Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕКЦИЯ № 19. Культура античности (Древней Греции и Древнего Рима)





Особенности античной культуры

Античная культура в истории человечества — это уникальное явление, образец для подражания и эталон творческого совер­шенства. Некоторые исследователи определяют ее как «греческое чудо». Греческая культура сформировалась на основе эгейской и крито-микенской культур и стала колыбелью современной ев­ропейской культуры.

Особое географическое положение Греции — пересечение оживленных морских торговых путей; города-полисы с их демо­кратией; особый способ мышления (созерцательность плюс вы­сокий уровень логики) составляют содержание и своеобразие гре­ческой культуры. Древняя Греция вышла далеко за пределы национальных границ, создав искусство, понятное и эллинам, и всем другим народам.

Под Древним Римом подразумевается не только город Рим, но и все завоеванные им страны и народы в составе Римской держа­вы. Римское искусство создавали как римляне, так и:

1) древние египтяне;

2) греки;

3) сирийцы;

4) жители Галлии;

5) древней Германии и др. народы.

Древний Рим дал человечеству пример обогащенной культур­ной среды: удобные для жизни города с мощеными дорогами, ве­ликолепными мостами, зданиями библиотек, архивов, дворцов с добротной мебелью — все то, что характерно для современного цивилизованного общества. Периодизация античной культуры очень сложна.



Религия

В античной культуре появляется желание выразить свое по­нимание мира. Разрабатываются эстетические категории, кото­рые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков.


1. Гармония.

2. Симметрия.

3. Красота. Для античной религии характерно многобожие — политеизм.

К первым божествам в Риме относятся покровители домашнего очага: пенаты, лары — обожествленные души предков и богиня Веста, жрицы которой (весталки) поддерживали в ее храме неуга­симый огонь. Постепенно выделились более индивидуализиро­ванные боги. Например, у древних греков — Зевс-громовержец, верховный бог; бог войны Арес; бог водной стихии Посейдон; бо­гиня любви Афродита. У римлян этим бгам соответствовали Юпи­тер, Марс, Нептун, Венера. Многочисленные жреческие коллегии (весталок, авгуров) поддерживали уважение к богам и соблюде­нию обычаев и традиций. Возглавляли культ коллегия понтифи­ков во главе с Великим понтификом.



Театр. Музыка

Важное место в жизни древних римлян занимал театр. В нем можно было выразить свои чувства и эмоции. Театр не только отражал жизнь древних греков и римлян, но и служил проявле­нием их интереса к политике. Древняя Греция оставила 3 имени авторов трагедии:

1) Эсхил;

2) Софокл;

3) Еврипид;

4) Аристофан — комедиограф. Государство заботилось о малоимущих гражданах, раздавая

им деньги для посещения театра.

Интересна судьба театра в эпоху эллинизма. Первое произведе­ние создателя «новой комедии» — комедии нравов Менандра (342— 291 гг. до н. э.) посвящено жизни простых афинских семей с их заботами. Греческая драма и театр возникли из сельских празд­неств в честь бога виноделия Диониса, сопровождавшихся песня­ми, танцами и действами с участием ряженых. Позже из хора вы­делился особый исполнитель — актер. Импровизация сменилась точной фиксацией роли актера и хора.

Народный театр имел особенности организации — он состоял из 3 частей:

1) орхестры (сцены);

2) мест для зрителей;

3) скены (гримерной).


В раннюю эпоху декорации представляли собой массивные деревянные сооружения, позднее — расписные декорации. Со­держание греческой трагедии требовало применения театральных машин. Наиболее употребительными были выдвижная площадка и приспособление, позволявшее подниматься в воздух и опускать­ся богам и другим действующим лицам.

Женские роли всегда исполнялись мужчинами. Греческие ак­теры носили на лице маски, сменяемые даже на протяжении ис­полнения одной роли. Чтобы увеличить рост, актеры трагедии употребляли котурны — обувь на платформе. В эллинистическую эпоху искусство актера стало профессией.



Истоки римской драмы и театра восходят к сельским праздни­кам сбора урожая. Постоянных театральных зданий в Риме вплоть до середины I в. до н. э. не было. В комедии действие происходи­ло обычно на городской улице. Архитектура римского театра име­ла ряд особенностей, отличавших его от греческого. Места для зрителей были расположены в один или несколько ярусов в виде полукруга. Большой популярностью пользовались цирковые представления и гладиаторские бои, устраивавшиеся в Колизее.

Огромное значение в античности придавалось и музыке. Гре­ки считали, что лад в музыке создает настроение человека. Пение и игра на музыкальных инструментах составляли значительную часть состязаний различных полисов. Музыка у греков была тесно связана с поэзией и пляской. Великие греческие трагики — Эс­хил, Софокл, Еврипид — были не только гениальными драматур­гами, но и композиторами. Основные музыкальные инструменты древних греков:

1) лира;

2) кифара;

3) арфа. Самобытная музыкальная культура существовала и в Риме.

