Сделай Сам Свою Работу на 5

ЛЕКЦИЯ № 3. Русская культура эпохи раздробленности





Общие особенности культуры эпохи раздробленности

1. Эпоха раздробленности охватывает XII—XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середи­ны XII—XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров. Главную роль в этом процессе играли крупные и сильные княжества, такие как:

1) Галицко-Волынское;

2) Владимиро-Суздальское;

3) Великий Новгород. К середине XIV в. набирает силу в борьбе за власть новое на

политической арене княжество — Московское. Широко разви­вается летописание. Каких-либо серьезных памятников в области материальной и духовной культуры XIII в. после монголо-татар­ского нашествия не сохранилось. Со второй половины XIII в. до­шло незначительное, по сравнению с предыдущим периодом, количество летописей, причем они отличаются более кратким и сухим изложением, нежели летописи предыдущих периодов. Ак­тивно развивается литература. Широкое распространение до Ку­ликовской битвы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском.

Церковная («житийная») литература также получила широкое распространение. «Житие» Дмитрия Донского раскрывает глубо­кий патриотизм и единство русского народа. Талантливые церков­ные писатели Пахомий Логофет, Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митропо­лита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Ра­донежского — основателя Троице-Сергиева монастыря.



С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV—XV вв. Расширялись и восстанавливались крупные города Руси. В 1408 г.был составлен Общерусский летописный свод. В 1442 г.появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Логофетом, — всемирная


история, включавшая историю Руси. Продолжают развиваться каменное строительство и церковная живопись. В архитектуре наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных у Ви­зантии форм и элементов западноевропейского романского стиля.

Культура Владимиро-Суздальской Руси

Первым самостоятельным Владимиро-Суздальским князем стал сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий.



В Северо-Восточной Руси было создано примечательное произ­ведение древнерусской литературы — «Слово Даниила Заточ­ника».

На протяжении долгих веков на Руси развивалось и совершен­ствовалось искусство резьбы по дереву, позднее — по камню. Бе­локаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси времени прав­ления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, ярко выраженная в украшениях дворцов, соборов, стала примечатель­ной чертой древнерусского искусства.

Одновременно с придворной церковью Юрий Долгорукий за­ложил Спасо-Преображенский собор (1152—1157 гг.) в основан­ном им городе Переславле-Залесском.

Преемник Юрия князь Андрей решил сделать столицей уна­следованного им княжества молодой город Владимир. Под Влади­миром Андрей основал город-замок, названный Боголюбовом, а сам получил прозвище Боголюбского. Андрей не пожелал вла­деть Киевом: он мечтал превратить Владимир в новый Киев, ко­торый не уступал бы прославленному образцу.

Во Владимире на княжеском дворе стояла церковь Спаса, вхо­дили в город через Золотые ворота (1164 г.). Новый владимирский Успенский собор (1158—1160 гг.), заложенный Андреем, по вы­соте превосходил все соборы Святой Софии на Руси. Стены и столбы в нем были тоньше, чем в постройках Юрия Долгоруко­го; вместо как бы растекающихся по стене выступов-лопаток сооружались плоские 4-гранные полуколонны.

Впервые владимирские горожане увидели резные каменные рельефы. На одном из них грифоны (фантастические существа с львиным туловищем, орлиными головой и крыльями) возноси­ли на небо Александра Македонского.



В Боголюбовое есть постройка, ставшая символом древнерус­ской архитектуры, — знаменитая церковь Покрова на Нерли (1165 г.). Князь велел поставить ее там, где р. Нерль впадает в Клязь-


му, в память о сыне, юном Изяславе, погибшем в бою с волжски­ми булгарами.

Культура Великого Новгорода

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси после Киева. Этот город славился много­людностью и богатством. Киевские князья «сажали» на новгород­ский престол своих старших сыновей. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о на­личии высокого уровня грамотности среди городского населения.

В Новгороде представлен самобытный вариант православного храма, и хотя он в меньшей степени, чем в Киеве, связан с вопло­щением византийского архитектурного сознания, по выразитель­ности и лаконичности он родственен характеру северной природы.

Во второй половине XIII в. в Новгороде замерло каменное строительство. Город избежал монголо-татарского нашествия, но вынужден был отбивать натиск немцев и шведов, а затем принять на себя изрядную долю выплат ордынской дани. Первыми возоб­новили традицию каменного строительства Тверь и Новгород. Уже в 1292 г.новгородцы начали строить церковь Николы на Липне, а в XIV столетии на Новгородской земле создается целый ряд храмов, считающихся ныне замечательными творениями древнерусского зодчества. Среди них церкви Федора Стратилата на Ручью (1360 г.) и Спаса на Ильине улице (1374 г.).

