Сделай Сам Свою Работу на 5

Архитектура, скульптура. Декоративно-прикладное искусство





В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы. От­крытые для обозрения, они служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. В состав собст­венно храмового комплекса обычно входили пагоды, колокольня, зал для проповедей, библиотека (хранилище рукописей), зал для медитаций, помещение-жилище монахов и трапезная.

Грандиозные замки с высокими башнями, украшенными мно­гоярусными крышами, стали характерной чертой японской архи­тектуры XVI—VII вв. Крупные, хорошо укрепленные твердыни были столицами удельных самурайских вождей. Замки постепен­но обрастали целыми городами. Такие замки очень отличались от


более ранних укреплений, горных замков на отдаленных горных вершинах.

Сердцем замка была главная деревянная башня, возведенная на каменном основании. Вокруг этой башни с прилегающими к ней пристройками и внутренними двориками сооружали ка­менные стены, рыли защитные рвы. В главной башне обитал сам владелец замка и его ближайшее окружение, различалось несколь­ко видов башен:

1) одиночные;



2) сдвоенные;

3) а иногда на одной платформе возвышались 3—4 башни раз­ных размеров. Каждый замок имел, как правило, несколько ворот. Для нужд

обороны замка использовалась целая система рвов, траншей, каналов, прудов, водяных ворот и секретных водопроводов, снаб­жавших замок водой из подземных источников. В некоторых дво­риках могли быть разбиты традиционные сады. Строго проду­манная композиция небольших по площади японских садов, миниатюрных моделей Вселенной настраивала на отдых и размыш­ления хозяев в их уединении. Предметы быта в Японии играли роль ритуальных атрибутов. Мастера стремились придать им без­упречный внешний вид. Например, многие чаши для чайной це­ремонии ценились необычайно высоко за «печать потусторонней красоты», вмещение в себя целой Вселенной. Это же в полной мере относится и ко многим другим произведениям искусства:

1) фигуркам нэцкэ;

2) коробочкам инро;

3) лаковым изделиям;

4) изящным кимоно с коротким рукавом, с изысканным и при­хотливым декором;

5) ширмам;

6) веерам;



7) фонарям;

8) традиционному японскому оружию.


ЛЕКЦИЯ № 21. Культура арабских стран

Особенности культуры арабских стран

География современного арабского мира удивительно разно­образна. Аравийский полуостров поделили между собой Саудов­ская Аравия, Йемен, Оман и другие государства. Ирак стал преем­ником цивилизаций Месопотамии; Сирия, Ливан и Иордания занимают территории древней Сирии. Египет унаследовал про­стиравшиеся вдоль Нила владения Древнего Египта. На северо­африканском побережье Средиземного моря, получившем у сред­невековых арабских географов наименование Магриб (араб. «за­пад»), расположены государства Ливия, Тунис, Алжир и Марокко. История и культура арабских стран также тесно связана с Ираном и Турцией.

Арабскаясредневековая культурасложилась и в тех странах, которые подверглись арабизации (восприняли ислам), где клас­сический арабский язык господствовал долгое время как государ­ственный язык.

Наибольший расцвет арабской культуры пришелся на VIII— XI вв.:

1) успешно развивались поэзия;

2) были составлены знаменитые сказки «Тысяча и одна ночь»; переводилось множество произведений античных авторов. Арабы в этот период внесли значительный вклад в мировую

математическую науку, развитие медицины, философии. Они соз­дали своеобразные архитектурные памятники.

Религия. Ислам

Основой религиозной жизни жителей Востока был ислам. Ислам (араб. «покорность») — самая молодая из мировых религий. В со­временном мире ислам — вторая по числу последователей миро­вая религия. Это — монотеистическая религия, и почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам яв­ляется государственной религией. Но ислам — не только религия.




Это система взаимоотношений человека и общества, определяю­щая образ жизни мусульманина.

Ислам возник в Аравии в VII в., и его основателем стал Му­хаммед. Эта религия складывалась под влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний она распростра­нилась на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Дальнего Востока, Азии и Африки.

Идеальная форма исламской государственности — эгалитар­ная светская теократия. Все верующие, независимо от своего со­циального статуса, были равны перед божественным законом; имам или мулла — главный на общей молитве, которую может возглавить любой знающий Коран мусульманин. Законодатель­ной властью обладает только Коран, а исполнительная власть — религиозная и светская — принадлежит Богу и осуществляется через халифа.

