Сделай Сам Свою Работу на 5

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ





Исследованием основных теорий массовой коммуникации занимались классики философии, культурологи, коммуникологии и коммуникативистики Г.М. Маклюэн, Ф. Уэбстер, А. Моль, Дэнис Макквэйл и многие другие. Практиком коммуникативистики был американский журналист У. Липпман, который ввел в научный оборот термин «agenda-setting» (повестка дня) – «верстку телепрограмм, распределение программного материала по степени значимости его отдельных компонентов». Этот термин означает процесс структурирования, создания новых материалов в СМИ. Сегодня понятие «повестки дня» заменяет в американской коммуникативистике понятие «пропаганды». Классиками американской коммуникативистики стали Пол Лазарсфельд (1901–1976), работавший с 1935 г. в США, где он изучал эффекты воздействия радио и телевидения на массовое сознание, Курт Левин (1890–1947), вынужденный эмигрировать из фашистской Германии в США, где он также стал всемирно признанным исследователем групповой динамики, стилей лидерства и коммуникативных ролей в организациях.

Французский физик, психолог, социолог и культуролог Абрахам Моль (1920–1992) описал четыре доктрины развития массовой коммуникации: демагогическую (СМИ являются средством реализации рекламы); догматическую (МК регулирует политическое и экономическое поведение); эклектическую (СМИ формируют не только гуманистическую, но и «мозаичную» культуру);социодинамическую (различные виды МК должны формировать «интеллектуальное общество», а не общество потребления, для чего массовая коммуникация должна повышать «коэффициент разнообразия культуры» (Моль А.Соииодинамика культуры. 3-е изд. М., 2008).



Современные российские ученые Г.П. Бакулев, Е.Л. Вартанова, В.В. Василькова, Д.П. Гавра, В.П. Конецкая, М.М. Назаров, И.П. Яковлев и др. также вносят вклад в исследование новых процессов, происходящих в массовой коммуникации.

По мнению Конецкой, все основные теории изучения массовой коммуникации построены на функциональном подходе к пониманию ее сущности. Различия теорий заключаются в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации. Несмотря на множество интерпретаций МК, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией.



1. Функция политического контроля: МК – это функция политического, экономического или идеологического контроля, СМИ – это средства производства, которые являются частной собственностью. Их роль состоит в формировании общественного мнения и в манипулировании им. С другой стороны, СМИ помогают ориентироваться в окружающей действительности. К теориям этой группы относятся теории массового общества В. Парето, К. Маннгейма,Ч.Р. Миллза; политико-экономическая неомарксистская теория СМИ Г. Мердока, П. Голдинга; критическая теория Франкфурской школы раннего периода (М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Т. Адорно); теория гегемонии СМИ (Л. Альтюссер, Н. Пулантзас).

2. Функция опосредованного духовного контроля: СМИ рассматриваются как подсистема, функционирующая в пределах установленных правил. Важнейшими функциями МК являются информационная, интерпретирующая, обеспечение преемственности культуры, развлекательная и мобилизующая (структурно – функциональные теории Т. Парсонса, Р. Мертона).

3. Культурологическая функция (Франкфуртская школа позднего периода, критический анализ СМИ Г. Энценсбергера, Бирмингемская школа (С. Холл, культурологические теории МК А. Моля, Г.М. Маклюэна) (Конецкая В.П.Социология коммуникации. М., 1997. С. 208–212). В особую группу В.П. Конецкая выделяет варианты теории «информационного общества» (постиндустриального общества, «сетевого капитализма», общества потребления, сферы услуг, «третьей волны», информационно-компьютерных технологий Д. Белла, Дж.К. Гэлбрейта, Д. Рисмена, Р. Арона, Э. Тоффлера, Й. Масуды, М. Кастельса).



Подход Конецкой разделяет С.В. Бориснёв, который выделяет следующие теоретические направления изучения СМИ: теории информационного общества, критическая теория, культурологическая теория (А. Моль), политико-экономическая теория, структурно-функциональная теория, Франкфуртская школа позднего периода, теория гегемонии массмедиа, Бирмингемская школа (Бориснёв С.В.Социология коммуникации. М., 2003. С. 217). М.М. Назаров рассматривает следующие исследовательские традиции МК: структурно-функциональную, концепции идеологии и метаидеологии, семиологические подходы в изучении МК, критическую традицию в ее исследовании, постмодернистские теории СМИ (Назаров М.М.Массовая коммуникация в мире: методология анализа и практика исследований. М., 2003. Разд. 1).

