Сделай Сам Свою Работу на 5

Общие сведения о практике





Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

Уровень образования:Бакалавриат

Профильная направленность: Биология. Химия

 

 

Челябинск, 2014


Лист согласования

 

 

Разработчики:          
           
Доцент кафедры ботаники, экологии и МОБ       Н.В.Лукьянова  
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)  
           
Доцент кафедры химии и МОХ       М.Ж. Симонова  
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)  
           
Программа утверждена на заседании кафедры ботаники, экологии и МОБ « » июня Протокол  
           
Заведующий кафедрой ботаники, экологии и МОБ       Г.А.Уфимцева  
    (подпись)   (инициалы, фамилия)  
           
Программа утверждена на заседании кафедры химии и МОХ « » августа Протокол  
  В.А.Сычев      
Заведующий кафедрой химии и МОХ          
    (подпись)   (инициалы, фамилия)  
  Одобрено представителем работодателя    
           
Одобрено представителем работодателя Л.Ю.Манекина  
    (подпись) (инициалы, фамилия,   зам.начальника управления по вопросам обеспечения реализа­ции государственных образовательных стандартов и общим вопросам Управления по делам образования г. Челябинска  
    должность, место работы)  
Руководитель ОПОП       Н.М.Лисун  
    (подпись)   (инициалы, фамилия)  
Декан естественно-технологического факультета       С.Г.Левина  
    (подпись)   (инициалы, фамилия)  
                                               

 




 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение



высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра ботаники, экологии и методики обучения биологии

Кафедра химии и методики обучения химии

 

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

«___» _______ 20__ г.

Протокол № __

Зав. кафедрой _______.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА (IVкурс)

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)

Уровень образования:Бакалавриат

Профильная направленность: Биология. Химия

 

Челябинск, 2014 г.


Содержание

1. Пояснительная записка ……………………………………………………………..5

1.1. Общие сведения ………………………………………..……………………….....5

1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики ………………………………………………………………………..5

1. 3. Место практики в структуре образовательной программы ……………………5

1.4. Цель и задачи практики …………………………………………………………..6

1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики …6

2. Содержание практики ……………………………………………………………..12

3. Формы отчетности по практике ………………………………………...………...14

4. Фонд оценочных средств по практике ………………………..………………….15

5. Учебно-методическое обеспечение практики …………………………...………19

6. Перечень информационных технологий …………………………………………25

7. Описание материально-технической базы ……………...……………………….25

8. Методические указания …………………………………………………………...25



Приложения


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Общие сведения (Таблица 1)

Таблица1

Общие сведения о практике

Общие сведения Форма обучения
очная  
 
Вид практики Производственная  
Название практики Педагогическая  
Место проведения практики Общеобразовательные учреждения  
Курс IV  
Семестр  
Способ проведения Стационарная, по запросу выездная  
Форма (формы) проведения Дискретно (концентрированная)  
Объем практики в зачетных единицах 6 ЗЕТ  
Продолжительность в неделях (часах) 4 недели (216 часов)  
Календарный срок с 3 недели февраля по 2 неделю марта  

 

1.2 Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики: Педагогическая деятельность.

1.3 Место практики в структуре образовательной программы.

Производственная педагогическая практика относится к профессиональному циклу (Блок 2) вариативной части образовательной программы.

Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее у студентов в ходе изучения дисциплины «Теория и методика обучения биологии и химии».

Студенты 4 курса, выходящие на производственную педагогическую практику должны

знать:

— систему биологического и химического образования современной общеобразовательной школы;

— содержание и принципы построения школьных программ и учебников по биологии и химии;

— современные требования к методам и формам обучения биологии и химии и принципы их отбора;

— требования к средствам обучения биологии и химии, оснащению и оборудованию биологического кабинета;

уметь:

— определять учебно-воспитательные задачи изучаемого материала;

— адаптировать научное содержание учебных материалов с учетом возраста учащихся;

— разрабатывать перспективный и тематический план обучения биологии и химии;

— разрабатывать планы и конспекты уроков, внеклассных мероприятий, экскурсий по биологии и химии;

— планировать систему домашних и внеурочных работ и проводить их в процессе обучении биологии и химии;

— использовать в учебном процессе оптимальные и наиболее эффективные формы, методы и методические приемы,

— отбирать и применять в процессе обучения различные средства наглядности, в том числе технические средства обучения, информационные и компьютерные технологии;

— организовать самостоятельную работу обучающихся на уроке и лабораторном занятии с различными источниками знаний;

— анализировать результаты учебно-воспитательной работы с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

владеть:

— навыками планирования и проведения уроков и внеклассных мероприятий по биологии и химии;

— навыками методического анализа и самоанализа реализуемых форм обучения биологии и химии.

