Перечень умений и навыков, которые должны быть сформированы на практике.
На основе актуализации теоретических знаний в процессе педагогической (профессионально-педагогической) практики студенты-практиканты овладевают следующими действиями, умениями, навыками, определенными требованиями к содержанию и организации практики согласно ГОС ВПО и задачами практики.
1. Студенты закрепляют умения формулировать конкретные задачи развития личности и коллектива на определенных этапах педагогического процесса.
2. Формируют представления о содержании работы и основных видах деятельности классного руководителя, школьного психолога, социального педагога в рамках диагностического, просветительского и развивающего направлений;
3. Совершенствуют навыки планирования профессиональной деятельности;
4. Овладевают методами:
- психолого-педагогического изучения классного коллектива.
- психолого-педагогического исследования ребенка (познавательной сферы, индивидуально-личностных особенностей);
- активного социально-психологического обучения.
5. Развивают коммуникативные умения.
6. Формируют навыки проведения диагностического исследования, обработки, анализа и интерпретации полученных результатов, составления текстов психологических заключений и разработки практических рекомендаций;
- овладение навыками разработки и проведения определенных мероприятий, способствующих успешному обучению и развитию школьников;
7. Овладевают умениями психологического просвещения, способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и организации творческой деятельности человека.
Требования к базам практики
(с учетом ГОС ВПО и перечня умений и навыков).
Базы практики должны предоставить (создать) необходимые условия для полноценного прохождения педагогической (профессионально-педагогической) практики студентам-практикантам, а именно:
– Закрепление за каждым студентом учителя-методиста (классного руководителя) 13 или 14 разряда, имеющего опыт работы не менее 5 лет.
– Наличие в школе психолога с базовым психологическим образованием.
– Возможность познакомиться с экспериментальной программой (если таковая имеется в школе).
– Проведение уроков психологии в кабинетах.
– Возможность посещения уроков учителей по различным предметам согласно расписанию того класса, за которым закреплен студент.
– Возможность принять участие в родительском собрании.
Перечень организаций, выступающих базами практики.
Средние школы г. Петропавловска-Камчатского №№ 1, 2, 4, 7, 10, 11, 15, 24, 26, 27, 28, 30, 31, 33, 36, 39, 40, 42.
Научно-исследовательский компонент практики.
В период прохождения практики студент должен выполнять научно-исследовательскую деятельность, которая включает:
- изучение отдельных учащихся в учебной деятельности в классном коллективе, межличностные отношения;
- выявлять уровень обученности и воспитанности учащихся, а также условий, влияющих на успешность обучения и воспитания;
- наблюдать, анализировать и обобщать свой педагогический опыт и опыт других студентов-практикантов, переносить эффективные формы, методы и приемы работы учителей в практику своей работы;
- собирать, систематизировать и теоретически осмыслять факты педагогической действительности.
У студентов есть возможность в ходе практики провести научное исследование в рамках курсовой работы по педагогик и психологии. Возможные варианты научно-исследовательской работы:
1) роль самооценки в формировании личности подростка;
2) психологические особенности межличностных отношений школьников;
3) психологические особенности неуспеваемости школьников;
4) зависимость мотивации учения от самооценки у подростков;
5) влияние стиля деятельности педагога на учебную мотивацию школьника;
6) особенности дружеских привязанностей в подростковом возрасте.
6. Тематическое планирование (содержание работы студента-практиканта и требования к промежуточным формам отчетности).
Перед началом производственной педагогической практики кафедральный руководитель совместно с отделом практики проводит установочную конференцию, на которой студентам разъясняются задачи, содержание педагогической (профессионально-педагогической) практики, порядок ее прохождения. В проведении установочной конференции участвуют групповые руководители и методисты, по возможности включая методистов баз практики.
Сроки производственной педагогической практики определяются учебным планом вуза, графиком учебного процесса на конкретный учебный год. Педагогическая (профессионально-педагогическая) практика студентов 3 курса осуществляется в течение 4 учебных недель.
Практика проводится в V-VIII классах средних общеобразовательных школ под руководством учителя предметника (математики, физики, информатики, русского языка и литературы, иностранных языков) – классного руководителя, работающего в данном классе. Координируют прохождение педагогической (профессионально-педагогической практики методисты от кафедры педагогики и кафедры общей и специальной психологии. Учитель - классный руководитель курирует деятельность студента в течение всей практики.
Неделя – ознакомительная
Студентам в течение недели необходимо.
1. Познакомиться со структурой образовательного учреждения, организацией и формами деятельности классного руководителя, психолого-педагогической службы в системе образования, с функциональными обязанностями классного руководителя.
2. Изучить документацию, беседуют с администрацией школы, классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом
3. Проанализировать полученную информацию.
4. Составить индивидуальный план работы на период практики (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Отчетность.
- Аннотация нормативных документов.
- Выписка из плана работы классного руководителя.
- Основные направления работы психолого-педагогической службы школы.
- Индивидуальный план работы на период практики.
