Сделай Сам Свою Работу на 5

Типы уроков литературного чтения





 

По цели Знакомство с новым произведением
  Анализ известного произведения
  Обобщение по теме
  Урок развития речи

 

По материалу Чтение художественного произведения Эпическое Лирическое Лиро-эпическое Драматическое
  Чтение научно – популярного произведения
  Чтение публицистического произведения

 

По ведущей деятельности Чтение (классное, внеклассное)
  Анализ
  Киноурок
  Экскурсия (библиотечный урок)
  Творческие работы (сочинение, инсценирование, концерт, викторина, КВН)
  Комбинированный

 

Этапы формирования навыка чтения

1. Аналитический (1-2 класс – чтении е по слогам)

2. Синтетический (3-4 класс – чтение целыми словами)

3. Этап автоматизации – последующие годы

 

Направления анализа художественного произведения

- анализ сюжета развития действия

- анализ идейно-тематического содержания (О чем?)

- анализ художественных образов

- структурно-стилистический анализ, выделение изобразительных средств

- творческие задания (сравнительные характеристики с другими видами искусств)



 

Методическая подструктура урока литературного чтения

- Жужжащее чтение

- Артикуляционная разминка

- Этапы работы с художественным текстом:

Синтез 1

- подготовка к восприятию текста,

- первичное чтение,

- проверка первого восприятия

Анализ

- перечитывание текста,

- анализ содержания,

- составление плана,

- пересказ,

- характеристика персонажей

Синтез 2

- творческие работы:

Словесное и графическое иллюстрирование, инсценирование, сравнительный анализ, творческий пересказ, чтение в лицах, конкурсы, викторины.

 

Основные приемы развития навыков чтения

Правильное Беглое Сознательное Выразительное
Словарная работа, чтение длинных слов, чтение про себя, исправление ошибок, чтение слов по подобию, усечению, добавлению Скороговорки, жужжащее чтение, перечитывание текста с разными заданиями, чтение за лидером, чтение в паре Беседа, составление плана, пересказ, выборочное чтение, характеристики Чтение в лицах, составление речевой партитуры, конкурс чтецов, инсценирование

 



Приемы подготовки к восприятию литературного произведения:

- беседа по теме произведения,

- пересказ учителя,

- высказывания по личным впечатлениям,

- рассматривание картин и рисунков,

- экскурсия,

- просмотр фрагментов кинофильмов,

- прослушивание музыкальных произведений,

- викторина,

- загадки, пословицы по теме,

- сообщение о жизни и творчестве автора произведения

 

Работа по развитию речи на уроках чтения

Направления словарной работы:

- обогащение словаря,

- уточнение словаря,

- активизация словаря,

- устранение нелитературных слов

 

Приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов:

- показ предмета или действия,

- показ картинки, чучела, макета,

- подбор описательного оборота,

- полное логическое определение,

- объяснение через состав слова,

- составление предложения с изучаемым словом.

 

Составление плана произведения

Виды планов

Простой (краткий) по структуре

Сложный (дробный)

Назывной

Вопросный по типу предложений в заглавиях

Цитатный

Словесный по форме заглавий

Картинный

 

Приемы работы с планом

- деление текста на части и озаглавливание,

- подбор заглавий к частям текста,

- деление текста по готовому плану,

- восстановление деформированного плана (с перестановкой, вставкой пропущенных заголовков или картинок),

- укрупнение дробного плана,

- дробление краткого плана,

- выборочное чтение по плану,

- словесное или графическое рисование по плану

 

Обучение пересказу

Виды пересказов:



Подробный по степени детализации

Сжатый

Полный по объему

Выборочный

-изменение лица рассказчика

- пересказ от лица одного из персонажей

- пересказ в лицах, написание пьесы и инсценирование творческие

- словесное рисование пересказы

- пересказ с продолжением, со вставками

эпизодов, пейзажных зарисовок

 

Приемы обучения пересказам:

- пересказ учителя

- составление плана

- подбор опорных слов

- выборочное чтение

- анализ пересказов

 

Планирование уроков внеклассного чтения

Цель: сформировать интерес к детским книгам как источнику знаний и эстетического наслаждения.

