Сделай Сам Свою Работу на 5

Несколько указаний по работе с роторными щетками





• Щетка должна вращаться так, чтобы щетина проходила над скользящей поверхностью в направлении от носка к пятке.

Высокая эффективность роторных щеток привела к тому,

что обработка лыж бронзовой щеткой стала менее рас­пространенной; для очистки лыж используйте ком­бинированную щетку с натуральной и синтетической щетиной. • Для более тонкой доводки поверхности, используйте щет­ки из конского волоса - одну для парафинов, другую для фторуглеродов. Поставьте на каждой щетке отличитель­ные метки так, чтобы они были хорошо видны!

Для вращения щетки требуются большие мощности, поэтому либо используйте ручную дрель со сменными насадками, либо постарайтесь найти мощную аккумуляторную дрель с быстрым зарядным устройством и, по крайней мере, с одной допол­нительной батареей. Я предпочитаю обрабатывать поверхность на высокой скорости: центробежная сила обладает эффектом "повышения жесткости" щетины на щетке.

Предстартовая обработка щеткой

Часто бывает так, что окончательная зачистка скользящей поверхности непосредственно перед стартом снова заставляет лыжи ехать быстро. Может быть, это происходит в результате разглаживания выдавленного холодом парафина, может быть, за счет удаления накопившейся грязи - я не знаю, но это работает. Поскольку в данный момент мазь достаточно твердая, лучше использовать комбинированную щетку, хотя также подойдут щетки из нейлона или конского волоса. Если вы наносили на лыжи фтор, то обрабатывайте их щеткой из конского волоса, которую вы используете только для фторов, таким образом, вы добавите еще чуточку фтора на скользящую поверхность.



Если есть возможность, делайте предстартовую обработку лыж на профильном станке. Имеет смысл установить его рядом с местом старта; во всяком случае, во время классической гонки, очень полезно иметь под рукой станок для того, чтобы можно было вносить изменения в смазку вплоть до самого старта.

Теперь лыжи полностью готовы. Правда, если вы готовите клас­сические лыжи, нам еще предстоит нанести на них держащую мазь.

СМАЗКА КОЛОДКИ

Смазка колодки классических лыж отличается особой важ­ностью. Если подготовить лыжи к скольжению относительно просто, особенно, когда "почти хорошо" практически не от­личается от "действительно хорошо", то, когда дело доходит до держания, все становится несколько сложнее - если держания у вас нет, вам ничто не поможет.



В гонке классическим стилем держание решает все. И даже если есть хоть какое-то держание, плохо смазанные лыжи могут негативно сказаться на технике. Иными словами, вам нужно будет "выдержать" эту технику. С другой стороны, чтобы катится легко, вы должны иметь если не очень хорошее, то хотя бы сносное держание.

Давайте ненадолго вернемся к вопросу, почему мазь не дает лыже проскальзывать. Кристаллы снега вонзаются в слой мази, обеспечивая сцепление, примерно также как гравий вонзается в автопокрышку, создавая тот же эффект: сцепление. Но на этом аналогия заканчивается, по двум причинам: 1) шероховатая по­верхность мази не дает хорошего сцепления; и 2) для хорошего скольжения необходима гладкая поверхность мази.

Многие полагают, что, намазывая мазь комками, можно полу­чить сцепление похожее на то, что дают автомобилю шипы на заснеженной дороге. Но все на самом деле не так. Если слой шероховатый, он наоборот не позволит снегу одинаково на всех участках вталкиваться в поверхность мази, что в результате при­ведет к уменьшению сцепления и одновременно увеличению трения. Надевайте цепи на свои колеса, а не на лыжи!

Ошибочно рассматривать смазку для держания как нечто сложное и загадочное. Смазка колодки классических лыж яв­ляется частью искусства и науки лыжных гонок. Мало что может сравниться с удовольствием и радостью, которые доставляет действительно хорошая работа мази. На следующих страницах мы будем знакомиться с рядом технических приемов и идей, но, в итоге, придем к тем же правилам и нормам, которые закреплены за смазкой для скольжения:



Следите за температурой снега и воздуха!

Читайте инструкции на упаковке!

Не обращайте внимания на то, что делают другие!

И, прежде всего, будьте проще!

Выбор держащей мази

Читайте этикетку!В продаже существует множество дер­жащих мазей, и практически все очень хорошие. Тем не менее, требуется время для того, чтобы научиться пользоваться этими специфическими мазями. Необходимо знать - в каких условиях мазь работает, какое количество мази следует наносить, как долго мазь держится. Поэтому, не забывайте интересоваться, для каких погодных условий производитель разработал свою мазь.

