Сделай Сам Свою Работу на 5

Содеряжание занятия . Структурно-логическая схема содержания темы занятия





МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По практическому занятию для студентов

Учебная дисциплина «ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И ПАРАЗИТАРНЫЕ ИНВАЗИИ»

Модуль №1«ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ И ПАРАЗИТАРНЫЕ ИНВАЗИИ»

Содержательный модуль №1«ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ С ФЕКАЛЬНО-ОРАЛЬНЫМ МЕХАНИЗМОМ ПЕРЕДАЧИ»

Занятие № 5 «Ботулизм.ПИЩЕВЫЕ ТОКСИКОИНФЕКЦИИ»

Курс 5 Факультет медицинский

Специальность «Лечебное дело» 7.12010001

«Педиатрия» 7.12010002

«Медико-профилактическое дело» 7.12010003

 

 

Утверждено

на методическом совещании кафедры

«_____» _______________ 20______г.

Протокол № ___

Зав. кафедрой ____________К.Л. Сервецкий

 

Одесса - 2013 г.

Модуль №1 «Инфекционные болезни и паразитарные инвазии»

Содержательный модуль №1 «Инфекционные болезни с фекально-оральным механизмом передачи»

1. Тема №5 «Ботулизм. Пищевые токсикоинфекции» – 4 часа

2. Актуальность темы:

Несмотря на то, что ботулизм регистрируется гораздо реже, чем многие другие кишечные инфекции, он постоянно привлекает к себе внимание исследователей и клиницистов. Это связано с тяжелым течением заболевания, недостаточным знанием многих сторон его патогенеза, высокой летальностью.



В нашей стране, где традиционно широко пользуются консервированными продуктами домашнего приготовления (в том числе мясными), без соблюдения соответствующей технологии изготавливают соленую рыбу, ботулизм приобретает особое значение. В последние годы появляются сообщения о вспышках заболеваний, возникающих в результате употребления в пищу соленой и копченой рыбы фабричного приготовления.

 

3. Цели занятия.

3.1. Общие цели занятия:

• иметь представление: о месте ботулизма и ПТИ в структуре инфекционных болезней, историю изучения, вклад отечественных и зарубежных ученых в историю научных исследований в этой области.

• ознакомиться: с статистическими данными по распространенности ботулизма и ПТИ, частоты осложнений в Украине и в мире на сегодня.

 

3.2. Воспитательные цели:

1. Развить деонтологические представление в процессе изучения темы. Соблюдать правила поведения возле кровати больного, врачебной деонтологии. Уметь устанавливать психологический контакт с больным и его семьей.



2. Развить представления о влиянии социально-гигиенических факторов на распространенность ботулизма.

3. На материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.

3.3. Конкретные цели: знать -

• этиологию ботулизма и ПТИ, факторы патогенности возбудителя;

• эпидемиологию ботулизма и ПТИ;

• патогенез;

• клинические проявления ботулизма и ПТИ за типичного течения;

• клинико-эпидемиологические особенности ботулизма и ПТИ;

• патогенез, срок возникновения и клинические проявления осложнений ботулизма и ПТИ;

• лабораторную диагностику ботулизма и ПТИ;

• принципы лечения;

• принципы профилактики;

•тактику в случае возникновения неотложных состояний;

• прогноз ботулизма и ПТИ;

•правила выписки реконвалесцентов из стационара;

• правила диспансеризации реконвалесцентов.

 

3.4. На основе теоретических знаний по теме:

• придерживаться основных правил работы у постели больного;

• собрать анамнез болезни с оценкой эпидемиологических данных;

• обследовать больного и выявить основные симптомы и синдромы ботулизма и ПТИ, обосновать клинический диагноз для своевременного направления больного в стационар;

• провести дифференциальную диагностику ботулизма и ПТИ;

• на основе клинического обследования своевременно распознать возможные осложнения ботулизма и ПТИ, неотложные состояния;

• оформить медицинскую документацию по факту установления предварительного диагноза "ботулизм" (экстренное сообщение в СЭС);



• составить план лабораторного и дополнительного обследования больного;

• интерпретировать результаты лабораторного обследования;

• составить индивидуальный план лечения с учетом эпидемиологических данных, тяжести состояния, наличия осложнений, аллергологического анамнеза, сопутствующей патологии; оказать неотложную помощь на догоспитальном этапе;

• составить план противоэпидемических и профилактических мероприятий в очаге инфекции;

• дать рекомендации относительно режима, диеты, обследования, надзора в периоде реконвалесценцїї.

