Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура скользящей поверхности





Как мы уже говорили, лыжа скользит по тонкой пленке воды. Слишком большое количество воды вызывает подсасывание, которое замедляет лыжу. Для устранения подсасывания мы структурируем скользящую поверхность, нанося насечки (ма­ленькие канавки, нарезаемые или выдавливаемые на скользящей поверхности для снижения подсасывания), либо создаем струк­туру при помощи металлической щетки или шлифовального станка (см. Главу 9).

Структура очень важна. Полное ее отсутствие может привести к очень плачевным результатам. Но хочу заметить, что для каких бы целей она не использовалась, почти подходящая структура будет работать практически также, как и абсолютно подходящая. Какая-нибудь структура на лыжах должна быть всегда, однако не стоит сильно беспокоится по поводу того, какого типа это должна быть структура.

Состояние скользящей поверхности

Быстрая пара лыж обычно сохраняет свои скоростные ка­чества даже при большом количестве сколов и царапин. Лыжи выдерживают небрежное обращение с ними в гораздо большей степени, чем это можно было бы представить. Некоторые люди, и я один из них, тратят огромное количество времени, стараясь сохранить скользящую поверхность в идеальном состоянии. Но гораздо лучше поддерживать такое отношение: "Давайте пойдем и покатаемся на лыжах". Отнеситесь к этому проще, перестаньте беспокоиться, берите лыжи и катайтесь!



С другой стороны, ворс на скользящей поверхности сильно тормозит лыжу. Ворс представляет собой маленькие волокна полиэтилена, появляющиеся на скользящей поверхности после фабричной обработки или шлифовки лыж. Однако в последнее время производители стали делать эту работу гораздо лучше, и "фабричный ворс" потихоньку уходит в прошлое. Вообще, если не брать во внимание структуру, скользящая поверхность должна быть как можно более гладкой.

Два наиболее распространенных вида повреждений сколь­зящей поверхности происходят по причине небрежной циклевки,

циклевки тупой циклей ("апельсиновая корка"), или расплавления материала скользящей поверхности горячим утюгом ("заплавлен-иая поверхность").

Большие царапины, бугорки и другие дефекты также относят­ся к повреждениям (см. Главу 18), но в девяти случаях из десяти они не являются основанием для серьезного беспокойства.



Мазь

Очень плохая мазь скольжения сильно тормозит лыжи, но, как и в случае со структурой, почти подходящей мази обычно бывает вполне достаточно. Лыжники часто расходуют слишком много энергии в поисках некой волшебной мази. На самом деле, такой мази не существует. Хотя, с появлением новых парафинов, кото­рые становятся все лучше и лучше, и хорошо работают в более широком диапазоне погодных условий, можно относительно легко найти хорошую мазь практически для любого случая.

Держащая мазь - это другой вопрос. Здесь все определяют подъемы. Отдающая мазь быстро истощит силы лыжника, сде­лает преодоление подъемов трудным или вообще невозможным занятием, и практически моментально скажется на технике. В то же время, мазь, которая тормозит или постоянно "подергивает" во время скольжения, также может негативно отразиться на вашем результате. К счастью, как и в случае с парафинами, современная технология позволяет намного легче, чем раньше, находить хо­рошую держащую мазь. Укатанные современные трассы также облегчают эту задачу. Разумеется, лыжник и сам должен заставить мазь работать!

Завершающая подготовка

Неправильно выполненная завершающая подготовка сколь­зящей поверхности может снизить скорость лыжи. Помните о следующем:

Тщательная обработка скребком и/или щеткой очень важ­на.Слишком большое количество оставленного на скользящей поверхности парафина приведет к торможению и/или быстрому накоплению грязи.



Недостаточное охлаждение лыжи может привести к обле­денению,особенно, если дело касается держащей мази. (Это не относится к твердым парафинам, которые следует снимать до того, как они полностью остынут.)

Небрежное растирание держащей мази может привести к ее комковатости,что станет причиной торможения и ограничит держание. Сцепление держащей мази обеспечивается за счет проникновения в нее кончиков снежных кристаллов: это совсем не похоже на то, как работает снежный протектор на автомо­бильной покрышке, где чем агрессивнее рисунок, тем лучше сцепление. Вот почему мы не используем шипы и цепи на лыжах, и почему лыжи с насечкой на колодке практически всегда медлен­нее, чем лыжи с мазью (хотя иногда при температуре около 0°С лучше иметь хоть какое-нибудь держание, чем совсем никакого).

Типы скользящих поверхностей

Большинство производителей предлагают лыжи с разными скользящими поверхностями: "сухая'У'холодная" поверхность, "клистерная'У'теплая", и т.д. Многочисленные исследования показали, что определенные типы скользящих поверхностей луч­ше подходят к определенным типам снега, о чем мы уже говорили в Главах 2 и 3. Дополнительные добавки, включаемые в скользя­щую поверхность, также влияют на скольжение.

