Сделай Сам Свою Работу на 5

Принятая, потенциальная и реальная информация





Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то материальном носителе. Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию. Текст в системе Д→Ж→Т→А может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной информации, поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

Потенциальная информация сработает лишь в том случае, если «достигнет» аудитории. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией.

Не случайно в науке об информации это положение является отправным моментом, а разделение сообщения и информации принципиальным. Сообщение – это еще не информация, только в соприкосновении его с «потребителем» появляется (выделяется, порождается) информация; информацией является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией.

Во взаимодействии текста с аудиторией (Т→А) объективно выделяются два акта. Первый – отбор из номера газеты (программы ТВ) нужных аудитории текстов (сообщений), и далее – отбор из этого текста того, что оказалось интересным, понятным, полезным, важным для аудитории. Часть текста, которая «взята» аудиторией, – это принятая информация. Принятая информация всегда составляет какую-то часть объема потенциальной информации (лишь в идеальном случае, когда без потерь «взято» все сообщение, принятая информация равна потенциальной).



Второй акт – это переработка принятой информации, перестройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием. «Перестройка» в сознании аудитории под воздействием принятой информации есть реальная информация.

Журналист должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным. Поэтому, исходя из знаний аудитории, он обязан налаживать такие взаимоотношения с ней, при которых потенциальная информация максимально полно станет принятой, а затем реальной.

 

 

11. Рекламно справочные и рекреативные функции.
Рекламно-справочные функции. Удовлетворение интереса справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хорошего тона, по способам проведения досуга – это и есть участие в развитии культуры на бытовом уровне (например, передача сводок погоды, ведение уголков садоводов, рыбаков и т.д.).
К справочным материалам в журналистике примыкает реклама. Реклама, как информация о товарах и услугах, вошла в журналистику с её первых шагов. Она помогает потребителю сделать выбор, формирует культуру потребления. Но он может принести и вред. Навязывая товары и услуги, не соответствующие действительным нуждам потребителя. Формируя чрезмерные и ложные потребности.
Рекреативная функция или развлекательная. Её цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного времяпрепровождения. Эту функцию выполняют произведения «чисто» развлекательного плана (концерты лёгкой музыки, эстрадные шоу). Но они выполняют и культурно-идеологическую функцию. Почему важно отслеживать, по каким критериям готовятся произведения.
Рекреация способствует развитию интеллекта (телевизионные игры ума). При этом особое значение имеют художественный и интеллектуальный уровень направленность материалов журналистики.
Таким образом, наряду с идеологической деятельностью. Журналистика для своей аудитории выполняет широкий круг обязанностей по развитию её культуры, образованности, обеспечению рекламно-справочной информацией, удовлетворение спроса на рекреацию.



12.Функции СМИ, как система и их «представленность» в различных СМИ.
Функции журналистики – это совокупность её обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе и поскольку любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства журналистику как вид деятельности с её функциональной стороны можно представить следующим образом: цель - средства+способ действия – функционирование – результат.
Цель – это предвидение желаемого результата. Добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых в процессе функционирования.
В рыночной экономике каждое СМИ реализует экономическую функцию (получение прибыли или безубыточное функционирование).
Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов. Если журналистика не дойдёт до своих адресатов, она не сможет реализовать никаких побочных целей, выполнение которых связано с выполнением первичных. Поэтому так значимы ответы на вопросы кому? И зачем?
Если ответ на вопрос Кому? Выводится из представлений о журналистике, как функционирующей системе, где потоки информации фокусируется на массовой аудитории и социальных институтах, то получение ответа на вопрос Зачем? Требует большого развёртывания.
Учитывая социальное предназначение журналистики, как системы задач по адекватному информационному обеспечению жизнедеятельности массовой аудитории и социальных институтов в соответствии с их информационными потребностями, необходимо подробно рассмотреть всё пространство функций во всём их разнообразии и взаимодействии.
Говоря о роли журналистики в познании окружающего, выработки ценностных ориентаций, социализации личности, просвещении и воспитании, распространении культуры. Отмечает её регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами, в социальной защите людей снабжении каждого утилитарными сведениями.
Рекламно-справочные функции. Удовлетворение интереса справочной информации по культуре речи и кулинарии, правилам хорошего тона, по способам проведения досуга – это и есть участие в развитии культуры на бытовом уровне (например, передача сводок погоды, ведение уголков садоводов, рыбаков и т.д.).
Рекреативная функция или развлекательная. Её цель – создание условий для отдыха, интересного проведения досуга, приятного времяпрепровождения.
Культуроформирующая функция журналистики заключается в том, чтобы журналистика участвовала в распространении в обществе высоких культурных ценностей, воспитывала массы на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека.
Идеологическая деятельность СМИ носит универсальный характер, то есть охватывает все компоненты массового сознания. Средства массовой информации предназначены быть силой взаимодействия с массовым сознанием.
Анализ функционирования социальных институтов ведётся журналистикой в интересах формирования, развития, совершенствования системы институтов общества и улучшения условий жизнедеятельности и оптимальной реализации прав личности.
Исходной функцией журналистики является коммуникативная функция – функция общения налаживания контакта.



