Сделай Сам Свою Работу на 5

Подъем гражданской архитектуры





Подъем гражданской архитектуры, ярко проявившийся в кон­це XV — начале XVI вв. в строительстве Кремлевского дворца, имел достойное продолжение в XVII столетии. В невиданных прежде масштабах возводились:

1) дворцы;

2) административные сооружения;

3) жилые дома;

4) гостиные дворы;

В архитектурном облике этих строений отражалось стремле­ние зодчих создать совершенно новые типы построек, выработать новый стиль.

Теремной дворец Московского Кремля, построенный в 1635— 1636 гг., своими размерами, пышным великолепием декора слов­но бросал вызов строительным традициям предшествующего сто­летия.

Постепенно увеличивался объем строительства из кирпича — в основном это здания правительственных учреждений, торгово-промышленных предприятий. Началось использование много­цветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство. В XVII в. был построен грандиозный Ростовский кремль, завершилось оформ­ление Иосифо-Волоколамского, Троице-Сергиева, Кирилло-Бе-лозерского монастырей.

Быстро развивающаяся торговля нуждалась в современных торговых дворах для русских и иностранных купцов. Гостиный двор в Архангельске (1668—1684 гг.) строили по специальному




плану в границах замкнутого двора. Его территория включала в себя стены с башнями, различные помещения (складские, жи­лые, торговые) и церковь.

Жилая архитектура провинции отражала местные традиции. Нередко над каменными палатами возвышались деревянные покои, жить в которых считалось более полезным для здоровья. Но из-за частых пожаров богатые горожане все чаще отказыва­лись от деревянных надстроек. Живописность жилой архитекту­ры подчеркивалась нарядной асимметрией крылец и подкраской декоративных деталей. В это время в архитектурных постройках постепенно начинает преобладать принцип регулярности.

В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры — московское барокко, использовавшееся для строительства не­больших церквей в усадьбах русских вельмож. Именно в этом стиле построена церковь Покрова в Филях. Здесь используются башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для ос­новной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства.



Подобная архитектура получила у исследователей название московского, или нарышкинского, барокко. Однако, хотя отдель­ные ее детали выполнены в стиле европейского барокко, в ней много мотивов, восходящих к зодчеству ренессанса и маньериз­ма. Нарышкинские постройки обладают удивительной органич­ностью, цельностью и художественным совершенством. Развитие русского искусства всегда отличалось своими особенностями, которые не укладывались в европейские рамки. Когда в Европе расцветало Возрождение, на Руси еще было глубокое Средневе­ковье. Архитектура нарышкинского стиля стала мостиком между старым и новым, между византийским и европейским.


ЛЕКЦИЯ № 6. Культура эпохи Петра Великого

Общие тенденции культуры эпохи Петра Великого

На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневеко­вье и началось Новое время. В России этот исторический переход произошел стремительно — в течение жизни одного поколения.

Русскому искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было секуляризироваться (превратиться из религиозного в светское), освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частно­сти, мифологическую и историческую). В силу этого разные сти­ли в искусстве существовали в России XVIII в. одновременно. Ре­формы, проведенные Петром I (1698—1725), затронули не только политику, экономику, но также искусство. Целями моло­дого царя были:



1) поставить русское искусство в один ряд с европейским;

2) просветить отечественную публику;

3) окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живо­писцами.

Несмотря на то, что в то время крупных русских мастеров почти не было, по прошествии всего ста лет Россия представила целую плеяду талантов.

Образование, наука

Создание регулярной армии и флота, формирование бюрокра­тического аппарата абсолютизма и другие реформы в стране требо­вали коренной перестройки всей системы образования, подготовки большого числа квалифицированных специалистов. Петр I заста­вил российское дворянство учиться. Уже в 1699 г.в Москве была ос­нована Пушкарская школа, а в 1701 г.в здании Сухаревой башни открылась «школа математицких и навигацких наук». В петровское время была открыта Медицинская школа (1707 г.), а также школы:

1) инженерные;

2) кораблестроительные;


3) штурманские;

4) горные;

5) ремесленные. Светское образование потребовало новых учебников. В 1703 г.

