Сделай Сам Свою Работу на 5

Г. ЛАССУЭЛЛ – КЛАССИК КОММУНИКАТИВИСТИКИ И ПОЛИТОЛОГИИ





Основные проблемы массовой коммуникации (ее функции, институты, особенности каналов, закономерности развития, эффекты и технологии воздействия на массовое сознание и поведение) были исследованы в творчестве «классиков» науки о коммуникациях – американцами Гарольдом Лассуэллом (1902–1978), Вилбуром Шраммом (1907–1987) и канадцем Гербертом Маршаллом Маклюэном (1911–1980). Все они жили в эпоху бурного развития информационного общества и практически в одно и то же время.

Согласно Э. Роджерсу, который полагает, что история коммуникаций является историей социальных наук, именно Г. Лассуэлл был «основателем изучения пропаганды» (его 3-томная фундаментальная работа «Пропаганда и коммуникация в мировой истории»). Г. Лассуэлл был также одним из первых, кто исследовал содержание текстов газет и журналов, используя такойметод анализа документов, как контент-анализ; он проанализировал 6 млн слов в различных периодических изданиях. С 1948 г. он стал всемирно известным благодаря публикации статей о«пятивопросной» линейной модели коммуникационного процесса: «Who says what in which channel to whom with what effects?», над которой он работал в рамках семинара Фонда Рокфеллера в 1939–1940 гг. (Rogers Е. М. A History of Communication Study. A Biographical Approach. N. Y.: London; Toronto; Sydney; Singapore, 1997. C. 232, 233).



Учителем Г. Лассуэлла в Чикагском университете был Чарльз Мерриам (1874–1955), стоявший на методологических позициях бихевиоризма; он подтолкнул своего ученика не только к изучению в политологии именно политического поведения, но и к исследованию пропагандистских материалов при помощи метода контент-анализа. В 1925 г. он проанализировал содержание немецких школьных учебников на предмет выявления в них материалов о национальных военных героях, о вкладе Германии в мировую науку, о «неполноценности» иностранцев. Свою диссертацию Г. Лассуэлл защитил в 1926 г. в Чикагском университете. В ней, используя контент-анализ, он обобщил пропагандистские материалы из массовых изданий Швейцарии, Англии, Германии и Франции периода первой мировой войны. Он систематизировал исследования о сущности пропаганды, политических мифов и значении использования контент-анализа в диссертации и в монографии «Техника пропаганды в мировой войне» (1927). Позже, в середине 1940-х гг., в многочисленных публикациях по проблемам пропаганды и контент-анализа в сотрудничестве с С. Пул и Д. Лернером он исследовал более 20 тыс. редакционных статей в наиболее престижных и массовых американских и зарубежных газетах.



Основные процедуры контент-анализа связаны с переводом качественной информации (содержания сообщений текстовой информации) в количественные показатели, на язык счета. В качестве смысловых, т.е. качественных единиц анализа, Г. Лассуэлл предложил «изучение элит», персоналий политических лидеров, факты деятельности правительств и символы, поскольку «символические отношения организуют отношения между людьми». Такой подход применялся им и при контент-анализе советских газет для книги «Пропаганда мировой революции» (1939). Выделяя в качестве основных смысловых единиц понятия, термины и символы, он считал, что таким способом можно обнаружить не только закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, но и главные мотивы и скрытые намерения коммуникаторов. Используя символ как важнейшую аналитическую единицу контент-анализа, он во время Второй мировой войны применил этот метод для анализа текстов популярной американской газеты «Истинный американец» и доказал, что она является профашистской, что и послужило основанием для ее запрета (Lasswell Н.Analysing the Content of Mass Communication: A Brief Introduction. N.Y., 1942; Rogers E.M. A History of Communication Study. N. Y., 1997. C. 213, 228; Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы. М., 1972. С. 126, 127).