Сохранились описания древних триумфальных, свадебных, по­минальных и застольных песен, исполнение которых сопровож­далось игрой на музыкальном инструменте. Знатные, богатые рим­ляне содержали оркестры из рабов.

Просвещение

Воспитание свободнорожденных граждан в Древней Греции имело целью подготовку рабовладельцев, умеющих держать в по-111


виновении рабов и защищать свое государство от внешних вра­гов. В зависимости от условий развития сложились различные системы воспитания, из которых наиболее известными были две:

1) cпартанская;

2) афинская.

В Спарте (Лаконике) мальчики, достигшие 7-летнего возрас­та, помещались в закрытое воспитательное учреждение, где нахо­дились вплоть до совершеннолетия. Воспитание было направлено преимущественно на физическую подготовку. Обучение чтению и письму не входило в обязательную программу воспитания. С детьми велись беседы на политические темы, причем у них стре­мились развивать краткую, но содержательную («лаконическую») речь.

Афинское воспитание было гораздо более разносторонним и ставило своей задачей сочетание нравственного, эстетического и физического начал. До 7 лет мальчики воспитывались дома; да­лее они посещали грамматические школы, где обучались чтению, письму и счету, а позже учились петь, играть на музыкальных ин­струментах и заучивали поэмы Гомера. С 12—13 лет мальчики пе­реходили в палестру, где получали физическое воспитание. Наи­более богатые юноши посещали затем гимнасий, где изучали философию, политику и литературу. Девушки воспитывались в семье, приучаясь к домоводству и руководству рабынями. Рим­ское воспитание как система сложилось в период республики. С развитием городов возникли школы, в которых мальчики об­учались чтению, письму, счету. Аристократы давали своим детям первоначальное обучение дома. Большое внимание в системе вос­питания уделялось физической подготовке юношества. В эпоху Империи образование делается все более формальным.

Наука

В древности активно развивалось и научное знание. Среди наук выделяются:

1) география (Эратосфен);

2) физика (Демокрит);

3) философия (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит и др.). Под покровительством государства формируется знаменитая

библиотека и научная школа в Александрии — Александрийский мусейон — прототип новоевропейских академий наук. Государст­во заботилось о пополнении местной библиотеки.


Естественнонаучные знания Рима сложились на основе раз­вития многовекового производства, опыта самих римлян и усвое­ния культуры других народов Средиземноморья. Известны сочи­нения:

1) 3 книги «О сельском хозяйстве» М. Т. Варрона;

2) «О земледелии» Катона Старшего;

3) Колумеллы «О сельском хозяйстве»;

4) поэма Вергилия «Георгики»;

5) «Десять книг об архитектуре» Витрувия.

Территориальный рост Римской империи способствовал рас­ширению географических знаний: появилась большая географи­ческая карта, географические труды.

Развивалась и медицина.

Математика у римлян носила узко прикладной характер и до­вольствовалась грубыми вычислениями.

Литература

Активно развивалась литература. Период VI—IV вв. до н. э. по­лучил название «греческая классика». Развитие лирической поэзии, которая выросла из застольных и свадебных песен, свидетельст­вует о внимании к человеку, миру его чувств и переживаний. Ве­ликая греческая поэтесса Сафо воспевает в стихах красоту и лю­бовь. А вот в поэмах Гомера этого не было. Литература стремится отразить слабости и пороки человека: рождается особый прозаи­ческий жанр — басня. «Отец басни» Эзоп мудро и беспощадно обличает темные стороны человеческой души.

Литература римского народа начала складываться в III в. до н. э. Наряду с культовой поэзией в Риме существовала и светская. Древнейшим литературным памятником латинской прозы считают речь против Пирра, произнесенную в сенате Аппием Клавдием Слепым в 280 г. до н. э. Римским автором, произведения которо­го известны нам, потомкам, в полном объеме, был драматург Плавт (ок. 254—184 гг. до н. э.). Образцом ораторского искусства были речи Марка Туллия Цицерона (106—43 гг. до н. э.). Наряду с прозаической литературой достигла больших успехов и латин­ская поэзия в творчестве Лукреция Кара (ок. 99—55 гг. до н. э.), ав­тора философской поэмы «О природе вещей».