Самый лучший способ стать эффективным смазчиком - это придерживаться одной торговой марки и хорошенько изучить, как ею пользоваться. Такое нельзя переоцепить. Стремитесь к простоте, особенно, когда готовите лыжи детям. Наличие под рукой нескольких мазей разных марок просто приводит к заме­шательству и истинному незнанию того, как применять их. В своем смазочном ящике я ношу одну основную марку дер­жащей мази, и только несколько старых любимых мазей других марок.

Следите за термометром!Держите при себе два термометра. Вы мажетесь для снега, а не для воздуха, однако если воздух теплее, чем снег - это указывает на то, что температура снега, по всей видимости, будет расти.

Измеряйте температуру снега на поверхности, то есть не­посредственно там, где скользят ваши лыжи. Температура на глубине зачастую бывает ниже, чем на поверхности, и это может означать, что снег будет оставаться холодным, несмотря на более

теплый воздух.

После того, как вы сняли показания термометров и ознако­мились с инструкцией на упаковке, проведите настоящее тес­тирование, которое позволит узнать, как же мазь работает на самом деле (более подробно о тестировании в Части 3). Помните, что может потребоваться некоторое время для того, чтобы мазь прикаталась. На чемпионате Мира 1995 года в Тандер-Бее (Канада), Майкл Де Саттер опробовал свои гоночные лыжи и сказал, что они отдают. Мы посоветовали ему покататься на них, и когда он после километра или двух вернулся обратно, то заявил, что они работают идеально. Позднее Майкл признался мне, что это были самые лучшие лыжи из всех, что у него были. Мораль: Будьте терпеливы.

Инструменты и методы смазки

Для нанесения мази вам потребуются следующие инстру­менты:

• профильный станок (по возможности)

• пробки или шпатели для клистера

• горелка или фен

Наносите держащую мазь тонкими слоями. Тонкие многократные слои лучше, чем один или два толстых - они значительно легче разглаживаются, а хорошо разглаженная мазь держит и скользит лучше.

Обычно мазь лучше держится на скользящей поверхности после разогревания ее первого слоя. Дайте мази остыть, раз­гладьте ее пробкой, а затем нанесите последующие слои. Не растирайте мазь теплой! Придерживайтесь такой последова­тельности действий:

1. Нанесите мазь на скользящую поверхность.

2. Разогрейте утюгом (по необходимости).

3. Остудите.

4. Разотрите пробкой.

5. Нанесите последующие слои.

После разогревания мази всегда очищайте утюг, иначе при сле­дующем его использовании держащая мазь/грунт попадет в мазь

скольжения.

Скорость не зависит от того, разогрета мазь утюгом или же растерта пробкой. Я предпочитаю всегда разогревать первый слой. Скорость дают правильно подобранная мазь и качественное растирание. Последующие слои не нужно проглаживать утюгом: цель утюжки - дать мази проникнуть в поры скользящей поверх­ности.

Пробки и растирание

При наличии хорошей пары лыж и мази соответствующей твердости, наверное, самой распространенной причиной, как плохого держания, так и плохого скольжения является небрежное или неправильное растирание. Я хорошо освоил это на чемпионате Мира 1991 года в Валь-ди-Фьемме (Италия), когда Джим Галанес и я проводили тестирование мази. Мы поменялись лыжами - та же самая мазь скольжения, та же самая мазь держания. Лыжи Джима ехали как коньковые, но при этом еще и держали. Причина: опыт Джима в растирании.

Пробка - самый важный (наряду с циклей) инструмент в ва­шем смазочном ящике, а умение ей работать сродни искусству. Лыжник, желающий достичь вершин в своем спорте, не может позволить себе пренебрегать таким основополагающим момен­том, как правильное использование пробки. "Агз 1оп§а, уиа ЬгеУ18 е$1". Растирание мази требует практики.

Искусственные пробки лучше натуральных - при растирании они производят тепло гораздо быстрее, а значит быстрее раз­глаживают мазь; кроме того, они крепче. Старайтесь не поль­зоваться "пробковыми пробками".

Неплохо бы иметь несколько пробок на разные случаи: в хо­рошо оснащенном смазочном ящике должны быть пробки для низко- и высокотемпературных мазей, одна (или несколько) про­бок для графитовых мазей и смол, одна - для грунтовых мазей, и еще одна - для смесей из клистера и твердых мазей.

Не много ли пробок? Может быть, такого разнообразия и не нужно, но, по крайней мере, две пробки - для держащей мази и для грунта - у вас должны быть. Промаркируйте пробки фло­мастером соответственно их назначению (напишите на них свои

скольжения.