13.Профессиональные объединения журналистов.
В нашей стране ещё в 10-х годах 20 века возникли союзы журналистов. В 1957 году был создан Союз журналистов СССР просуществовавший до 1991 года. Когда на 7 съезде СЖ было провозглашено образование СЖ СССР на конфедеративной основе, преобразованного после распада СССР в Международную конфедерацию журналистских союзов.
В 1990 году состоялся учредительный съезд Союза журналистов России, объединивший журналистские организации республик, краёв и областей, входивших ранее в СЖ СССР, а также ряд ассоциаций, гильдий, клубов работников СМИ. СЖ – творческая, профессиональная, независимая, самоуправляемая организация, действующая на федеральных основах. Члены СЖ суверенны и равноправны, имеют равное представительство в Федеративном Совете СЖ. Действуя на основе законодательства РФ, СЖ считает своими главными задачами:
1.Защита прав и свобод журналистов;
2.Содействие утверждению и реализации свободы массовой информации, укрепление правовой базы, массово-информационной деятельности;
3.Развитие системы журналистского образования и повышения профессионально-творческого уровня российской журналистики.
Наряду с СЖ России последние годы руководителями СМИ создан Медиасоюз, Союз издателей и распространителей печатной продукции, Национальная ассоциация теле- и радиовещателей, Национальная ассоциация издателей, Альянс руководителей региональных СМИ и ряд других. Существуют также региональные журналистские объединения.

14.Исторические типы журналистики.
При всём своеобразии каждого органа журналистики в ту или иную историческую эпоху следует выделять базовые исторические типы журналистики. Основа выделения – фундаментальные социально-классовые ориентации, соответствующие им идеологические ценности и направления.
Федерально-монархическая печать стала складываться сразу же после возникновения печатных газет. Она ведёт начало со времён кардинала Ришелье, когда Т.Ренодо в 1631 году создал «La Gazette». В России первой газетой являются «Ведомости», созданное Петром Первым в 1702 году. 13 января отмечается как день российской печати. Это тип прессы возник в период формирования абсолютистских монархий в целях идейно-организационного укрепления монархической абсолютистской власти, когда формировались мощные централизованные государства.
Религиозно-клерикальная журналистика в эпоху феодализма выступала как носитель и проповедник господствующей идеологии, основывающейся на религиозном мировоззрении, и была союзником феодально-монархической прессы. Нередко религиозные деятели претендовали и на прямое участие в управлении мирскими делами. Так сформировалась политическая концепция клерикализма, то есть приверженцы того или иного вероучения должны играть первенствующую роль в политическом управлении.
Буржуазная журналистика возникла на волне антифеодальной борьбы. Она идеологически готовила победу буржуазных революций. Стремление проникнуть в разные слои общества породило в буржуазной журналистике . Но буржуазная журналистика испытывает давление капитала и того государства, институты которого имеют возможность влиять на неё через направленную информацию. Включая организованные утечки информации, деятельность служб отношений с общественностью.
Социалистическая журналистика, возникновение которой было связано с развитием общественной жизни и политического движения групп и организаций, выступающих в интересах трудящихся. Но поставленная в жёсткие условия, журналистика оказалась в рамках всевозможных запретов и ограничений, от неё требовалась играть роль идеологического инструмента коммунистической партии. Но в областях, где журналистика мало соприкасалась с вопросами политики, немало делала для развития аудитории.(Новый мир, Известия, Труд)
Переходный период в сфере журналистики начался в 1985, после провозглашения в СССР политики перестройки. Приведшей к возрождению демократических основ жизни, ликвидации цензуры, развитию гласности, расширению свободы журналистской деятельности.