Выдающимся поэтом-лириком был Гай Валерий Катулл (ок. 84—54 гг. до н. э.). Он прославился как автор оригинальных лири­ческих стихов, адресованных любимой женщине Лесбии. Круп­нейшие литературные произведения были созданы поэтами Вер-


гилием (70—19 гг. до н. э.) и Горацием (65—8 гг. до н. э.). Создате­лем классической римской элегии был Тибулл (ок. 50—19 гг. до н. э.). Публий Овидий Назон (43 до н. э.—17 гг. н. э.) прославился своей любовной лирикой, книгой «Наука любви». Его «Метаморфозы» («Превращения») и «Героиды» («Послания») представляют поэ­тическую обработку греческих и римских мифов. Особое значе­ние имеет «Сатирикон» Петрония (I в.), один из первых античных романов, в котором дана обличительная картина жизни развра­щенной италийской провинции.

Живопись

Эпоха классики особенно высокой (450—400 гг. до н. э.) не терпела моделей с изъянами — в человеке все должно быть совер­шенным.

Правление императора Нерона, одного из самых жестоких правителей в римской истории, стало периодом расцвета порт­ретного искусства. Эволюцию его образа можно проследить в це­лой серии портретов. Поздние портреты представляют Нерона сложной, противоречивой натурой.

Художники Древнего Рима впервые обратили пристальное внимание на внутренний мир человека и отразили его в жанре портрета, создав произведения, не имевшие себе равных в древ­ности. До наших дней дошло очень мало имен римских худож­ников.

Для живописи эпохи республики характерны портреты, очень близкие к оригиналу. Они передают все мельчайшие особенности человеческого лица, дополнительно наделяя его чертами старо­сти, конца жизни. Ведущим героем портрета был пожилой воле­вой патриций, обладавший по римским законам «правом жизни и смерти» всех своих домочадцев.

В середине I в. в изобразительном искусстве стал формиро­ваться жанр натюрморта (от франц. «мертвая натура»), показы­вающий неодушевленные предметы. Римляне изображали и мясные лавки, в которых висят туши убитых животных, и символические произведения: например, золотой стол на фоне алой драпировки.

Император Траян отказался от пышных причесок, богатой светотени. Искусство его времени привержено идеалу кажущейся простоты: здесь появляются величие и мощь, прежде отсутствую­щие в художественных произведениях. С наступлением эпохи «солдатских императоров» мастера перестали изображать пыш­ные волосы, почти убирали усы и бороду.


Эпоха геометрики в Греции (IX—VIII вв. до н. э.) долгое вре­мя недооценивалась учеными; ее считали небогатой в украшении вещей. В росписях преобладал геометрический стиль, названный так по четким, логическим формам основных декоративных приемов:

1) ромб;

2) квадрат;

3) прямоугольник;

4) круг;

5) зигзаг;

6) линия. Однако в каждом сосуде заключена большая информация

о мире, зашифрованная в его форме и росписи.

Архитектура

Греки создают город, в котором складывается продуманная и ясная система архитектурных форм — ордер (от лат. оrdо — «по­рядок», строй), которая потом становится основой греческой и новоевропейской архитектуры. Римляне впервые стали строить «типовые» города, прообразом которых явились римские воен­ные лагеря. Прокладывались две перпендикулярные улицы, на перекрестке которых возводили центр города. Городская плани­ровка подчинялась строго продуманной схеме. Римляне изобрели бетон — важнейший строительный материал, с помощью которо­го закрепляли сооружаемые постройки.

Первые греческие ордера — дорический и ионический (назва­ния связаны с местами их возникновения). Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому. В VII в. до н. э. за­вершается формирование основных типов храмов. Зодчие выби­рали ордер для храмов в зависимости от пола, духа и олимпийско­го авторитета божества. Устраивались выставки и обсуждения. В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зевса в Олимпии — важнейшее общеэллинское святилище, где раз в 4 года проводи­ли Олимпийские игры.

История Рима делится на два этапа.

1. Первый — эпоха республики, — наступивший в конце VI в. до н. э.

2. Второй этап — императорский — начался во время правле­ния Октавиана Августа и длился до IV в. н. э.

Еще одна достопримечательность Рима: рыночная площадь — форум. С одной стороны к нему примыкало внушительное зда-


ние государственного архива — Табуларий. На площади высились храмы, среди них круглый храм Весты. Здесь же возвышались ко­лонны, к которым прикрепляли ростры — носы побежденных вражеских кораблей (ростральные колонне), и проходила «свя­щенная дорога», вдоль которой стояли лавки. Обширный форум был обнесен 2-этажной колоннадой. Там находился большой ам­фитеатр, рассчитанный на 20 тыс. зрителей, он значительно пре­восходил потребности жителей города.