В период прохождения практики обучающиеся получают ЗУВ, которые необходимы в последующем профессиональном образовании обучающегося при овладении таких дисциплин как «Теория и методика обучения биологии», «Теория и методика обучения химии» (8семестр, IV курс) и при прохождении практик: «Учебная практика по биологии и МОБ», « Подготовка к использованию современных ИКТ в образовательном процессе» (8семестр, IV курс) и «Производственная педагогическая практика» (9 семестр,Vкурс).

1.4 Цель и задачи практики.

Цель производственной педагогической практики - формирование опыта профессиональной педагогической деятельности в соответствии с выбранными профилями программы подготовки бакалавриата.

Задачи:

· Закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при теоретическом изучении специальных дисциплин в условиях конкретного образовательного учреждения.

· Совершенствование общепрофессиональных и профессиональных компетенций и приобретение опыта профессиональной педагогической деятельности в соответствии с выбранным профилем программы бакалавриата.

· Формирование готовности будущего выпускника программы бакалавриата к самостоятельной работе в условиях конкретного образовательного учреждения (организации).

1.5 Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики (см. Таблица 2).


 

Таблица 2

Перечень планируемых результатов практики

(альбомный формат)

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом Планируемые результаты (конкретизированные цели)
Знать Уметь Владеть
1. ОПК-2 - способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся.   · Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования · Формирование мотивации к обучению · Знание законодательства о правах ребенка, об образовании и федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования · Знание основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития; социализации личности; индикаторов индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможных девиаций, а также основ их психодиагностики · Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации · Знание нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей, и молодежи. З.1.: Дидактические требования к структуре и отбору содержания различных форм организации обучения биологии и химии. .     У.1.: применять знания о возрастных психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся при проектировании, планировании, оформлении конспекта или технологической карты и проведении различных форм организации обучения биологии и химии.   У.2.: проводить наблюдение, анализ и обобщение профессионального педагогического опыта в работе учителя биологии и химии (анализ посещенных уроков).   У.3.: выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения.   В.1.: навыками проектирования и проведения различных форм организации обучения биологии и химии.    
2. ПК-1 - готовностью реализовывать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов. · Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы · Планирование и проведение учебных занятий · Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению · Знание преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобра- зовательной программы, его истории и места в мировой культуре · Знание основ методики преподавания, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий · Знание рабочей программы и методики обучения по данному предмету   З.2.: систему основных понятий и закономерностей специальных биологических дисциплин, изучаемых в школе, в объеме, предусмотренном образовательным стандартом общего образования.   З.3.: основные дидактические требования к проектированию и проведению различных типов уроков биологии и химии. У.4.: планировать содержание и структуру урока биологии и химии с выбором дидактически целесообразных технологий, методов, приемов, средств обучения и типом познавательной деятельности обучающихся (репродуктивным, поисковым и т.д. )     В.2.:содержанием школьных разделов биологии и химии в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего образования.    
3. ПК-2 - способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики. · Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих, и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися · Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей · Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ-технологиями). · Владение ИКТ-компетенциями: · Общепользовательская ИКТ-компетентность, · Общепедагогическая ИКТ-компетентность, · Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) · Знание основ методики преподавания, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий З.4.: традиционные и современные методы и приемы обучения биологии и химии, подходы к их использованию. У.5.: отбирать и использовать традиционные и современные методы, приемы обучения в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и спецификой биологического содержания. В.3.: навыками выбора и включения в структуру урока биологии и химии различных методов обучения.
4. ПК-4 – способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов. · Владение формами и методами обучения, выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п. · Умение организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона · Формирование универсальных учебных действий · Знание путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения. З.5.: дидактические закономерности организации и проведения различных форм урочной, домашней, внеурочной и внеклассной работы по биологии и химии.     У.6.: дидактически целесообразно отбирать технологии, формы методы, приемы, средства обучения и определять характер их использования в соответствии с особенностями изучаемого содержания предмета и уровнем подготовки обучающихся для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения     В.4.: навыками выбора разнообразных методов, приемов и средств обучения при организации и проведении различных форм урочной, домашней, внеурочной и внеклассной работы по биологии и химии. В.5.: методиками анализа и самоанализа таких форм обучения биологии и химии, как урок, внеклассное мероприятие.  

