Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ. СВОЙСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ





Для информационных теорий коммуникации центральным является понятие информации, которое сегодня широко используется в философии, кибернетике, математике, теории коммуникации, социологии массовой коммуникации, теории массовой информации, журналистике, PR, информатике (дисциплине, в которой изучаются свойства информации, а также закономерности ее поиска, хранения, передачи и обработки).

Первоначально понятие информации связывалось исключительно с коммуникативной деятельностью в обществе. «Докибернетическое» понятие информации как сведений, сообщений о чем-либо, передаваемых людьми прямо или опосредованно, устным, письменным или другим способом, сохранялось до середины XX в. С середины XX в. информация, ее структура, информационные процессы стали изучаться в связи с понятием отражения материи в кибернетике, философии, а сегодня – в теории коммуникации, журналистике, семиотике (информация как пространство смыслов и значений).

Кибернетические теории информации. Винер определял информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств» (Винер Н.Человек управляющий. СПб., 2001. С. 14). В вероятностно-статистической кибернетической теории информации (Фишер, Найквист, Хартли, Бриллюэн) информация определяется как уменьшение, устранение, снятие неопределенности в результате передачи сведений, сообщений: информация противопоставляется энтропии. Неопределенность существует тогда, когда снижается количество возможных альтернативных вариантов и происходит выбор одной из нескольких возможностей. Шеннон (математическая теория информации) считал, что информация – это не всякое сообщение, а лишь то, которое уменьшает неопределенность. В соответствии с вероятностным подходом к информации важным критерием признания за сообщением статуса информации являлась возможность снижения с его помощью неопределенности для получателя. В рамках теорий управления развивались исследования прагматических аспектов информации, т.е. ее оценка с точки зрения ее актуальности (достаточная, избыточная, излишняя информация), ценности, полезности и адекватности. В концепции разнообразия английского кибернетика и нейрофизиолога У.Р. Эшби информация трактуется как разнообразие, различие, новизна, небанальность, как передача разнообразия. Российский исследователь А.Д. Урсул также понимает информацию как отраженное разнообразие.





Наряду с кибернетическими, существуют философские понятия информации. Атрибутивисты понимают информацию как неотъемлемое имманентное свойство (атрибут) материи, всех материальных объектов: капля воды, деревянный стол, живая клетка, нейтрино содержат физическую, химическую, биологическую информацию. По мнению «атрибутивистов», информация присуща всем объектам живой и неживой природы. Функционалисты связывают информацию лишь с функционированием самоорганизующихся систем. По их мнению, информация – это условие и результат целесообразной активности, поэтому информация присуща только биологической и социальной формам движения материи (Авдеев Р.Ф.Философия информационной цивилизации. М., 1994. С. 160–162, 182–185; Урсул А.Д. Отражение и информация. М., 1973. С. 31–41). Информация – это «материализованный (в идеале – формализованный) результат сознательного или бессознательного отражения субъектом определенных фрагментов реального или идеального мира, предназначенный для восприятия другим(и) субъектом(ами)».Социальная информация представляет собой актуальные знания, сообщения, сведения о социальном и природном мире, которые необходимы социуму для его полноценного функционирования. Социальная информация отражает отношения людей, их взаимодействия, потребности и интересы; именно в этом качестве она является субстратом коммуникационных процессов социальных систем (Тавокин Е.П.Информация как научная категория//Социс. 2006. № 11. С. 9; Еияков А.Д. К. понятию «информация»//Сонис. 2008. Ne 4. С. 145).



Социальная информация производится в процессе освоения мира людьми. Информация – «это знания, сообщения, сведения о социальной форме движения материи и о всех ее других формах в той мере, в какой они используются обществом, человеком и вовлечены в сферу социальной жизни». Поскольку знания и сообщения суть смыслы, то, по мнению А.В. Соколова, «социальная информация – это движение смыслов в социальном времени и пространстве, т.е. социальная коммуникация (Афанасьев В.Г.Социальная информация. М., 1994. С. 13; Соколов А.В.Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 330).

По сферам общественной жизни социальная информация подразделяется на бытовую, экономическую, политическую, правовую, культурную, социологическую, управленческую, историческую, психологическую, военную. По уровню обработки информация бывает первичной, полученной на основе эмпирических исследований, и вторичной, полученной после обработки и анализа первичной. По функциям управления информация подразделяется на статистическую, отчетную, аналитическую, контрольную, нормативную, плановую, итоговую. По степени доступности – на открытую и конфиденциальную (для служебного пользования, секретную, совершенно секретную) (Бориснёв С.В.Социология коммуникации. М., 2003. С. 151, 152).

