Сделай Сам Свою Работу на 5

В. ШРАММ: ВКЛАД В РАЗВИТИЕ НАУКИ О КОММУНИКАЦИИ





Если о значении научных разработок Лассуэлла для политологии и коммуникативистики российским специалистам известно в достаточной степени, то о таком крупном исследователе проблем социальной коммуникации, как Вильбур Шрамм, российских публикаций явно недостаточно. Некоторые его идеи изложены в работах П.С. Гуревича, написанных до перестройки в аспекте «критики буржуазных концепций» (Гнатюк О.Л.Из истории американской коммуникологии и коммуникативистики: В. Шрамм//Актуальные проблемы современной политической науки. Вып. 2. СПб., 2002). Имя В. Шрамма известно, в основном, российским журналистам, поскольку он является соавтором Фреда С. Си-берта и Теодора Питерсона работы по истории журналистики «Четыре теории прессы». В этой работе Ф.С. Сиберта, У. Шрамма и Т Питерсона, актуальной для понимания истории и теории журналистики, рассмотрена эволюция основных типов систем журналистики и теорий прессы: авторитарной (и ее разновидностей – феодально-монархической и религиозно-клерикальной); либертарианской; журналистики социальной ответственности; социалистической системы журналистики (советской коммунистической теории прессы) (Четыре теории прессы/Ф.С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. М., 1998).



Между тем американские исследователи истории коммуникативистики именно с именем Вилбура Шрамма связывают «утверждение предметного поля» изучения коммуникации не только в США, но и в других странах, и подчеркивают, что именно он разработал важнейшие проблемы общественной коммуникации («Human Communication»). По мнению Эверетта Роджерса, руководителя отделения коммуникации и журналистики Университета Нью-Мексико, В. Шрамм сыграл ключевую роль в истории изучения коммуникаций в Америке. Во многом благодаря В. Шрамму ускорился процесс институционализации изучения коммуникаций, что позволило интегрировать теории и методы изучения социальной коммуникации в США, открыть много отделений и кафедр для ее исследования. После Второй мировой войны В. Шрамм стал основателем изучения теории коммуникации в университетах Айова, Иллинойса, Стэнфорда; при каждом из них он основал научно-исследовательские институты по изучению коммуникаций, внедрил докторские программы по их исследованию и руководил их осуществлением.



На психологическом факультете Университета Айова на средства научной стипендии, полученной от Американского совета научных обществ, в 1932–1934 гг. он совместно с психологом Карлом Сишоуром начал проводить лабораторные эксперименты по изучению психологии аудиальных эффектов сообщений, что подтолкнуло его к дальнейшему изучению процессов коммуникации. После вступления США во Вторую мировую войну в 1942–1943 гг. Шрамм работал научным директором «Ведомства о фактах и персоналиях» – «The Office of Facts and Figures» («OFF»), преобразованного в «Министерство военной информации» – «The Office of War Information» («OWI») в Вашингтоне. Деятельность «OWI» была посвящена исследованию внутренней и внешней пропаганды и щедро финансировалась (13 июня 1942 г., когда «OFF» был преобразован в «OWI», ведомство имело 400 сотрудников и бюджет в 1,5 млн дол.). В конце своей жизни, отвечая на вопрос об основных «основателях» и источниках изучения коммуникации, Шрамм свел их к следующим: 1) бурное развитие социологии, психологии, политологии в 1930–1940-е гг., что привело к выделению в них специализаций по социальной коммуникации; 2) исследования П. Лазарсфельда и К.Левина; 3) теории Г. Лассуэлла; 4) американский военный истеблишмент, ассигнования ученым на проведение научных исследований в первые годы Второй мировой войны (Rogers Е.М.A History of Communication Study. A Biographical Approach. N.Y.; L.; Toronto; Sydney; Singapore, 1997. Ch. 1: W. Schramm and the Founding of Communication Study. C. 4–8. 13–15, введение, с. XI).

Именно в период интенсивной работы в течение полутора лег в Вашингтоне в ведомстве по изучению содержания и эффектов внутренней и внешней пропаганды сформировались воззрения Шрамма о необходимости комплексного изучения социальной коммуникации. Его видение «предметного поля» обобщающей науки о коммуникации сформировалось в результате совместной работы, ежедневных контактов с более чем двадцатью учеными, работавшими в этом ведомстве: Дж. Гэллапом, Э. Роупером, П. Лазарсфельдом, Ф. Стэнтоном, Д. Мэннингом и др. Именно в эти годы в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне Лассуэлл проводил контент-анализ пропагандистских сообщений союзников США, по поводу чего Шрамм отмечал: «Исследование массовой коммуникации началось в Библиотеке Конгресса США в 1942 г.». В это же время в Бостоне Н. Винер писал отчет, финансируемый Пентагоном, о том, как математически можно доказать точность оружейного огня противовоздушных сил, в котором содержались основы его кибернетической теории, включая идею обратной связи. В эти же годы в Нью-Йорке К. Шеннон проводил исследования, которые стали основой информационно-математической теории коммуникации. В это же время из фашистской Германии и оккупированной ею Австрии в США эмигрировали Т. Адорно, П. Лазарсфельд, К. Левин, ставшие в США всемирно известными учеными.



