Сделай Сам Свою Работу на 5

Родительское отношение и подход.





Доман Г. Как научить вашего ребенка читать

 

предисловие

 

В оригинале эта книга носит название "Научите читать вашего младенца!" - но мы решили не пугать молоденьких мам, ее потенциальных читательниц.

Конечно, имеет право на существование и такой подход, при котором родительская самодеятельность считается излиш­ней, ибо, как удачно сформулировала одна мама: "всему свое время, в школе научат, в нашей стране, слава Богу, неграмот­ных нет!".

Но когда я впервые прочел предлагаемую вам книгу Гленна Домана мне открылось (как пелена с глаз спала) великое и обыкновенное чудо - куда более великое, чем всякие зайцеглазые-зеленые инопланетяне или хождения по воде, великое именно обыкновенностью своей, повсеместностью и каждодневностью. Я говорю о чуде пробуждения человека и личности в недавно принесенном из роддома полешке. С невероятной скоростью, вчерашняя живая кукла повинуясь каким-то надземным законам, овладевает информацией об окружающем ее сложнейшем мире. Никогда на протяжении всей последующей жизни мы не сможем уже повторить это сверхъестественное усвоение незнакомого ранее материала. Каждый ребенок гениален - понимаем ли мы это в полной мере?



Через несколько лет эта гениальность проходит, отчасти по причинам биологическим, а отчасти благодаря нашей изощ­ренной системе образования, в условиях которой и те, кого потом признают мудрецами и гениями, нередко выглядят непро­биваемыми тупицами.

Но если в первые годы жизни наш ребенок способен на интеллектуальный подвиг, причем без - всякой реальной помощи со стороны взрослых, а иногда прямо вопреки их усилиям, то почему бы не приобщить его и к величайшей человеческой радости-- чтению?

Но тут кто-то, осторожненький и консервативненький, прямо заверещал внутри меня - как вы можете брать на себя такую ответственность, это же насилие над слабой психикой ребенка?!

И я снова перечитал книгу Гленна Домана. И согласился с тем, что обучение чтению это действительно страшное, деструктивное насилие над маленьким человеком. Но не то обучение, которое предлагает нам эта книга, а то обычное, школьное, через которое прошли мы с вами и которое мы навязываем несчастным первоклашкам.



Судите сами. Из целостного мироздания, из волшебного и доброго мира, полного звуков, тепла, голосов и слов мы вырываем, допустим, звук "М", превращаем его в букву и изо всех сил вдалбливаем эту букву в детскую головенку, мыча при этом нечленораздельно. Потом мы пририсовываем какой-то домик и пытаемся убедить малыша, что это "МА" - бессмысленное, кстати говоря, "ма". Потом мы делаем еще один комплект таких же карточек, выкладываем все это в одну линию и уверяем, что получилась "мама". Самое светлое, самое близкое, что есть на свете - и вдруг превращается в сложенные из мычания значки. Хочется плакать, уткнувшись в мамино плечо.

Ведь ребенок изначально не знает, что слово строится из букв. Он запоминает образ, он соединяет его со словом буквы же, как алгебра, как ноты, как химические формулы принадлежат исключительно взрослому миру условных абстракций.

Это не противоречит сказанному выше о врожденной гениальности каждого ребенка - только благодаря ей и в значитель­ной степени, ценой её "у нас в стране нет неграмотных".

Но если мы постепенно научим ребенка сперва слову (соединенному с образом), а потом разбивке этого слова на - звуки и буквы, то мы не совершим никакого насилия, мы просто дадим ему новую игру - увлекательную даже на самых первых порах.

Это игра, в которой ребенок не уходит в свой собствен­ный, часто недоступный для нас мир; вы играете с ним вместе и выигрываете оба. Все игры на свете по сути своей очень серьезны, все серьезные дела в определенной степени игра. Вот так, играючи, вы не только безболезненно приобщите своего малыша к миру чтения, не только укрепите свою дружбу с ним, но и очень многому научитесь у него - улыбке, коммуникабельности, терпению, воображению, благодарности, радости.



Ведь на самом деле, дети только притворяются, играют в то, что они у нас учатся, тогда как они посланы нам, чтобы научить каждого из нас быть человеком.

Р.Б.Рыбаков

 

Гленн Доман. Как научить вашего ребенка читать.

 

Мы, матери, - скульпторы,

а наши дети - это глина.

B.C. Стонер

"Естественное образование"

Большинство инструкции начинается словами о том, что если не следовать им четко и безоговорочно, они не сработают.

