Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕКЦИЯ № 11. Русская культура 20—30-х гг. XX в.





Общая характеристика эпохи

Культурная жизнь Советского Союза в 1920—30-е гг.противо­речива: ликвидация неграмотности взрослого населения, приоб­щение к достижениям культуры, идеологический пресс, борьба с любыми проявлениями инакомыслия, гонения на религию, вы­дворение из страны выдающихся деятелей культуры и репрессии в отношении оставшихся.

Продолжали творить писатели и композиторы, начавшие твор­ческую жизнь в революционные годы. В стране одновременно су­ществовали различные направления в литературе и искусстве: от классического реализма до модернизма в его самых разнообраз­ных проявлениях.

Революция в октябре 1917 г.изменила направление развития русского искусства. В первой половине 20-х гг. художники еще продолжали эксперименты и поиски, однако художественная жизнь испытывала нарастающее идеологическое давление госу­дарства. Многие мастера были вынуждены уехать за границу, а оставшиеся подверглись травле в печати.

С середины 1920-х гг. разнообразие творческих направлений стало постепенно исчезать. Деятельность писателей, артистов, композиторов, художников контролировалась политической властью. При оценке произведений литературы и искусства на пер­вый план выдвигалась их партийная принадлежность. В 1930-х гг. в искусстве СССР утверждается «Большой стиль». Совершенно ненужными новому обществу оказались авангардистские изыски. Поэтому уже с начала 1930-х гг. наблюдаются первые признаки возврата к внешне традиционному в культуре.



Государственная идеология выдвинула в качестве главного ху­дожественного метода социалистический реализм — академиче­ское искусство, призванное воспитывать людей в духе комму­нистической морали. В 1932 г.специальным правительственным указом были запрещены все независимые объединения и создана


госсистема творческих союзов — Союз художников СССР, Союз архитекторов СССР и т. п.

Образование и наука. Спорт

Теоретики русского марксизма в 1920-е гг. утвердили в идео­логии штамп, согласно которому в этот период произошла «куль­турная революция». Перепись населения в 1920 г.выявила в стране 54 млн неграмотных, поэтому задача ликвидации неграмотности являлась одной из основных. Были созданы тысячи школ по лик­видации неграмотности (ликбезы). Наряду с ликвидацией негра­мотности решались и пропагандистские задачи закрепления большевистской идеологии. Руководил этой работой Главполит-просвет. Увеличивается сеть рабочих клубов, изб-читален, би­блиотек. Новой формой подготовки кадров рабочих стали школы ФЗУ. Кадры также подготавливались в техникумах, спецшколах, на краткосрочных курсах.



Серьезные изменения претерпела система высшего и среднего специального образования в стране. В оды гражданской войны было сделано многое, чтобы вузы стали доступными трудящимся. Были отменены вступительные экзамены, в вузы принимались все желающие.

В 1920-е гг. возникла особая форма высшего образования — рабочие факультеты (рабфаки). Принимались меры по коренному изменению программ обучения в вузах и университетах, удале­нию из университетов нелояльных к власти профессоров и пре­подавателей. В 1921 г.в Москве был создан Институт красной профессуры (ИКП) для подготовки марксистских преподавате­лей высшей школы. К концу 30-х гг. во всех союзных республи­ках имелись высшие учебные заведения, а во всех их столицах — университеты. По количеству студентов, обучавшихся в вузах и техникумах, Советский Союз вышел на одно из первых мест в мире.

Большое строительство развернулось в годы первой пятилетки (1928—1933 гг.). В это время педагогические институты, училища и техникумы выпустили значительное количество специалистов.

Центром научной жизни была московская Академия наук, объединявшая в своих стенах лучших ученых. Советское прави­тельство с целью развития науки, увеличения числа научных ра­ботников инициировало создание республиканских Академий наук, а также отраслевых академий (медицинских наук и др.). Бы-




ла организована целая сеть конструкторских и проектных бюро, через которые идеи внедрялись в производство.

Следует отметить, что государство в пределенной степени поддерживало естественные и технические науки. Гуманитарные науки оказались в гораздо более трудном положении.

