Сделай Сам Свою Работу на 5

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ОСОБЕННОСТИ, ВИДЫ, ХАРАКТЕРИСТИКА ОТКРЫТЫХ И ЗАКРЫТЫХ СИГНАЛОВ





По форме, т.е. по используемым знаковым средствам при кодировании и декодировании полученной информации, выделяют невербальную (НВК) и вербальную (речевую) коммуникации. Средства общения делятся на вербальные (словесные) и невербальные (без слов). Формы коммуникации зависят от исторически сложившихся способов производства и распространения социальной информации, социально-экономического, технического и культурного уровней развития общества, этнокультурных особенностей, структур власти и форм управления.

В последнее время возрос интерес к изучению невербальной коммуникации, поскольку знание об НВК позволяет понять человека без слов. Существует много исследований о невербальной коммуникации: это работы австралийского антрополога Алана Пиза, американского теоретика межкультурной коммуникации Эдварда Холла, российских исследователей В.А. Лабунской, А. Меграбяна, Г.Е. Крейдлина, Н.И. Горелова и многих других (Hall Е.The Silent Language. N. Y.– London, 1989; Холл Э. Как понять иностранца без слов. М., 1995; Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб., 1997; Пиз А. Язык жестов. Воронеж, 1992; Лиз А. Язык телодвижений. СПб., 2000; Лабу/некая В.А. Экспрессия человека: общение человека и межличностное познание. Ростов н/Д. (1999; Крейдлин Г.Е. Мужчины и женщины в НВК. М., 2005; Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. СПб., 2001; Горелов Н.И. Невербальный канал коммуникации. М., 2007).



Невербальные средства общения– все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильные воздействия, пространственная организация общения (Лабунская В.А.Невербальное поведение. Ростов н/Д., 1985). Особенности НВК заключаются в том, что это самая древняя форма коммуникации и общения, возникшая в ходе биологической эволюции, в процессе антропосоцио-генеза. Высокая информативность НВК объясняется тем, что невербалика возникла гораздо раньше, чем коммуникация, опосредованная словом. Природа НВК раскрывается через соотношение сознательного и бессознательного, намеренного (интенционального) и ненамеренного. Самопрезентация человека, который даже бессознательно хочет произвести на окружающих благоприятное впечатление о себе, при первом контакте начинается ненамеренно, а далее может перейти в контролируемую игру.



Уже в эпоху жизни великого китайского философа Конфуция (551–479 гг. до н.э.) китайские мудрецы по взглядам и мимике лица ребенка предсказывали его будущее. По мимическим складкам лица человека после 30 лет они могли многое сказать о его характере. Изучение НВК в Европе восходит к эпохе расцвета ораторского искусства в Древнем Риме. Теорию жестов, осанки, мимики, правила движения плеч, рук и головы разработал в 1 в. до н.э. Марк Фавий Квинтиллиан. На важность специального изучения знаковых систем невербалики обратил внимание французский просветитель XVIII в. Жан-Батист Дюбо. Особую науку «НЕМА» он считал наукой, представляющей собой «искусство говорить, не раскрывая рта». В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Знание основ невербалики, т.е. понимания человека без слов, является важнейшей составляющей коммуникативной компетентности личности.

В основе НВК – два источника. Первый источник НВК – биологический, врожденный (человек – и биологическое, и социальное, и психологическое, и культурное существо). Некоторые жесты, телодвижения и мимика лица являются врожденными, действующими автоматически. В этом и кроется причина непосредственных, мгновенных, менее контролируемых реакций человека, по которым можно понять, насколько он искренен или лжет. Например, покраснение лица, когда человек стыдится, прикрывание ребенком рта ладошкой, когда он хочет обмануть, расширение зрачков – самого информативного индикатора НВК (при отсутствии линз и атропина в глазах), когда человек испытывает приятные или положительные эмоции: радость, удовольствие, удивление, и сужение зрачка – при негативных эмоциях. В связи с асимметрией мозга, открытой физиологами Р. Сперри и В.П. Морозовым, было установлено, что левое полушарие мозга обеспечивает вербальную функцию психики, а правое – невербальную. Вот почему менее контролируема левая часть лица, а по искривленным в левой части лица губам, подергиванию слева бровей можно более адекватно понять истинность намерений и искренность партнера по общению.



Второй источник НВК – социальный, социокультурный, приобретенный. Улыбка человека, связанная с позитивными чувствами,– это не только невербальный (измененный оскал агрессии приматов), но и культурный код. Полисенсорная природа НВК обеспечивает человеческое восприятие биологически и социально значимой информации из внешнего мира. Позитивные, открытые, т.е. располагающие к доверительному общению сигналы НВК, как например, открытые ладони и поклоны,– это видоизмененные, культурно обусловленные ритуалы, означающие, что партнеры по общению не имели оружия, и что темя их непокрытой головы не защищено.