Информация в ходе эволюционного развития общества усложнилась: из уст в уста передавались мифы, сказки, табу, регламентирующие поведение человека (внегенетическая информация). Собственно, культура – это совокупность внегенетической информации. Генетическая информация начала вытесняться новой, оперативной информацией, позволяющей адаптироваться к конкретным условиям. Структурная информация постоянно воспроизводилась: возникали традиции, нормы, ценности. Постепенно информация становилась более многообразной, многозначной, самодостаточной, появляется фундаментальная информация, формирующая знания, интересы индивида (Федотова Л.Н.Социология массовой коммуникации: учебник. СПб., 2003. С. 9-13).

Отличительным признаком публичной коммуникации в конце XX – начале XXI в. является преобладание в информации эмоционально центрированной аргументации по сравнению спредметно-логической, рациональной, т.е. преобладание мнений, субъективных оценок по сравнению с интеллектуальной, дескриптивной (новостной, описательной), объективной, концептуальной, фактуальной информацией (Степанов В.Н.Провокативный характер пиар-дискурса в рамках корпоративных коммуникаций//Коммуникативные практики в современном обществе. СПб., 2008. С. 135).

По уровню и назначению социальная информация разделяется на массовую, специализированную и личностно-индивидуальную, включающую уникальный, неповторимый личный опыт, знания.

Массовая информация доступна, интересна, полезна для большинства людей и транслируется массовой аудитории; она не имеет функции приращения знаний. Специализированная информация предназначена целевым социальным группам в соответствии с их профессиональными и научными интересами и информационными потребностями. В контексте социальных функций журналистики критериями оценки содержания российских СМИ должны быть реальные и наиболее актуальные процессы и события в конкретных областях социальной практики (Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. М., 2008). Для журналистов необходимо знать, что важнейшими свойствами массовой информации являются ее полнота, достоверность, объективность, новизна, доступность, актуальность, социальная направленность, ценность (полезность), характер (позитивная, негативная, нейтральная), своевременность, оперативность, понятность, логичность, однозначность, а не сенсационность, эксклюзивность, наличие в событии драматизма, борьбы интересов и даже насилия.

К пониманию сущности социальной информации можно подходить двояко. Семантический подход предопределяет ее качественные параметры: содержание, смысл, значение.Вероятностно-статистический подход определяет ее количество как измеряемую величину. Семантическая структура информации, которая содержится в журналистском, рекламном, пиаровском текстах, состоит из дескриптивной (описательной, новостной), прескриптивной (предписывающей; сведения, которые содержат представления о желаемом будущем), волюативной(оценочной: хорошо – плохо) и нормативной информации (сведения о способах достижения желаемого будущего) (Прохоров Е.П.Введение в теорию журналистики. М., 2005. С. 45–47).Например, сообщение: «Сегодня в Венеции плюс 15 градусов тепла, дождь» – дескриптивное. «Сегодня чудная погода, можно погулять» – оценочная информация. «Желательно, чтобы Вы не опаздывали» – прескриптивная информация. «Для решения данного территориального конфликта завтра начнет работу согласительная комиссия, членами которой станут министры иностранных дел приграничных государств» – дескриптивная и нормативная информация. Визуально-образная информация воспринимается как более объективная, чем та, что передается через традиционные каналы коммуникации – газеты или книги. Если текст как система зафиксированных понятий предоставляет читателю возможность аналитической работы над ним, то аудиовизуальные средства могут навязать индивиду образное восприятие информации, которое рационально контролируется им в меньшей степени. Это создает возможности для манипулирования сознанием как отдельного человека, так и общественным сознанием.

Дискуссионным остается вопрос о соотношении рационального и иррационального смыслов в информации. В количественной (рациональной) теории информации ценность имеет абсолютно достоверная информация. В семантической теории информации ценность могут иметь любые, даже невероятные сообщения, гипотезы, мнения. Основными проблемами в сфере информационных процессов можно считать следующие: противоречие количественной и качественной сторон информации; проблема искажения смысла при трансляции иррациональной стороны информации; проблемы свободы информационного обмена и защиты информации от несанкционированного «взлома»; нарушения авторских прав и информационная агрессия; недостаток информации и ее избыток; критерии оценки новизны информации и ее достоверности; гипотеза существования объективных информационных полей (Пивоев В.М.Философия культуры: учеб. пособие. СПб., 2001. С. 100, 119, 120).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.