И.П. Яковлев группирует теории массовой коммуникации на основании критерия основных стадий массового информационного процесса: отбора, создания, структурирования(производства), распространения и восприятия сообщений. В соответствии с этим Яковлев выделяет: теории процесса массовой коммуникации (теорию «привратника» – отбор информации; теорию «повестки дня» – структурирование сообщений; теорию культивации Дж. Гербнера – распространение информации; теории эффектов МК – восприятие сообщений); теории аудитории в МК (теории ограниченного и неограниченного влияния СМК на аудиторию, теорию активной аудитории и др.); теории, объясняющие взаимодействие массовой коммуникации и власти; теории, объясняющие роль МК в обществе и его подсистемах (Яковлев И.П.Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2004. С. 14, 94; он же: Современные теории массовых коммуникаций. 2-е изд. СПб., 2007).

Е.Л. Вартанова (МГУ) акцентирует внимание на изучении проблем медиаиндустрии, движущих сил развития медиабизнеса, важнейших концепций медиаэкономики в развитых зарубежных странах, на экономических вопросах современных бизнес-моделей зарубежных медиакомпаний и маркетинга СМИ (Вартанова Е.Л.Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003; Основы медиабизнеса/под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2009).

Г.Л. Бакулев, опираясь на классификацию теоретических направлений изучения СМК и СМИ Д. Макквэйла, все теории массовой коммуникации подразделяет на четыре типа. I тип –нормативные (философские) теории. Они описывают, как масс-медиа должны функционировать для воспроизводства и сохранения общественных ценностей, какова природа этих ценностей. Это «четыре теории прессы» (авторитарная, либертарианская, теория социальной ответственности, советская коммунистическая теория), теория демократического участия, теория масс-медиа развивающихся стран.

II тип – общественно-научные теории о природе, функционировании и эффектах массовой коммуникации (теории массового общества и пропаганды, включая теорию «магической пули», теории эффектов коммуникации, включая теории лидеров мнений, изменения установок, селективных процессов).

III тип – функциональные теории, описывающие смысл деятельности масс-медиа (их целей, техники, традиций, форм профессиональной практики, норм поведения, эмпирических правил, регулирующих индустрию масс-медиа. Это структурно-функциональные теории: «диффузии инноваций», элитарного плюрализма; теории социального научения; теории активной аудитории.

IV тип – теории здравого смысла – знания, помогающие на основе собственного опыта повседневной жизни понять конкретное средство МК (McQuail D.Communication models for the study of mass communication. London; N. Y., 1993; Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: учеб. пособие. М., 2005. С. 13, 14).

Вступление российского общества в третье тысячелетие в условиях глобализации сопровождалось не только процессами радикального реформирования государственной власти, бизнеса, но и трансформацией системы СМИ, медиарынка, форм взаимодействия СМИ и бизнеса. Согласно линейным моделям глобализации, мир наращивает глобальные черты в экономике, массмедиа, политике, культуре, информатике, коммуникациях, защите окружающей среды и тем самым преодолевает противоречия, связанные с разобщенностью человечества и с резкой поляризацией Севера и Юга, Запада и Востока. Согласно теории «глокализма», или «глокальности» (термин Р. Робертсона на XII Всемирном социологическом конгрессе, Мадрид, 1990 г.), процессы глобализации предполагают сохранение многообразия культур без их унификации – при заимствовании некоторых элементов универсализма, прежде всего технологических (Ядов В.А.Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций. СПб., 2006. С. 65, 66).