Основные направления ислама:

1) суннизм;

2) шиизм;

3) ваххабизм. Реформаторы 2-й половины XIX — начало XX вв. (например,

аль Афгани) понимали реформацию как очищение ислама от искажений и наслоений через возврат к ранней мусульманской общине. В ХХ в. во многом как реакция на влияние Запада в му­сульманских странах возникают идеологии, базирующиеся на ис­ламских ценностях (панисламизм, фундаментализм).

Быт и нравы мусульман. Шариат

Основной источник мусульманского вероучения — Коран (араб. «чтение вслух»). Второй источник мусульманского веро­учения — Сунна — примеры из жизни Мухаммеда как образец ре­шения религиозных социально-политических проблем. Сунна слагается из хадисов, повествующих о высказываниях Мухаммеда по тому или иному вопросу. Через откровение, знамения и имена человек может лишь частично постичь смысл божественного в ми­ре, и мусульманин обязан верить в это. Каждая вероисповедная группа в исламе объединялась в отдельную общину (умма).

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назида­тельных рассказов и притч, содержатся обрядовые и юридические установления, регулирующие различные стороны жизни мусуль­манского общества. В соответствии с этими предписаниями


и строятся семейные, правовые, имущественные отношения му­сульман. Важнейшей частью ислама является шариат — свод норм морали, права, культурных и прочих установок, регламен­тирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина.

Традиционные нормы поведения восточного общества соче­тались с традиционным мышлением и мифологией, важную часть которых представляли ангелы и демоны, или джинны. Мусульма­не очень боялись сглаза, верили в бессмертие души и загробную жизнь. Большое значение на Арабском Востоке придавалось снам. Широко распространены были и различные гадания.

Наука. Литература. Арабский язык

Еще с VII в. как прикладные науки к религиозным дисципли­нам развиваются:

1) грамматика;

2) математика;

3) астрономия.

Их развитие происходило в процессе тесных контактов му­сульман с другими восточными культурами:

1) сирийской;

2) персидской;

3) индийской. Основные научные достижения арабских ученых относятся

к эпохе Средневековья.

Значителен был вклад арабов в математическую науку. Абу-л-Вафа вывел теорему синусов тригонометрии, вычислил таблицу синусов, ввел понятие секанса и косеканса. Поэт и ученый Омар Хайям написал «Алгебру». Он также успешно занимался пробле­мой иррациональных и действительных чисел. В 1079 г.он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский. Араб­скую средневековую медицину прославил Ибн-Сина — Авиценна (980—1037), автор энциклопедии теоретической и клинической медицины. Абу Бакр, известный багдадский хирург, дал класси­ческое описание оспы и кори, применял прививки. Арабская фи­лософия во многом развивалась на базе античного наследия.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII—VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений, а существовало множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IX в. составляются крупные труды по истории. Наиболее известным историком XIV—XV вв. был Ибн-Халдун, первый из арабских историков, попытавшийся


создать теорию истории. В качестве главного фактора, опреде­ляющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых. На рубеже VIII—IX вв. была составлена арабская грамматика, кото­рая легла в основу всех последующих грамматик. Арабская пись­менность расценивается как величайшая культурная ценность.

Центрами средневековой арабской науки были города Багдад, Басра. Особенно оживленной была научная жизнь Багдада, где был создан Дом науки — своеобразное объединение академии, обсерватории, библиотеки. Уже в X в. во многих городах появи­лись средние и высшие мусульманские школы — медресе. В X— XIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знако­вая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

Непреходящую мировую славу принесли Омару Хайяму (1048— 1122), персидскому поэту, ученому, его стихи:

1) философские;

2) гедонические;

3) вольнодумные рубаи. В X—XV вв. постепенно сложился знаменитый сейчас на весь

мир сборник арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь». Это сказки про Али-бабу, Аладдина, Синдбада-морехода и др. Восто­коведы считают, что расцвет арабской поэзии, литературы, да и культуры в целом приходится на VIII—IX вв.: в этот период быстро развивающийся арабский мир стоял во главе мировой цивилиза­ции. С XII в. уровень культурной жизни снижается. Начинаются гонения на христиан и иудеев, что выражалось в их физическом истреблении, притесняется светская культура, усиливается давле­ние на естественные науки. Обычной практикой стало публич­ное сожжение книг.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.