В противовес этому довольно безопасно сказать, что независимо от того, насколько плохо вы ознакомите своего ребенка с чтением, он все равно обучится этому лучше, чем если бы вы совсем не учили его чте­нию. То есть, в любом случае это игра в одни ворота и, независимо оттого, хороший или плохой вы игрок, в любом случае вы выигрываете. Даже, если вы играете исключительно плохо, результат в худшем случае будет нулевым.

Тем не менее чем разумнее вы играете свою роль в игре обучения своего маленького ребенка читать, тем быстрее и лучше он научится читать.

Если же вы играете в игру правильно, то оба - вы и ваш ребенок получите огромное удовольствие.

Вам потребуется не более получаса в день.

Прежде чем начинать обсуждение того, как обучать детей читать, давайте вспомним основные данные о ребенке.

1.Ребенок младше пяти лет может с легкостью впитывать огромные дозы информации. Если ребенку меньше 4 , это будет еще легче и более эффективно. Если менее 3, еще легче и значительно эффективней. А ра­нее 2-х лет самый легкий и эффективный путь.

2.Ребенок младше пяти лет может принимать информацию с удиви­тельной скоростью.

3.Чем больше информации ребенок приобретет до 5 лет, тем больше ее сохраняется.

4.Ребенок до 5 лет обладает огромным запасом энергии.

5.Ребенок до 5 лет проявляет непреодолимое желание учиться.

6.Ребенок до 5 лет может научиться читать и он хочет научиться читать.

 

7. Ребенок до 5 лет изучает целый язык и он может выучить любой язык или так много языков, сколько будет ему представлено. Он может научиться читать на одном или на нескольких языках с такой же готов­ностью, с какой он осваивает язык разговорный.

 

С какого возраста лучше начать.

Вопрос о том, когда следует начать обучать ребенка читать, до­вольно занимателен. Вообще на каком этапе своего развития ребенок готов чему-либо учиться?

Однажды, одна мама спросила известного специалиста по детскому развитию, с какого возраста ей следует начать обучать своего ребенка?

"Что ж, - сказал он - а когда родится ваш ребенок?"

"О, ему сейчас всего 5 лет" — ответила мать.

"Мадам, бегите быстрее домой, вы потеряли лучшие 5 лет его жизни" - сказал эксперт.

Старше двух лет обучение чтению дается труднее и труднее год от года. Так, если вашему ребенку 5, то все-таки легче научить его чи­тать, чем если бы ему было в. В 4 года гораздо легче, чем в 5, а в 3 еще легче.

Наверно, самым лучшим временем для того, чтобы начать, является 1 год. Это займет наименьший объем времени и не будет отнимать очень много энергии у вас. (Если же вы хотите прибавить себе немножко проблем, то можете начать обучение с 5 месяцев, а если вы чрезвычай­но целеустремленный человек, то даже с 3-х).

Обучение вашего ребенка складывается из двух жизненно важных принципов; первый - это ваше отношение, ваш подход, второй - это объем и порядок материалов для чтения.

 

Родительское отношение и подход.

Учиться - это величайшее приключение в жизни. Учение желанно, жизненна необходимо, неизбежно и выше всего - это наиболее стимули­рующая и захватывающая жизненная игра. Ребенок верит, он будет всю жизнь верить в это, если вы не убедите его в обратном.

Самое важное правило, что оба - родитель и ребенок - должны ра­достно подходить к обучению чтению, как к забавной, желанной игре. Родителю никогда не следует забывать, что обучение - это наиболее интересная игра жизни, это не работа. Учение - это награда, а не наказание. Учение - это удовольствие, а не необходимость, это привиле­гия, а не обязанность. Родителю необходимо все время помнить об этом и никогда не де­лать ничего, что разрушило бы это естественное отношение ребенка к учению.

Только дети, ведущие себя очень хорошо, должны получить возмож­ность играть в игру обучения чтению. Те дети, которые плохо себя ве­дут и непослушны, не получают такой возможности. К тому же, если ваш ребенок плохо себя вел, не следует говорить ему, что он хороший мальчик, и что он может играть с вами, хотя на самом деле именно вам хо­чется поиграть. Ребенка просто так не проведешь. Он знает, что вел себя плохо и если после этого все же разрешить ему эту игру, он ре­шит, что игра это своеобразное наказание. Если ребенок себя плохо вел в течение 3-х дней подряд, то он не должен играть с вами в тече­ние всего этого времени, независимо от того, насколько родителю хо­чется самому поиграть в нее.

Второй важной вещью является то, чтобы определить временной про­межуток, который можно играть в игру. Дело в том, что он должен быть очень коротким. Поначалу игра должна продолжаться 3 раза в день, но каждое занятие должно занимать всего лишь несколько секунд.

