Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика психологического наблюдения за детьми





<…> Цель наблюдений

К вопросу о цели психологических наблюдений над детьми можно подходить с разных сторон. В данном случае этот вопрос должен быть освещен, во-первых, со стороны научно-теоретической, во-вторых, с практически-педагогической стороны. <…> метод наблюдения имеет в психологии детского возраста решающее значение; это находится в связи с тем, что ребенок как объект исследования представляет большие трудности для экспериментального исследования, чем, с одной стороны, всякий другой животный или растительный объект, с которым мы всегда можем экспериментировать свободнее, а с другой стороны, чем взрослый человек, который может быть использован в собственном исследовании как активная сторона. Это обстоятельство и вынуждает психологию детского возраста с особенным вниманием относиться к разработке методики наблюдений.

Какие же исследовательские цели должна иметь в виду последняя? В сущности, есть одна главная цель – это исследование личности ребенка во всех ее проявлениях, протекающих в условиях постоянных взаимоотношений с окружающей средой. Но эта общая цель распадается на несколько частных целей.



Прежде всего, нас интересует развитие личности ребенка. Ребенок тем и отличается от взрослого человека, что он находится в процессе непрерывного развития, постоянного движения вперед. И взрослый человек не есть нечто статическое, устойчивое и неподвижное; жизнь в такой среде, которая не знает вполне устойчивых состояний и все время предъявляет новые требования, такая жизнь вызывает на постоянную активность, все равно творческую или приспособительную, и, таким образом, держит человека в состоянии непрерывного движения. Но ребенок динамичен сугубо; он также испытывает на себе влияние среды, терпит от этого невзгоды или, наоборот, благоденствует, а, кроме того, навстречу всему этому идет и его собственный внутренний рост. Он динамичен не только по внешним, но и по своим собственным внутренним основаниям. <…>

...Следующая важная цель наблюдений, находящаяся в тесной связи с первой, есть цель характерологическая, или индивидуально-психологическая. С первых дней жизни ребенка наше внимание привлекает к себе тот факт, что во многих отношениях разные дети отличаются друг от друга; мы уже не говорим о различиях в их внешнем виде, но и в реакциях их организма на разнообразные стимулы уже видны индивидуальные различия. Здесь начало образования различных психологических типов людей. Психология индивидуальных различий, завершающаяся классификацией личностей, в самом раннем детстве имеет объект для своих исследований. Отсюда и выдвигаются характерологические задачи для методики наблюдений.



Само собою разумеется, что характерология детского возраста должна учитывать особенности своего объекта, вытекающие из его непрерывного развития. <…>

Необходимо отметить одну специфическую трудность характерологического исследования в детском возрасте, отсутствующую в характерологии взрослых людей. Она заключается именно в том, что личность находится, в процессе непрерывного развития и тип ее все время изменяется в своем содержании. Поэтому, сравнивая детей друг с другом и устанавливая их индивидуальные различия, легко впасть в ошибку, взяв для сравнения такие объекты, которые находятся в разных фазах развития и потому в известном смысле являются несравнимыми. Равноценными объектами при таком исследовании будут те, которые находятся в одинаковых фазах развития. <…> В наиболее благоприятных условиях характерологическое исследование будет находиться тогда, когда несколько детей изучаются одновременно с самого начала их жизни. Различия в элементарных реакциях, устанавливаемые с первых же дней, кладутся в основание будущей индивидуальности, развитие которой прослеживается шаг за шагом. Подобное исследование возможно только в специальном научном учреждении и является пока делом будущего.



<…> цель наблюдений может не охватывать всю личность ребенка в целом, а касаться только какой-нибудь одной стороны ее. Так, например, мы можем поставить себе целью изучить восприятия интересующего нас ребенка, их точность, остроту и их объем. Мы будем наблюдать тогда, как дитя воспринимает и различает цвета, формы предметов, величину их, расстояния, музыкальные и немузыкальные звуки, вкусы и запахи и т.д. Наши наблюдения будут направлены только на эту цель, все остальные проявления личности останутся вне наблюдений. Такие наблюдения, преследующие узкоограниченную цель, могут быть проще и легче тех, цель которых охватить всю личность ребенка, если знать, где и как их надо производить. Даже такую частную тему, как вопрос о восприятиях ребенка, можно разбить на целый ряд более мелких вопросов и наблюдать один раз, как воспринимаются цвета и краски, другой – формы предметов, третий – пространственные отношения и т.д.

Постановка частной цели при психологических наблюдениях предполагает всегда, что наблюдающему известно, в каких видах поведения интересующие его формы активности проявляются и, следовательно, в каких занятиях ребенка их можно ожидать... Но в очень многих случаях решить такой вопрос нельзя без соответствующего исследования, которое потребует тоже специальных наблюдений. И мы, таким образом, подходим к тем психологическим наблюдениям, которые имеют своей целью изучить не личность в целом или в частях, а нечто другое – именно различные виды занятий ребенка с точки зрения их психологического состава.

В этом направлении открывается обширное поле работы, притом совершенно еще не тронутое научным методом. Впервые на эту область психологического исследования указал проф. А.Ф. Лазурский. Он натолкнулся на нее, обдумывая идею естественного эксперимента, ту идею, которая переносит эксперимент как научный метод из лаборатории в самую гущу жизни. Чтобы использовать школьную работу учащегося в целях экспериментального изучения личности его, нужно было сначала разрешить вопрос: а в чем же заключается психологическая сущность арифметики, рисования, русского языка, природоведения, гимнастики и подвижных игр и т.д.? Какие стороны личности можно изучить с помощью каждого из этих предметов? Какие струны «души» ребенка звучат тогда, когда он решает задачу, заучивает стихотворение, рассказывает сказку и т.п.? Ясно до очевидности, что самое изучение личности будет несравненно легче и вернее, когда такой психологический анализ различных видов ее деятельности будет произведен. <…>

Наряду с научно-теоретическими целями и в тесной связи с ними наблюдения над детьми имеют и должны иметь практические педагогические цели. И это, пожалуй, наиболее важная сторона вопроса, потому что, в конце концов, истинной лабораторией для изучения ребенка должна быть школа, детский сад или детский дом, а основным работником в этой области должен быть педагог. Через педагогическую практику и в непосредственном контакте с нею должны ставиться и разрешаться теоретические проблемы, касающиеся детства. От педагогической практики к психологической и педагогической теории и обратно – вот правильный путь к организации наблюдений над детьми как фактора, обусловливающего научную организацию всего дела воспитания и обучения. <…>

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.