Шрамм и исследовательская группа в «OWI» изучали следующие проблемы: какая информация могла бы поднимать моральный дух американцев? какие каналы может использовать «OWI» для более эффективной пропаганды? Эти ученые должны были организовать проведение крупномасштабных коммуникационных кампаний с изучением обратной связи, т.е. исследовать эффекты усвоения сообщений массовой аудиторией. В 1943 г. «Министерство военной информации» («OWI») испытывало трудности, его бюджет был значительно урезан Конгрессом (с 8,9 млн до 2,7 млн дол.). Но именно на «OWI» была возложена ответственность за «белую» пропаганду, нацеленную на «внутреннюю аудиторию», в то время как Ведомство специального обслуживания (The Office of Special Services, или «OSS»), позже преобразованное в Центральное агентство по сбору сведений – The Central Intelligence Agency, отвечало за «черную» пропаганду, направленную на «врагов».

Дальнейшая деятельность Шрамма была всецело посвящена науке и практическому внедрению в ведущих американских университетах докторантских программ по проблемам теории и истории массовой коммуникации. Он руководил множеством проектов, имел сотни учеников, воспитал первое в Америке поколение специалистов по теории коммуникации. Он опубликовал и отредактировал десятки монографий и сборников статей по теории информации, коммуникации, эффектам массмедиа и медийных коммуникаций (Наиболее известные научные труды В. Шрамма – см.: Communications in Modern Society./ed. by W. Schramm. Urbana, 1948; The Process and Effects of Mass Communication*/ed. by W. Schramm. Urbana, 1954; Schramm W. One Day in the World's Press, Stanford, 1959; Schramm W. Mass Media and National Development, Stanford, 1964; Schramm W. Men, Massages, and Media: A Look at Human Communication. N. Y., 1978). В Университете Айова в 1943–1947 гг. он основал Школу журналистики и стал ее директором. В этом университете начинал свою журналистскую карьеру Джордж Гэллст (1902–1984) и там же в 1928 г. он защитил докторскую диссертацию по психологии на тему: «Объективный метод для определения читательских интересов: контент-анализ газет». В Университете Айова в 1943 г. Шрамм организовал первую в мире программу по защите докторских диссертаций по проблемам массовой коммуникации. Он также курировал докторские программы по массовой коммуникации, открытые и в других университетах США: в 1947 г.– в Иллинойсе, в 1950 г.– в Висконсине, в 1951 г.– в Миннесоте, в 1952 г.– в Стэнфорде. В 1947–1955 гг. Шрамм стал основателем и директором Института исследования коммуникаций, деканом отделения коммуникации, помощником Президента Университета Иллинойс (Урбана) и директором редакции университета. В Университете Иллинойс Шрамм содействовал лингвисту Чарльзу Осгуду (1916–1989) в разработке метода измерения значений – «семантического дифференциала» Ч. Осгуда (см. главу 7).

В 1955–1973 гг. Шрамм работал профессором Института по исследованию коммуникаций при Стэндфордском университете, а с 1957 по 1973 г. был директором этого Института. В 1962 г. его назначили профессором сектора Международных коммуникаций этого Института, он получал именную профессорскую стипендию и работал в Стэндфордском университете вплоть до своего выхода на пенсию в 1973 г. Именно в Стэндфордском университете начинается «международный» этап карьеры В. Шрамма: его научные проекты по исследованию международных коммуникаций были связаны с изучением новостей в мировой прессе, освещающих такие политические события, как ввод советских войск в Будапешт (1956) и форсирование израильскими Вооруженными силами Суэцкого канала. В дальнейшем Шрамм содействовал процессу институционализации образовательных программ по изучению коммуникаций в Колумбии, Сан-Сальвадоре и других странах. Будучи уже на пенсии, с 1973 по 1977 г. Шрамм был директором Восточно-западного института коммуникации в Гонолулу (Гавайи), где в 1975–1977 гг. работал в звании заслуженного профессора. В 1977 г. он был избран почетным профессором в области коммуникации Китайского университета (Гонконг) (Rogers Е.М.A History of Communication Study. A Biographical Approach. N.Y.; London; Toronto; Sydney; Singapore, 1997. С. 1, 4, 23, 26, 455, 468, 469).