Невербальное коммуникативное поведение личности полифункционально. Оно создает образ партнера по общению; выражает и формирует взаимоотношения партнеров по общению; является индикатором актуальных психических состояний личности (гнева, радости, удивления, страха, страдания, негодования, презрения и др.); выступает в роли уточнения, изменения понимания вербального сообщения, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; поддерживает оптимальный уровень психологической близости общающихся. Основные функции практически всех видов НВК следующие.

Информационная – жесты приветствия, указание руки на ориентир направления; жесты адорации – молитвы с возведенными вверх к Богу руками; потирание ладоней – начало нового дела. Информация, которая воспринимается в НВК, может быть: биофизической (пол, возраст, рост, вес); эмоциональной (радость, сдержанность, страх, негодование); эстетической (нравится – не нравится, высокий – низкий голос); психологической (воля, характер, темперамент, самооценка); медицинской (общее состояние здоровья).

Прагматическая – пожатие рук означает установление контакта; кивок головы – согласие (за исключением болгар); поеживание означает, что человеку холодно; стоять со скрещенными руками на груди означает демонстрацию независимости или отчужденности.

Эмоциональная, или экспрессивная,– знаки, дополняющие информацию об эмоциональном состоянии партнера по общению или подменяющие его речевую коммуникацию: нахмуренные брови, громкий крик. Суетливые движения, сопровождающие речь, означают волнение выступающего (Конецкая В.Л.Социология коммуникации. М., 1997. С. 121, 122, 125; Психология и этика делового общения: учебник/под ред. В.Н. Лавриненко. 2-е изд. М., 1997. С. 109).

Классификация невербальных средств общения, выделяемая прежде всего по критерию органов чувств человека, включает в себя следующие виды: кинесику, вокалику, такесику (хаптику, или гаптику), проксемику, олъфакторы (одорику), артефакты. Некоторые авторы выделяют хрономику и хемофакторы (густику), физические характеристики (формы тела, размеры, цвет волос), эстетику (музыку, цвет) (Яковлев И.П.Основы теории коммуникации. СПб., 2001. С. 157; Гришаева Л.И., Цуршова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие. 3-е изд. М., 2006. С. 305, 307, 310, 313).

Кинесика, кинетика (кинема – движение) – зрительно воспринимаемые движения тела, лица и глаз, выполняющие выразительно-регулятивные функции в общении: жесты, позы, походка, мимика, взгляды. Кинесика – один из невербальных кодов на основе культурно специфических движений тела человека. Минимальной единицей жестового языка является херема (греч hejr – рука). «Открытые», т.е. позитивные сигналы-кинемы, которые располагают к общению – это ладони, повернутые вверх, естественная, а не «деланная» улыбка, которая длится лишь 3–5 секунд. Это также контакт глазами с говорящим, приподнятые уголки губ, лицо не застывшее, а динамическое, руки на столе ладонями вверх. Открытые сигналы: человек стоит, слегка подавшись вперед, при этом уголок правой или левой ступни непроизвольно повернут к собеседнику. «Закрытые», негативные сигналы кинесики: отвернуться от собеседника, отвести взгляд, ухмыльнуться, погрозить указательным пальцем, сжать пальцы в кулак, руки оставить за спиной, встать в «позу Наполеона» и т.п.

Для повседневных коммуникаций полезно знать некоторые невербальные проявления, характерные для того или иного психологического состояния. Состояние неуверенности и раздражения передают такие сигналы, как частое покашливание, постукивание ногой по полу, ручкой по столу, позвякивание предметами в кармане, покусывание ручки. Состояние напряженности проявляется в крепко сжатых руках, их потираний, расхаживании взад и вперед, развернутости тела (головы) по направлению к окну или двери (желание уйти). Состояние закрытости – это скрещенные на груди руки, скрещенные ноги, сжатые ладони. Интерес к собеседнику проявляется в наклоне к нему корпуса, в наклоне головы набок; в руке, собранной в кулак, подпирающий щеку с вытянутым вверх пальцем. Скрытость, сомнение выражаются в прикрытом руками ртом, касании кончика носа, потираний глаз, дотрагивании до уха, почесывании шеи (Основы теории коммуникации/отв. ред. Д.П. Гавра. Ч. 2. СПб., 2006. С. 110).

