Основные содержательные линии
Класс
Учебный год
Учитель иностранного языка первой
квалификационной категории
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная
школа № 8 г. Нурлат»
Сатдарова Марина Юрьевна
Пояснительная записка
Рабочая программа по английскому языку в 4-ом классе составлена на основе сле-дующих нормативных документов:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (2004г.),
- Примерные программы начального общего образования по иностран-ным языкам (английский язык, 2004г.),
- Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учрежде-ний,
- Федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобр-науки РФ, рекомендованных (допущенных) к использованию в образо-вательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год,
- Учебно-методический комплект “Enjoy English” для 4 класса (третий год обучения) под редакцией М. З. Биболетовой, О. А. Денисенко, Н. Н. Трубаневой (2011 г.), рекомендованный Министерством образова-ния и науки РФ.
Характеристика первой ступени школьного образования
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благо-приятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника.
Общая характеристика учебного предмета.
Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную об-ласть «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого не-возможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование но-вых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетен-ции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повыша-ет статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисципли-ны. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникатив-ной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межлич-ностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык как учеб-ный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, иностранный язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников. Рабочая программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению английскому языку. В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание школьников средствами учебного предмета. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Основные содержательные линии
Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй-язы-ковые знания и навыки оперирования ими, третьей социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат ов-ладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуника-ивных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками опе-рирования ими в процессе говорения, представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Английский язык».
Цели первой ступени обучения:
Основные цели обучения английскому языку в 4 –м классе общеобразовательных учреждений соответствуют «Стандарту начального общего образования по иностран-ному языку» и «Программе начального общего образования по английскому языку».
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей при обучении четвероклассников:
• формирование уменийобщаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей четвероклассников: описывать животное, предмет, указывая название, количество, размер, цвет, количество, принадлежность; кратко высказываться о себе, своем друге, своем домашнем животном;
• развитиеличности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком на третьем году обучения;
• обеспечениекоммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;
• освоениеэлементарных лингвистических представлений, доступных младшим
школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;
• приобщениедетей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство второклассников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
• формированиеречевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений.
Задачи курса:
- развитие и воспитание коммуникативной культуры школьников, расширение и обо-гащение их коммуникативного и жизненного опыта в новом контексте общения, рас-ширение кругозора учащихся;
- научиться ценить своих друзей, участвовать в совместной деятельности, правильно организовывать свой досуг, следовать правилам здорового образа жизни вежливо вести себя за столом;
- познакомить с миром их зарубежных сверстников и научить с уважением относиться к представителям других стран;
- осознавать важность изучения английского языка как средства общения между жителями разных стран.
Принципы
Данная рабочая программа строится на основе следующих дидактических прин-ципов: – природосообразности – учета типологических психологических особенностей детей 6-10 лет. Исходя из этого, принят концентрический принцип расположения учебного материала, предполагающий выделение протяженных во времени содержательных ли-ний; – преемственности и перспективности, подчеркивающих пропедевтическое значение начального образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и ре-ализующих межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования; – интеграции теоретических сведений с деятельностью по их практическому примене-нию, что определяет практическую направленность программы , расходование значи-тельной части времени на формирование различных деятельностных компетенций; – коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представ-лений о языке, науки конкретного предмета, усвоение учащимися элементарных тер-минов и понятий, осознанное оперирование ими; – интеграции обучения, развития и воспитания, определяющий необходимость использования средств конкретного учебного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений.
Функции
Данная рабочая программа выполняет три основные функции. Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного про-цесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспи-тания и развития учащихся начальной школы средствами конкретного учебного пред-мета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей начального образо-вания. Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направле-ние развертыванья и конкретизации содержания образовательного стандарта началь-ного общего образования по конкретному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции пре-дусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качествен-ных характеристик содержания обучения на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к со-держанию речи, коммуникативным умениям, к отбору языкового материала и к уро-вню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
Место предмета «иностранный язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Рос-сийской Федерации отводит 204 часа для обязательного изучения иностранного языка на этапе начального общего образования, в том числе в IV классе 68 часов из расчёта
2-х учебных часов в неделю.
Примерная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом в ней преду-смотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения сов-ременных методов обучения и педагогических технологий.
На основании примерной программы Минобрнауки РФ, содержащей требования к минимальному объёму содержания образования по английскому языку и с учётом на-правленности классов, реализуется программа базового уровня в 4-ом классе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|