В 1929 г.была основана Всесоюзная академия сельскохозяйст­венных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ, президент — Н. И. Ва­вилов). До своей смерти в 1936 г.продолжал исследования извест­ный русский физиолог И. П. Павлов. Больших успехов добился селекционер И. В. Мичурин. Видную роль в развитии мировой науки сыграли Институт генетики АН СССР, институт растение­водства (ВИР). Однако вскоре были репрессированы многие вы­дающиеся ученые, в их числе Н. И. Вавилов, С. П. Королев и др. Надолго прервалось развитие перспективных научных направле­ний (генетики и др.).

Был образован и Институт истории. В 30-е гг. XX в. развертывает­ся преподавание истории в средней и высшей школе. С 1 сентяб­ря 1934 г.были восстановлены исторические факультеты в Москов­ском и Ленинградском университетах. Большую роль в подготовке специалистов гуманитарных наук играл Московский институт истории, философии и литературы.

Руководители Советского правительства принимали меры и по развитию спорта: спортсменов награждали орденами, давали денежные премии, присваивали звания заслуженных мастеров спорта СССР. В 30-е гг. появилась целая плеяда выдающихся спортсменов, которые начали устанавливать мировые рекорды.

Литература. Общественная мысль. Общественная жизнь. Кинематограф. Театр

В 1934 г.состоялся первый Всесоюзный съезд советских писа­телей. Спустя два года был создан Союз писателей СССР под руководством М. Горького, и соцреализм был провозглашен единственным официальным течением в советской литературе. Господство соцреализма в последующие годы изолировало совет­ское искусство от достижений мировой культуры.

Массово создавались различные группы и объединения. Одна из влиятельных литературных групп «Серапионовы братья» (1921 г.) объединяла преимущественно прозаиков (К. А. Федин, В. В. Ива­нов, М. М. Зощенко, В. А. Каверин). Литературная группа «Пере­вал» была создана при журнале «Красная новь» (М. Пришвин,


В. Катаев). Члены группы выступали за сохранение преемственно­сти традиций русской и мировой литературы. В 1924 г.возникла Рос­сийская ассоциация пролетарских писателей (РАПП). В другую литературную группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ; 1922 г.) вхо­дили поэты В. В. Маяковский, Н. Н. Асеев, С. М. Третьяков. Не­которые видные писатели и поэты не принадлежали ни к каким группам и объединениям.

В начале 20-х гг. XX в. в литературе лидировала поэзия. Из-за отсутствия бумаги распространилась форма «устной» поэзии:

1) литературные вечера;

2) концерты;

3) диспуты.

Появляются и новые повести и романы крупных мастеров про­зы — например, А. Н. Толстого («Хождение по мукам» (1921 г.)). На фоне революционной эпохи широкое распространение полу­чили произведения символистского и формалистического харак­тера. Проблема героя на некоторое время была оттеснена на вто­рой план, а на первый вышли проблемы сюжета, формы и стиля. В прозе наметился поворот в сторону большей конкретизации и индивидуализации образов. Стали появляться книги интимного, детективного содержания, появилась и социальная проза.

Со второй половины 1920-х гг. литературные произведения стали наполняться одинаковыми штампами, круг сюжетных тем ограничивался. Широкое распространение получили сатириче­ские романы, построенные на авантюрных социально-утопи­ческих сюжетах. Наиболее приближенным к власти писателям обеспечивались высокие гонорары, просторные квартиры и дачи, высококлассное медицинское обслуживание. Так тоталитарный режим приручил многих деятелей культуры. Стала формировать­ся «советская художественная интеллигенция».