Вокалика – характеристики голоса. Она включает просодику (просодос – от греч. ударение), т.е. ритмико-интонационные стороны речи: тембр и ритм речи, громкость, интонация, тональность, модуляции и артикуляция голоса, и экстралингвистику, т.е. включенные в речь паузы и психофизиологические проявления человека: вздохи, кашель, плач, рыдания, придыхания, нытье, смех. «Закрытые», негативные сигналы вокалики: крики, ворчание; усталость передает мягкий и приглушенный голос с пониженной интонацией.

Такесика (хаптика, или гаптика) – коммуникация посредством прикосновения. Это динамические касания, прикосновения в форме похлопываний, поглаживаний, рукопожатий, поцелуев, объятий. Такесика – это один из невербальных кодов, организующих сведения о мире, полученные по осязательному сенсорному каналу. Такесические средства НВК более, чем другие, выполняют функции статусно-ролевых отношений и служат индикатором степени близости общающихся. Среди незнакомых лиц, кто имеет право прикасаться к телу другого человека кроме жестов приветствия-рукопожатий,– это врач и священник. Прикосновения к начальнику фамильярны и некорректны. Похлопывание по плечу возможно при условии близких отношений или равенства положения общающихся. Существует три типа рукопожатий: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Проксемика – это пространственное расположение и ориентация партнеров по общению, дистанция между ними; это один из невербальных кодов, основанный на культурно-специфической организации пространства между партнерами по общению. На проксемические характеристики общения прямое влияние оказывают культурные и национальные факторы. Американцев удивляет наша «скученность» в переполненном транспорте, а русских – расстояние между американцами до 0,5 метров в очереди при посадке на транспорт. Теоретик межкультурной коммуникации и автор термина «проксемика» американский антрополог Эдвард Холл описал нормы приближения человека к человеку, характерные для североамериканской культуры: интимная дистанция (до 45 см) возможна между самыми близкими; персональная (45–120 см) допустима при общении со знакомыми; социальная (120–400 см) предпочтительна при официальном общении; публичная (от 400 до 750 см) желательна при публичном выступлении. Так называемые круглые столы имеют архетип овала, круга – прообраза Вселенной, космоса, амфитеатров Колизея. Имея равное расстояние от центра окружности, столы без углов способствуют свободному обсуждению спорных проблем. Соперничающий или оборонительный характер общения предполагает садиться за столом напротив друг друга, кооперативное или дружеское общение – занятие позиции с одной стороны стола или рядом друг с другом.

Ольфакторы (ольфактика, или одорика) – это естественные или искусственные запахи человека и окружающей среды, сопровождающие процесс коммуникации; это один из невербальных кодов на основе запахов, обоняния. Ольфакторы имеют огромное практическое значение в межкультурной коммуникации. Многие восточные народы не воспринимают запах вареных яиц, а европейцы – запах жареной просоленной рыбы, что является деликатесом для вьетнамцев. Для эффективной деловой коммуникации важно знать, что в публичных местах (больницах, библиотеках, в транспорте) нежелательно пользоваться духами, которые могут быть раздражающим фактором для окружающих.

Хемофакторы, или густика,– это вкусовые ощущения, один из невербальных кодов, организующих информацию, связанную со вкусовыми ощущениями. Они также различаются в разных культурах, что необходимо учитывать в межкультурной и этнокультурной коммуникациях, в практике паблик рилейшнз, в туристическом и гостиничном бизнесе, в кейтеринге.

Хрономика – это структурирование времени в коммуникациях. Хрономика (реже – хронемика) – совокупность культурных и коммуникативно значимых представлений о времени, его структуре, культурных и семиотических функциях. Разные этносы по-разному воспринимают время. Известна пунктуальность немцев, американцев, а вот в арабских странах опоздание на личные встречи – это почти норма. Правила современной бизнес-культуры в серьезных российских компаниях не допускают опозданий без уведомления или предупреждения об этом.

Артефакты – неприродного происхождения предметы, созданные в конкретной культуре. Это не врожденные, а созданные, искусственные элементы, визуально воспринимаемые и во многом влияющие на самопрезентацию в общении и на восприятие образа партнера по общению. Артефакты – это одежда, украшения, косметика, аксессуары (галстук, шарф, сумка, перчатки, курительная трубка, пояс и т.п.). Одежда и косметика должны функционально и уместно соответствовать обстановке (деловая, домашняя, праздничная, карнавальная одежда и соответствующий макияж), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному статусу и стилю. При собеседовании в приличной и уважаемой компании следует избегать следующих элементов одежды и аксессуаров: шорты или пляжные брюки; красные портфели, галстуки, рубашки; кожаная куртка; потрепанная одежда и несвежая рубашка; чрезмерное увлечение ювелирными украшениями; использование крупных браслетов и серег, серьги в носу, губах; обувь с открытыми задниками или без задника; летом недопустимы голые женские ноги, обязательны чулки или колготки нейтральных цветов; галстук – «бабочка» у мужчин (Газета «10 минут от метро». 2007. 25 сентября. С. 8).