В 1927 г. Г. Лассуэлл опубликовал монографию «Техника пропаганды в мировой войне». В 1927 г. совместно с Элтоном Мэйо, профессором Гарвардского университета, теоретиком доктрины «человеческих отношений» в менеджменте, он участвовал в знаменитом «Хоторнском эксперименте». В 1930 г. была издана монография Г. Лассуэлла «Психопатология и политика», в которой была предпринята первая масштабная попытка применения психоаналитической теории к анализу поведения некоторых политических лидеров. В 1936 г. была опубликована его работа «Кто достигает, что, когда, как», в которой он по-новому определил предмет политологии: политическая наука должна изучать не только власть, но и политическое поведение, и политическую коммуникацию, распространение и воспроизводство политической символики, и политическую пропаганду. В 1936 г. он стал профессором Чикагского университета. В 1939 г. была опубликована его книга «Пропаганда мировой революции: исследование Чикагской школы» (в соавторстве с Дороти Блументак). В 1939–1940 гг. Лассуэлл был участником семинара по массовым коммуникациям, организованного Фондом Рокфеллера. Именно тогда он объяснил процесс массовой коммуникации в виде однонаправленной (линейной) «пятивопросной» модели. Во время Второй мировой войны он был руководителем «Экспериментального отдела по изучению коммуникаций военного времени», расположенного в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. В 1946–1972 гг. он был профессором Школы права в Йельском университете, работал в Колумбийском университете в Нью-Йорке.



По мнению Лассуэлла, политология и коммуникативные науки в изучении МК, политической коммуникации, политического поведения и политической пропаганды должны использовать не только методы эмпирической социологии, социальной психологии, но и психоанализа и психиатрии. Он считал, что в XX в. политическую науку «в широком смысле следует рассматривать как орган самопознания и самосовершенствования человечества в процессе общекосмической эволюции», поскольку под воздействием коммуникационных революций возрастает взаимозависимость всех сфер и форм общественной жизни, и в результате освоения космического пространства человечество соотносит себя с миром в целом. Ранее Ю. Хабермаса он предлагал создать международный правовой порядок, способный служить утверждению человеческого достоинства, подчеркивал ключевое значение понимания общения людей как «открытого форума для постоянного обсуждения вопросов толерантности и доступа к основным ценностям жизни» (Терин В.П.Лассуэлл Г.//Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 153). Г. Лассуэлл был одним из первых, кто настаивал на введении психологии в политический анализ. Изучая психоанализ Фрейда, в 1928 г. он использовал свою стипендию Чикагского университета для разработки психиатрических интервью в Бостоне. Лассуэлл по праву считается одним из основателей «предметного поля» политической психологии, ключевые идеи которой, включая метод психоанализа биографий политических лидеров, были изложены в его знаменитой книге «Психопатология и политика» (1930). В этой работе Лассуэлл пришел к выводу, что детерминанты политического поведения, причины принятия политических решений коренятся в индивидуальной психике, в самых глубинных и иррациональных ее пластах – в бессознательном, в накопленных скрытых политических чувствах, которые предопределяет политическое поведение и которые необходимо изучать.

Основой психоаналитического объяснения политического поведения является теория фрустрации, суть которой состоит в том, что бессознательные сексуальные мотивы (libido) с помощью психологических механизмов защиты («проекции», «замещения», «сублимации») трансформируются в иные, в том числе и в политические желания. По мнению Лассуэлла, борьба за власть – это лишь компенсация детской травмы. Власть помогает преодолеть низкое самоуважение; власть объясняется в терминах «компенсаторной теории» политики. В работе «Психопатология и политика» он исследовал глубинные мотивы активных «претендентов» на власть – индивидов, готовых на все ради ее получения, вплоть до убийства или самоубийства в случае потери властных полномочий.

Он предложил оригинальную типологию политических лидеров по двум критериям: 1) исполнение той или иной политической роли; 2) особенности детского психосексуального развития. Он выделял три «подтипа» политических лидеров: агитатор, администратор, теоретик (Rogers Е.М.A History of Communication Study. N. Y., 1997. С. 208, 209; Азаров Н.И. Психология личности и масс//Социально-политический журнал. 1997. №2. С. 121; Короткова Н.В. Г.Д. Лассуэлл..Методология исследования проблем политики//Политическая наука. 2004. № 4).