По мере технического развития каналов СМИ, увеличения мощности глобализированного воздействия на аудиторию новых информационных технологий именно гуманитарный аспектдеятельности СМИ приобретает все большее значение для общества (Верховская А.И.Социальные аспекты взаимоотношений СМИ и бизнеса в современной общественной ситуации//Теория и социология СМИ ежегодник. 2006. М„ 2006. С. 41, 42). Очевидно, что с появлением новых процессов и тенденций в эволюции массовой коммуникации, СМК и СМИ возникнут новые теории, объясняющие их содержание. По крайней мере, основными трендами, «мэйнстримами» в развитии масс-медиа в связи с процессами глобализации можно назвать их интернетизацию, диджитализацию, демассовизацию журналистики и появление онлайновой журналистики, расширение места и функций в различных сферах общества интегрированных маркетинговых коммуникаций, трансформацию информационных потребностей и коммуникационных институтов.

Каковы же перспективы развития основ теории коммуникации – в аспекте влияния на нее современных парадигм социогуманитарных наук, новых коммуникативных технологий, культурных практик и современных медийных процессов?

Р.Т. Крейг констатирует, что. хотя «теория коммуникации пока не является областью согласованного знания, однако она обладает потенциалом стать диалогически-диалектическойобластью при условии следования двум принципам: конститутивной метамодели коммуникации и концепции теории коммуникации как метадискурсивной практики в рамках практической дисциплины. Прогнозируя развитие теории коммуникации на основании обзора новых идей ведущих западных ученых в этой области, Крейг выделяет следующие ее перспективные направления: феминистская традиция, в которой коммуникация выражает внимание женщин к контекстуальному обдумыванию и принятию решений; эстетическая традиция, в которой коммуникация может рассматриваться как воплощенное действие, выявляется «поэтический» аспект коммуникации в создании ритуалов, значений и истин; экономическая традиция, в которой коммуникация может рассматриваться как обмен, изучается обменная ценность любых сообщений, измеряемая в их значениях; духовная традиция, в которой коммуникация рассматривается как общение на нематериальном и мистическом уровнях существования, а истоки трансцендентального общения коренятся не только в сфере веры, но и в рефлексии, в диалоге и культуре (Крейг Р.Т.Теория коммуникации как область знания//Компаративистика – III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003. С. 86, 111, 112).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие основные парадигмы позволяют раскрыть сущность социальной коммуникации?

2. Охарактеризуйте системные, кибернетические, информационно-процессные теории коммуникации.

3. Дайте характеристику семиотических, когнитивных, интерпретативных теорий коммуникации.

4. В чем практическое значение «семантического дифференциала» Ч. Осгуда?

5. Раскройте содержание теорий интеракционизма и символического интеракционизма.

6. Объясните, как бихевиоризм и необихевиоризм понимают коммуникацию?

7. Назовите философские, психологические, микросоциологические и макросоциологические теории социальной коммуникации.

8. Какие теории коммуникации объясняют особенности межличностной коммуникации? Массовой коммуникации?

9. Сравните понимание коммуникации в макросоциологических теориях Т. Парсонса и Н. Лумана.

10. В чем сущность и каковы разновидности парадигмы информационного общества?

11. Каково значение для теории коммуникации имеют идеи Р.Т. Крейга?

12. Как понимает коммуникативное действие Ю. Хабермас?

13. В чем сущность теории «управления впечатлениями» И. Гоффмана?

14. Как проблемы коммуникации рассматриваются в постмодернистских философских концепциях?

15. Как характеризовали философию постмодернизма сами его представители, и в частности Ф. Джеймисон?

16. Как рассматривалась коммуникация в теориях структурализма?

17. Какова общая логика смены философских и социологических парадигм в понимании сущности социальной коммуникации?

18. Какие из известных вам теорий наиболее полно объясняют коммуникации в журналистике? В связях с общественностью? В рекламе?

19. Назовите критерии основных теорий массовой коммуникации, выделяемые для их классификации и характеристики В.П. Конецкой, И.П.Яковлевым, Г.П.Бакулевым.

20. Каковы перспективы развития теории коммуникации?

 

Контрольные вопросы ко всему курсу

1. Объект и предмет дисциплины «Основы теории коммуникации».

2. Понятие коммуникации и социальной коммуникации: общее и особенное.

3. Основные концептуальные подходы изучения социальной коммуникации в современной теории коммуникации (коммуникологии).

4. Философские теории коммуникации.