Однако и в эти годы, как в рамках господствующего течения, так и вне его, создаются значительные произведения:

1) «Тихий Дон» и 1-я часть «Поднятой целины» М. А. Шоло­хова;

2) «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова;

3) стихи и поэмы А. А. Ахматовой, П. Н. Васильева, Н. А. Клюе­ва, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой;

4) романы и повести А. М. Горького, А. Н. Толстого, Н. А. Ост­ровского, А. А. Фадеева, И. Ильфа и Е. Петрова и др. Переход к НЭПу вызвал к жизни движение «сменовеховцев»,

охватившее часть русской интеллигенции (от названия общест-


венно-политического сборника из 6 статей авторов кадетской ориентации — Н. В. Устрялова, Ю. А. Ключникова и др. — «Сме­на вех»), которая признавала глубоко русский характер револю­ции, отмечала совпадение интересов советской власти и потреб­ностей Российского государства.

Церковь как носительница духовных ценностей народа не мог­ла примириться с большевистским подходом к культуре и воспи­танию масс, сопровождавшимся подменой общечеловеческих ценностей классовыми критериями. Отсюда беспощадная борьба с религией, развернутая советской властью в 1920—1930-е гг. Преследованиям подвергались все религиозные конфессии, рас­пространенные в СССР:

1) православие;

2) протестантизм;

3) католичество;

4) униатство;

5) мусульманство;

6) буддизм;

7) иудаизм;

8) различные формы сектантства.

Важную роль по-прежнему играет кинематограф. Талантли­вейшие режиссеры, операторы, актеры создавали кинофильмы, оказывавшие неизгладимое воздействие на сознание людей («Светлый путь», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух»). Члены партийного руководства лично просматривали почти все выпус­кавшиеся киноленты и были высшими цензорами. На сценах многих известных театров (МХАТ, Малый театр) наряду с клас­сикой в 1920-е гг. ставились пьесы новых драматургов на револю­ционные темы.

Живопись

Развитие искусства также сопровождалось борьбой различных направлений. Ассоциация художников революции (АХР, 1922 г.) была самой массовой художественной организацией, ставившей своей целью развитие передвижнических традиций в духе «ху­дожественного документализма». Члены АХР создали немало прекрасных картин (работы И. А. Бродского, Е. М. Чепцова, К. Ф. Юона). АХР, как и РАПП, претендовала на монополию в искусстве.


Другое значительное объединение — «Общество художников-станковистов» (ОСТ, 1925 г.), организованное выпускниками ВХУТЕМАСа, стремилось к созданию картин, современных не только по своему содержанию, но и по изобразительным сред­ствам (работы А. Е. Дейнеки, Ю. Н. Пименова и др.).

Общество художников «4 искусства» (1924 г.) сложилось из числа бывших членов объединений «Голубая роза», «Мир искус­ства». Безупречная профессиональная культура, артистизм, вер­ность традиции и одновременно смелые поиски характеризовали членов этой группы (работы П. Г. Кузнецова, К. С. Петрова-Вод-кина, М. С. Сарьяна и др.).

Плодотворно работали также основатель супрематизма К. С. Ма­левич и В. Кандинский.

Своеобразной является творческая манера К. С. Петрова-Вод-кина (1878—1939). В его картинах сложно переплелись впечатле­ния от древнерусских икон и полотен итальянского Возрожде­ния, русского модерна и французского фовизма. Итогом исканий Петрова-Водкина стал настоящий шедевр — «Купание красного коня» (1912 г.). Очень важным для этого художника был образ ма­тери. Одним из самых значительных произведений на эту тему стала картина «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920 г.).

Творчество Марка Шагала (1887—1985), охватывающее почти все XX столетие, стало одной из интереснейших страниц как рус­ской, так и европейской живописи. Он с легкостью освоил тради­ции разных стран, эпох и стилей, сохранив при этом свой непов­торимый почерк. Изображение родного и удивительно дорогого его сердцу провинциального Витебска стало одной из тем твор­чества Шагала.

В. Е. Татлин (1885—1953) — художник русского авангарда, ро­доначальник конструктивизма, который называл процесс своего творчества: «конструирование материалов», «культура материа­лов», и т. п.

В 1920-х гг. целый ряд художественных направлений сохранил преемственность с искусством русского модерна и авангарда. С другой стороны, возникли новые виды художественной дея­тельности: кино, реклама, дизайн.