Профессиональные стилисты выделяют более десяти стилей одежды, но основных стилей четыре. Традиционный стиль: при таком отношении к одежде удовлетворяется потребность принадлежности к большинству («Быть как все»). Для людей, придерживающихся такого стиля, характерно избегание крайностей и авангардизма, они – потребители ширпотреба, женщины часто меняют одежду. Престижный стиль: одеваясь в престижных магазинах, покупая вещи с фирменными знаками, выбором дорогой одежды, люди хотят подчеркнуть свое социальное и материальное положение, особый статус. Демонстрация престижного стиля, материального достатка далеко не всегда свойственна реально богатым людям. Оригинальный стиль: при выборе одежды люди, придерживающиеся такого стиля, воплощают собственные идеи, не повторяя одежду других. Оригинальность может быть достигнута не погоней за модой, эксклюзивными дорогими моделями, а редкостью ткани, кроя, отделки, сочетания цветов. Модный стиль: стремление к новому, переменам, незнакомым ощущениям. Такой стиль противостоит как традиционному, так и оригинальному. Далеко не всем последователям изменчивой моды удается критично соотнести все это со своей внешностью (Щеголев И.Тайный язык тела. СПб., 2007. С. 82-88).

Можно отметить некоторые чисто русские невербальныесигналы, не встречающиеся в западных коммуникационных культурах: начальство, власть – указательный палец вверх; сложная проблема – чесать рукой ухо; тюрьма – скрещенные в форме решетки пальцы двух рук; поздравление с днем рождения – тянуть за уши именинника; категорический отказ – кукиш; чуть-чуть – изображение щепотки; ненормальный – колебательное движение ладони около виска указательным пальцем; «кончай выступать» – немотивированные аплодисменты в середине выступления; дай закурить – двукратное движение двумя пальцами с якобы зажатой в них сигаретой к себе и от себя у рта; давай-давай – встряхивание сжатыми кулаками на уровне груди. Для русского общения характерна короткая дистанция. Наиболее употребительными русскими жестами являются утвердительный кивок, отрицательный поворот головы, много жестов открытой рукой, далеко отходящей от корпуса. Наблюдения показывают, что в отличие от немцев, англичан русские не очень следят за своей осанкой; стоят, занимая мало места; ходят прямо, мало размахивая руками; в русском общении можно разговаривать во время движения. В России руку жмут чаще, чем в США. Лучшее место общения для русских – за столом. В дальней дороге принято разговаривать с попутчиками. Не принято разговаривать, встретившись в общественном туалете, принято как бы не замечать друг друга. Молчание в русском общении осуждается (Прохоров Ю.Е., Стернин И.Л.Русские: коммуникативное поведение. М., 2007. С. 156, 157, 161, 163, 164, 166, 167).

 

СЕМАНТИКА ЦВЕТОВ В НВК

Большое значение в НВК имеют цвета одежды, предметов, помещений, их семантика и эстетика. Правильный подбор цветов и их сочетаний является фактором успеха в бизнесе. Семантику(значение) цвета сегодня широко используют в имиджмейкерстве, в производстве товаров, оформлении магазинов, в рекламе, брендинге, в организации презентаций, в корпоративных коммуникациях – в создании фирменного стиля и специальных событий, в логотипах, в компьютерном дизайне, дресс-коде (dress-code). Знание символического значения цветов необходимо как в межкультурной коммуникации, так и в перформансной (от англ. performance – представление, спектакль) коммуникации, основанной на ритуалах.

Воздействие цвета и его семантика могут вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффекты. Физика цвета изучает его ощущение. Психофизика цвета изучает его восприятие человеком. Психология цвета изучает его воздействие на поведение человека. История изучения цвета связана с именами физиков И. Ньютона, Г. Гельмгольца, М.В. Ломоносова, философа и писателя И.В. Гёте, художников Леонардо да Винчи, В.В. Кандинского, П.Н. Филонова, А. Мухи, М.К. Чюрлениса, с именами многих психологов, искусствоведов, модельеров, стилистов, дизайнеров.