5. Социологические теории коммуникации.

6. Психологические теории коммуникации.

7. Семиотические теории коммуникации.

8. Коммуникационные революции в эволюции социальной коммуникации.

9. Основные модели коммуникативного процесса: характеристика и практическое значение.

10. Модели массовой коммуникации и их значение.

11. Модели межличностной коммуникации.

12. Уровни, формы и виды социальной коммуникации.

13. НВК: природа, особенности, основные виды.

14. Язык невербальной коммуникации: характеристика открытых и закрытых сигналов.

15. Сущность и основные виды вербальной коммуникации.

16. Публичная речь: условия успеха.

17. Эффективное слушание и эффективное чтение.

18. Соотношение понятий «коммуникация» и «общение». Основные функции общения.

19. Проблемы внутриличностной коммуникации.

20. Межличностная коммуникация: особенности, аксиомы, стили.

21. Диалогическая коммуникация: особенности и характеристика.

22. Манипулирование в межличностной коммуникации: характеристика и возможности противодействия.

23. Основные теории межличностной коммуникации.

24. Характеристика механизмов перцепции.

25. Условия эффективной межличностной коммуникации.

26. Сущность, условия и виды массовой коммуникации.

27. Социальные функции массовой коммуникации и их характеристика.

28. Основные теории массовой коммуникации.

29. Роль СМИ в современном российском обществе.

30. СМК и СМИ: соотношение понятий.

31. Авторитарная и манипулятивная коммуникации: общее и особенное.

32. Понятие коммуникационного знака.

33. Основные типы знаков и их использование в паблик рилейшнз и рекламе.

34. Лингвистическая модель коммуникации.

35. Структура семиотики: синтактика, семантика, прагматика.

36. Концепции информации в современной науке.

37. Социальная информация и ее структура.

38. Основные свойства массовой информации.

39. Барьеры коммуникации и пути их преодоления.

40. Структура организационных коммуникаций и показатели их эффективности.

41. Деловая репутация и корпоративная социальная ответственность.

42. Параметры коммуникативной компетентности и коммуникативной культуры личности.

43. Актуальные проблемы межкультурной и этнокультурной коммуникаций.

44. Основные формы аккультурации и их характеристика.

45. Имиджевая модель коммуникационного процесса и ее практическое значение.

46. Понятие и структура интегрированных маркетинговых коммуникаций.

47. Кибернетическая и информационно-математическая модели коммуникационного процесса.

48. Линейная пятивопросная модель коммуникационного процесса Г. Лассуэлла и ее значение для PR и массовой коммуникации.

49. Модели исторического развития паблик рилейшнз.

50. Модели журналистики как системы.

51. Особенности моделей рекламных коммуникаций.

52. Отличие социальной коммуникации от зоокоммуникаций.

53. Исторические предпосылки возникновения массовой коммуникации.

54. Значение идей Г. Лассуэлла, Г.М. Маклюэна и В. Шрамма для коммуникативистики.

 

Итоговый тест

1. Социальная коммуникация – это:

а) инженерные пути сообщения;

б) сообщения в СМИ;

в) процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств;

г) обмен сообщениями по каналам связи.

2. Курс «Основы теории коммуникации» является метатеорией по отношению:

а) к паблик рилейшнз;

б) психологии массовой коммуникации;

в) имиджелогии;

г) ко всему перечисленному.

3. Коренное отличие вербальной и невербальной коммуникации состоит:

а) в целях передачи информации;

б) способах кодирования информации;

в) каналах связи.

4. К вербальной коммуникации не относится:

а) говорение;

б) кинесика;

в) слушание;

г) письмо.

5. Межличностная коммуникация – это коммуникация:

а) невербальная;

б) аксиальная;

в) ретиальная;

г) экстралингвистическая.

Реклама не относится:

а) к аутокоммуникации;

б) массовой коммуникации;

в) интегрированным маркетинговым коммуникациям.

7. К невербальной коммуникации не относится:

а) проксемика;

б) просодика;

в) такесика;

г) слушание.

8. К электронным СМИ не относится:

а) алфавит;

б) Интернет;

в) радио.