Задачи:

- знакомство с детской литературой, ее родами, жанрами,

- научить ориентироваться в книге и среди книг,

- научить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно – библиографическими средствами,

- воспитание читательской самостоятельности

 

Основной метод работы с книгой – чтение – рассматривание

 

Этапы обучения внеклассному чтению

Подготовительный 1 класс, 15-20 мин., 1 раз в неделю
Начальный 2 класс, 1 урок в неделю
Основной 3 класс 1 урок в неделю, 4 класс 1 урок в две недели

 

Структура урока внеклассного чтения на подготовительном этапе

(15-20 минут 1 раз в неделю)

1. Подготовительная беседа (2-3 минуты)

2. Чтение книги учителем (3-7 минут)

3. Беседа о прочитанном, пересказ (4-6 минут)

4. Рассматривание книги (3-4 минуты)

5. Повторное чтение

6. Рекомендации к домашнему чтению (1-2 минуты)

 

Структура урока внеклассного чтения на начальном этапе

(2 класс 1 раз в неделю)

1. Ориентировка в книгах (рассматривание) (5 минут)

2. Чтение учителем вслух (7 минут)

3. Беседа о прочитанном (5 минут)

4. Самостоятельное рассматривание книги (5минут)

5. Самостоятельное чтение про себя (10-12 минут)

6. Беседа о прочитанном самостоятельно (7-10 минут)

7. Рекомендации по внеклассному чтению на неделю (1-2 минуты)

 

Структура урока внеклассного чтения на основном этапе

1. Рассматривание книг книжной выставки (3-5 минут)

2. Анализ самостоятельно прочитанных книг:

выборочное чтение, краткие пересказы, собственная

оценка и характеристика (20-25 минут)

3. Знакомство с новыми произведениями, жанрами,

темами, авторами (15-20 минут)

4. Сообщение темы и цели следующего урока,

рекомендации к внеурочной работе с книгами

Планирование уроков русского языка

Цель: формирование системы научных взглядов по лингвистике, развитие умения грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме

Задачи

- развитие речи и мышления,

- усвоение основных норм культуры речи,

- изучение основ фонетики, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса

- формирование орфографических и пунктуационных навыков написания

 

Виды уроков русского языка

По цели обучающие Изучение нового материала закрепление
  Контрольные Проведение контрольной работы Анализ контрольной работы
  Комбинированные
  Повторение и систематизация
По материалу Изучение языковой теории
  Изучение орфографии
  Урок развития речи
По форме Традиционный
  Семинар
  Дискуссия
  Путешествие
  Урок – тест
  Викторина
  КВН

 

Принципы изучения русского языка

- экстралингвический (связь с жизнью)

- функциональный (показать функции всех лингвистических единиц)

- структурно – семантический (у слова объяснять смысл и структуру)

- принцип межуровневых и внутриуровневых связей (изучать язык во взаимосвязи всех уровней)

- нормативно – стилистический (работать по культуре речи)

- исторический (показать основные процессы истории языка)

Классификация упражнений по русскому языку

По характеру языкового материала Фонетико – графические
  Орфоэпические
  Орфографические
  Лексические
  Словообразовательные
  Морфологические
  Синтаксические
По характеру умственной деятельности Аналитические
  Синтетические
  Аналитико-синтетические
  Классификация, группировка
  Сравнение
  Обобщение
По форме Устные, письменные
По уровню самостоятельности Объяснение до выполнения
  Проверка после выполнения
  Самостоятельные

 

Виды лингвистических разборов

По форме По объему По материалу Звуко-буквенные
Устные Полные По составу
Письменные Частичные Морфологический (по частям речи)
Синтаксический

 

Схемы лингвистических разборов

Звуко-буквенный (фонетико-графический)

1. Сколько букв и звуков

2.Определи количество слогов

3. Выдели ударный слог

4. Характеристика звуков гласных (ударные, безударные)

согласных (глухих - звонких, мягких - твердых)

 

Разбор по составу (морфемный)

1. Изменяю слово, ищу окончание

2. Подбираю родственные слова – ищу корень

3. Выделение приставки

4. Выделение суффикса

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.