Чтобы понять, когда следует закончить каждое занятие, родитель должен развивать в себе чуткость. Вы должны хотя бы за мгновение предугадывать мысли ребенка и останавливать игру до того, как ребе­нок захочет оставить ее.

Если родитель сможет во время уловить этот момент, то ребенок будет просить родителя продолжать игру и родитель будет взращивать, а не разрушать естественное желание ребенка учиться.

Итак родителям следует помнить две вещи; первое - обучение это самая большая радость, чем что-либо еще, второе - что каждое занятие должно заканчиваться до того, как ребенку захочется его закончить.

Все материалы, используемые в обучении вашего ребенка читать, очень просты. Они основаны на многолетней работе и экспериментах очень большой группы ученых и исследователей, которые изучали, каким образом человеческий мозг растет и функционирует. Они разработаны на основании факта о том, что чтение - это функция мозга. Они признают н оценивают возможности н ограниченность маленького детского визу­ального аппарата и они продуманы для того, чтобы встретить нужным образом все вытекающие из этого сложности. Все материалы должны быть выполнены на достаточно плотном белом картоне для того, чтобы они не рвались при первом же использовании и прикасании к ним ребенка. Такой белый картон можно купить в специальных магазинах. Можно использовать большие ватманские куски, которые потом режутся до нужного, размера.

Необходимые слова должны быть расписаны яркими фломастерами, ко­торые не стираются. Различные их марки продаются в магазинах. Текст должен быть написан аккуратно, чётко и разборчиво простыми, печатны­ми буквами. Необходимо соблюдать поля, хотя бы в 1 см на карточках. Используемые материалы должны состоять из следующих компонентов:

• Слова; "МАМА" ("MOMMY"), "ПАПА" ("DADDY"), имя вашего ребенка на отдельных карточках в дополнение к 12-ти другим словам, описан­ным на следующей странице под заголовком "Первый шаг". Эти карточки должны быть 15 см высотой и 60 см длиной. Буквы должны быть примерно 12 х 10 см с расстоянием около 1 см между ними. Они должны быть на­писаны красным фломастером и печатными буквами:

 

2.Двадцать основных Я-слов, (описанных на последующих страницах под заголовком "Второй шаг") тоже на белом картоне, примерно 12 см высотой и 60 см длиной и тоже красными печатными буквами примерно -10 см высотой:

 

3. Основные слова из окружающего ребенка мирза, описанные под за­головком "Третий шаг". Тоже белый картон, 3 см высотой и буквы около 5 см высотой:

Словарь по структуре предложений. Тоже отдельные карточки, примерно 8 см высотой, написанные черным печатным, шрифтом, буквы 5 см высотой;

 

5.Словарь предложений и коротких фраз. Фразовая карточка со сло­вами, напечатанными черным простыми буквами около 2,5 см высотой. Эти карточки могут быть собраны воедино и сделаны в виде книжки, на­низанной на какое-нибудь кольцо или скрепленной скрепкой. Карточки

могут быть довольно длинными, чтобы заключать в себе весь текст каждой страницы:

 

Все будет описано в последствии.

6. Детская книжка, использующая ограниченный набор детских слов, отпечатанных черным простым шрифтом около 6-мм высотой.

Все материалы начинаются с больших красных широких букв и посте­пенно изменяются до черных обычных печатных буке нормального разме­ра. Это делается затем, чтобы дать еще не установившемуся детскому аппарату возможность тоже взрослеть и усложняться в соответствии с усложнением изучаемого материала.

В начале большие буквы используются попросту потому, что их лег­че рассмотреть, а красный цвет, потому что он привлекает внимание маленьких.

Итак, переходим к конкретным разработкам»

 

ПЕРВЫЙ ШАГ. (Визуальное различение).

Первый шаг в обучении вашего ребенка читать начинается с исполь­зования всего лишь 15-ти слов? Когда ваш ребенок выучит эти 15 слов, он может прогрессировать далее, чтобы наращивать свай словарь.

Начните в то время дня, когда ваш ребенок наиболее восприимчив, отдохнувший и в хорошем настроении.

Для занятий используйте часть дома или комнаты, где очень мало отвлекающих факторов, как в визуальном, так и в слуховом отношении. Например, не надо включать радио и избегайте других звуков, звуковых сигналов, которые могут отвлекать ребенка. Используйте угол комнаты, в котором нет нагромождений мебели, пестрых ковров, картин или дру­гих объектов, рассеивающих внимание.