9. К коммуникационным революциям относится изобретение:

а) пороха;

б) книгопечатания;

в) колеса;

г) лазерного оружия.

10. Радио было изобретено:

а) в 1907 г.;

б) 1440 г.;

в) 1895 г.

11. К механизмам перцепции в межличностной коммуникации не относится:

а) мифологизация;

б) эмпатия;

в) стереотипнзация.

12. Теоретиком символического интеракционизма был:

а) Ч.С. Пирс;

б) Дж.Г. Мнд;

в) Э. Торндайк.

13. «Теорию обмена» предложил:

а) Ф. де Соссюр;

б) Дж. Хоманс;

в) К. Черри.

14. Модель коммуникационного процесса, разработанная К. Шенноном и У. Унвером, называется:

а) лингвистической;

б) кибернетической;

в) информационно-математической.

15. Автор интерактивной модели коммуникативного процесса – это:

а) Г. Лассуэлл;

б) Т. Ньюкомб;

в) Р. Якобсон.

16. Не является основоположником семиотики:

а) Ф. де Соссюр;

б) Ч.С. Пирс;

в) П. Лазарсфельд.

17. Типология знаков, предложенная Ч.С. Пирсом,– это:

а) дорожные, музыкальные, денежные знаки;

б) иконические, индексальные, символические знаки;

в) естественные и искусственные знаки;

г) химические, математические, астрономические знаки.

18. Не используется для изучения социальной коммуникации концептуальный подход:

а) интерпретативный;

б) когнитивный;

в) фонетический;

г) семантический.

19. К основным типам межличностного общения не относится:

а) манипулятивный;

б) императивный;

в) диалогический;

г) лидерский.

20. Модель управляемой коммуникации с обратной связью предложил:

а) К. Ясперс;

б) И. Гутенберг;

в) Н. Винер.

 

Ключ к тестам: номер вопроса – правильный ответ

 

I – в; 2 – г; 3 – б; 4 – в; 5 – б; 6 – а; 7 – г; 8 – а; 9 – б, в; 10 – в;

II – а; 12 – б; 13 – б; 14 – в; 15 – б; 16 – в; 17 – б; 18 – в; 19 – г; 20 – в.

 

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Антонов С.Н. Социология рекламы: учебно-методическое пособие. СПб., 2006.

2. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации: учеб. пособие. М., 2008.

3. Борее В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

4. Бориснёв С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие. М., 2003.

5. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. Ч. 1. СПб., 2005.

6. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2008.

7. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации, учебник. М., 2001.

8. Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2008.

9. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: учебник. М., 2003.

10. Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностная коммуникация: учеб. пособие. СПб., 2004.

11. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Воронеж, 2000;

12. Кашкин В.Б. Основы теории коммуникации: краткий курс. 3-е изд. М., 2007.

13. Коммуникативные практики в современном обществе/под ред. В.В. Васильковой, И.Д.Демидовой. СПб., 2008.

14. Конецкая В.П. Социология коммуникации: учебник. М., 1997.

15. Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью: учеб. пособие. М., 2007.

16. Крейг Р.Т. Теория коммуникации как область знания//Компа-ративистика-111. Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003.

17. Культурология: энциклопедия. В 2 т./гл. ред. и автор проекта С.Я. Левит. М., 2007.

18. Мальковская И.А. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы. 3-е изд. М., 2008.

19. Михаилов Ю.М. Связи с общественностью по-русски. М., 2007.

20. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практических исследований. 3-е изд. М., 2003.

21. Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: Теория и практика: учеб. пособие. М., 2008.

22. Новейший философский словарь. 2-е изд./сост. и ред. А.А. Грицанов. Минск, 2001.

23. Овчаренко А.Н. Основы рекламы: учебник. М., 2006.

24. Основы теории коммуникации: учеб. пособие/под ред. М.А. Василика. М., 2003.

25. Основы теории коммуникации: учеб. пособие. Ч. 2./отв. ред. Д.П. Гавра. СПб., 2006.

26. Познин В.Ф. От пиктограммы до Интернета: Краткий очерк развития средств информации и коммуникации. СПб., 2001.

27. Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: учеб. пособие/под ред. М.В. Шкондина, Г.С. Вычуба, Т.И. Фроловой. М., 2008.

28. Прохоров Ю.Е., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. 3-е изд. М., 2007.

29. Психология. Словарь/под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошенко. М., 1990.

30. Психология и этика делового общения: учебник/под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1997; М., 2003.

31. PR: современные технологии: учеб. пособие/под ред. Л.В. Володиной. СПб., 2008.

32. Реклама и связи с общественностью: учеб. пособие/отв. ред. А.Д. Кривоносов, М.А. Шишкина. СПб., 2004.

33. Ромат Е.В. Реклама. СПб., 2008.

34. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации: учеб. пособие. М., 2004.

35. Современная западная социология: словарь. М., 1990.

36. Современная западная философия: словарь. М., 1991.

37. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: учеб. пособие. СПб., 1996.

38. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации, учеб. пособие. СПб., 2002.

39. Социология: словарь-справочник. Т. 3. Междисциплинарные исследования/отв. ред. Г.В.Осипов. М. 1991.

40. Социология: энциклопедия/сост. А.А. Грицанов, В.В. Абушенко [и др.]. Минск, 2003.

41. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник. М., 2003.

42. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс). 2-е изд. М,, 2004.

43. Яковлев И.П. Основы теории коммуникаций: учеб. пособие. СПб., 2001.

44. Яковлев И.П. Стратегические коммуникации: учеб. пособие. СПб., 2006.

45. Яковлев И.П. Ключи к общению. Основы теории коммуникаций. 2-е изд. СПб., 2006.

46. Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2004; 2-е изд. СПб., 2007.

47. Яковлев И.П. Элементы гуманитарно-социальной коммуникологии: учеб. пособие. СПб., 2009.

 

Дополнительная

 

1. Авдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. 5-е изд. М., 2002.

3. Ахмадулин Е.В. Краткий курс теории журналистики: учеб. пособие. М.; Ростов н/Д., 2006.

4. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: учеб. пособие. М., 2005.

5. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

6. Барт P. S/Z. М.. 2005.

7. Беседы с гуру: встречи с крупнейшими идеологами менеджмента/Т.Браун, С. Крейснер, Д. Дирлав, Х.Н. Родригес. М., 2006.

8. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997.

9. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общество. М., 1988.

10. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.

11. Бортник Е.М., Короткое Э.М., Никитаева А.Ю. Управление связями с общественностью: учеб. пособие. М., 2002.

12. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: учеб. пособие. М., 2003.

13. Василькова В.В. Эволюция исследовательских парадигм в теории коммуникации//Коммуникативные практики в современном обществе: осмысление, освоение, обучение. СПб., 2006.

14. Винер Н. Человек управляющий. СПб., 2001.

15. Вертинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество. М., 2007.

16. Гнатюк О.Л. Актуальные проблемы изучения телевидения в системе массовой коммуникации//Россия в глобальном мире. Социально-теоретический альманах. № 1. СПб., 2001.

17. Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: В. Шрамм//Актуальные проблемы современной политической науки. Вып. 2. СПб., 2002.

18. Гнатюк О.Л. Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: Г. Лассуэлл//Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб., 2004.

19. Гнатюк О.Л. Наука о коммуникациях: коммуникология или медиалогия?//Философия человека и современный мир. СПб., 2004.

20. Гнатюк О.Л. «Персоналистическая» коммуникация как гуманистическая составляющая коммуникативной компетентности личности//Философия человека и процессы глобализации. СПб., 2006.

21. Гнатюк О.Л. Паблик рилейшнз в России: опыт институционального и неоинституционального анализа//Философия человека и современное образование. СПб., 2006.

22. Гнатюк О.Л. Алармизм как негативная асимметрия, или новая функция российских СМИ?//Экстремизм и средства массовой информации. Материалы всероссийской научно-практич. конф. 23-24 ноября 2006 г. СПб., 2006.

23. Гнатюк О.Л. К вопросу о деонтологических основаниях политической журналистики//Теория журналистики: в поисках смысла, структуры и назначения/Ред.-сост. М.Н. Ким. СПб., 2007.