Физики установили, что существует четыре основных хроматических цвета (они содержат цветовой фон): красный, желтый, зеленый, синий. Черный и белый цвета – ахроматические цвета (они не содержат цвета), а голубой, коричневый, серый, оранжевый, фиолетовый – это смесь основных, или дополнительные цвета. Хроматический круг содержит расположение цветов, соответствующее спектру радуги. Психологи, художники и стилисты доказали, что наиболее гармонично сочетаются контрастные противоположные пары основных хроматических цветов: красный с зеленым и синий с желтым (и с соответствующими их оттенками). Красный цвет усиливает осязание, голубой – слух, зеленый – зрение, что учитывается при цветолечении и даже в производстве кондитерских изделий; так, красный цвет усиливает сладкий вкус, желтый и особенно зеленый – кислый. Психологическое воздействие цвета двояко: первичное, влияющее на сознание, и вторичное, влияющее на подсознание и воздействующее через ассоциации. Так, черный цвет на сознательном уровне ассоциируется со страхом, тайной, а на бессознательном – с тьмой, концом. Семантическое поле белого цвета связано со светом и началом, чистотой, покоем, ясностью, радостью. Синий цвет усиливает дистанцию между партнерами, символизирует ответственность и авторитет, серый цвет – нейтральный. Вот почему цвет делового костюма – синий, а студенты зачастую приходят на экзамен в одежде серых оттенков.

Семантика цветов связана с культурными традициями. Черный с белым и золото с серебром в западной культуре – это цвета изысканности, вкуса и престижа. В азиатстких мусульманских странах, где преобладают пустыня и горы и мало водоемов, мечети имеют голубой (красивый) цвет. В русской деревне на равнинной территории с преобладанием лесов яркий красный цвет символизировал красивый цвет. В России свадебное платье невесты – белое, а в Китае – красное. В большинстве азиатских стран цвет траура – белый, на Западе – черный, в Бразилии – пурпурно-фиолетовый, в Мексике – желтый. В арабском языке существует много отдельных слов, отражающих оттенки желтого цвета песка пустыни. Пурпурный цвет был «королевским», а реклама элитных товаров обязательно содержит оттенки фиолетового цвета. Цвет одежды указывает на социальную дифференциацию (статус, возраст, социальную значимость). Принято считать, что элегантности, престижности и ухоженности противопоказана очень пестрая и неопрятная одежда.

Швейцарский психолог Макс Люшер выделил четыре основных типа цветового поведения, каждый из которых включает две стороны: поведение человека, каким бы он хотел себя видеть (роль-идол) и защитное поведение, с помощью которого человек хотел бы избавиться от страха оказаться не соответствующим своему идеалу (роль-защита). Основными целями цветовых типов поведения являются: для синего – успокоение, удовлетворение, спокойствие, устойчивость, гармония, одурманивание; для зеленого – уверенность, ощущение значимости, престиж, самоуправление; для красного – покорение, овладение, влияние, жажда успеха, потребность активно действовать; для желтого – независимость, беззаботность, потребность в перспективе, освобождение от ограничений, надежда на лучшее (Люшер М.Цвет Вашего характера. М., 1996; Бресте Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000. С. 8, 20, 21, 24, 26, 34, 52, 57, 67). Существует целая таблица цветов и их воздействия на нашу психику, что успешно используется в рекламе и связях с общественностью, в дизайне фирменных цветов и упаковке товаров. Так, синий цвет подчеркивает дистанцию и подсознательно поднимает авторитет, статус носителя цвета, считается корпоративным. Такие цвета, как фиолетовый, лиловый, пурпурный, несут достаточно тяжелый оттенок и вызывают угнетающие эмоции. Наилучшее сочетание восприятия рекламы в зависимости от цвета текста и цвета фона – это синий на белом, черный на желтом, зеленый на белом, черный на белом, желтый на черном, белый на черном; наихудшие – желтый на красном, белый на красном, желтый на коричневом, белый на коричневом (Николайшвипи Г.Г.Социальная реклама. М.. 2008. С. 103).

Знание значений сигналов НВК способствует не только оптимальной самопрезентации, но эффективному общению в повседневных, корпоративных, деловых и межкультурных коммуникациях. Полезными практическими рекомендациями для самоконтроля по отношению к собственному невербальному поведению является «проверка языка тела» при общении с партнерами, что предполагает ответ на вопросы: как я использую улыбку? стою ли я прямо? есть ли у меня контакт глазами? не выгляжу ли я нервным? как я использую руки? как я вхожу в комнату? стою ли я близко (далеко) от собеседника? дотрагиваюсь ли я до человека, когда я говорю с ним? во что я одет (одета) в той или иной ситуации, и какое воздействие на партнера по общению имеет цвет моей одежды (Почепцов Г.Г.Теория и практика коммуникации. М., 1998)?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.