Теперь просто поднимите слово "МАМА" на расстояние вытянутой ру­ки от ребенка и четко произнесите: "Здесь сказано "МАМА" (для обуча­ющих только английскому слово "МАМА" следует заменить "MOMMY") .

Не давайте ребенку больше никаких указаний, не перетруждайтесь. Позвольте ему посмотреть на карточку не более 1 секунды.

Затем поднимите следующую карточку со словом "ПАПА" и скажите: "Здесь написано "ПАПА" ("DADDY")". Покажите еще три других слова в такой же манере, как и первые два. Не просите вашего ребенка повто­рять слова по мере вашего продвижения вперед. После пятого слова по­целуйте вашего ребенка, обнимите его и, вообще, покажите ему, что вы им очень довольны.

В течение первого дня повторите это 3 раза в. такой же манере, как описано выше. Занятия должны проводиться, как минимум, с получа­совым перерывом.

Так первый день закончился и вы предприняли первый шаг, чтобы научить вашего ребенка читать. Сейчас это заняло у вас не более 3 минут за весь день.

На второй день повторите эту серию точно также 3 раза. Добавьте второй набор карточек из пяти новых слов. Теперь этот новый набор тоже должен быть просмотрен 3 раза в течение дня. Итак, у вас есть два набора и всего должно проводиться 6 занятий.

В конце каждого занятия скажите вашему ребенку, что он молодец, что он у вас очень умный, что вы им гордитесь, что вы его любите, и очень мудро с вашей стороны будет обнять его или как-то физически показать, что вы им очень довольны.

Дети обучаются с молниеносной быстротой, но если вы будете дока­зывать ему слова с набором карточек больше, чем 3 раза в день, то ему это наскучит. Если вы будете показывать ребенку каждую карточку больше одной секунды, вы тоже утратите его внимание.

Никогда не проверяйте ребенка, это еще рано делать. Дети, как и взрослые, любят учиться, но ненавидят никаких проверок. Дело в том, что проверка и тест - это совершенно противоположно обучению, это полно стресса и неприятностей. Обучать ребенка - это давать ему при­ятный подарок, а проверять - это требовать как бы награду и деньги взамен. Чем больше вы будете проверять своего ребенка, тем медленнее он будет учиться и тем меньше он будет хотеть учиться. Чем меньше вы будете проверять, его, тем быстрее он учится и тем больше он хочет учиться.

Знание - это наиболее ценный подарок, который вы можете дать своему ребенку. Поэтому давайте ему знание великодушно, как вы даете ему еду. Если же вы будете проверять своего ребенка до того, как он сам захочет добровольно продемонстрировать вам то, что он выучил, то это неправильно.

Ни в коем случае не подкупайте своего ребенка, не давайте ему в награду никаких пирожных, конфет и тому подобного. Во-первых, с той скоростью и с тем темпом, с которым он будет обучаться за очень ко­роткий период, вас просто не хватит и вы не сможете позволить себе покупать все эти сладости, во-вторых, это подорвет здоровье вашего ребенка. К тому же всякие сладости - это слишком низкая награда за такое достижение и это слишком несравнимо с той любовью, с тем ува­жением, которое вы показываете своему ребенку за то, что он учится.

На третий день добавьте третий набор карточек с еще пятью новыми словами.

Теперь вы обучаете своего ребенка трем наборам по 5 слов и каж­дый набор вы показываете 3 раза в день.

Итак, у вас и вашего ребенка сейчас а занятий по чтению, разбро­санных в течение дня и они занимают всего несколько минут в целом.

Если до этого вы не проверяли своего ребенка, то может быть сей­час он вам добровольно продемонстрирует свои способности читать. Это может произойти спонтанно (произвольно), в любом случае, доверьтесь ребенку и его способностям.

Повторяйте этот процесс каждый день на 4-ый, на 5-ый, на 6-ой день.

На 7—он день вы можете дать своему ребенку возможность показать насколько хорошо он обучается. Выберите одно из его любимых слов, поднимите карточку перед ним и скажите очень медленно и четко; "Что это? "

Досчитайте до 10 про себя.

Если ваш ребенок назвал слово, вы должны показать буйный восторг и большую суету. Скажите ребенку, что он у вас молодец, что он очень яркий, талантливый, умный, что вы им гордитесь, что любите его очень. Опять-таки обнимите; и покажите ему физически свою любовь. Если же; вдруг ваш ребенок не отвечает или отвечает неправильно, просто скажите ему тоже с энтузиазмом "Это слово есть - ..." и продолжайте свое занятие, как ни в чем не бывало.