Огромное значение в научных исследованиях Лассуэлла имеют проблемы пропаганды, ее сущности и структуры «конструктов» пропагандистских материалов. В 1927 г. он определяет пропаганду как «управление коллективными аттитюдами (установками) посредством манипулирования значимыми символами». Пропаганда не может быть «плохой» или «хорошей» и не может квалифицироваться в терминах этики. Пропаганда есть попытка изменить воззрения людей; она есть «массовое убеждение». Ее целью является насаждение политической мифологии.Пропаганда – это политика й вид оружия – оружия более «экономного», чем традиционное; это «инструмент тотальной политики вместе с дипломатией, экономическими мероприятиями и вооруженными силами. Цель пропаганды заключается в экономии материальных затрат на мировое господство» (Rogers ЕМ.A History of Communication Study. N. Y., 1997. С. 213, 214). Во время Второй мировой войны СМИ стали использоваться в качестве носителя технологий психологической войны. В наставлении вооруженным силам США (так называемом «Введении в психологическую войну») появились понятия «белой» пропаганды (рассчитана на «своих», ее источник идентифицирован, распространяется его официальными представителями), «серой» пропаганды (не идентифицирует специально свой источник) и «черной» пропаганды (направлена на «врага», выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный) (Кара-Мурза С.Г.Манипуляция сознанием. М., 2000. С. 250).

Пропаганда как управление значимыми символами предполагает, по мнению Лассуэлла, распространение прежде всего политических мифов, стереотипов и символов. Политический мифон определяет как «совокупность социальных убеждений, включающих устойчивые представления об идеальном типе власти в рамках конкретного общественного устройства». Политический миф – это не только «иррациональное», принимаемое на веру аксиоматически, бездоказательно, без критического осмысления. Политические мифы реализуются в политических доктринах и идеологиях и отражаются в структуре политического сознания через такие понятия, как «креденда» и «ми-ранда», в связи с чем пропаганда всегда обращена как к разуму, так и к чувствам реципиентов. «Креденда» (доверие) – это сфера рационального сознания, более соответствующая политическим доктринам; это уставы, конституции, декларации, договоры, обращенные к разуму и обеспечивающие доверие к власти на когнитивном уровне. «Миранда» (мираж, сверхъестественное) – это нечто схожее с религией; это совокупность мифов, ритуалов, символов. «Миранда» содержит такие коммуникативные средства, как лозунги, флаг, гимн, лидер (герой) движения, сигналы невербальной коммуникации и рассчитана не на рациональное, а наэмоциональное восприятие, на пробуждение чувств лояльности индивида к власти. Посредством пропаганды, «креденды» и «миранды» осуществляется политическое управление обществом, циркулируют политические коммуникации, реализуется язык власти. При этом язык власти предполагает функцию реализации как рациональных целей (в политической семантике, в содержании и стиле высказываний), так и эмоциональных эффектов (политической синтактики). Политические символы, даже получившие массовое признание, имеют, по Лассуэллу, лишь косвенную связь с потребностями группы и несут отпечаток личных мотивов отдельных индивидов, каждый из которых вкладывает в них свой субъективный смысл. Политический символизм, он же идеология, есть омассовленный продукт рационализации частных мотивов и чувств. Для личности важен в первую очередь сам процесс выработки общих символов и борьбы за них, и гораздо менее значимо содержание таковых.

Лассуэлл был одним из основоположников качественного и количественного контент-анализа при исследовании политики. Он предложил методы изучения того, что ранее считалось невозможным изучать: методы изучения мыслей, различного рода фантазий, неосознанных мечтаний. Наиболее известная его работа в этой области – «Язык политики: изучение количественной семантики» (1949) (Lasswell И. The Structure and Function of Communication in Society//The Process and Effects of Mass Communication. Chicago, 1971. C. 84–99; Коротко-ea H. B.Г.Д. Лассуэлл. Методология исследования проблем политики//Политическая наука. 2004. №4. С. 188; Алюшин А.Л. Г. Лассуэлл о природе политической реальности//Полис. 2006. №5. С. 166, 167).

Таким образом, Лассуэлл синтезировал методологию исследования проблем политики с анализом массовой коммуникации и политических коммуникаций. И сегодня его концепции представляют собой классическое наследие не только для политологии, политической психологии, но и для социологии и психологии массовой коммуникации, социологии и психологии пропаганды.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.