Процесс коммуникации В. Шрамм рассматривал как один из фундаментальных социальных процессов, как социальные интеракции (взаимодействия) в рамках общности любого уровня.Коммуникация – это взаимоотношение сторон, настроенных на одну и ту же информацию. Важнейшей характеристикой этого взаимодействия являются цели сторон; здесь он пытался дополнить знаменитую «линейную» модель коммуникационного процесса, разработанную Г. Лассуэллом. Шрамм считал, что адресант вступает в коммуникацию, имея прежде всего определенные цели (информировать, обучать, осведомлять, развлекать, предлагать, убеждать). Цели адресата соответственно состоят в стремлении получить информацию, узнать, научиться, получить удовольствие, занять позицию – по отношению к мнениям, взглядам и идеям, которые «отправил» коммуникатор, или «экспедиент». Коммуникация – это акт установления контакта между отправителем и получателем при помощи сообщения. Необходимым условием коммуникации является то, чтобы и отправитель, и получатель имели бы общий код, «шифр», который позволит адресанту кодировать и отсылать сообщения, а адресату – их принимать и распознавать (Schramm W,The Nature of Communication between Humans/The Process and Effects of Mass Communication. Urbana, 1972. C. 14, 19).

В середине 1940-х гг. П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Э. Кац, Г. Годе и др. выдвинули гипотезу о том, что сообщение, посланное рассредоточенной аудитории, достигает сначала «лидеров мнения» (наиболее авторитетных членов группы), и затем уже других членов группы. Эта гипотеза, подтвержденная эмпирическими исследованиями, получила название теории «двухступенчатого потока информации» (см. главу 4). Шрамм назвал ее теорией «многоступенчатого потока информации». По его мнению, межличностные каналы информации функционируют параллельно каналам массовой коммуникации и оказывают огромное влияние на циркуляцию потоков информации в обществе. Он настаивал на том, чтобы экспериментально изучались не только общие сведения о популярности программ, но и факты, которые позволяли бы описывать общекультурные запросы различных групп аудитории. Позже «лидеры мнения» стали рассматриваться как связующее звено между СМК и массой, которая нуждается в информационной ориентации. Все эти теории массовой коммуникации, у истоков разработки которых стоял Шрамм, сегодня широко используются в теории коммуникации, в рекламе, в журналистике, в социальной психологии (The Science of Human Communication/ed. by W. Schramm. N. Y., 1963).

Шрамм рассматривал не только проблемы массовой коммуникации, но и коммуникации в группах как изменение группового сознания под влиянием СМК. Он пересмотрел ставшую популярной в годы Второй мировой войны медиацентристскую концепцию о пассивной «аудитории-мишени», на которую каналы СМИ «обрушивают» множество сообщений. В связи с появлением теории «лидеров мнений» и теории «многоступенчатого потока информации» (он был ее соавтором) им проводились исследования о неоднозначном влиянии сообщений на формирование внутри массовой аудитории различных «социальных и культурных групп», или категорий. В результате появилась его «теория категорий» аудитории, благодаря которой аудитория уже не рассматривалась как пассивная масса, некритически потребляющая любой информационный продукт СМК. Таким образом, одним из первых в американской коммуникативистике Шрамм предложил дифференцированно исследовать аудиторию и взаимодействие людей в группах, на которых влияют определенные источники информации. Его «теория категорий» аудитории учитывала ее социально-демофафические признаки и подчеркивала меру сопротивления определенной части аудитории коммуникатору. В конечном счете эта теория «подорвала» веру в могущество массовой коммуникации, что привело к возрождению исследований межличностных и групповых коммуникаций (Schramm W.The Nature of Communication between Humans//The Process and Effects of Mass Communication. Chicago, 1971. C. 10). Рассматривая трансляцию информации в обществе как многомерный процесс, Шрамм отрицал низведение культуры до уровня информационных потоков и учитывал влияние массового общества на культуру. По его мнению, пропаганда появляется с возникновением технических средств воздействия на сознание, с появлением современных способов тиражирования слова, т.е. с изобретением книгопечатания в середине XV в. Он также изучал модели политической коммуникации, подчеркивая их асимметричность (Schramm W.Two Concepts of Mass Communication//Responsibility in Mass Communication. N. Y., 1957. C. 62–77).

Таким образом, в американской коммуникативистике Шрамм по праву считается одним из создателей теорий массовой коммуникации. Как справедливо подчеркивает Э. Роджерс, «без таких предшественников, как Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, К.Левин, Н. Винер и К. Шеннон, изучение основ теории коммуникаций не смогло бы достичь современного уровня и статуса. Во многом это произошло именно благодаря Шрамму, которого по праву можно считать создателем «предметного поля изучения коммуникаций». Его деятельность по институционализации процесса изучения коммуникаций способствовала тому, что большинство американских университетов сегодня имеют факультет или отделение по изучению коммуникаций, а некоторые из университетов – даже по два и более отделений, на которых изучаются дисциплины в рамках коммуникативистики, присуждаются научные степени бакалавров, магистров и докторов наук по коммуникации» (Rogers E. M.A History of Communication Study. A Biographical Approach. N.Y.; London; Toronto; Sydney; Singapore, 1997. C. 446, 479).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.