Сделай Сам Свою Работу на 5

Второй способ ориентирования





Первой особенностью этого способа является иноеотношение к азимуту. Он перестает рас­сматриваться в качестве идеальной линии дви­жения, которую необходимо выдержать как можно точнее. Здесь азимут рассматривается лишь как одно из направлений, которые турист мысленно учитывает, находясь на местности.

Двумя другими являются направления на стороны горизонта (север, юг, запад, восток), образующие прямой угол, внутри которого находится азимут. Двигаясь на местности, турист все время мысленно, представляет себе два основных направления, которыми ограничена четверть, в пределах которой осущест­вляется движение. Так, двигаясь на северо-восток, он все вре­мя представляет себе, в какой стороне находится север и в ка­кой восток, двигаясь на юго-запад — где запад и где юг, и т. д. Третье направление, которое необходимо четко представить се­бе, — это азимут на искомый пункт. Но четко представлять — не значит следовать по нему.

Представлять себе этот азимут необходимо для того, чтобы иметь возможность совершенно сознательно отклониться от него, но отклониться, учитывая величину этого отклонения, так, чтобы можно было в нужный момент внести в свои дей­ствия соответствующую поправку. В этом состоит вторая и, пожалуй, главная особенность этого способа ориентирования.



Чем же определяется направление и величина допускаемо­го отклонения? В основном двумя факторами — удобством пе­редвижения и удобствами ориентирования. Поясним, что это значит.

При использовании первого способа ориентирования приходится, стремясь точно выдержать нужный азимут, пробираться через кусты и болота, частый подлесок и густую крапиву, валежник и разветвленные овраги. Воспользоваться попадающимися дорогами невозможно, если только они не ведут точно в нужном направлении, что случается крайне редко. При вто­ром же способе ориентирования, решившись на отклонение от азимута, турист может выбирать какое-то более удобное направление движения, если оно, конечно, не чересчур отклоня­ется от нужного азимута. В этом случае обычно можно ис­пользовать многие из встречающихся на маршруте лесных и проселочных дорог, троп, просек, наконец, просто выбирать удобные по своему рельефу, степени густоты подлеска, состоя­ния грунта и т. п. направления движения. Возьмем крайне про­стой пример. Группа движется через лес, разбитый на квар­талы, в направлении на северо-восток от точки А в точку Б (рис. 10).



 

 

Можно, конечно, двигаться по азимуту 40°, стремясь как можно точнее выдержать линию движения. Это первый способ. Но можно воспользоваться просеками. Это проще, чем продираться через лесную чащу. Учитывая длину и ширину кварталов, можно фактически движение на северо-восток за­менить поочередным движением то на север, то на восток с тем же конечным эффектом. Это второй способ. Пусть приве­денный пример упрощен, но он хорошо иллюстрирует основную идею — отклонение от азимута ради удобства передвижения.

Теперь об отклонении с целью удобства ориентирования. В этом случае турист отклоняется от азимута и выбирает в пределах данной четверти горизонта такое направление, которое поможет ему в нуж­ный момент однозначно определить свое местона­хождение, используя ка­кой-то характерный мест­ный предмет, либо так называемый линейный ориентир (т. е. восполь­зоваться как ориентиром каким-то предметом, име­ющим значительную про­тяженность на местности, — рекой, дорогой, вы­тянутым озером, линией связи и т. п.), либо еще что-то, помогающее в ори­ентировании. Проиллюст­рируем сказанное про­стым примером (рис. 11).

 

 

Вряд ли из точки О целе­сообразно брать азимут сразу на хутор: при сравнительно небольшом от­клонении от взятого направления влево можно пройти совсем близко, не заметив его. Гораздо целесообразнее значительно отклониться от этого азимута, так, чтобы выйтина реку, затем пройти вверх по течению и от моста по тропке прийти к хутору. При движе­нии к реке можно направ­ление по компасу выдер­живать очень приблизительно, не заботясь о большой точности: если отклонишься от взятого направления вправо, все равно выйдешь на реку, если влево — на тропу. Ошибка в 10—15° тут ро­ли не играет.



Конечно, заведомо ре­шаясь на существенное отклонение от азимута, ту­рист примерно представ­ляет себе и направление, Ю и величину допустимой погрешности, а главное, знает, как погасить ее. Более того, он ясно понимает, что все предвари­тельные расчеты прибли­зительны и заранее пред­ставляет себе, что произойдет в случае откло­нения, ожидает его и го­тов к нему.

Возьмем еще один про­стой пример (рис. 12).