Живопись жестко контролировалась. Особенно ценились кар­тины и скульптуры историко-революционного содержания, порт­реты вождей и передовиков труда. Многие художники уходили


в пейзажную живопись, в иные нейтральные темы, но и там они обязаны были строго соблюдать установленные формы. Уже в 1920-х гг. критики отмечали живописный «поворот к реализму».

Архитектура и скульптура

В результате национализации земли и крупной недвижимости в городах единственным заказчиком строительных работ в совет­ской России стало государство. В первое послереволюционное десятилетие его идеологический диктат еще не сказывался на ис­кусстве. Открытые конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных вузах составили кар­тину небывалого творческого подъема конца 1910—1920-х гг. Ар­хитектура в период 1920-х гг. характеризовалась интенсивными поисками новых стилей, новаторских форм. В 1-й половине 20-х гг., когда строительство было ограничено, широко разраба­тывались проекты различных зданий (жилые дома, дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны). Развитие получил архитектур­ный стиль, основывающийся на так называемом конструктивиз­ме. Стал возрождаться неоклассицизм. Самым грандиозным, хотя и неосуществившимся, замыслом было возведение Дворца Сове­тов в Москве на месте взорванного храма Христа Спасителя. Дво­рец предполагалось увенчать огромной статуей Ленина.

Ярким примером технического новаторства служит москов­ская радиобашня, возведенная в 1922 г.по проекту В. Г. Шухова (1853—1939). Он один из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны — гиперболоиды, имевшие боль­шое будущее в мировой строительной практике. Проект развития столицы предвосхитил позднейшие градостроительные идеи За­пада.

В 1929—1930 гг. развернулась оживленная дискуссия о рассе­лении в социалистическом обществе — спор «урбанистов» и «дез-урбанистов». Первые (в их числе А. А. и Л. А. Веснины) выдвига­ли идею создания городов-коммун с жильем гостиничного типа и полным обобществлением всех форм культурно-бытового об­служивания, включая даже воспитание детей. Их оппоненты (М. Я. Гинзбург и др.) считали возможным заменить города сетью шоссе, вдоль которых непрерывной лентой тянутся жилые по­стройки, а за ними — промышленная и аграрная полосы. При этом каждую семью предполагалось наделить типовым до­миком и автомобилем.


В начале 30-х гг. XX в. в развитии советской архитектуры про­изошел резкий перелом. В 1932 г.все объединения были слиты в Союз архитекторов СССР. Появилось немало построек, не­приятно поражающих размерами и обилием украшений.

Одновременно в стране велось массовое строительство. Разра­батывались типовые проекты жилых домов, школ, общественных учреждений. Развитие строительной индустрии было направлено прежде всего на удешевление и ускорение работ: с 1927 г.стали применяться шлакобетонные блоки, в 1940 г.построены первые панельные дома.

В 1935 г.начались широкомасштабные работы по реконструк­ции Москвы (автор проекта В. Н. Семенов). К 1941 г.был заново сформирован ансамбль московского центра, обновлена система транспортных артерий города, построены 9 новых мостов через реки Москву и Яузу и гранитные набережные, три линии метро­политена, разбиты зеленые массивы Центрального парка культу­ры и отдыха имени М. Горького.

Особое общественно-политическое значение в России после 1917 г.приобрело искусство скульптуры. Советская пропаганда стремилась создать образ современности как героической эпохи; сказки, которая на глазах становится былью.

Некоторое время советская скульптура еще сохраняла отголо­ски импрессионизма, модерна и авангарда начала XX в., но к концу 1920-х гг. главным ориентиром для большинства ваятелей стала классика. Здесь впервые были показаны напряженно-драматич­ная композиция И. Д. Шадра (1887—1941) «Булыжник — оружие пролетариата»; величественная, навеянная образом русского ампира, группа А. Т. Матвеева «Октябрь. Рабочий, крестьянин и красноармеец» и статуи В. И. Мухиной (1889—1953) «Крестьян­ка» и «Рабочий и колхозница» (обе 1927 г.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.