Сделай Сам Свою Работу на 5

Рекомендуемая высота прогиба





Клистерные лыжи: при полном весе тела - 0,8-1 мм

при половине веса тела- 1,4-1,8 мм Холодные лыжи: при полном весе тела - 0 мм

при половине веса тела - 0,6-1 мм

При нулевой температуре и в условиях, когда требуется мазь более мягкая, чем голубая экстра, следует выбирать лыжи где-то посередине между значениями, указанными выше.

При выборе лыж важно следующее:

• длина прогиба при нагрузке 50% веса лыжника,

• высота прогиба при нагрузке выше 50% веса лыжника,

• длина прогиба при нагрузке выше 50% веса лыжника.

Хорошие клистерные лыжи (для условий, требующих красного клистера) должны иметь высоту прогиба 0,8-1 мм и длину про­гиба при полном весе лыжника 20-30 см. Для эффективного от­талкивания, во избежание контакта клистера со снегом в фазе свободного скольжения, при которой лыжа загружается всем весом тела, длина прогиба при половине веса тела не должна превышать 45-50 см. Лыжники, желающие соревноваться на самом высоком уровне, должны учиться кататься на жестких лыжах, когда того требуют погодные условия.

В целом, для коньковых лыж предусмотрены те же нормы, что и для классических. Однако поскольку в держании нет необходи­мости, лыжи нужно подбирать немного жестче, чем для клас­сического хода. При сухом снеге давление на лыжню должно быть равномерным по всей длине скользящей поверхности, од­нако при влажном снеге мы получим наилучшее скольжение при меньшей площади поверхности скольжения, то есть когда средняя часть лыжи не придавливается к снегу.



Для того чтобы лыжи работали оптимальным образом, очень важно правильно определить колодку. Три способа определения

колодки, о которых шла речь выше, должны присутствовать в ваших тренировках до тех пор, пока вы не будете совершенно уверенны, что знаете свою держащую зону (или зоны; лыжникам, использующим одну пару лыж, как для клистеров, так и для твердых мазей, нужно определить две разные зоны). Пробуйте, экспериментируйте, подгоняйте, и делайте это в начале сезона, а не тогда, когда начнутся старты!

Обязательно отметьте на боковинах лыж маркером, или даже какой-нибудь краской, границы смазочной зоны.

Теперь давайте взглянем на конструкцию лыжи или, по крайней мере, на ту ее часть, которая непосредственно связана со смаз­кой - на скользящую поверхность.



СКОЛЬЗЯЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

Беговые лыжи выпускаются с умопомрачительным разнообра­зием типов скользящих поверхностей. В этой главе мы рассмот­рим различные виды материалов, применяющихся в изготовлении скользящих поверхностей с тем, чтобы облегчить процесс выбора типа лыж, которые будут работать на вас наилучшим образом. Мы сфокусируем свое внимание не на технических аспектах конструкции лыж, а скорее на том, как скользящая поверхность воздействует на смазку лыж, поглощая или отдавая тепло, де­формируясь под воздействием тепла и т.д.

Не забывайте, что изготовитель лыж хочет, чтобы вы остались довольны его лыжами, и он приложил максимум усилий для того, чтобы между вами и лыжами, а также между лыжами и снегом была полная согласованность. Внимательно читайте рекомен­дации изготовителя, и будьте проще.

Дерево и "стекловолоконная революция"

Высокотехнологичный инвентарь, используемый сегодня, очень мало напоминает те лыжи, на которых мы бегали раньше. На чемпионате мира 1974 года в Фалуне (Швеция), швед Томас Магнусен стал первым лыжником, выступившим в соревнованиях на лыжах из стекловолокна. Он выиграл гонку на 30 километров с отрывом в 53 секунды, чем ознаменовал конец эпохи дере­вянных лыж. За один сезон прекрасные, и с таким упорством конструируемые, "деревяшки" полностью сошли с международ­ной арены лыжных гонок.

 

Но все это только к лучшему. Конечно, деревянные лыжи были дешевы (свою первую команду я экипировал лыжами, приобре­тенными на распродаже по цене 1,79 доллара за пару!), но вместе с тем они были хрупкими, деревянная скользящая поверхность впитывала воду, а ворсинки древесных волокон могли существен­но замедлить лыжи, особенно на влажном снегу. Новые лыжи с полиэтиленовой скользящей поверхностью (или скользящей по­верхностью Р-Тех) оказались гораздо быстрее.



Р-Тех применялся в изготовлении горных лыж задолго до того, как производители беговых лыж решили отказаться от дере­ва. Это было решающим усовершенствованием. Введение "пол­ностью стекловолоконных лыж" (которые в действительности содержат и другие материалы, в том числе дерево, кевлар, пено­пласт и алюминиевые соты) проложило дорогу гораздо более прочным лыжам и позволило экспериментировать с любыми видами конструкций, которые делали бы лыжи жестче, особенно на скручивание, и были бы способны с течением времени сох­ранять свою форму и прогиб.