15. СМИ как социальный институт.
15.СМИ как социальный институт.
Социальный институт журналистики – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, регулируемая нормами, правилами и традициями, направленная на удовлетворение фундаментальных общественных потребностей в информации. Журналистика помогает решать ряд важных общественных вопросов. Это во многом определяет её столь важное положение в современном мире. Журналистика не только активно участвует в общественной жизни, но и оказывает существенное влияние, в том числе через СМИ.

Функции данного социального института довольно обширные. Во-первых, это обогащение знаниями об окружающем мире, передача накопленного опыта.

Во-вторых, это информационная функция. Благодаря труду многих журналистов, мы можем оставаться в центре событий в любом месте и в любое время.
В-третьих, это формирование определенных установок и моделей поведения. Эта функция во многом определяет роль СМИ в социализации человека. А социализация, как нам известно, формирует «внутренний стержень» личности. Журналистика выполняет и культурную функцию. Она является носителем культуры, проводником для обычного гражданина в мир знаний и информационных ресурсов.

Журналистика решает большое количество социальных вопросов. Без журналистики, которая во многом систематизирует и фильтрует информацию, обществу было бы слишком сложно воспринимать тот информационный поток, который на сегодняшний день имеет место быть. Кроме того, журналистика играет неотъемлемую роль в социализации, через которую проходит каждый человек. Иными словами, место журналистики как социального института в обществе неоспоримо.

16.Типология и система СМИ.
Журналистика связана с использованием развитых технических средств коммуникации. Это пресса, радио, телевидение, интернет. Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли 4 подсистемы журналистики: печать, радио, телевидение, интернет-СМИ, каждая из которых состоит из множества каналов – отдельных газет, журналов, программ радио и телевидения, сетевых изданий, способных распространяться по всему миру, так и в небольших регионах. Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе использования своих специфических особенностей.
Печать приобрела особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе. Продукция несёт информацию ввиде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем и графиков.
Плюсы: 1) Обзорное ознакомление со всем репертуаром сообщений, что даёт возможность получить первичную целостную ориентацию во всём объёме и разнообразии информации.
2) Можно пользоваться отложенным чтением, то есть прочесть в более удобном месте и времени.
3) Портативность
4) Избирательность в прочтении материалов, в определенном темпе и ритме.
Минусы:1) Оперативность информирования.
2) Печать доступна только грамотному человеку, то есть человеческий фактор.
3) Недолговечность бумаги.
Радиовещание. Особенностью является то, что носитель информации - звук.
Плюсы: 1) Вневизуальность позволяет реализовать возможности звука более полно. Чистый звук воспринимается более глубоко.
2) Активизация воображения слушателя из-за отсутствия картинки.
3) Передача звука на огромные расстояния, правда это зависит где стоит радиовышка.
4) Оперативность.
Минусы: 1) Радиовещание принудительно, нельзя отложить прослушивание на другое время.
2) Необходимость радиоприёмника.
3) Звук становится фоновым и не глубоко воспринимается.
4) Слушатель может воспринимать только одну программу, отказавшись от других.
Телевидение - система связи для трансляции и приёма движущегося изображения и звука на расстоянии.
Плюсы: 1) Передача волн на большие расстояния
2) Оперативность
3) Синтез аудио- и видеоряда.
4) Возможность обращаться к миллионной аудитории.
Минусы: 1) Большинство аудитории смотрит вечером, а не постоянно.
2) Принудительность программ
3) Необходимость телевизора.
Интернет – всемирная компьютерная сеть, включающая в себя все три предыдущих средства СМИ.
Плюсы: 1) Сочетание всех типов СМИ
2) Возможность выбора своего типа информации
Минусы:1) необходимость знания иностранного языка
2) Умение и возможность пользоваться интернетом.