Такой вариант проверки очень мягок, он позволяет вашему ребенку либо продемонстрировать свои успехи и поделиться с вами его великими достижениями, либо же просто еще не настало время. В любом случае, даже в. случае успеха не старайтесь перетрудить ребенка. Не нужно упорствовать. Одно-два слова, не более.

Если же вам или вашему ребенку это не нравится, этого делать не следует.

В любом случае такие проверки - это, в общем-то, для вас. Дело в том, что ребенок заинтересован в изучении новых слов, а отступление назад и проглядывание старых слов, которые он уже знает, это ему уже не интересно.

Первые 15 слов, которым вы научили своего ребенка, должны быть наиболее знакомые и наиболее приятные слова, из его окружения. Эти слова должны включать имена и названия членов семьи, непосредственно окружающих ребенка, родственников, каких-то животных, если они есть в семье, может быть любимой еды ребенка или каких-то предметов в до­ме, или любимых занятий ребенка. Конечно, мы не можем привести здесь подробный лист тех слов, которые следует включить, потому что они зависят непосредственно от каждой семьи в отдельности.

Единственный предостерегающий совет во всем этом процессе обуче­ния, который мы должны дать вам, состоит в том, что нельзя наскучить ребенку.

 

НИКОГДА НЕ НАСКУЧИВАЙТЕ РЕБЕНКУ. ЕСЛИ БЫ БУДЕТЕ ПОКАЗЫВАТЬ ЧТО-ТО ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, ВЕРОЯТНЕЙ ВСЕГО ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ЕМУ ОЧЕНЬ СКУЧ­НЫ, НАДОЕДЛИВЫ И ЭТО ГОРАЗДО ХУЖЕ, ЧЕМ ИДТИ СЛИШКОМ БЫСТРО.

 

Помните о том, что ребенок в. это время учит какой-то сложный язык, например, португальский, поэтому не наскучьте ему. Всегда довольствуйтесь тем чего вы достигли. Ваш ребенок, вообще, учит язык, а это наиболее вы­сокий из любых его достижений. К тому же он сейчас работает над са­мым сложным процессом, от которого будет зависеть вся его оставшаяся жизнь. Уже к данному моменту, с вашей помощью, он сделал две экстраординарных вещи:

1. Он натренировал свой визуальный аппарат и, что еще более важ­но, свой мозг для того, чтобы отличать один письменный символ от другого.

2. Он освоил одну из наиболее непонятных абстракций, с которыми ему когда-либо придется столкнуться в жизни, он научился читать сло­ва. Ему придется столкнуться с еще только одной более непонятной абстракцией - это уже с индивидуальными буквами алфавита. Но это позже.

Несколько слов об алфавите. Многие могут спросить, почему "мы не начинаем обучение чтению с алфавита. Ответ на этот вопрос очень ва­жен.

Дело в том, что в основе любого обучения лежит постулат о том, что оно должно начинаться с чего-то известного и конкретного н затем прогрессировать к чему-то новому, неизведанному, а уже после всего к чему-то совсем абстрактному.

Но ничего не может быть более абстрактным для мозгов двухгодова­лого ребенка, чем буква "А". Только какие-то гениальные дети могут выучить это и понять.

Совершенно очевидно, что если бы 2-х летний малыш был способен к разумным научным аргументам, он бы не замедлил просить взрослых про­яснить ему ситуацию.

Например, в том случае, когда вы показываете ему букву "А", он имеет право спросить вас, почему эта штука называется "А"? Что вы "ответите ему?

"Ха,- скажите вы, - это называется "А" потому что... ну это по­тому что, ну потому что, а-а-а, видишь ли, а-а-а, потому что, ну ви­дишь ли, было необходимо, а-а-а, необходимо, а-а-а, придумать этот символ, чтобы, з-з-з, з-з-з, чтобы сделать этот звук, а-а-а, ну, ко­торый тоже был введен для того, чтобы, а-а-а"...

Так бы это продолжалось до бесконечности.

В конце концов, вы , наверное бы, просто сказали ребенку: "Хай, послушай дорогой, это "А" просто потому, что я взрослый, я это знаю, что "А" это "А". Это просто "А". В конце концов это тоже один из ва­риантов объяснения.

Но, к счастью, вам не приходится давать такие объяснения ребен­ку, потому что пока они исторически не могут понять почему "А" это "А", они, наверняка, понимают, что вы действительно взрослее и умнее их и, кстати, эта причина может их удовлетворить.

Но в любом случае, они справились с тем, чтобы выучить эти 26 визуальных абстракций и еще, более того, 26 звуковых абстракций, ко­торые сопровождают их <речь идет об английском языке). Мы не говорим уже о 52-х возможных комбинациях звуковых и буквенных рисунков. И еще более, о 676-и возможных комбинациях этих абстракций.