вышла в свет «Арифметика, сиречь наука числительная...» Л. Ф. Маг­ницкого, которая вводила арабские цифры вместо буквенных, а затем Магницкий и английский математик А. Фарварсон выпусти­ли «Таблицы логарифмов и синусов».

Одновременно с реформой в сфере образования в 1-й четвер­ти XVIII в. бурное развитие получило издательское дело. В 1708 г.Петр I ввел новый гражданский шрифт вместо старого церковно­славянского. Для печатания светской учебной, научной и спе­циальной литературы, а также законодательных актов были со­зданы новые типографии.

Развитие науки и техники в Петровскую эпоху отвечало преж­де всего практическим потребностям государства. Большие успе­хи были достигнуты в:

1) геодезии;

2) гидрографии;

3) картографии;

4) изучении недр и поиске полезных ископаемых. Русские моряки-гидрографы много сделали для составления

карт Азовского, Каспийского, Балтийского и Белого морей. Актив­но велись поиски железных и медных руд на Урале и в Сибири при содействии местных крестьян. Большими успехами была отмечена деятельность русских изобретателей. Е. П. Никонов представил проект создания «потаенных судов» (подводных лодок). Известным механиком петровского времени был А. К. Нартов — изобретатель токарных и винторезных станков, создатель оптического прицела.

В 1-й четверти XVIII в. был написан целый ряд ценных исследо­ваний по отечественной истории. По инициативе Петра I в России было положено начало собранию научных коллекций. Вершиной достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу от 28 января 1724 г.) в Петербурге Акаде­мии наук (открыта она была уже после смерти Петра I в 1726 г.). Академия наук создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При этом научном центре были открыты университет и гимназия.


Литература и театр

Этот пласт российской культуры был самым пестрым, самым мозаичным и разнородным; он практически не соприкасался с творчеством элиты.

В петровское время стало меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными «гудениями», плясками, хо­роводами и т. п.

В этот период дворянство, и отчасти горожане, были непо­средственными свидетелями заметного увеличения печатных книг нерелигиозного содержания. В 1708 г.вышел образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики, где изобиловали голландские, немецкие слова, термины, выражения.

В рамках литературы происходит зарождение русского класси­цизма. Известнейшими произведениями этого жанра являются творения оратора, писателя, церковного и общественного деятеля эпохи Петра, главного сторонника церковной реформы Феофа­на Прокоповича. Основная тема Прокоповича — прославление армии, реформ и России. Экономическая публицистика была представлена работами выдающегося ученого И. Т. Посошкова (1652—1726).

В 1702 г.на Красной площади Москвы был сооружен театр, открывший двери простой публике. В нем играли немецкие акте­ры, репертуар состоял из:

1) немецких;

2) французских;

3) испанских пьес. Однако такой театр был редким явлением. Ко времени Петра

относятся попытки создания публичных театров («комедиальных храмин») в Москве и Петербурге, где ставились пьесы на истори­ческие темы и комедии (например, Ж.-Б. Пьера «Амфитрион» и «Доктор принужденный»).

В петровскую эпоху зарождается интерес к светской музыке, любительскому музицированию, развивается профессиональное хоровое искусство. Завоевывает популярность бравурная военно-строевая музыка.

Быт русского народа

Новые бытовые формы культуры насаждались в жизнь дво­рянской элиты. В 1700 г.у ворот Кремля были даже выставлены


манекены с образцами новой одежды для дворян (венгерской, саксонской и французской).

Оригинальная фигура царя, соблюдавшего поначалу тради­ционные церемонии лишь на дипломатических приемах, внесла разительные перемены в дворцовый быт. Упрощались традиции, исчезала скованность. С 1718 г.по указу царя были введены ас­самблеи, которые узаконили формы царского общения с нужными и приятными ему людьми. Поведение молодых дворян в общест­ве регламентировалось западноевропейскими нормами, изло­женными в переводной книге «Юности честное зерцало».