17. Политическая культура журналиста в условиях плюрализма.
Плюрализм- в отличие от монизма, точка зрения исходящая из признания множественности позиций и идей, представляющих объективно существенные различия между их носителями - разными социальными группами общества. Функционирование СМИ в условиях плюрализма предполагает, что все возможные взгляды (в рамках Конституции) не только могут быть, но и должны быть предъявлены обществу. Очевидно, что не все соц.силы имеют возможность создать свои СМИ, а предлагаемые в"чужие"СМИ материалы отвергают - эти СМИ признают плюрализм, но считают лишь свою точку верной. В лучшем случае предложение аргументация других, если они справедливы и разумны, включают в свою систему представлений. Но даже если различные мнения широко публикуются в разных СМИ, аудитория располагает 2-3 источниками информации, не имеет возможности познакомиться со всеми, а если и знакомится, то не может самостоятельно разобраться в проблем усл.стихийн., ориентирован на победу плюрализма в журналистике и, затем, в массовом сознании действуют центробежные тенденции: вместо того, чтобы приводить к высокой информированности и, благодаря этому, плюрализм служит чуть ли не противоположным целям. Правильное решение - моноплюралистическое, т.к."центробежной"и"центростремительной"тенденции в журналистике и обществе оказываются уравновешены. Чтобы добиться этого, в СМИ должно быть активно реализовано требование толерантности - терпимости, притом благожелательной к взглядам других, признаваемыми равноправными в силу равенства их выражающий и защищающий(по Конституции.).Просто благожелательного признания равенства иных сил недостаточно без активного взаимодействия с ними. Толерантность требует понимания и признания того, что все разнородные силы и позиции возникли и сущ.в рамках "общего дома"(региона, страны).Отсюда необходимость 3-ей стороны толерантности -настроенности на конструктивное взаимодействие.

Вопрос 18 «Закон РФ «О СМИ» как основа российского законодательства о СМИ»

27 декабря 1991 года был принят закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» . До него действовал закон СССР О печати и других СМИ». Как важнейший нормативный документ в российской журналистике Закон О СМИ формулирует права и обязанности журналистов, регламентирует взаимоотношения редакций с учредителями, издателями, массовой аудиторией, гражданами, источниками информации и.т.д. Принятый на старте демократических преобразований в стране Закон о СМИ до сих пор является одним из самых либеральных в мире и в целом позволяет СМИ России успешно развиваться. За годы действия закона о СМИ в него были внесены изменения и дополнения. На сегодняшний день в законе «О СМИ» 7 глав и 62 статьи.

18. Закон РФ «О СМИ»
Законодательство определяет порядок учреждения, регистрации, перерегистрации, прекращения и приостановления деятельности СМИ. Для деятельности журналиста важен статус учредителя (У) и редакции (Р). У и Р связывает устав Р или договор, определяющий взаимные права и обязанности У, Р и главного редактора; полномочия и обязанности сотрудников; порядок образования редколлегии и назначения или избрания главного редактора; основания и порядок приостановления, прекращения или реорганизации Р, в том числе изменение У и статуса Р; порядок утверждения и изменения ее устава. Журналист (Ж) - полноправный участник разработки информационной политики СМИ. Основы права и обязанности Журналиста - в Законе РФ о СМИ и других актах. Они касаются и внутри редакционных отношений, и сбора, подготовки и публикации материала, и последствий публикации. Журналист - должностное лицо.
Журналист - обязан соблюдать устав редакции, но вправе отказаться от публикации чего-либо под своим именем. Отказаться нельзя, если материал идет без подписи. Безоговорочное право отказаться от задания, если его выполнение требует нарушения закона. При сборе информации прежде всего действует право "искать, запрашивать, получать информацию" + предъявлять "по первому требованию редакционное удостоверение" + право посещать учреждения и орг. или их PR + "получить доступ к документам", если это не тайна + копировать материалы, производить записи (предупредив информанта).
Особо оговорено право "посещать специально - охраняемые места аварий" и т.п.
Важный запрет - "на сбор информации в пользу постороннего лица".
Использование информации также регламентируется законом (конфиденциальность, авторство цитат и т.п.). Журналист может писать со своей подписью, под псевдонимом или без подписи. Запрещается: "порочить гражданина или отдельные категории граждан", порнография, эротика без согласия модели. Те, кого оклеветали, имеют право выступить с опровержением в том же СМИ. Нарушение прав Журналист влечет административную, дисциплинарную, и уголовную (до 2х лет) ответственность.

