Типы уроков литературного чтения
По цели
| Знакомство с новым произведением
|
| Анализ известного произведения
|
| Обобщение по теме
|
| Урок развития речи
|
По материалу
| Чтение художественного произведения
| Эпическое
Лирическое
Лиро-эпическое
Драматическое
|
| Чтение научно – популярного произведения
|
|
| Чтение публицистического произведения
|
|
По ведущей деятельности
| Чтение (классное, внеклассное)
|
| Анализ
|
| Киноурок
|
| Экскурсия (библиотечный урок)
|
| Творческие работы (сочинение, инсценирование, концерт, викторина, КВН)
|
| Комбинированный
|
Этапы формирования навыка чтения
1. Аналитический (1-2 класс – чтении е по слогам)
2. Синтетический (3-4 класс – чтение целыми словами)
3. Этап автоматизации – последующие годы
Направления анализа художественного произведения
- анализ сюжета развития действия
- анализ идейно-тематического содержания (О чем?)
- анализ художественных образов
- структурно-стилистический анализ, выделение изобразительных средств
- творческие задания (сравнительные характеристики с другими видами искусств)
Методическая подструктура урока литературного чтения
- Жужжащее чтение
- Артикуляционная разминка
- Этапы работы с художественным текстом:
Синтез 1
- подготовка к восприятию текста,
- первичное чтение,
- проверка первого восприятия
Анализ
- перечитывание текста,
- анализ содержания,
- составление плана,
- пересказ,
- характеристика персонажей
Синтез 2
- творческие работы:
Словесное и графическое иллюстрирование, инсценирование, сравнительный анализ, творческий пересказ, чтение в лицах, конкурсы, викторины.
Основные приемы развития навыков чтения
Правильное
| Беглое
| Сознательное
| Выразительное
| Словарная работа, чтение длинных слов, чтение про себя, исправление ошибок, чтение слов по подобию, усечению, добавлению
| Скороговорки, жужжащее чтение, перечитывание текста с разными заданиями, чтение за лидером, чтение в паре
| Беседа, составление плана, пересказ, выборочное чтение, характеристики
| Чтение в лицах, составление речевой партитуры, конкурс чтецов, инсценирование
|
Приемы подготовки к восприятию литературного произведения:
- беседа по теме произведения,
- пересказ учителя,
- высказывания по личным впечатлениям,
- рассматривание картин и рисунков,
- экскурсия,
- просмотр фрагментов кинофильмов,
- прослушивание музыкальных произведений,
- викторина,
- загадки, пословицы по теме,
- сообщение о жизни и творчестве автора произведения
Работа по развитию речи на уроках чтения
Направления словарной работы:
- обогащение словаря,
- уточнение словаря,
- активизация словаря,
- устранение нелитературных слов
Приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов:
- показ предмета или действия,
- показ картинки, чучела, макета,
- подбор описательного оборота,
- полное логическое определение,
- объяснение через состав слова,
- составление предложения с изучаемым словом.
Составление плана произведения
Виды планов
Простой (краткий) по структуре
Сложный (дробный)
Назывной
Вопросный по типу предложений в заглавиях
Цитатный
Словесный по форме заглавий
Картинный
Приемы работы с планом
- деление текста на части и озаглавливание,
- подбор заглавий к частям текста,
- деление текста по готовому плану,
- восстановление деформированного плана (с перестановкой, вставкой пропущенных заголовков или картинок),
- укрупнение дробного плана,
- дробление краткого плана,
- выборочное чтение по плану,
- словесное или графическое рисование по плану
Обучение пересказу
Виды пересказов:
Подробный по степени детализации
Сжатый
Полный по объему
Выборочный
-изменение лица рассказчика
- пересказ от лица одного из персонажей
- пересказ в лицах, написание пьесы и инсценирование творческие
- словесное рисование пересказы
- пересказ с продолжением, со вставками
эпизодов, пейзажных зарисовок
Приемы обучения пересказам:
- пересказ учителя
- составление плана
- подбор опорных слов
- выборочное чтение
- анализ пересказов
Планирование уроков внеклассного чтения
Цель: сформировать интерес к детским книгам как источнику знаний и эстетического наслаждения.