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Содержание производственной педагогической практики представлено в Таблице 3.

Таблица 3

Содержание практики

№ п/п Виды работ, перечень заданий Трудоемкость (в часах) Учебно-методическое обеспечение Код компетенции
на базе практики (10,8 в неделю) самостоятельная работа (5,4 в неделю)
Этап практики: вводный (первая неделя производственной практики).
1. Установочная конференция. Знакомство целями и задачами практики, обязанностями студента-практиканта, формами отчетности по практике.     ОПК 2  
2. Знакомство с базой практики, встреча с директором школы, завучами, учителями и классными руководителями. Распределение студентов - практикантов по классам.     ОПК 2  
3. Знакомство с кабинетами биологии и химии. Изучение методических материалов по системе преподавания биологии и химии в данной школе: требований ГОС и ФГОС ООО к преподаваемым предметам рабочих программ, тематического планирования, учебников и методической литературы. Определение тематики уроков биологии и химии и внеклассного мероприятия, которые будут подготовлены и проведены студентом-практикантом. Составление индивидуального плана работы студента-практиканта в дневнике. Оформление тематического плана по предмету в дневнике.   ПК1 ПК2 ПК4
4. Наблюдение за организацией процесса обучения в школе. Посещение уроков биологии и химии в закрепленном классе. Знакомство с опытом профессиональной деятельности учителей в ходе посещения уроков биологии и химии. (подготовка сообщения для итоговой конференции). 4,8   ПК-1 ПК-4
5. Подготовка технологической карты (конспекта) урока по биологии и по химии, консультации с учителем биологии и химии и групповым руководитель. 5,6   ОПК2ПК1 ПК2 ПК4
Этап практики: основной (вторая и третья неделя производственной практики).
1. Подготовка технологических карт (конспектов) и проведение уроков по биологии и по химии в присутствии учителя, группового руководителя, сокурсников. Самоанализ проведенных уроков. 19,2 11,6   ОПК2ПК1 ПК2 ПК4
2. Посещение уроков биологии и химии у сокурсников, участие в анализе наблюдаемых уроков.     ОПК-2 ПК-1  
3. Подготовка конспекта и проведение внеклассного мероприятия по биологии и по химии. Самоанализ проведенного мероприятия.   ОПК-2 ПК-4
4. Посещение внеклассного мероприятия по биологии и химии у сокурсников, участие в анализе наблюдаемых внеклассных мероприятий.     ОПК2ПК-4  
5. Планирование и проведение внеурочной работы по предмету в соответствии с запросом общеобразовательного учреждения.   ОПК2ПК1 ПК2 ПК4
Этап практики: итоговый (четвертая неделя производственной практики).
1. Подготовка технологических карт (конспектов) и проведение уроков биологии и химии в присутствии учителя биологии и химии, группового методиста, сокурсников. Самоанализ проведенных уроков.   ОПК2ПК1 ПК2 ПК4
2. Оформление протоколов анализа зачетных уроков и внеклассного мероприятия по биологии и химии.   ОПК2ПК1 ПК2 ПК4
3. Подготовка отчетной документации по предмету (оформление итогов практики в дневнике, отзыв студента о практике в дневнике). 3,6   ОПК2ПК1 ПК2 ПК4
4. Подготовка выступления и презентации/ мультимедийного сопровождения (ЦОР) к итоговой конференции по практике в университете. 2,8   ОПК2ПК1 ПК2 ПК4
    Итого: методическая составляющая по профилю Биология -64,8 часа; методическая составляющая по профилю Химия- 64,8 часа.    

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.