Создание особого стиля храмового строительства

Во второй половине XIII — середина XIV в. новгородские мастера создали особый стиль храмового строительства. Малые размеры церквей диктовались не только тем, что для церковных построек более не использовались средства общегородской каз­ны. Прихожане собирали деньги на строительство, учитывая собст­венные интересы и возможности.

Заказчики из числа разбогатевших горожан стремились к то­му, чтобы их церковь отличалась изяществом форм и оригиналь­ностью декора. Фасады храмовых зданий стали покрываться ма­ленькими фигурными нишами, углублениями в форме розеток, крестиками, выложенными из обтесанного кирпича. Барабаны куполов опоясывались рядами кокетливых арок и треугольников. Трехлопастное покрытие, подчеркнутое декоративной аркой, со временем превратилось в излюбленный прием новгородских зод-12


чих и стало в XIV—XV вв. истинным архитектурным символом новгородского стиля храмового строительства.

Новгородские зодчие послемонгольской эпохи перешли к дру­гим строительным материалам: церковные здания выкладывались в основном из грубо обтесанных известняковых плит и валунов.

В Новгороде Великом, помимо церковной, развивалась свет­ская архитектура. Была возведена каменная Грановитая палата, в которой собирались на совет родовитые бояре. Новгородская школа живописи сложилась позднее школ других княжеств. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображе­ния, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где, при всей византийской условности облика Ангела, чувствуется тре­петная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Неруко­творный» (также XII в.), на которой Христос со своим вырази­тельным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе «Успение Богородицы» в ли­цах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И таких шедев­ров Новгородская земля дала немало. Достаточно вспомнить, на­пример, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).

Московское княжество

В Москве, возглавившей процесс собирания русских земель, велось активнейшее строительство. В центре Кремля, на Собор­ной площади, появилась колокольня Ивана Великого (достроена при Борисе Годунове).

Противоречивы сведения о первом каменном храме Москвы. Летопись называет Успенский собор, построенный в 1327 г.при князе Иване Даниловиче по прозвищу Калита. Но через полтора столетия после постройки здание собора сильно обветшало и в на­чале 70-х гг. XV столетия было разобрано при строительстве но­вого Успенского собора. Строительство велось без задержек, и спустя два года стены храма были почти готовы. Но ночью 20 мая 1474 г.неожиданно рухнула северная стена доведенного до сводов здания.

Существовало несколько версий причины катастрофы. Со­хранилось известие, что собор разрушился из-за землетрясения. После падения стены заботу о продолжении строительства взял на себя великий князь Иван III. По совету Софьи, второй жены, долгие годы жившей в Риме, он остановился на Аристотеле Фио-13


раванти из Боши. Через четыре года (1479 г.), строительство бы­ло завершено. На центральной площади Московского Кремля поднялся величественный белоснежный собор, напоминавший храмы Владимиро-Суздальской Руси XII в.

Фиораванти сумел органично соединить традиции и принципы русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. В 1484—1489 гг.псковские мастера возвели Благовещенский собор — домовую церковь московских государей. Неподалеку от него была соору­жена усыпальница московских великих князей — Архангельский собор. В конце XV в. была построена Грановитая палата, полу­чившая свое название от «граней», украсивших наружные стены. Грановитая палата являлась частью царского дворца, его трон­ным залом. Московский Кремль стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

В некоторых соборах делались цветные (майоликовые) полы, медные двери с различными изображениями и украшениями, зо­лоченые прорезные кресты, производилась внутренняя и внеш­няя роспись стен.

Живопись XIV—XV вв.

Живопись XIV—XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде при росписи Волотовской церкви, а позднее — в Москве в конце XIV — начале XV в. работал худож­ник Феофан Грек. Он работал вместе с Симеоном Черным над оформлением московской церкви Рождества Богородицы, а так­же участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV — начала XV в. был Андрей Рублев. Совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца он расписал Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Его перу принадлежит знаменитое произ­ведение «Троица». Для творчества Рублева арактерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью, глубиной и правдивостью изображения людей. Большого развития в XIV—XV вв. достигло русское прикладное ис­кусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведе­ний шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал разви­тие великорусской народности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.