24. Гнатюк О.Л. Кентавр – проблемы высшего образования в современной России и СМИ//Журналистика и мир образования. Материалы научно-практического семинара «Журналистика и мир 2007». 6 декабря 2007 г./ред.-сост. М.Н. Ким. СПб., 2007.

25. Гнатюк О.Л. Теория журналистики и теория коммуникации: компаративный анализ «предметных полей» исследования//Теория журналистики: анализ концепций./ред.-сост. М.Н. Ким. СПб., 2008.

26. Гнатюк О.Л. Некоторые постструктуралистские представления о коммуникации//Информационное образование и профессионально-коммуникативные технологии XXI в. Материалы II Междунар. научно-практич. конф. Одесса, 10–12 сентября 2009 г. (на укр. яз.). Одесса, 2009. С. 159-164.

27. Гришанина А.Н. Консалтинг в связях с общественностью. СПб., 2008.

28. Гудков Д.Б. Межкультурная коммуникация: проблемы обучения. М., 2000.

29. Гулевич O. A. Убеждающая коммуникация. Реферативный обзор: учеб. пособие. М., 1999.

30. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ: учеб. пособие. 4-е изд. М., 2009.

31. Докучаев И.И. Введение в историю общения: Историография и методология решения проблемы. СПб., 2001.

32. Докучаев И.И. Введение в историю общения. Исторические типы общения. СПб., 2004.

33. Донских O. A. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск, 1984.

34. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 1997.

35. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000.

36. Имидж государства/региона: современные подходы: новые идеи в теории и практике коммуникации. Вып. 3/отв. ред. Д.П. Гавра. СПб., 2009.

37. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. М., 1999.

38. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

39. Зинченко В.Г., Зусман В.Г., Кирнозе З.И. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме: учеб. пособие. М., 2007.

40. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. СПб., 2004.

41. Информация. Коммуникация. Общество. СПб., 2002.

42. Каган М.С. Мир общения. М., 1988.

43. Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура и PR: учеб. пособие. М.; Ростов н/Д., 2003.

44. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2000.

45. Кара-Мурза С.Г. Власть манипуляции. М., 2007.

46. Кармин А.С. Психология рекламы. СПб., 2004.

47. Кондратьев Э.В. Связи с общественностью: практикум. 2-е изд. М., 2008.

48. Кравченко С.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. М., 2007.

49. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык. М., 2004.

50. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: учебник. М., 2005, 2008.

51. Луман Н. Медиакоммуникации в обществе. М., 2005.

52. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М., 2005.

53. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М., 2007.

54. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий)//Социс. 2007. № 2.

55. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря: в 2 ч. СПб., 2000.

56. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб., 2001.

57. Моль А. Социодинамика культуры. 3-е изд. М., 2008.

58. Межличностное общение. Хрестоматия/сост. и общая ред. Н.В. Казариновой, В.М Погольши СПб., 2001.

59. Науменко Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ. М., 2003.

60. Основы медиабизнеса: учеб. пособие./под ред. Е.Л. Вартановой. М., 2009.

61. Паблик рилейшнз и реклама в системе коммуникаций. Вып. 5. М., 2008.

62. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие. СПб., 2000.

63. Петербургская школа PR: от теории к практике: сб. статей. Вып. 5/отв. ред. А.Д. Кривоносое. СПб., 2007.

64. Петербургская школа PR и рекламы: от теории к практике: сб. статей. Вып. 6/отв. ред. А.Д. Кривоносов. СПб., 2008.

65. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород, 1994; СПб., 2002.

66. Пирс Ч. Логические основания теории знаков. СПб., 2000.

67. Политические коммуникации: учеб. пособие/под ред. А.И. Соловьева. М., 2004.

68. Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции: учеб. пособие. М., 2007.

69. Постмодернизм. Энциклопедия/сост. и научн. ред. А.А. Грицанов, М.А. Можейко. Минск, 2001.

70. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.; Киев, 2000; М„ 2007.

71. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.; Киев, 2001.

72. Почепцов Г. Паблик рилейшнз для профессионалов: 6-е изд. М.; Киев, 2005.

73. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник. 6-е изд. М., 2005.