Скорость не зависит от того, разогрета мазь утюгом или же растерта пробкой. Я предпочитаю всегда разогревать первый слой. Скорость дают правильно подобранная мазь и качественное растирание. Последующие слои не нужно проглаживать утюгом: цель утюжки - дать мази проникнуть в поры скользящей поверх­ности.

Пробки и растирание

При наличии хорошей пары лыж и мази соответствующей твердости, наверное, самой распространенной причиной, как плохого держания, так и плохого скольжения является небрежное или неправильное растирание. Я хорошо освоил это на чемпионате Мира 1991 года в Валь-ди-Фьемме (Италия), когда Джим Галанес и я проводили тестирование мази. Мы поменялись лыжами - та же самая мазь скольжения, та же самая мазь держания. Лыжи Джима ехали как коньковые, но при этом еще и держали. Причина: опыт Джима в растирании.

Пробка - самый важный (наряду с циклей) инструмент в ва­шем смазочном ящике, а умение ей работать сродни искусству. Лыжник, желающий достичь вершин в своем спорте, не может позволить себе пренебрегать таким основополагающим момен­том, как правильное использование пробки. "Агз 1оп§а, уиа ЬгеУ18 е$1". Растирание мази требует практики.

Искусственные пробки лучше натуральных - при растирании они производят тепло гораздо быстрее, а значит быстрее раз­глаживают мазь; кроме того, они крепче. Старайтесь не поль­зоваться "пробковыми пробками".

Неплохо бы иметь несколько пробок на разные случаи: в хо­рошо оснащенном смазочном ящике должны быть пробки для низко- и высокотемпературных мазей, одна (или несколько) про­бок для графитовых мазей и смол, одна - для грунтовых мазей, и еще одна - для смесей из клистера и твердых мазей.

Не много ли пробок? Может быть, такого разнообразия и не нужно, но, по крайней мере, две пробки - для держащей мази и для грунта - у вас должны быть. Промаркируйте пробки фло­мастером соответственно их назначению (напишите на них свои

неудач, которые также важны в процессе обучения, как и дости­жения. Но, в конце концов, научившись правильно растирать мазь, вы сможете повысить качество работы своих лыж, а также улучшить свою технику и результаты. Пробуйте, эксперимен­тируйте и набирайтесь опыта!

Грунт

Многие лыжники полагают, что если поднять ворс в зоне дер­жания, то мазь будет лучше держаться. Это, безусловно, поможет, в том случае если поры были закрыты в результате перегрева лыжи во время удаления мази. Возьмите наждачную бумагу зер­нистостью 120-180 и аккуратно зачистите ею скользящую поверх­ность; смысл заключается в том, чтобы открыть скользящую поверхность, но при этом не создать большого количества "во­лосков", которые могут ухудшить скольжение.

Не так-то просто решить, наносить грунт или нет. Грунт может понадобиться в абразивных условиях (плотно укатанный или искусственный снег, обледеневшие участки трассы, длинная дистанция), когда предполагается интенсивное истирание мази.

Когда снег требует использования грунта, необходимо, чтобы лыжи подходили вам. Для жестких лыж может не потребоваться большого количества грунта, а вот слишком мягкие лыжи могут терять мазь так быстро, что грунт будет просто бесполезен. Трасса также влияет на принятие решения о том, использовать грунт или нет: большое количество крутых поворотов на склонах может ускорить износ мази; повороты, выполняемые пересту-панием, более снисходительны к мази, чем повороты с боковым скольжением.

Проблема заключается в том, что если мазь сотрется до грун­та, лыжи потеряют скорость и перестанут держать. На свежс-выпавшем снеге грунт может оказаться смертельным для скольжения. Используйте грунт только тогда, когда в нем есть необходимость. Наносите его совсем немножко, и хорошо раз­глаживайте.

Есть два способа нанесения грунта. Первый способ заклю­чается в непосредственном намазывании грунта на скользящую поверхность - при этом скользящая поверхность должна быть сухой, а грунт желательно холодным. Намазав грунт, разогрейте

его горелкой, феном или утюгом. Я предпочитаю использовать утюг, поскольку он одновременно нагревает и разглаживает грунт (горелка же может сжечь скользящую поверхность).

Второй способ заключается в "размазывании" грунта: раз­мазывайте и разглаживайте фиберленом грунт как кисточкой, одновременно нагревая его горелкой или феном.