В столицах по торжественным датам, в честь той или иной «виктории» (Северная война, взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина Ништадтского мира и т. п.), в моде были красочные фейерверки, грандиозные маскарады. На площадях выставлялись угощения (фонтаны из вина, жареные туши). Патриархальный образ жизни постепенно уступал место светскости и рациона­лизму.

Живопись 1700—1725 гг.

В области изобразительного искусства в 1-й четверти XVIII в. ак­тивное развитие получает светская живопись. Выдающимся порт­ретистом этого времени был А. М. Матвеев (1701—1739). Среди мастеров гравюры был известен И. Б. Адольский. Произведения художников А. Ф. Зубова, А. И. Ростовцева и П. Пикара донесли до нас архитектурный облик обеих российских столиц.

Наиболее близким к повседневности был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Многие книги име­ли гравированные изображения.

С конца XVII в. трансформируется русское живописное ис­кусство. В искусстве иконописи стала проявляться тенденция пере­хода к реалистическому отображению мира и людей. Развивается так называемый жанр парсуны — реалистического портрета, соз­даваемого в традиционной плоскостной манере. Художники этого жанра находились под влиянием западноевропейской живописи. В первые годы XVIII в. издаются специальные указы, касающие­ся подготовки и воспитания художников. Наиболее талантливых посылали в длительные командировки за границу (А. М. Матвеев, И. Никитин, Р. Никитин). В этот период в Россию приглашается и ряд иностранных художников. Это Луи Каравакк, Иоганн Тан-науэр и др.


Зодчество 1700—1725 гг.

Архитектура в петровское время также переживала западноевро­пейское влияние. Новым явлением в русской культуре стало рас­пространение скульптурных композиций, что особенно ярко вы­разилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например в оформлении Большого каскада Петергофского дворца (архи­тектор Ж. Б. Леблон).

В начале XVIII в. в градостроительстве осуществляется пере­ход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитек­турных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Строительство Петербурга является ярким приме­ром этого.

В конце XVII—начале XVIII вв. происходит становление так называемого нарышкинского стиля, или стиля «московского ба­рокко» церковной архитектуры (подробно см. Лекцию № 4).

Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на ордерной системе (колонны, портики, фронтоны и т. п.). Ин­терьеры церковных храмов стали украшаться многоярусными де­ревянными иконостасами со сложнейшей декоративной резьбой, лучшими мастерами которой были белорусские резчики по дере­ву. Одним из блестящих мастеров резьбы был и архитектор И. П. За-рудный. Принципиально новая архитектура создала основу столицы России того времени — Петербурга. Здесь с самого начала полу­чил развитие северо-немецкий (голландский) вариант барокко со сдержанным суховатым декором, со стремлением к максималь­ной рациональности. Носителем этой тенденции был Д. Трезини. Он принял активное участие и в планировке Петербурга, в част­ности его Васильевской части. Швейцарец Д. Трезини спроекти­ровал важнейшие постройки Петербурга — Петропавловскую крепость и ее собор, здание Двенадцати коллегий (построено на Васильевском острове в 1722—1734 гг., закончено М. Г. Земцо-вым). Последнее состоит из 12 одинаковых частей, расположен­ных на одной линии и украшенных только пилястрами. Здание развернуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней. По замыс­лу архитектора, длинный парадный фасад Двенадцати коллегий должен был выходить на предполагавшуюся площадь на стрелке острова.

Дворец А. Д. Меншикова, главный фасад которого обращен к Неве, долгое время был самым роскошным частным домом се­верной столицы. Недавно он был восстановлен в первоначальном виде. И в оформлении фасадов (высокие крыши, окна с мелкими


переплетами), и в интерьерах, отделанных деревом, бело-голубы­ми изразцами (плитками из обожженной глины) и разнообразны­ми тканями, господствует голландский вкус.

Чуть выше по течению Невы располагался Летний дворец (1710—1714 гг., архитекторы Д. Трезини и А. Шлютер), который Петр подарил своей жене Екатерине. Особой гордостью Петра I был окружавший это здание Летний сад.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства. Они долж­ны были подчеркивать принципиальное отличие созданной за че­тверть века Российской империи — великого государства евро­пейского типа.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.