Сегодня полиэтиленовая скользящая поверхность исполь­зуется почти на всех беговых лыжах. Большинство из них имеют "спеченную" скользящую поверхность, которая обеспечивает лучшее проникновение мази. Для разных условий были разра­ботаны разные типы полиэтиленовых поверхностей. Р-Тех про­изводится одним из двух способов - экструзией или спеканием.

Для изготовления экструдированныхскользящих поверх­ностей полиэтилен вначале нагревают, а затем формуют в по­лотно желаемого размера, выдавливая его между роликами до тех пор, пока сохраняется заданная ширина и толщина - обычно, около 85-92 мм в ширину и 1,2 мм в толщину с молекулярным весом не более 500.000. Этот способ дает возможность быстрого производства скользящих поверхностей, которые будут хорошо скользить, но не будут принимать большое количество мази.

Продолжительные тесты показали, что скользящие поверх­ности с большим молекулярным весом, обладают наилучшими характеристиками скольжения. Первоначально эти скользящие поверхности тестировались для соревнований, но результаты тестов оказались одинаково важны для всех без исключения лыж­ников - лыжами, которые хорошо скользят, легче поворачивать,

что ведет к более контролируемому катанию и значительно сни­жает энергетические затраты.

Для изготовления спеченныхскользящих поверхностей поли­этиленовый порошок - мелкоизмельченный полиэтилен - поме­щают в пресс (который может быть нагрет, а затем остужен) и сдавливают в большую цилиндрическую болванку, с которой затем на машине аналогичной токарному станку, снимают непре­рывную стружку - ленту. Эта лента используется для изготовле­ния скользящих поверхностей. Поскольку спеченные скользящие поверхности имеют более крупные "поры", они впитывают боль­ше мази, дольше ее сохраняют и, следовательно, дольше под­держивают высокую скорость.

На самом деле скользящая поверхность лыж не имеет "пор". Мазь проникает в "открытые", или "аморфные", области между частичками полиэтилена, но для удобства и более легкого пред­ставления мы будем продолжать использовать слово "пора".

Дважды спеченные скользящие поверхности проходят еще один этап обработки: сформованные в процессе спекания высоко­молекулярные брикеты снова измельчаются до 3-милиметровых частиц, а затем еще раз спрессовываются и нагреваются. Утверж­далось, что такой тип скользящей поверхности (с молекулярным весом 3.500.000 - 8.000.000 единиц) показывает еще более вы­сокую степень поглощения и удержания мази, а также меньше царапается. Тем не менее, после непродолжительного волнения, интерес к этому типу скользящей поверхности ослабел. По моему опыту, лыжи с дважды спеченной скользящей поверхностью не были заметно быстрее, а на часто используемых ярких контраст­ных цветах, практически нельзя было увидеть те изменения, которые происходят при обработке или смазке этих лыж.

Графит и другие добавки

Сегодня большинство гоночных лыж поставляются со сколь­зящими поверхностями Р-Тех 2000 и Р-Тех 4000, и почти все лыжи сегодня изготавливаются с черной скользящей поверх­ностью, далее черная электрическая поверхность или просто "ЧЭП" (ЕИаск Е1ес1пс Вазе). Входящие в состав ЧЭП графит и другие добавки, помогают не только снизить накопление ста­тического электричества, но также создают самосмазывающуюся

поверхность, опять же улучшая скольжение. Практика показала, что лыжи с такой скользящей поверхностью имеют преимущест­во в широком диапазоне условий.

Давайте коротко рассмотрим вопрос о накоплении статики. Когда лыжа скользит но снегу, генерируется статическое элект­ричество, и заряженная лыжа начинает притягивать грязь. По­средством добавления графита, который является проводником, в Р-Тех, который проводником не является, была сделана попытка заземлить лыжу, и таким образом устранить положительный статический заряд.

Кроме того, на скользящей поверхности лыжи может происхо­дить процесс электролиза, который отчасти объясняет появление "белых" пятен на изношенной черной скользящей поверхности. Эти белые, или серые, пятна являются волоконцами полиэтилена, который потерял часть своего графита. В большинстве случаев их можно удалить щеткой, однако их наличие также служит полез­ным указателем участков неравномерного распределения давле­ния. Этих пятен можно избежать, выбрав лыжи с более подхо­дящим распределением давления, смазывая лыжи графитовой мазью, более основательно смазывая их парафином, либо устра­нив возможные неровности и высокие места на скользящей по­верхности.

Лыжные компании проводят большие исследования того, ка­кой тип скользящей поверхности лучше работает на том или ином тине снеге, сколько графита добавлять в материал скользящей поверхности и т.д. Большинство скользящих поверхностей из­готавливаются на одних и тех же одной-двух фабриках, но произ­водители лыж устанавливают точную "смесь", которая должна войти в их скользящие поверхности. Например, в состав неко­торых скользящих поверхностей включают Сега Р или подобные фторированные соединения, и даже пробуют добавлять галлий. Такие добавки по мере истирания мази должны создавать более качественную самосмазывающуюся поверхность, а также спо­собствовать лучшему приставанию фторуглеродных "мазей". Компоненты скользящей поверхности подбираются для опти­мальной работы в тех условиях, в которых предполагается ис­пользовать лыжи, непрерывно тестируются на снегу и запус­каются в производство.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.