕ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ РАСТЕНИЙ
Биоиндикация – это метод обнаружения и оценки воздействия абиотических и биотических факторов на живые организмы при помощи биологических систем. Чувствительные организмы – биоиндикаторы – реагируют на малые дозы экологического фактора и дают адекватную реакцию на воздействие факторов.
Существует два основных метода биоиндикации: пассивный и активный. В первом случае исследуют видимые и незаметные повреждения и отклонения от нормы, являющиеся признаками неблагоприятного воздействия, во втором используют ответную реакцию наиболее чувствительных к данному фактору организмов (биотестирование). Чувствительными биоиндикаторами могут служить как отдельные процессы в клетке и организме (изменение ферментативной активности, накопление серы в листьях), так и морфологические изменения (изменение формы и размера листовой пластинки, появление асимметрии, уменьшение продолжительности жизни хвои). Биотестирование с помощью растений (проростков, экслантов, различных органов), разнообразных субстратов (воды, почвы и т.д.) является стандартным приемом и может быть использовано при оценке степени их загрязнения. Преимуществом биотестирования (как первичного этапа перед химическим анализом) является простота операций, минимальное оборудование и достаточно быстрое получение ответа.
В порядке возрастания толерантности к загрязнениям растительные организмы располагаются в следующем порядке: грибы, лишайники, хвойные, травянистые растения, листопадные деревья. Среди сельхозкультур наиболее чувствительны салат, люцерна, злаковые, крестоцветные, к нечувствительным видам относят кукурузу, виноград, розоцветные, подорожник.
Работа 1. Определение степени экологического загрязнения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|