4. Материалы доаудиторної самостоятельной подготовки (междисциплинарная интеграция):

Дисциплина Знать Уметь
Предыдущие дисциплины  
  1. Нормальная анатомия   Анатомическое строение желудочно-кишечного тракта человека    
  2. Микробиология   Таксономические свойства возбудителя ботулизма и ПТИ, антигенную структуру, рост, размножение, выращивание, идентификацию возбудителя. Проводить необходимый объем специфических лабораторных исследований (посев материала на питательные среды) Интерпретировать результаты специфических методов диагностики.    
  3. Физиология   Параметры физиологической нормы органов и систем человека; показатели лабораторного обследования в норме (общ. ан. крови, мочи, испражнений, биохимия крови, параметры КОС, электролитов и т.п.). . Оценить данные лабораторного обследования.  
  4. Патофизиология   Механизм нарушения функций органов и систем при патологических состояниях различного генеза.   Интерпретировать патологические изменения по результатам лабораторного обследования при нарушениях функции органов и систем различного генеза
  5. Хирургия   Клинико-лабораторные признаки кишечного кровотечения, перитонита, тактику неотложной помощи.   Своевременно поставить диагноз этих осложнений, назначить соответствующее обследование, оказать неотложную помощь
  6. Пропедевтика внутренних болезней   Методы и основные этапы клинического обследования больного.   Собрать анамнез, провести клиническое обследование больного, выявить патологические симптомы и синдромы. Анализировать полученные данные.  
  7. Клиническая фармакология Фамакокинетику и фармакодинамику, побочные эффекты препаратов, применяемых для лечения шигеллеза, амебиаза, средств патогенетической терапии.   Назначить лечение в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей больного, выбрать оптимальный режим приема и дозу препарата, выписать рецепты.    
Следующие дисциплины  
  Семейная медицина   Этиологию, эпидемиологию, патогенез, клинические проявления, возможные осложнения ботулизма и ПТИ. Принципы профилактики и лечения. Тактику ведения больных в амбулаторных условиях, показания к госпитализации. . Проводить дифференциальную диагностику с болезнями, которые перебегают со сходной клинической симптоматикой. Распознать заболевание, интерпретировать данные лабораторного обследования, организовать противоэпидемические мероприятия в очаге, определить необходимость госпитализации, дать рекомендации относительно последующего наблюдения и лечения, заполнить экстренное извещение в СЭС на инфекционного больного (Ф.058). Оказать неотложную помощь в случае необходимости.     .
Внутрипредметная интеграция  
  Инфекционные болезни. Особенности инфекционных болезней. Принципы диагностики, лечения, профилактики инфекционных болезней. Патогенез, эпидемиологию, динамику клинических проявлений, лабораторную диагностику, возможные осложнения шигелеза, амебиаза. Особенности течения в зависимости от клинической формы, принципы лечения и профилактики. Проводить дифференциальную диагностику амебиаза с другими инфекционными болезнями. Распознать заболевание, его осложнения; интерпретировать данные лабораторного обследования. Дифференцированно назначить этиотропную, патогенетическую и симптоматическую терапию. Разработать рекомендации больному относительно питания, режима, профессиональной деятельности,отдыха и других элементов личной гигиены  

 

Содеряжание занятия . Структурно-логическая схема содержания темы занятия

6. Материалы методического обеспечения занятия.

 

6.1. Задания для самопроверки исходного уровня знаний-умений - тесты из базы данных лицензионного экзамена Крок-1 (http://kroktest.org.ua/ )

 

6.2. Информацию, необходимую для формирования знаний-умений можно найти в учебниках:

ОСНОВНАЯ

1. Инфекционные болезни. Курс лекций: учебное пособие / Е.В. Никитин, К.Л. Сервецкий, Т.В. Чабан [и др.]. - Одесса: ОНМедУ, 2012. - 252 с. - (Серия «библиотека студента-медика»).