Все это они изучают, не смотря на то, что обычно мы обучаем их читать в возрасте 5-ти или 6-ти лет, когда им становится гораздо труднее учиться.

Слава Богу, что мы достаточно мудры, чтобы не начать обучать, например, студентов медиков или юристов, или инженеров, или кого бы то ни было с таких жутких абстракций, потому что, будучи уже молоды­ми взрослыми, они бы никогда не выжили от этого.

Итак, ваш малыш уже управился с первым шагом, с ВИЗУАЛbHblM РАЗ­ЛИЧЕНИЕМ и это очень '"важный шаг.

Вообще читать буквы это всегда очень сложно, потому что никто никогда не съел "А", или не поперхнулся "А", или не носил "А", или не открывал "А". Конечно, человек может съесть банан, поймать мяч, носить рубашку или открыть книгу. Но в то время, как буквы, состав­ляющие, например, слово "МЯЧ", абстрактны сами по себе, мяч - реа­лен, его можно поймать, бросить, играть с ним и гораздо легче выу­чить слово "МЯЧ", чем выучить просто букву "М".

А потом слово "МЯЧ", оно все-таки значительно отличается от сло­ва "НОС" или от слова "МАМА". Эта разница гораздо значительнее, чем отличие буквы "А" от буквы "Б".

Эти два факта делают слова гораздо более легкими для чтения, чем буквы.

Дело в том, что буквы алфавита не являются составными частями чтения или письма. По крайней мере не более чем изолированные звуки являются составляющими слухового или разговорного восприятия. Слова являются основными частями языка. Буквы только техническая конструк­ция, материал, который склеивает слова. Это как дерево или как ка­мень для конструкции какого-то здания. Это как кирпичики, доски или камни, из которых строится и возводится сама конструкция.

Чуть позже, когда ребенок начнет хорошо читать, вы обучите его алфавиту. К этому времени может быть он сам будет уже знать алфавит и к этому времени он поймет, зачем алфавит нужен и зачем необходимы нам буквы.

 

ВТОРОЙ ШАГ. (Словарь о себе.)

Мы начинаем обучать маленького ребенка читать, используя слова о себе, потому что первое, что узнает ребенок о себе, это его тело. Его мир начинается изнутри и постепенно разворачивается наружу на восприятие внешнего мира. Это факт, известный педагогам с давних времен.

Несколько лет назад один талантливый педагог выразил с помощью нескольких магических букв то, что намного улучшило процесс обучения. Эти буквы были; "В", "З", "Т". Визуальное, звуковое, тактиль­ное. Было показано, что дети лучше обучаются через комбинацию визу­ального ("В"), звукового ("3") и чувствительного ("Т"). Заглянув в глубь времен, мы обнаружим, что матери всегда, играя с детьми, при­говаривали что-нибудь, типа: "Этот маленький поросеночек пошел на рынок, а этот маленький поросеночек остался дома", при этом они под­нимали пальцы ног, показывая их детям (визуальный), произносили сло­ва четко звуковой), чтобы ребенок мог их слышать, и зажимали паль­чики ребенка, чтобы он мог почувствовать их (тактильный).

В любом случае мы начинаем со слов о себе. Эти слова уже меньше­го размера, но все равно они еще довольно большие, простые и написа­ны красным.

Как и предыдущие слова, эту группу надо представлять по одному слову, в то же самое время, не открывая остальные.

Опять таки, ребенок должен быть в хорошем настроении, а предме­ты, его окружающие, не должны отвлекать его внимания.

Словарь о себе состоит из следующих 20-ти слов, каждое из кото­рых написано на карточке высотой примерно, 12 см красным простым шрифтом, примерно 10 см высотой. Это следующие слова:

РУССКИЙ АНГЛ. РУССКИЙ АНГЛ. РУССКИЙ АНГЛ. РУССКИЙ АНГЛ.
РУКА КОЛЕНО НОГА ГОЛОВА НОС ВОЛОСЫ ГУБЫ ПАЛЬ ЦЫ     XAND KNEE FOOT HEAD NOSE НА IR LIPS TOES ГЛАЗ СТУПНЯ УХО КИСТЬ   EYE LEG EAR ARM     ЗУБЫ ЖИВОТ POT ЛОКОТЬ БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ ПАЛЕЦ TEETH BELLY MOUTH ELBOW THUMB FINGER ЯЗЫК ПЛЕЧО       TONGUE SHOULDER      

 

Теперь к уже имеющимся словам вы добавите еще два набора слов по 5 и того у вас будет всего 5 наборов слов или 25 различных слов, разбитых на наборы. Эти два новых набора слов как раз и будут из этого словаря о себе.