Дайте грунту остыть, затем разгладьте его пробкой. Лучше иметь отдельную пробку для грунта, чтобы он в последствии не примешался к держащей мази. Растирать грунт нужно с неболь­шим нажимом и предпочтительно на профильном станке; лучше использовать быстрые проходы.

Когда я кладу мазь поверх грунта, то обычно после нанесения каждого слоя меняю лыжу. Такое чередование помогает избежать нагревания мази и смешивания ее с грунтом. Чтобы улучшить сцепление мази с грунтом, можно аккуратно разогреть ее утюгом или горелкой. Дайте мази остыть, а затем нанесите еще несколько слоев держащей мази.

При использовании грунта придерживайтесь трех жестких правил:

• Хорошо разогревайте грунт.

• Наносите грунт тонким и гладким слоем. Зачастую бывает достаточно нанести грунт лишь маленькими "кнопочка­ми". Слишком толстый слой может негативно отразиться на скорости.

• Не намазывайте держащую мазь, пока грунт основательно не остынет. Вынесите лыжи на воздух и подождите, пока они не охладятся до уличной температуры. Если грунт не будет остывшим, у вас не получится нанести держащую мазь должным образом!

Наслоение

Мази можно класть слоями - например, когда нужно под­мешать графитовую мазь или смолу. В этом случае растирать мазь можно энергичными движениями, так как цель заключается в перемешивании мазей.

Когда для улучшения скольжения твердая мазь кладется по­верх мягкой, нужно работать пробкой аккуратнее, чтобы мази не перемешались.

Как правило, смолы и фторированные мази лучше наносятся поверх слоя "обычной" мази, выполняющей функцию "грунта".

Спасательные операции

Если у вас неровная скользящая поверхность или неровная пробка, то иногда легче вначале растереть мазь с одной стороны от желобка, а уже затем с другой, чем растирать всю мазь сразу.

Если твердая мазь начинает тянуться и становится комковатой, вы можете:

• Применить легкие быстрые движения (это самый рас­пространенный метод "первой помощи").

• Дать мази остыть, а затем растереть ее снова.

• Разгладить мазь краем пробки, применяя сильный нажим. Разглаживайте мазь так, как если бы вы делали это шпа­телем.

• Внести лыжи в помещение и разгладить мазь утюгом, а после ее остывания, снова растереть пробкой.

Нулевая температура и "волосатые"

В условиях нулевой температуры, когда кажется, что ничто на свете работать не будет, когда любая из известных мазей об­леденевает или отдает (либо и то и другое вместе), попробуйте "волосатые". Это способ создания чрезвычайно эффективной скользящей поверхности, не требующей мази, которая работает, когда не работает уже ничто другое - и если вы угадаете, дер­жание будет как на лыжероллерах.

Поднимите ворс на скользящей поверхности шлифовальной машинкой или наждачной бумагой с зерном 60-80. Зачищайте колодку до тех пор, пока скользящая поверхность не станет волосатой в буквальном смысле этого слова. Старайтесь не делать поперечных движений, и старайтесь, чтобы обдираемая поверх­ность не выходила за вашу держащую зону, а была слегка внутри нее. Чтобы избежать обледенения, нанесите силикон или фтор-углеродный порошок.

Для удаления волосков используйте стальную циклю. Нельзя циклевать лыжу бесконечно, поэтому используйте "волосатые" только тогда, когда они действительно нужны, либо выделите для этой цели одну пару лыж средней жесткости.

Существуют и другие варианты для нулевой температуры: нанесите слой грунта, затем, используя метод "размазывания", подмешайте слой мази на 0°С, такой как, желтая (сверните фибер-лен в трубочку и размазывайте им мазь как кисточкой, чередуя проходы фиберленом и проходы горелкой). Дайте этой смеси как следует остыть, затем закройте ее голубой экстрой или уни­версальной мазью и разгладьте пробкой. Смешанный слой обяза­тельно должен быть остывшим. Иногда необходимо прогревать закрывающий слой горелкой для того, чтобы он лег поверх сме­шанного слоя, но делать это нужно таким образом, чтобы слои не перемешались. Растирайте аккуратно, чередуя лыжи. Всю работу выполняйте вне помещения.

Есть еще один похожий способ: тонкому слою серебряного клистера дают остыть, а затем закрывают его фиолетовой или универсальной мазью. Тоже самое - старайтесь не смешивать клистер и закрывающий слой.