2. Инфекционные болезни: учебник / под ред. А.А. Голубовской. - К.: ВСВ «Медицина», 2012. - 728 с. + 12 с. цв.вкл.

3. Практическая инфектология: учебное пособие / Б.М.Дикий, З.М.Митник, О.Я. Пришляк [и др.]. - Ивано-Франковск, 2010. - 250 с.

4. Инфекционные болезни: учебник / А.В. Чорновил, Р.Ю. Грицко. - К.: Медицина, 2010. - 423 с.

II. ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ

1. Атлас инфекционных болезней / [М.А. Андрейчин, В.С. Копча, С.А. Крамарев и др.]; под ред. М.А. Андрейчина. - Тернополь: ТГМУ, 2010. - 248 с.

2. Лабораторный справочник «СИНЭВО» [А.В. Небыльцова, Ж.А. Климова, Г.А. Носенко и др. ] / под ред. А.В. Небыльцовой. - К.: ООО «Доктор-Медиа», 2011. - 420 с.

3. Инфекционные болезни: Нормативное производственно-практическое издание. Ч II. - К.: МНІАЦ медицинской статистики; МВЦ «Мединформ», 2011. - 420 с.

4. Компендиум 2010-2011 - лекарственные препараты / под ред. В.Н. Коваленко, А.П. Викторова. - К.: МОРИОН, 2011.- 1456 с.

5. Инфекционные болезни: национальное руководство / под ред.Н.Д. Ющука, Ю.Я. Венгерова. - М.ГЄОТАР-Медиа, 2009. - 1056 с.

 

6.3. Ориентирующая карта относительно самостоятельной работы с литературой по теме:

 

№ п/п Основные задачи Указания Ответы студентов
1. Изучить материал по теме “Ботулизм. ПТИ” Изучение основной и дополнительной литературы   Ответить на учебные вопросы
2. Уметь поставить и обосновать заключительный диагноз обследованного больного Уметь обследовать больного и составить план лабораторного обследования Письменное обоснования предварительного и окончательного диагнозов, плана обследования и лечения больного
3. Составить план лечения больного   Тестовый письменный контроль
4. Знать осложнения заболевания и их лечение   Решение ситуационных задач

7. Материалы для самоконтроля качества подготовки

А. Вопросы для самоконтроля

1. Особенности возбудителя ботулизма и ПТИ.

2. Характеристика ботулотоксина.

3. Источник инфекции и факторы передачи.

4. Патогенез ботулизма и ПТИ.

5. Классификация ботулизма и ПТИ.

6. Основные клинические синдромы ботулизма и ПТИ.

7. Клинические проявления в зависимости от тяжести течения.

8. Специфические осложнения ботулизма и ПТИ.

9. Дифференциальный диагноз ботулизма и ПТИ.

10. План обследования больного на ботулизм.

11. Методы специфической диагностики ботулизма и ПТИ. Интерпретация результатов лабораторного исследования.

12. Специфическая терапия ботулизма и ПТИ: дозы, пути введения сыворотки, продолжительность лечения.

13. Неотложная помощь больному на ботулизм.

15. Правила выписки реконвалесцентов из стационара.

16. Профилактика и мероприятия в очаге.

Б. Тесты для самоконтроля.

Выбрать правильные ответы:

1. Ботулизм относится к:

а - пищевым токсикоинфекциям

б - кровяным инфекциям

в - кишечным инфекциям

г - вирусным инфекциям

д - пищевым интоксикациям

 

2. Возбудитель ботулизма:

а - бледная трепонема

б - веретенообразная палочка

в - Vibrio comma

г - Clostridium perfringens

д - Clostridium botulinum

 

3. Какие токсины выделяет возбудитель ботулизма:

а - эндотоксин

б - нейротропный экзотоксин

в - анатоксин

г - не выделяет

д - экзотоксин + эндотоксин

 

4. Источник инфекции при ботулизме:

а - пищевые продукты

б - люди

в - вода

г - травоядные животные

д - консервированные продукты

 

5. Факторы передачи при ботулизме:

а - продукты, инфицированные спорами возбудителя ботулизма, имеющие анаэробные условия

