Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности формы правления в Российской Федерации.





Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством.

По тексту Конституции Россия является смешанной республикой с доминирующим положением Президента в системе разделения властей. Для нее характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики:

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную - Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд;

- особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей;

- избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

- сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ;

- отсутствие должности вице-президента;



- исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, депутат не может быть одновременно членом правительства;

- не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности;

- по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

- согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент;

- Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни на партийную принадлежность министров. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов правительства;



- часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел);

- вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не Парламент;

- наличие института парламентской ответственности правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, при этом для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу;

- наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы).

 

Особенности государственного устройства в Российской Федерации.

Согласно Конституции 1993 г., Россия - федеративное государство, в состав которого входят как национальные, так и территориальные образования.

Как федерация, Россия характеризуется следующими признаками:

- территория России складывается из территорий субъектов федерации и федеральной территории;

- наряду с Конституцией РФ на ее территории действуют Конституции республик, а также Уставы иных субъектов федерации;



- в России две параллельных системы – федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации; две системы государственных органов законодательной и исполнительной власти;

- субъекты РФ не являются суверенными государствами и не имеют права выхода из состава РФ;

- существует исключительная компетенция федерации, субъектов федерации и вопросы совместного ведения.

Как федерация, Россия строится на следующих принципах:

1.Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации, которая обеспечивается:

- отсутствием права выхода субъектов из состава РФ;

- единым и равным гражданством

- обладанием гражданами на всей территории РФ равными правами и обязанностями

- верховенством Конституции РФ на территории России

- распространением суверенитета РФ на всю ее территорию

- единым на всей территории государственным языком;

- единой государственной символикой;

- наличием единой денежной единицы - рубля.

2.Равноправие субъектов.Все субъекты Федерации на равных основаниях формируют верхнюю палату Парламента России - Совет Федерации, в который входят по одному представителю от законодательной и исполнительной власти всех субъектов федерации.

Республики, края, области и иные субъекты федерации могут заключать договоры как с федерацией, так и с другими субъектами федерации.

3.Строительство и развитие Российской Федерации на двух равнозначных основах: национально-территориальной и территориальной. Национально-территориальными образованиями являются республики, автономные округа и автономная область. Территориальными – края, области, города федерального значения.

4.Разграничение предметов ведения и полномочий. Данный принцип раскрывается в ряде статей Конституции РФ предусматривающих предметы:

1) исключительного ведения РФ (ст.71);

2) совместного ведения (ст.72);

3) исключительного ведения субъектов федерации (ст.73).

Разграничение предметов ведения и полномочий предусматривается также Федеративным и иными договорами (ст.11).

Политический режим современного Российского государства.

Конституция 1993 г., характеризуя Российское государство как демократическое, устанавливает таким образом в России демократический политический режим. Согласно ст.3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Каждые 6 лет в России проходят выборы главы государства - Президента России; выборы депутатов Государственной Думы - нижней палаты Парламента страны. Выборными являются законодательные органы субъектов федерации, главы этих субъектов, а также органы местного самоуправления. Конституция России была принята референдумом - всеобщим голосованием - в 1993 г. На общефедеральном уровне, в субъектах федерации и на муниципальном уровне действуют представительные органы.

В России существует многопартийная система и политическая жизнь проводится в условиях легального существования оппозиции и реальной борьбы партийных фракций в Государственной Думе. Конституционно закреплено идеологическое многообразие.

Можно говорить о независимости средств массовой информации, что является признаком демократического политического режима.

В России существует местное самоуправление. Нельзя, однако, не заметить, что местное самоуправление находится пока в стадии становления.

Важнейший признак демократии как государственного режима - учет мнений социальных, национальных, религиозных и иных меньшинств.

Правовая система строится не на запретах и ограничениях, а на предоставлении возможностей, свободы выбора поведения.

И, наконец, пожалуй, самая главная черта демократического режима в России - признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.