В качестве общего правила, просто следуйте рекомендациям, которые дает производитель. Хотя, опыт показывает, что лыжи с теплой скользящей поверхностью иногда могут быть быстрее на морозном снегу, и наоборот. Всегда полезно знать свои лыжи.

Жесткость (о которой говорилось в Главе 1) - это единствен­ный наиболее важный фактор, определяющий скорость лыжи.

Теперь можно приступить непосредственно к использованию тех инструментов, которые необходимы в подготовке лыж. Одним из наиболее полезных инструментов в арсенале смазчика является цикля, и поэтому давайте начнем практическое применение всего того, о чем мы говорили раньше, именно с цикли.

ЦИКЛЯ

Хорошая стальная цикля - один из двух самых важных инстру­ментов в арсенале смазчика (другой такой инструмент - это проб­ка, о которой пойдет речь в Главе 12). Цикля - самое простое и самое быстрое приспособление для обновления скользящей по­верхности, и скоро она станет для вас самым надежным "диаг­ностическим инструментом" - ощущение цикли на скользящей поверхности лыжи говорит больше о ее состоянии, чем что-либо еще из того, что мне известно. Циклю чаще других инструментов используют неправильно, о ней меньше всего знают, и ее очень трудно найти. По этой причине, мы посвятим целую главу исклю­чительно использованию цикли.

Хорошая цикля должна быть достаточно небольшой - чтобы ею было удобно пользоваться, достаточно жесткой - чтобы она не прогибалась, достаточно тонкой - чтобы ее было легко зата­чивать, и достаточно прочной - чтобы она имела хорошие кромки и дольше сохраняла их. Самые лучшие цикли из тех, что я знаю -это кобальтовые. Они имеют подходящую форму и размер, не гнутся и сделаны из очень твердой стали. Моей цикле уже почти десять лет. Это мой самый ценный инструмент, который всегда со мной.

Для работы с циклей вам потребуется хороший профильный станок, который будет поддерживать лыжу по всей ее длине. Станки с "точечным крепежом", поддерживающие только сере­дину, носок и пятку лыжи, не позволят вам приложить необ­ходимое давление инструментом. Некоторые портативные или

складные верстаки могут повредить верхний слой лыжи, в том случае если ваши движения будут очень энергичными.

Когда циклевать

Я выполняю циклевку лыж достаточно часто, поскольку пред­почитаю наносить структуру на гладкую скользящую поверх­ность, а также, потому что иногда, для лучшего впитывания па­рафина, полезно снимать верхний слой окисленного пластика. Цикля также используется для выравнивания скользящей поверх­ности (мы поговорим об этом в Главе 8).

При высокой температуре утюга скользящая поверхность мо­жет заплавиться, что приведет к закрытию пор. (Скользящая поверхность плавится при температуре около 130-135°С. Обычно я ставлю 100°С, и очень редко выше 115°С. Убедитесь, что ваш утюг имеет хороший терморегулятор!). Небрежная фабричная шлифовка также может стать причиной заплавления. Небрежное использование химикатов удаляющих мазь нередко оставляет пленку на скользящей поверхности, забивая поры и/или высу­шивая поверхность. Материал скользящей поверхности портится по мере накопления на нем грязи во время хранения и транс­портировки, на него негативно влияют прямой солнечный свет и кислород.

По этим причинам иногда стоит "вскрывать" скользящую поверхность.Удаляя "состарившийся" Р-Тех, вы, тем самым, открываете "пористую" структуру (то есть аморфное пространст­во между твердыми частичками пластика, которое поглощает мазь) и обеспечиваете лучшее проникновение мази.

Я выполняю циклевку для получения чистого нового пластика два или три раза в год, когда следует удалить или поменять рису­нок, или когда на скользящей поверхности появляются неровнос­ти. Нет необходимости каждый раз снимать большое количество пластика, вместо этого лучше делать легкую циклевку, но делать ее чаще. Я выполняю легкую циклевку тестовых лыж перед каж­дой смазкой. Некоторые пары лыж прошли через эту процедуру в течение нескольких сезонов без каких-либо видимых потерь большого количества пластика. Старайтесь не соскребать слиш­ком много. Один основательный проход удаляет как раз столько

материала, сколько нужно для получения гладкости. При акку­ратной циклевке и бережном обращении скользящая поверхность должна прослужить несколько сезонов.

(Нельзя точно сказать, как долго можно циклевать лыжи. Это зависит от первоначальной толщины пластика, которая разли­чается; от того, как много нужно снять, чтобы выровнять сколь­зящую поверхность; и от того, равномерна ли ее толщина. Не­глубокий и/или узкий желобок указывает на то, что полезная жизнь лыжи близится к концу, но определенных правил здесь не существует).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.