б - недоброкачественные овощи

в - немытые фрукты

г - все перечисленное

д - молочные продукты

 

6. Что есть пусковым механизмом в патогенезе ботулизма:

а - токсин угнетает тканевое дыхание

б - поражение токсином холинергических отделов нервной системы

в - поражение токсином пищеварительной системы

г - проникновение вегетативных форм возбудителя из кишечника в органы и ткани

д - поражение токсином адренергических отделов нервной системы

 

7. Длительность инкубационного периода при ботулизме:

а - 2 недели

б - 1 месяц

в - все верно

г - 2-3 часа

д - 6-24 часа, возможно продление до 10 дней

 

8. Какое исследование есть основным для подтверждения диагноза ботулизма:

а - исследование крови на наличие ботулотоксина

б - исследование мочи для выявления ботулотоксина

в - исследование крови, рвотных масс, промывных вод желудка, испражнений, остатков пищи с целью выявления ботулотоксина

г - исследование продуктов для выявления Cl.botulinum

д - бактериологическое исследование крови, рвотных масс, промывных вод желудка, испражнений, остатков пищи путем посева на бульон Хоттингера

 

9. Доза и состав поливалентной противоботулинической сыворотки:

а - по 10000 МЕ типа А и Е, 5000 типа В

б - по 5000 МЕ типа С и Е, 10000 типа А

в - по 5000 МЕ типа А и В, 10000 типа С

г - по 10000 МЕ типа В и Е, 5000 типа А

д - по 5000 МЕ типа А и Е, 10000 типа В

 

10. Какой препарат используется для этиотропной терапии при ботулизме:

а - Bicillini-5 внутримышечно по 1500000 ЕД 1 раз в сутки

б - Sol.gentamуcini sulfatis 4% внутримышечно по 1 мл 3 раза в сутки

в - tab.Tetracyclini по 0,25 4 раза в сутки

г - Laevomycetini succinatis solubil. 1,0 внутримышечно 3 раза в сутки

д - tab. Rovamicini по 3000 МЕ 3 раза в сутки

 

Эталоны правильных ответов:

 

1. В 6. Б

2. Д 7. Д

3. Б 8. В

4. Г 9. А

5. А 10. Г.

В. Задачи для самоконтроля

Задача 1

В больницу машиной «скорой помощи» была доставлена больная Н., 22 лет. Общее состояние тяжелое, больная адинамичная. Верхние веки опущены, больная не может без помощи рук открыть глаза. Кожа бледная, с цианотичным оттенком, тонус скелетных мышц снижен, тоны сердца приглушены, экстрасистолия, ЧСС 130 за тр., ЧД 40 за тр., дыхание поверхностное. Накануне употребляла в пищу консервированных огурцов. У других членов семьи наблюдается клиника пищевого отравления, расстройства зрения.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Ботулизм.

Задача 2

Больной К., 38 лет, госпитализирован в больницу с жалобами на головную боль, головокружение, общую слабость, «сетку», «туман», двоение предметов перед глазами, ухудшение зрения. Впоследствии появились затрудненное глотание, сухость во рту. Накануне больной употреблял в пищу консервированные грибы. Объективно: птоз, мидриаз, анизокория, голос гнусавый, хриплый, речь невнятная. При аускультации легких выслушивается жесткое дыхание, ЧД 28 в мин. Тоны сердца приглушены, расширение границ относительной тупости сердца влево, ЧСС 95 за тр., АД 140/95 мм рт. ст.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Ботулизм.

 

Задача 3

В инфекционную больницу доставили больного в тяжелом состоянии. Заболел внезапно: появилась боль в эпигастральной области, тяжесть в желудке, мышечная слабость. Температура тела нормальная. Через 5-6 часов у больного появился умеренный птоз, нистагм, мидриаз, трабизм, осиплость голоса. Со стороны внутренних органов: расширение границ сердца, глухость сердечных тонов, брадикардия. Из эпиданамнеза установлено, что 18 часов назад употреблял копченую колбасу, икру, маринованные грибы. Еще два человека, которые ели эти же продукты, находящиеся в этой же больнице в тяжелом состоянии с подобной симптоматикой.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Ботулизм.

