История философии. Философская мысль Древнего Востока.
I. Родина философии – древняя Греция (складывались древние знания, основные принципы). На Востоке философская мысль сращена с мифом. Философские мысли – часть, пояснения к книгам.
На рубеже III - II тыс. до н.э. пришли на территорию древней Индии племена ариев. Примерно в это время были созданы Веды (стержень всей индийской культуры). В Ведах преобладает гимн, но все основные философские идеи уже были заложены 1) ригведа; 2) сам-веда; 3) яджур-веда; 4) атхарва-веда.
Сборник этих частей – Шрути – священное писание. Позже на основе Вед формируются 3 группы текста, которые можно понимать как растолкование Ведов:
1) брахманы (священные тексты);
2) араньяки (лесные книги – написаны отшельниками);
3) упанишады («сидящий у ног учителя» - философские комментарии к Ведам (как развивался мир? Кто основал?)
смрити (обдуманное)
Противостояние 2-х понятий:
Брахман (бесконечное, вечное и непостижимое начало) и Атман.
Брахман – творец, хранитель и разрушитель (совокупность всей космической энергии, начало и конец всего, наиболее полное реальное бытие).
Атман – проявление Брахмана (реальное) – олицетворенное с индивидом (душа человека).
Необходимо освободить Атман от всяких оболочек (физической). Брахман – все и ничего. Тот, кто безрассуден, погружается в колесо сансары (цепь перерождений, в которую попадает Атман). Цепь перерождений зависит от кармы – результата мыслей, поступков и действий человека. Происходит перерождение жизни.
Чтобы вырваться от сансары (мокша – состояние, когда душа вырвалась из колеса сансары) нужно освободить Атман (переход в Брахман).
Бхадавадгита (философские идеи):
- проблемы сансары;
- проблемы мокши;
- Брахман и Атман.
На рубеже VI –VII в. До н.э. – II этап развития философии др. Индии.
2 направления:
астика настика
Следует философским идеям из Вед. Те школы, которые отходят от
Школы: 1. ведантизм, 2. йога, санкхья, Вед (предлагают что-то новое)
3) ньяя, вайшешика, школы: 1) джайнизм 2) чарвака-
4) миманса локаята (учили от Вед) 3) буддизм
Веданта (ведантизм) – опирается на упанишады (Шанкара – философ).
Идеи Шанкара – все в мире – порождения Брахмана. Брахман – абсолют, а атман – человеческая душа, воплощение, реальное проявление Брахман – весь мир – не более чем иллюзия (майя). Майя обманчива, переменчива.
Настоящее – душа, а самое настоящее – Брахман.
Можно познать истину, настоящее. Главный путь познания истины – шрути (священное писание):
- познание – чувственные ощущения (иллюзии)
- сновидения – тоже обман.
Познать истину, вести праведную жизнь – тогда Атман сольется с Брахманом и станет единым целым.
Школа миманса очень близка по идеям к шанкаре и веданте.
Школы ньяя и вайшешика ориентируются на проблемы познания (что такое этот мир?)
+ школы пуруша (дух, духовное) и пракрити (материя и реальное)
йога – практический путь к самосовершенствованию 8 путей, при помощи которых можно возвыситься над колесом сансары.
Санкхья – теоретически объясняет йогу.
Джайнизм (Джина Махавир) – у всего в этом мире есть душа. Самое главное в жизни – аскетизм (постоянно очищать свою душу) «… это поможет освободиться от липкой кармы».
Чарвака-локаята – все в мире материально, нужно жить и наслаждаться.
Буддизм – освобождение от всего – религиозно-философское учение.
Душа человека состоит из дхармы (они постоянно меняют свои сочетания). Весь мир – непостоянен. Человеческий мир – непознаваемый лабиринт, а его восприятие – иллюзия. Буддизм выстраивает систему учений.
4 истины буддизма:
1) в мире есть страдания, которые являются универсальным свойством человеческой жизни.
2) причины страданий – наши желания. Человек увлекается переменчивым миром.
3) Можно прекратить страдания еще в настоящей жизни → надо попытаться контролировать свои желания, + от внешнего мира уйти в себя.
4) есть благородный восьмеричный путь, ведущий к нирване:
1) правильная вера; 6) правильное усилие;
2) правильная решимость; 7) правильно направление мысли;
3) правильная речь; 8) правильное сосредоточение
4) правильное поведение; (владение психотехникой)
5) правильный образ жизни;
Эти истины затем были не совсем правильно истолкованы.
Хинояма – развивала идеи Будды.
Махаяна – популяризировала буддизм.
Вывод: Индийская философия – комментарии к ведам, источников много, но они литературно-философские и определенных философов нет. Индийская философия является продолжением мифа и религии.
II. Философия Китая схожа на древнеиндийскую, но в китайской философии больше имен.
Школы:
- даосизм (Лао-цзы) старый ребенок
- конфуцианство (Конфуций)
- легизм (Гуань Чжун) философская школа закона; на 1-ом месте – юридические законы
- моизм (Мо-дзы). Главное – всеобщая любовь и взаимная выгода. Главный принцип политической действительности – всеобщая любовь и всеобщее благо.
Вся философия Китая направлена на политику, идеологию и государственную власть
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|