Клистер

Когда снег трансформируется - другими словами, таит, а потом снова замерзает - его кристаллы становятся крупными и округлыми. Чтобы добиться "держания", или сцепления, в таких условиях, мазь должна быть достаточно мягкой для проник­новения в нее крупных округлых кристаллов. Следовательно, этой мазью должен быть клистер, который остается мягким даже в холодных условиях. Клистер может давать невероятное дер­жание, однако он имеет вполне заслуженную плохую репутацию в силу своей характерной липкости и привычки везде просачивать­ся, начиная от рук и заканчивая днищем смазочного ящика и крышей вашего автомобиля. Обязательно после использования клистера закрывайте тюбик крышкой и кладите его обратно в ящик.

Многие имеют склонность наносить слишком большое коли­чество клистера. Выдавите клистер из тюбика на скользящую поверхность, затем, используя фен или горелку, размажьте и разровняйте его большим пальцем руки; нагревая клистер, вы также помогаете ему сцепиться с поверхностью.

Не пользуйтесь горелкой для разглаживания фторированных клистеров! Пламя горелки очень горячее и способно высвободить опасные газы из фтора. Используйте для этого утюг!

Можно разглаживать клистер нижней частью ладони мед­ленными движениями, позволяя теплу вашей руки размягчать мазь. Однако такой способ не всегда приводит к хорошему сцеп­лению мази с поверхностью. Лучше разогревать и размягчать мазь горелкой или феном.

Для того чтобы клистер можно было нагреть феном, ста­райтесь наносить его рядом с источником электричества; либо берите с собой пропановую горелку, желательно самовоспла­меняющуюся (бутановые горелки плохо подходят для этой цели).

Если нечем разогреть мазь, положите тюбик под подмышку или под одежду - мазь нагреется, и будет легче размазываться. Чтобы разгладить мазь, используйте быстрые проглаживания пробкой в направлении сверху вниз вдоль всей длины колодки.

Не кладите лыжи на снег, пока клистер полностью не остынет, иначе он обледенеет.

Никогда не наносите новый слой клистера поверх мокрого и/или грязного старого. Используя шпатель, постарайтесь удалить как можно больше старой смазки. Нанесение нового слоя клис­тера поверх мокрого клистера может привести к обледенению и подтормаживанию.

Как и любые другие держащие мази, клистеры никогда не обрабатываются щеткой.

Вот несколько рекомендаций по применению клистеров:

• Когда можно, старайтесь не пользоваться клистером: для хорошо укатанной лыжни, зачастую можно найти твер­дую мазь, которая будет держать точно также, а скользить лучше.

• В абразивных условиях в качестве грунта используйте голубой или фиолетовый клистер. Правда, голубой клис­тер иногда подмерзает и откалывается.

• Попробуйте использовать твердую мазь в качестве грунта под клистер. Иногда это помогает избежать откалывания, которому подвержены клистерные грунты в морозную погоду. Либо попробуйте смешать твердый грунт и голу­бой клистер.

• Для увеличения скольжения и/или предотвращения обле­денения можно добавить серебро. Это не всегда работает, по попробовать стоит.

• При температуре около 0°С попробуйте нанести сере­бряный или универсальный клистер.

• Перед гонкой удалите клистер с боковин лыж. Используя шпатель, удалите все, что вышло за пределы держащей зоны.

 

• Прежде чем встать на лыжи, убедитесь, что клистер пол­ностью остыл!

• Закрывайте тюбик крышкой!

Очистка лыж

Используя шпатель, снимите как можно больше мази с лыж. Если заточить кромку шпателя, он будет лучше снимать мазь, но будьте осторожны, не сделайте шпатель слишком острым, иначе он будет врезаться в скользящую поверхность. После того, как большая часть мази будет удалена со скользящей поверхности и с боковин лыж, нужно нанести смывку, используя уголок тряпки, кусочек фиберлепа или бумажное полотенце. Дайте смывке по­держаться на лыже несколько минут, а затем удалите ее фибер-леном вместе с мазью. Трите поверхность до тех пор, пока не сойдет вся мазь. Затем возьмите новый кусочек фиберлена и удалите оставшийся "лак".

Старайтесь не наносить слишком много смывки на зоны сколь­жения лыжи, поскольку это приведет к удалению мази сколь­жения и одновременно к появлению пленки из растворенной держащей мази.

После использования смывки нанесите па зоны скольжения слой парафина, затем соскребите его, чтобы удалить все остатки. Этот слой можно также использовать в качестве транспортиро­вочной мази; только потом обязательно перед нанесением трени­ровочной или соревновательной мази скольжения очистите лыжи парафином.

Никогда не наносите смывку на разогретую скользящую по­верхность, так как это ускоряет высушивание полиэтилена.

Не злоупотребляйте смывками - они плохо действуют на пластики!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.