Задача 4

Ребенок 4 лет. Жалобы на рвоту до 10 раз в сутки после того, как поела копченую рыбу. Значительная жажда. Наблюдается нарушение зрения в виде двоения. При осмотре - мидриаз, горизонтальный нистагм, птоз, поперхивания.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Ботулизм.

Задача 5

Больной 50-ти лет жалуется на “сетку” перед глазами, двоение предметов, сухость во рту, затруднение при глотании твердой пищи. Заболевание началось остро после употребления домашних консервов, грибов, алкоголя. Состояние тяжелое, сознание не нарушена, голос хриплый, мидриаз, птоз, Ps - 130/мин, ЧДД - 30/мин, менингиальные симптомы отсутствуют.

1. Предварительный диагноз.

2. План обследования.

3. План лечения.

Ответ: Ботулизм.

 

9. Материалы для аудиторной самостоятельной подготовки:

 

8.1. Перечень учебных практических заданий, которые необходимо выполнить на практическом занятии:

• Провести курацию больного;

• Провести дифференциальную диагностику;

• Составить план лабораторного обследования;

• Интерпретировать результаты специфического обследования больного;

• Распознать осложнения;

• Составить план лечения больного;.

• Определить врачебную тактику в случае возникновения неотложных состояний.

• Оформить медицинскую документацию;

 

9.1. Профессиональный алгоритм по формированию навыков и умений диагностики ботулизма

№ п/п Задание Последователь-ность выполнения Замечания, предупреждения относительно самоконтроля
Овладеть методикой клинического обследования больного ботулизмом Жалобы   Анамнез болезни     Анамнез жизни   Эпиданамнез Выделить жалобы, которые характеризуют синдромы: - диспепсический; - офтальмоплегический; - фагоплегический; -фоноларингоплегический. Обратить внимание на начало, срок, последовательность возникновения симптомов, их динамику: - диплопия; - дисфагия; - дизартрия; - нарушение саливации; - нарушение дыхания.   Выявить перенесенные болезни. Выявить данные, касающиеся реализации фекально-орального механизма передачи. Употребление больным консервированных продуктов, колбасы, копченой, соленой рыбы
Провести курацию больного Провести объективное обследование     Общий осмотр   Пищеварительная система     Нервная система     Сердечно-сосудистая система     Дыхательная система Выраженность, динамика симптомов обусловлены длительностью и тяжестью течения заболевания. Обратить внимание на: - косоглазие; - птоз век; - анизокорию; - нистагм; - хриплый голос, дизартрию. Речь не выразительная. Обратить внимание на: -слизистую оболочку полости рта; - метеоризм; - запор; - отсутствие перистальтических шумов. Обратить внимание на: - двоение в глазах; - «сетку», «туман» перед глазами; - мидриаз; - стробизм; - нарушение глотания; - нарушение речи; - миастению; - нарушение дыхания. Обратить внимание на: - приглушенность тонов; - тахикардию; - расширение границ относительной тупости сердца; - систолический шум на верхушке. Обратить внимание на: - угнетение кашлевого рефлекса; - ограничение функции межреберных мышц; - нарушение ритма дыхания (апноэ); - учащение дыхания.
Назначить лабораторные и дополнительные исследования Общий анализ крови     Общий анализ мочи Серологическое исследование крови, рвотных масс, промывных вод желудка, испражнений. Обратить внимание на: - нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом лейкоцитарной формулы влево; - увеличение СОЭ; Наличие ботулотоксина.

10. Материалы для самоконтроля овладения знаниями, умениями, навыками, предусмотренными данной работой: тесты из базы данных лицензионного экзамена Крок-2 (http://kroktest.org.ua/ )

 

11. Тема следующего занятия - Общая характеристика инфекционных болезней с воздушно-капельным механизмом передачи. Грипп. Другие ОРВИ: парагрипп, аденовирусная болезнь, РС-инфекция, риновирусная инфекция.

 

12. Индивидуальная работа хорошо успевающих студентов по данной теме.

Хорошо успевающие студенты могут обрабатывать научную литературу по данной теме, озвучить вопросы современной заболеваемости и особенности клинического течения.

 

Методические рекоминдации составил ____________________________

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.