74. Психология менеджмента/под ред. Г.С. Никифорова. Харьков, 2002.

75. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. СПб., 2002.

76. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.

77. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.; СПб., 2007.

78. Реклама: внушение и манипуляция. (Медиа-ориентированный подход/ред.-составитель Д.Я. Райгородский. Самара, 2001.

79. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие. 5-е изд./З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. М., 2007.

80. Родждерс Э., Агарвала-Роджерс Р. Коммуникация в организациях. М., 1980.

81. Рожков И., Кисмерешкин В. Имидж России. Ресурсы, опыт, приоритеты. М., 2008.

82. Романов Ю.И. Культурология. СПб., 2006.

83. Рот Ю., Коптельцева Г. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг: учебно-методическое пособие. М., 2006.

84. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник. М., 2003.

85. Семиотика. Антология/сост. Ю.С.Степанов. М., 2001.

86. Синяева И.М., Земляк С.В., Синяев В.В. Маркетинговые коммуникации: учебник. М., 2008.

87. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 1998.

88. Социальные коммуникации. Сборник программ и методических материалов к учебным курсам/под ред. В.В. Васильковой, В.В. Козловского, В.Н. Мининой. СПб., 2005.

89. Стадников М.Г. Межкультурная коммуникация: учебно-методическое пособие. СПб., 2007.

90. Суханов А.Л. Мир информации (история и перспективы). М., 1986.

91. Технологии общественной коммуникации: учебно-методич. комплекс. СПб., 2007.

92. Технологии работы с социотекстом: учебно-методич. комплекс. СПб., 2008.

93. Тульсанова О.Л., Дорский А.Ю. Этическое и правовое регулирование связей с общественностью и рекламы: учеб. пособие. Ч. 2. СПб., 2008.

94. Typemm-Туржи К. Консалтинг. СПб., 2004.

95. Фестипгер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.

96. Фрейд А. Эго и механизмы защиты. М., 2003.

97. Черри К. Человек и информация. М., 1979.

98. Шаркав Ф.И. Истоки и парадигмы исследований социальной коммуникации//Социс. 2001. №8.

99. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Реклама и связи с общественностью. Коммуникативная и интегративная сущность кампании. М.; Екатеринбург, 2007.

100. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. I. М., 1995.

101. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.

102. Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология: учеб. пособие. СПб., 2004.

103. Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 1999.

104. Ульяновский А.В. Стратегии корпоративного имиджа и управление лояльностью. СПб., 2006.

105. Ульяновский А.В. Маркетинговые коммуникации. 28 инструментов миллениума. С учетом новейших тенденций, диктуемых современным рынком. М., 2008.

106. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

107. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

108. Ясперс К., Бодрийяр Ж. Призрак толпы. М., 2007.

109. Cherry С World of communication. London, 1971.

110. Fiske J. Introduction to Communication Studies. London, 1990.

111. Fleur M. De. Theories of Mass Communication. 2nd ed. N.Y., 1970.

112. Graber D. Verbal Behaviour and Politics. Urbana ILL. University, 1976.

113. International Encyclopedia of Communication: vol. 1–4/ed. by E. Barnow, G. Gerbner, W. Schramm. N.Y., Oxford, 1989.

114. Lasswell H. The Structure and Function of Communication in Society//The Process and Effects of Mass Communication. Chicago, 1971.

115. Littlejohn S. W. Theories of human communication: 7th ed. Albuquerque (New Mexico), 2002.

116. McQuail D. Communication models for the study of mass communication. London; N.Y., 1993.

117. Rogers E.M. A History of Communication Study. A Biographical Approach. New York; London; Toronto; Sydney; Singapore, 1997.

 

 

И.П. Яковлев,проф. кафедры теории коммуникации Санкт-Петербургского государственного университета, д-р филос. наук,

А.В. Соколов,засл. деятель науки РФ, засл. работник культуры России, проф. кафедры социально-культурных технологий Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, д-р пед. наук. канд. техн. наук

Гнатюк О.Л.

Основы теории коммуникации: учебное пособие/О.Л. Гнатюк.– М.: КНОРУС, 2010.– 256 с.

 

Гнатюк Ольга Леонидовна

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.