Задачи:
- знакомство с детской литературой, ее родами, жанрами,
- научить ориентироваться в книге и среди книг,
- научить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно – библиографическими средствами,
- воспитание читательской самостоятельности
Основной метод работы с книгой – чтение – рассматривание
Этапы обучения внеклассному чтению
Подготовительный
| 1 класс, 15-20 мин., 1 раз в неделю
| Начальный
| 2 класс, 1 урок в неделю
| Основной
| 3 класс 1 урок в неделю,
4 класс 1 урок в две недели
|
Структура урока внеклассного чтения на подготовительном этапе
(15-20 минут 1 раз в неделю)
1. Подготовительная беседа (2-3 минуты)
2. Чтение книги учителем (3-7 минут)
3. Беседа о прочитанном, пересказ (4-6 минут)
4. Рассматривание книги (3-4 минуты)
5. Повторное чтение
6. Рекомендации к домашнему чтению (1-2 минуты)
Структура урока внеклассного чтения на начальном этапе
(2 класс 1 раз в неделю)
1. Ориентировка в книгах (рассматривание) (5 минут)
2. Чтение учителем вслух (7 минут)
3. Беседа о прочитанном (5 минут)
4. Самостоятельное рассматривание книги (5минут)
5. Самостоятельное чтение про себя (10-12 минут)
6. Беседа о прочитанном самостоятельно (7-10 минут)
7. Рекомендации по внеклассному чтению на неделю (1-2 минуты)
Структура урока внеклассного чтения на основном этапе
1. Рассматривание книг книжной выставки (3-5 минут)
2. Анализ самостоятельно прочитанных книг:
выборочное чтение, краткие пересказы, собственная
оценка и характеристика (20-25 минут)
3. Знакомство с новыми произведениями, жанрами,
темами, авторами (15-20 минут)
4. Сообщение темы и цели следующего урока,
рекомендации к внеурочной работе с книгами
Планирование уроков русского языка
Цель: формирование системы научных взглядов по лингвистике, развитие умения грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме
Задачи
- развитие речи и мышления,
- усвоение основных норм культуры речи,
- изучение основ фонетики, графики, орфографии, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса
- формирование орфографических и пунктуационных навыков написания
Виды уроков русского языка
По цели
| обучающие
| Изучение нового материала
закрепление
| | Контрольные
| Проведение контрольной работы
Анализ контрольной работы
| | Комбинированные
|
| | Повторение и систематизация
|
| По материалу
| Изучение языковой теории
|
| | Изучение орфографии
|
| | Урок развития речи
|
| По форме
| Традиционный
|
|
| Семинар
|
|
| Дискуссия
|
|
| Путешествие
|
|
| Урок – тест
|
|
| Викторина
|
|
| КВН
|
|
Принципы изучения русского языка
- экстралингвический (связь с жизнью)
- функциональный (показать функции всех лингвистических единиц)
- структурно – семантический (у слова объяснять смысл и структуру)
- принцип межуровневых и внутриуровневых связей (изучать язык во взаимосвязи всех уровней)
- нормативно – стилистический (работать по культуре речи)
- исторический (показать основные процессы истории языка)
Классификация упражнений по русскому языку
По характеру языкового материала
| Фонетико – графические
| | Орфоэпические
| | Орфографические
| | Лексические
| | Словообразовательные
| | Морфологические
| | Синтаксические
| По характеру умственной деятельности
| Аналитические
| | Синтетические
| | Аналитико-синтетические
| | Классификация, группировка
| | Сравнение
| | Обобщение
| По форме
| Устные, письменные
| По уровню самостоятельности
| Объяснение до выполнения
|
| Проверка после выполнения
|
| Самостоятельные
|
Виды лингвистических разборов
По форме
|
| По объему
|
| По материалу
| Звуко-буквенные
| Устные
|
| Полные
|
|
| По составу
| Письменные
|
| Частичные
|
|
| Морфологический
(по частям речи)
|
|
|
|
|
| Синтаксический
|
Схемы лингвистических разборов
Звуко-буквенный (фонетико-графический)
1. Сколько букв и звуков
2.Определи количество слогов
3. Выдели ударный слог
4. Характеристика звуков гласных (ударные, безударные)
согласных (глухих - звонких, мягких - твердых)
Разбор по составу (морфемный)
1. Изменяю слово, ищу окончание
2. Подбираю родственные слова – ищу корень
3. Выделение приставки
4. Выделение суффикса
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|