 

 

Из точки А надо выйти на хутор, расположенный на берегу реки. Если взять азимут прямо на хутор (сплошная линия на ри­сунке), то велика вероят­ность того, что, достигнув реки и не увидев хутор, турист не будет знать, в какую сторону он откло­нился, и поиски займут много времени. Гораздо выгоднее пойти с замет­ным отклонением от нужного азимута с тем, чтобы заранее знать, что отклонение произошло либо вправо, либо влево от хутора (штриховые линии на рисунке). И снова, как и в пре­дыдущем примере, можно не заботиться о большой точности движения по компасу, а это сильно облегчает действия и эко­номит время.

То, что выше было названо особенностями второго способа ориентирования — мысленное представление себе трех направ­лений (двух на стороны горизонта, третьего на нужный пред­мет), отклонение от измеренного азимута ради удобства пере­движения или ориентирования (с запланированным погашени­ем погрешности), одновременно можно считать приемами, используемыми при этом способе.

Рассмотрим еще два приема, относящиеся ко второму способу ориентирования, помогающие оценить пройденное рас­стояние (в первом способе был один такой прием — счет пар шагов). Первый — учет времени движения. Второй — широкое наблюдение за местностью и сопоставление ее с картой.

Остановимся вначале на времени движения. Уже у мало-мальски опытного туриста обычно выработано чувство темпа своего движения. Он достаточно ясно различает скорость 3 км/ч, 4 км/ч, 5 км/ч, т. е. может определить ее с точностью до 1 км/ч. По-настоящему опытный турист определяет ее с точ­ностью до 0,5 км, а бывает, что еще точнее, например: «по­больше 3, поменьше 3,5» (3,2—3,3 км/ч), «побольше 3,5, по­меньше 4» (3,7—3,8 км/ч). Юный турист, понятно, не обла­дает таким развитым чувством темпа, но оценивать скорость своего движения с точностью до 1 км/ч он научается довольно быстро, если руководитель продемонстрирует ему разный темп движения. Если же руководитель сам не обладает чувством темпа, можно во время воскресных походов, когда представится случай, пройти участок маршрута, длина которого при­мерно известна, заметив по часам время его прохождения. Пос­ле нескольких таких попыток турист, как правило, сможет примерно оценить скорость своего движения.

Остальное просто. Перед выходом на маршрут по карте определяется расстояние до нужного пункта. Замечается время выхода. Прикидочно определяется, в котором часу группа при­дет к этому пункту, если пойдет со скоростью 3, или 4, или 5 км/ч. Минут через 30—40 после выхода, а то и раньше ста­новится ясно, с какой скоростью фактически идет группа. После этого время ожидаемого прихода уточняется. Знать путевое время и, следовательно, пройденное расстояние необходимо, чтобы в случае непредвиденной ошибки не пройти мимо нуж­ного пункта, своевременно начать его поиск.

Другой прием оценки, расстояния заключается в использо­вании непрерывного и широкого наблюдения за местностью. Предварительно изучив маршрут по карте, турист заранее представляет, как будет меняться характер местности по мере продвижения. Предположим, он обратил внимание на то, что начало пути представляет собой спуск к слабо выраженной низине с последующим подъемом на другую сторону ее. Это займет примерно четвертую часть пути. Затем приблизительно до половины пути будет идти очень пологое понижение по направлению движения. Далее крутизна понижения увеличится, а когда до конечной цели останется примерно четверть пути, должно начаться понижение справа, в сторону проходящего там длинного оврага. Внимательно наблюдая за местностью по ходу движения, турист может по этим признакам определить, когда он прошел ¼, ½, ¾ пути и тем самым определить, ког­да он приблизился к конечной цели. В приведенном примере надо было следить за изменением рельефа местности. Число признаков, по которым можно судить о пройденном расстоя­нии, очень велико: это изменение характера грунта — появле­ние, например, заболоченной почвы; изменение характера рас­тительности, когда, например, хвойный лес сменяется смешанным, а потом лиственным или лес — лесопосадками, не говоря уже о таких резких переходах, как смена леса лугом или паш­ней и многое другое. Описываемый прием может показаться сложным, но на практике он дает, как правило, хороший результат, особенно в сочетании с контролем времени. Понятно, что такое наблюдение за местностью должно быть непрерыв­ным и широким, т. е. юные туристы не должны смотреть лишь себе под ноги, хотя часто они любят ходить именно так, не об­ращая внимания по сторонам. Конечно, эффективность использования этого, как и любого другого, приема возрастает по мере накопления туристского опыта, но первые положительные результаты он приносит уже новичкам.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.