Теперь мы опишем систему, которую вам необходимо использовать при добавлении новых слов и изъятии уже старых.

В каждом наборе слов заберите одно какое-то старое слово, кото­рое уже изучалось, как минимум, 5 дней и замените его новым. Напри­мер, ваши первые 3 набора ребенок видел уже на протяжении недели, поэтому можете? смело вынимать оттуда по одному слову и заменять их на новое. Из новых наборов через 5 дней тоже начинайте менять по одному слову в день. Делайте это каждый день.

В итоге, "вы будете обучать ребенка 25-ти словам ежедневно, раз­битым на 5 раз по 5-слов в каждом. Каждый день ваш ребенок будет ви­деть 5 новых слов, по одному в каждом наборе, а 5 старых слов будут изъяты.

Старайтесь не показывать в одном наборе слова, начинающиеся с одной и той же буквы, например, "РОТ", "РУКА" (англ.: "HAIR", "HEND" и "HEAD") начинаются с одной буквы "Р" (англ. "Н"), поэтому не нужно показывать их подряд. Скорее всего, ребенок склонится к выводу о том, что рот - это рука, потому что слова оба начинаются с одного и того же знака и вообще похожи по написанию. Особенно такую ошибку могут допускать дети, которые уже были обучены алфавиту и знают его целиком.

Дело в том, что знание алфавита может вызвать определенный конфуз у ребенка. Например, обучая ребенка слову "РУКА" ("HEND" англ.), вы можете столкнуться с проблемой того, что ребенок узнает своего старого друга — букву "Р" и выкрикнет ее вместо того, чтобы прочи­тать слово целиком.

Опять-таки, вы должны помнить самое главное правило никогда не наскучивать ребенку.

Дело в том, что если ему скучно, наверняка причина в том, что вы идете слишком медленно. Ребенок должен обучаться очень быстро для того, чтобы ему хотелось снова и снова играть в игру.

Если вы идете в нормальном темпе, то примерно каждый день ребенок будет изучать по 5 новых слов. Он может даже изучать по 10 новых слов ежедневно. А если вы занимаетесь с ним с умом и энтузиазмом, то он может учить и больше.

Когда ваш ребенок выучил слова о себе, вы уже должны быть готовы перейти к следующему шагу в процессе обучения чтению. Он уже оставил два наиболее трудных шага позади себя. Если ребенок ваш до нынешнего момента занимался успешно, то вы столкнетесь с трудностью в том, чтобы отвлекать его от чтений. Ему захочется читать все дольше и больше.

Однако, прежде чем мы перейдем к описанию следующего шага е. обу­чении вашего ребенка читать, необходимо сказать несколько слов о ма­леньких детях, например, об однолетках, которые учатся читать, но еще не говорят.

Если вы начали обучать своего ребенка чтению с одного года или даже раньше, он может еще не говорить или произносить только ''МАМА" или одно-два других слова, и вполне возможно, что ребенок научится читать до того, как научится говорить. Мы видели тысячи детей, кото­рые уже умеют читать множество слов, но которые еще не говорят их.

Даже среди взрослых как вы знаете, изучающие могут читать гораз­до больше на новом втором иностранном языке, чем могут понимать из этого языка на слух. Помните о том, что ваш ребенок действительно учит совершенно НОВЫЙ язык.

Давайте представим, что вы начали обучение своего 6-ти месячного ребенка. Что же - это очень правильно, действуйте. Делайте это в той же манере, в какой бы вы обучали ребенка, который уже умеет гово­рить. Дело в том, что это будет гораздо легче для вашего 6-ти месяч­ного малыша и труднее для вас.

Здесь, конечно, препятствие состоит в том, как проверить, изуча­ет ребенок что-то или нет. Очевидно, что если ребенок не может ска­зать слово "РУКА" ("HAND" англ.), то вы не сможете проверить его знает он это слово или нет, как вы можете проверить более старшего ребенка. Что ж, в этом случае вы должны прибегнуть к более косвенно­му тестированию ребенка. Например, вы можете спросить ребенка: "А где слово "РУКА", дай мне слово "РУКА", покажи мне слово "РУКА".

Если родители неговорящего ребенка хотят пойти на эти чуть большие затраты усилии, они будут вознаграждены.