- Анализ школьной среды с точки зрения того, какие возможности для обучения и развития она предоставляет для детей данного возраста.
Неделя – диагностическая
Студентам в течение недели необходимо.
1. Изучить классный коллектив.
2. Подобрать методы для изучения классного коллектива
3. Провести психолого-педагогическую диагностику классного коллектива
4. Составить психолого-педагогическую характеристику класса.
5. Выделить 1 ученика для изучения уровня развития познавательной сферы и индивидуально-личностных особенностей.
6. Подобрать методы для изучения личности ученика.
7. Провести психолого-педагогическую диагностику индивидуально-личностных особенностей данного ученика.
8.Составить психолого-педагогическую характеристику личности ученика.
Отчетность
1. Психолого-педагогическая характеристика класса с приложением рабочих материалов.
2. Психолого-педагогическая характеристика ученика с приложением рабочих материалов.
Неделя – коррекционно-развивающая
Студентам необходимо.
1. Посетить и дать психолого-педагогический анализ трех уроков.
2. Разработать и провести развивающее занятие по психологии (классный час)
Отчетность.
1.Психолого-педагогический анализ урока по схеме.
2.Конспект развивающего занятия с отметкой о проведении.
Неделя - просветительская
Студентам необходимо.
1.Подготовить лекционное занятие для родителей учащихся.
Отчетность.
План беседы.
Неделя – рефлексивная
Студенту необходимо написать рефлексивный отчет о прохождении практики.
Отчетность: Рефлексивный отчет
В течение 10 дней с момента окончания практики студенты завершают работу по оформлению отчетной документации и сдают ее на проверку методистам кафедры педагогики и кафедры общей и специальной психологии.
Производственная педагогическая практика студентов 3 курса завершается итоговой конференцией, на которой подводятся итоги и оцениваются результаты практики.
В случае пропусков студентом по болезни или по другим уважительным причинам более трети срока практики, ему необходимо предоставить руководителю справку или другой документ, поясняющий причину пропусков. Далее рассматривается вопрос о продлении срока практики без отрыва от учебы в установленном порядке согласно положению по организации практики студентов КамГУ им. Витуса Беринга.
7. Основные виды деятельности студента-практиканта.
1. Знакомство со структурой образовательного учреждения, организацией и формами деятельности классного руководителя, психолого-педагогической службы в системе образования, с функциональными обязанностями классного руководителя.
2. Изучение документации.
3.Беседа с администрацией школы, классным руководителем, социальным педагогом и школьным психолого.
4. Аннотация нормативных документов.
5.Анализ школьной среды с точки зрения того, какие возможности для обучения и развития она предоставляет для детей данного возраста.
6. Изучение классного коллектива.
7. Психолого-педагогическая диагностика классного коллектива, составление психолого-педагогической характеристики класса.
8. Психолого-педагогическая диагностика индивидуально-личностных особенностей ученика.
9.Составление психолого-педагогической характеристики личности ученика.
10.Посещение дать психолого-педагогический анализ трех уроков.
11. Разработка и проведение развивающего занятия по психологии (классный час)
12.Подготовка лекционного занятия для родителей учащихся.
- Формы контроля и оценка результатов практики
Контроль прохождения практики осуществляется методистами кафедры общей и специальной психологии и кафедры педагогики. Для осуществления контроля методист кафедры общей и специальной психологии не менее двух раз в неделю встречается со студентом-практикантом:
- не менее одного раза обязательно на базе практики (в школе),
- одну консультацию можно назначить в университете.
Во время этих встреч методист проводит текущий контроль выполнения тематического плана практики, получает от куратора базы практики информацию о работе студента. Методисты и куратор согласовывают задания для студента на ближайшую неделю.
Оценка результатов практики осуществляется руководителем практики от кафедры педагогики на основе информации, полученной им от методиста кафедры общей и специальной психологии, кураторов баз практики, а также на основе анализа отчетной документации, предоставленной студентов не более, чем через 10 дней по окончании практики.
Формы контроля:
- устные отчеты студентов по результатам работы за прошедшую неделю;
- отчеты студентов согласно отчетной документации, предоставляемой в конце текущей недели или в начале следующей недели;
- посещение открытого урока (классного часа) по психологии;
- итоговый отчет по практике.
Все данные суммируются, и выставляется общая оценка по психологической части практики, сообщается методисту кафедры педагогики.
Литература
При подготовке к педагогической практике студенту рекомендуется предварительно ознакомиться, а в процессе прохождения практики использовать следующую литературу:
- Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург, 1998.-368с.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. М.,1989.-158с.
- Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. – М.,1999-80с.
- Григорьева Т.Г. Линская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосибирск – Москва. 1997. 171с.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. – Петрозаводск, 1992. – 372с.
- Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. – М., 1995.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.:1998.
- Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения: развивающие занятия по психологии для младших классов. – М.: 1999.
- Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: в 2 т. –М.:2001.
- Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом). – М., 1996. – 400с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.,1996.-529с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум /Ростов на Дону:1999. – 576с.
- Фридман Л.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988.
Приложения к программе
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|