Интересны постройки римских домов — «домусов». Это были прямоугольные сооружения, которые тянулись вдоль двора, а на улицу выходили глухими торцевыми стенами. Главным помеще­нием был атриум (лат. atrium — «вход») с отверстием в центре кры­ши, под которым находился бассейн для сбора воды. В целом ат­риум выполнял функцию «мирового столпа», связывавшего каждый римский дом с небесами и подземным миром. В атриуме стоял шкаф для хранения восковых масок предков и изображе­ний добрых духов-покровителей — ларов и пенатов. Внутри дома были расписаны. Прекрасно сохранившиеся фрески показывают, какой была обычная жизненная среда римлянина.

Нерон решил придать Риму новый облик. По указу императо­ра были тайно сожжены несколько городских кварталов, на месте которых император воздвиг знаменитый Золотой дом. Сохрани­лось несколько его залов, отдельные залы имеют необычную фор­му (например, 8-угольную).

В 70—80-е гг. I в. н. э. был сооружен грандиозный амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей (от лат. collosseo «гро­мадный»). Он был построен на месте разрушенного Золотого дома Нерона и принадлежал к новому архитектурному типу зда­ний. Римский Колизей представлял собой огромную чашу со сту­пенчатыми рядами сидений, замкнутую снаружи кольцевой сте­ной. Он вмещал около 50 тыс. зрителей. Внутри шли 4 яруса сидений. В солнечные дни над Колизеем натягивали огромный парусиновый навес — веларий. В амфитеатрах давали разные представления: морские бои, сражения людей с экзотическими зверями, бои гладиаторов. Трагедии у римлян практически не ставили, и даже комедии не пользовались успехом.

Второй шедевр зодчества эпохи Флавиев — это знаменитая Триумфальная арка Тита. Арку воздвигли в честь правителя в 81 г., уже после его смерти. Она увековечила поход Тита в 70 г. на Иеру­салим. В аттике был захоронен прах Тита. Так хоронили лишь лю­дей с особой харизмой (греч. «божественный дар»), т. е. наделен-


ных исключительными личными качествами. Другие граждане покоились вдоль дорог за городскими воротами Рима.

При Трояне Римская империя достигла пика своего могущест­ва. Этот император почитался лучшим из всех в римской истории. Самым знаменитым памятником Трояна в Риме считается его форум.

В римской архитектуре III в. особой грандиозностью отли­чаются термы (бани) Каракаллы. Термы для римлян были чем-то вроде клуба, где древняя традиция ритуальных омовений посте­пенно обросла комплексами для развлечений и занятий палестра­ми и гимнасиями, библиотеками, помещениями для музыкаль­ных занятий. Термы Каракаллы занимали колоссальную площадь с газонами, имели залы горячей, теплой и холодной воды.

Скульптура. Вазопись

В античной скульптуре периода архаики все еще распростра­нены антропоморфные (похожие на человека) статуи богов. А персонажи статуй VII—VI вв. до н. э. уже не только боги, а так­же юноши — куросы и девушки — коры, участники религиозных процессий. Отдельные статуи напоминают колонны, — руки тес­но прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. У мужских и женских фигур почти одинаковые пропорции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнаженными, а женские — в одеяниях. К концу VI — началу V в. до н. э. пропорции фигур становятся более естест­венными, а их движения более свободными. Формы тела стано­вятся более крепкими, реальными, а с лиц исчезает улыбка.

В Древних Афинах работали скульпторы Фидий, Мирон, Полик-лет. Значительная часть их работ дошла до нас в римских мра­морных копиях.

Дальнейшее развитие скульптуры связано с возрастанием ин­тереса к внутреннему миру человека. На смену мужественности и суровости образов классики приходит скульптура, где авторам удается пластическими средствами передать тонкий и богатый душевный мир. Здесь великолепно показал себя знаменитый ан­тичный мастер Пракситель (ок. 390 — 330 гг. до н. э.). Уроженец острова Парос Скопас (IV в. до н. э.), передает накал эмоций, по­рой трагический надлом. Скульптор Лисипп, работая в бронзе, ставил перед собой иные задачи.


Еще один важнейший элемент искусства античности — рас­писные вазы. Их форма и размеры были самыми разнообразны­ми. Различались такие типы сосудов, как:

1) кратер;

2) пелика;

3) амфора;

4) нефора;

5) гидрия;

6) канфар;

7) клаф;

8) килик;

9) лениф;

 

10) лутфор;

11) ойнохоя;

12) псиктер;

13) скифос;

14) стамнос.

В Аттике VI в. до н. э. — области Афин — были популярны со­суды чернофигурного стиля: черные фигуры располагались на светлом фоне. Однако в них появился ряд новшеств, таких как лак. Гончар и вазописец ставили свои подписи на вазах. Но уже около 30-х гг. VI в. до н. э. стал модным краснофигурный стиль: фигуры стали светлыми, а фон — темным.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.