Сделай Сам Свою Работу на 5

Отказ от рационализма просветителей и обращение к чувству как источнику совершенствования





Литература английского и французского сентиментализма.

Тема 27. Смена философских акцентов в литературе позднего Просвещения. Сентиментализм.

То, что в программе Марии, я написала не обо всем, но все равно оставлю это здесь:

Смена философских акцентов в культуре позднего Просвещения. Сентиментализм: культ добродетели и чувствительности сердца. Представления о взаимоотношениях чувства и разума. Отрицание примата разума и рассудочной логики в познании мира и человека. Усложнение просветительской концепции характера. Вопрос о способе изображения человеческой природы.

Английский сентиментализм. Религиозно-философская проблематика «кладбищенской» поэзии. «Ночные думы» Юнга. Романы Стерна («Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»). Субъективное сознание как исходный пункт его творчества. Эмоциональная атмосфера романов. Изображение прихотливой смены настроений и психологических полутонов. Искусство скрытого намека. Чувствительность как предмет иронии (сентиментализм и «постсентиментализм»). Доброта и эгоизм героев. Значение индивидуального в человеке: «эстетика конька». «Чудаки» Стерна. Демонстративное отречение от всех литературных правил и норм. Смешение традиционных типов повествования. Обнажение всех художественных приемов. Возможность наблюдения за процессом написания романа. Фрагментарная форма изложения. Нарушение хронологии. Графическое изображение творческого метода автора в «Тристраме Шенди». Принцип ассоциации идей. Нарочитый беспорядок в структуре романа как воплощение логического замысла и как модель мыслительного процесса.



Французский сентиментализм. Руссо и руссоизм. Идея «естественного человека». Критика цивилизации с позиций культа природы. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» как энциклопедия руссоизма в художественной форме. Метаморфоза чувств: торжество «жестокой добродетели» над любовью. Естественное и гражданское состояние человека. Противоречия в мировоззрении Руссо. «Случайная» смерть Юлии. История милорда Эдуарда. Психологизм «Исповеди» Руссо.

Альтернативное направление во французской литературе XVIII в.: выход за пределы просветительской идеологии. Творчество Прево («История Манон Леско»). Парадоксальный, «иррациональный» характер Манон: сочетание высокого и низменного, прекрасного и вульгарного. «Опасные связи» Ш. де Лакло.



Сентиментализм

Направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18 в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества.

Зародился в лирике и романе; позже, проникая в театральное искусство, дал толчок возникновению жанров «слезной комедии» и мещанской драмы.

Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму (направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания), выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека.

«Естественный» человекгерой сентиментализма. Герой сентименталистской литературы – обычный человек. Преимущественно это выходец из третьего сословия, порой низкого положения (служанка) и даже изгой (разбойник), по богатству своего внутреннего мира и чистоте чувств не уступающий, а нередко и превосходящий представителей высшего сословия. Человек— неотъемлемая часть природы и ее воплощение

Литература сентиментализма провозглашает культ чувств (богатство эмоций и их роль в формировании личности)

Писатели-сентименталисты прославляли жизнь на лоне природы, рисуя гибельность городской цивилизации. Их произведениям присуща высокая эмоциональность и одновременно простота выражения.



Их задача — заставить читателя поверить тому, что они изображают, сопережить с героями их беды и стать от этого чище и лучше.

Сентименталисты не принимали идею прогресса, фундаментальную для энциклопедистов, с пессимизмом взирая на перспективы общественного развития. Понятия «история», «государство», «общество», «образование» имели для них негативное значение.

Обращение к внутреннему миру человекаего неисчерпаемость и противоречивость.

Отказ от однозначности моральной трактовки персонажа, свойственных классицизму: сентименталистский герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; порой его действия и влечения не поддаются односложной оценке.

Сохраняя надежду на самосовершенствование человека, они оставались, при всем их пессимистическом отношении к прогрессу, в русле просветительской мысли. Отсюда дидактизм и порой ярко выраженная тенденциозность их произведений.

Культ чувства обусловил высокую степень субъективизма.

Для этого направления характерно обращение к жанрам, с наибольшей полнотой позволяющих показать жизнь человеческого сердца, – элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары и пр., где рассказ ведется от первого лица.

Авторская рефлексия по поводу описываемого становится у них важнейшим элементом повествования. Структура сочинения во многом определяется волей писателя: он не столь строго следует установленным литературным канонам, сковывающим воображение, достаточно произвольно строит композицию, щедр на лирические отступления.

Родившись на британских берегах в 1710-х, сентиментализм стал во вт. пол. 18 в. общеевропейским явлением. Наиболее ярко проявился в английской, французской, немецкой и русской литературах.

Сентиментализм в Англии

Социальные предпосылки - обнищание народных масс и разочарование в буржуазном прогрессе общества.

Отказ от рационализма просветителей и обращение к чувству как источнику совершенствования

Умеренный характер борьбы просветителей со старой аристократической культурой. Литература сентиментализма демократична. (интерес к маленькому человеку, сочувствие его бедам)

 

Первые сентименталистские тенденции появляются еще в середине 30-х годов,

Раньше всего сентиментализм заявил о себе в лирике (лирика Джеймса Томсона, Эдварда Юнга, Томаса Грея).

(Тема призрачности и тщеты земного существования торжествует у Эдварда Юнга, основателя «кладбищенской поэзии». Юнг написал эстетический трактат, сыгравший важную роль в утверждении сентиментализма, — «Мысли об оригинальном творчестве» (1759). Эта работа прославляет чувства и воображение и утверждает их превосходство над рассудком. Поэзия последователей Э.Юнга – шотландского пастора Роберта Блэра (1699–1746), автора мрачно-дидактической поэмы Могила (1743), и Томаса Грея, создателя Элегии, написанной на сельском кладбище (1749), – пронизана идеей равенства всех перед смертью)

 

С наибольшей полнотой сентиментализм выразил себя в жанре романа. Зачинателем его стал Сэмюэл Ричардсон, который, порвав с авантюрно-плутовской и приключенческой традицией, обратился к изображению мира человеческих чувств, что потребовало создания новой формы – романа в письмах. В 1750-х сентиментализм стал главным направлением английской просветительской литературы.

Творчество Лоуренса Стерна,которого многие исследователи считают «отцом сентиментализма», знаменует окончательный отход от классицизма. (Сатирический роман Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена (1760–1767) и роман Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика (1768), от которого пошло название художественного течения).

Литературное наследие Стерна насчитывает два романа — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760 — 1767), который состоит из 9 книг, и «Сентиментальное путешествие мистера Йорика по Франции и Италии»

Пристальный интерес к человеку как к уникальной личности, неповторимой в своем развитии, стал той основой, на которой строилось все творчество Стерна. Его книги утверждают право человека свободно проявлять себя вопреки всем трудностям жизни. Эти особенности творчества Стерна требуют новых художественных средств, которые, однако, не отрицают опыт писателей Просвещения. В непрерывной полемике с ними и одновременно в опоре на них возникает художественный метод романиста.

Критический английский сентиментализм достигает своего пика в творчестве Оливера Голдсмита.

В 1770-х наступает закат английского сентиментализма. Прекращает существование жанр сентиментального романа. В поэзии сентименталистская школа уступает место предромантической (Д.Макферсон, Т.Чаттертон).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.