Сделай Сам Свою Работу на 5

Реформы и высшее общество





Петровские реформы больше всего затронули правящую верхушку, а, следовательно, и высшие классы. При Петре практически полностью исчезают боярские фамилии прошлого, и появляются новые – Меньшиков, Шереметев, Головин, Брюс и другие. Люди были это отнюдь не знатного происхождения, а дошли до самых верхов лишь благодаря личным заслугам.

При Петре произошло резкое увеличение количества дворян – в 2-4 раза. Вызвано это было несколькими факторами – интенсивным освоением новых, в том числе завоеванных земель, пожалованиями, и, наконец, дроблением поместий. Петр пытался прекратить дробление поместий, введя указ о единонаследии, однако этот указ упорно бойкотировался, и в итоге был отменен. Зато указ об уравнении статуса вотчины и поместья был решительно поддержан, и имел большое значение, прежде всего для самых мелких помещиков.

В социальном-же плане общество все более и более расслаивалось на дворянство и крестьян. Еще через 50 лет это расслоение достигнет своего апофеоза – два этих класса будут даже говорить на разных языках.

 

Второй вопрос семинара:

всеми основными признаками, которые историки их времени относили к абсолютизму



В 60—е гг. ХХ в. в ходе дискуссии советских историков о:

—социально—экономических предпосылках российского абсолютизма, времени и стадиях его формирования, его социальной природе, идеологии, взаимодействии культур России и Европы была разработана типология абсолютизма. Она включавшая следующие основные черты:

— сосредоточение законодательной, исполнительной, судебной власти в руках наследственного монарха,

— право монарха распоряжаться налоговой системой и государственными финансами,

— наличие обширного разветвленного чиновничье—бюрократического аппарата, осуществляющего от имени монарха управление,

— централизация, унификация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления,

— наличие постоянных армии и полиции,

— регламентация всех видов службы и состояния сословий.

Российский тип абсолютизма в некоторых отношениях сходен с абсолютизмом стран Центральной Европы, но в реальной истории было многообразие проявлений. Расцвет абсолютизма как типа государственной власти происходил в России в ХУШ в. Предпосылки его образования проявились в царствование Ивана Грозного (вторая половина ХУ1 в). Падение — в 1917 г.



Иван Грозный придавал своему правлению характер самовластия ("государь повелевает хотение свое творити от Бога повинным рабам своим","жаловать своих холопей мы вольны, а казнити вольны же" писал он Андрею Курбскому). Российская государственность 60—70—х гг. ХУ1 в. имела многие особенности системы восточной деспотии. Деспотия — возможность произвола высшего носителя власти, не ограниченного никакими законами и опирающегося непосредственно на силу. Место человека в обществе определялось не знатностью и богатством, а близостью к монарху. Социальный статус и богатство исходили от власти. Все были равны перед монархом, фактически находясь в рабском состоянии.

Социально—экономический и династический кризис к. ХУ1— н. ХУП вв. замедлил становление российского абсолютизма. С середины ХУП в. в правление царя Алексея Михайловича началось формирование элементов абсолютизма:

— реже созывались Земские соборы,

—снижалась роль боярской Думы и возрастало значение Ближней думы и приказной бюрократии ( дьяки и подьячие),

— изживал себя основной принцип феодальной службы (местничество),

— увеличивалось число солдатских и рейтарских полков иноземного строя, предвестников регулярной армии,

— возрастала роль светской культуры,

— присоединившись к антитурецкой коалиции Россия попыталась войти в систему европейских государств.



 

Третий вопрос семинара:

В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать

Политику Екатерины II историки характеризуют как "просвещенный абсолютизм". Такая политика была характерна для многих европейских государств XVIII в. XVIII в. - время господства просветительской?1.76 идеологии. Французские просветители Ш.Л. Монтескье, М.В. Вольтер?2.115, Д. Дидро?2.114, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени.

Идеалом Ш.Л. Монтескье, чье сочинение "О духе законов" было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Екатерина II стремилась построитьзаконную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалий, а не вводить конституционный демократический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии.

Большое внимание Екатерина II уделяла совершенствованию законодательства. В 1763 г. она разделила Сенат на 6 департаментов со строго определенными функциями. Сенат стал органом контроля и высшей судебной инстанцией, при этом он лишился законодательной инициативы, которая перешла к императрице. В 1764 г. была проведена секуляризация церковных имуществ. Монастырские крестьяне были переданы в управление Коллегии экономии и стали называться экономическими. Был введен принцип веротерпимости. В 1765 г. для упорядочивания землевладения началось генеральное межевание земель.

Самым крупным мероприятием первых лет царствования Екатерины II стал созыв в 1767 г. Уложенной комиссии?1.77 в Москве. Комиссия должна была выработать новый свод законов Российской империи взамен "соборного уложения" 1649 г. В работе комиссии принимали участие 572 депутата от различных территорий и сословий (дворянства, купечества, государственного крестьянства, казачества). Преимущество было дано дворянам. Екатерина написала для комиссии "Наказ", в котором обосновала основные принципы политики просвещенного абсолютизма. В "Наказе" излагались многие идеи просветителей: о свободе собственности, свободе слова, гарантиях гражданских прав, главенстве законов в обществе и др. Работа комиссии не привела к значительным результатам. Депутаты не смогли найти общего языка по рассматриваемым вопросам. Обсуждение крестьянского вопроса привело к серьезным разногласиям между депутатами. Представители дворянства не могли допустить ограничения своих прав на крестьян. Императрица разочаровалась в работе Комиссии и в 1768 г. под предлогом войны с Турцией Комиссия была распущена.

Более удачными были просветительские начинания Екатерины в области образования, просвещения, культуры. Большое значение для просвещения и культуры имел Указ 1783 г. о "вольном книгопечатании". Впервые частные лица могли иметь типографии. В 1786 г. был утвержден "Устав народным училищам", по которому в каждом губернском городе создавались всесословные четырехклассные учебные заведения. В царствование Екатерины II были открыты первые женские учебные заведения страны: Смольный институт (1764 г.), Александровский институт (1765 г.). В 1783 г. была учреждена Российская Академия наук. Екатерина II положила начало крупнейшему музею мира - Эрмитажу. Всесторонне образованная императрица издавала сатирический журнал "Всякая всячина", писала пьесы и другие литературные произведения.

Представители "просвещённого абсолютизма"

Центральными фигурами этой эпохи были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

в Испании — министр Аранда при Карле III (1759—1788)

в Португалии — Помбал (1760—1777) при Иосифе Эмануиле

в Неаполе — министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV

в Тоскане — Леопольд I (1765—1790)

в Дании — Кристиан VII (1766—1807) с министром Струэнзе (1769—1772)

в Швеции — Густав III (1771—1792)

в Бадене — Карл Фридрих

в Речи Посполитой — Станислав Понятовский (1764—1795)

в России — Екатерина II

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.