Помните о том, что чтение - это не говорение. Мы, взрослые, часто склонны думать, что эти два процесса есть одно и тоже. Это, по крайней мере, не умно. Маленькие дети способны читать горазда рань­ше, чем они способны говорить. Конечно, 6-ти месячный малыш не может сказать даже свое имя пока, но он может узнавать карточки для чтений со своим именем, а также с другими словами, если они часто ему пока­зываются. А 16-ти месячный еще может разговаривать слабовато и может хотеть, а может и не хотеть произносить написанные слова. А, напри­мер, 3-х летка, как всем известно, делает только то, что ему нравит­ся» Поэтому, если ему нравится и хочется вдруг вы крикнуть читаемые слова, он может делать это, а если ему вообще не хочется говорить, он будет молчать. Поэтому, главное учить вашего ребенка читать в лю­бом возрасте и признавать за ним право либо демонстрировать свои знания, и если это делать, то в манере, в которой ему хочется.

Это факт, что ваш ребенок слишком молод для того, чтобы говорить или ему просто не хочется произносить то, что он читает, но это не отвергает того факта, что вы обогащаете и увеличиваете его язык, обучая его читать.

В действительности, обучение ребенка чтению ускоряет его разговорность и расширяет его словарь. Помните о том, что язык есть язык, независимо оттого, воспринимается он визуально или на слух.

Например, в институте по достижениям человеческого потенциала, мы используем чтение, как одно из главных средств в обучении детей с нарушенными функциями мозга, говорению.

 

ТРЕТИЙ ШАГ. (Домашний словарь.)

К этому моменту оба - родитель и ребенок - должны подходить к игре обучения чтению как к большому удовольствию и радости. Помните, что вы приучаете своего ребенка ЛЮБИТЬ и ЦЕНИТЬ знания и эта любовь будет умножаться с течением его жизни. Даже более того, вы пробуждаете в нем врожденную жажду к знаниям, которая конечно, не может быть уничтожена, но которая под неумелым руководством может превратиться во что-то бесполезное или даже в. какие-то негативные отношения ребенка к знаниям. Поэтому играйте в игру с удовольствием, радостью и энтузиазмом, чтобы не было никаких негативных эмоций, связанных с познанием.

Третий шаг - это, в основном, обучение вашего ребенка домашним словам, но на самом деле это просто продолжение предыдущего процесса с добавлением новых слов, описывающих: предметы окружающего его быта.

"Домашние" слова по шрифту гораздо меньше слов о себе, но они все еще красные, все еще написаны простым шрифтам, но они где-то в половину размера слов о себе, т.е. это где-то слова высотой 5 см на карточках около 7- 8 см . Домашние слова состоят в основном из назва­ний предметов, окружающих ребенка, таких как: "СТОЛ" (TAIBL, "СТУЛ" (CHAIR), "CTEНА" ( WALL) .

Сейчас, наверно, самое время поговорить немного о том темпе или скорости, с которой каждый ребенок индивидуально подходит к обучению и с которой он изучает что-то.

Так Джон Джиарди в газете "Субботнее обозрение" за 11 мая 1963 года писал, что "каждого ребенка следует питать знаниями по мере его собственного аппетита к ним". Мы думаем, что это, как раз, и выража­ет и описывает эту ситуацию, как нельзя, более точно.

Не бойтесь дать ребенку вести вас в этом вопросе. Конечно, вы можете быть приятно удивлены силой и размером его голода к знаниям, его жаждой знаний и тем темпам, с которым он будет усваивать.

Домашний словарь может быть разбит на несколько подсловарей. Первая группа может включать в себя предметы, вторая - приобретения, а третья какую-то глагольную группу.

Те названия, которые начинаются с большой буквы, должны и на карточках писаться с большой буквы. Но не следует заострять на этом внимание ребенка. Он не будет задавать вопрос по поводу заглавных букв до тех пор, пока он не выучит алфавит. Но, если он уже знает алфавит и спрашивает, почему это слово начинается с заглавной буквы, необходимо просто ему объяснить, что все имена начинаются с больших букв.

К этому времени ребенок уже имеет в своем словарном запасе около 25—30-ти слов и уже нет необходимости каждый раз просматривать и повторять их. Это будет очень скучно. Дети любят учиться, но они не любят никаких проверок и повторений. Любая проверка вводит, какое-то трение в ситуацию между родителем и ребенком. К сожалению, дети мо­гут ассоциировать это давление и стресс с процессом обучения.

Может быть раз в неделю давайте своему ребенку возможность про­демонстрировать вам добровольного, что он знает и только в том слу­чае, если он действительно хочет этого.

В любом случае выказывайте ребенку как можно больше любви и ува­жения,

Итак, первая группа А - предметы:

 

А . Предметы (это предметы семейного обихода)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.