19) Действенность и эффективность журналистики
Действенность – это результативность выполнения непосредственно-организаторских функций в журналистике, степень ее успеха в массово-информационном обеспечении и решения задач социального развития, которое проявляется в принятии конкретных мер.
Важность для журналиста правильного видения и действенного выполнения непосредственно-организаторских функций определяется тем, что эта деятельность как практическая реализация результатов анализа явлений действительности неотрывна от социальной ориентации аудитории.
Без действенного участия в принятии решений деятельность журналистики остается односторонней и как бы незавершенной, т.к. невостребованные, нереализованные практические наработки журналистов как социальных аналитиков и общественных деятелей – «неэкономное» распоряжение добытого их трудом, а порой и прямые материальные убытки, не говоря уж об издержках социально-политического плана, в том числе по снижении авторитета СМИ и доверия к ним.
Эффективность.
При реализации идеологических, культурных и др. функций журналистики возникает проблема эффективности их выполнения. А это требует нацеленности на свою аудиторию.
Эффективность воздействия журналистики зависит от прагматических качеств произведений, которые определяются использованными умениями журналиста, зависящими от владения им методами журналистской деятельности. В это цепочке (метод - умение – качество – эффективность) результирующим понятием является эффективность, поэтому все остальное должно быть подчинено достижению искомого конечного результата. Следовательно, все составляющие деятельности журналиста, все компоненты формы и содержания его произведения должны быть ориентированы на конкретную аудиторию.
Результатами, которых добивается журналист, являются эффекты – конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. При этом они проявляются и как возникновение каких-то новых образований, и как корректировка, дополнение, развитие уже имеющегося в «арсенале» аудитории, и как переоценка, опровержение, вытеснение осознанного как негодного, ложного, вредного для нее.
Эффективность – степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации с учетом возможностей, которыми располагают и журналист, и аудитория.
Для эффективной организации деятельности журналистам необходимо знание своей аудитории и умение это знание использовать. Аудитория – совокупность людей, тех, к кому обращаются СМИ, кто воспринимает обращенную к нему информацию.

19. Действенность и эффективность журналистики.
Действенность это результативность выполнения непосредственно - организаторских функций журналистики, степень её успеха в массово – информационном обеспечении решения задач социального развития, которое проявляется в принятии конкретных мер теми или иными социальными институтами.
При реализации идеологических, культурных и др. функций журналистики возникает проблема эффективности их выполнения. Эффективность воздействия журналистики зависит от прагматичности качеств произведения, которые определяются использованными умениями журналиста, в свою очередь зависящими от владения им методами журналистской деятельности. Результатами, которых добивается журналист, являются эффекты- конкретные изменения в сознании и поведении аудитории. Система эффектов, которых хочет добиться журналист, и определяются задачи и совокупности целей, поставленные им в ходе подготовки произведения. Эффективность - степень реализации целей, соответствующих потребностям аудитории в информации с учетом возможностей, которыми располагает журналист и аудитория. Аудитория - активная ,самостоятельно формирующая свое отношение со СМИ часто журналистики как функционирующей системы. Эффективность информации складывается лишь при условии четкого планирования расчетной аудитории, определение реальной аудитории и выработки дальнейших шагов, способствующих укреплению контактов с аудиторией.

 

 

20. Права и обязанности журналиста согласно Закону о «СМИ».
27 декабря 1991 был принят Закон РФ «О СМИ» (до него с 1900 действовал Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации»). Как важнейший нормативный документ в российской журналистике он формулирует права и обязанности журналистов, регулирует взаимоотношения редакций с учредителями, издателями, массовой аудиторией, гражданами, источниками информации и т.д.
Статья 47. Права журналиста. Журналист имеет право:
1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона (редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность);
6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;
9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;
12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Статья 48. Аккредитация.
Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.
Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

Статья 49. Обязанности журналиста. Журналист обязан:
1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
2) проверять достоверность сообщаемой им информации;
3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;
7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;
8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;
10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.
При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.
Статья 51. Недопустимость злоупотребления правами журналиста
Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.
Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Вопрос 21. Профессионально-квалификационные требования к журналисту.
Каждый журналист должен стремиться видеть себя в коллективе (а не в «совокупности» сотрудников) и, формируясь как «профессионал вообще», особое внимание обращать на развитие своих индивидуальных, уникальных возможностей и качеств. Даже журналисты-одиночки, работающие вне коллективов, так или иначе соотносят свои возможности с характером и нуждами определенных редакций СМИ.
Склонности. Сила склонности может быть расположена в диапазоне от поверхностного желания оказаться «внутри» мира журналистики, до страстного стремления, заставляющего преодолевать все возникающие на пути к овладению профессией препятствия. Чрезвычайно важную роль играют мотивации, внутренние «объяснения» склонностей.
Способности – это особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Они не только поддаются развитию, но и требуют совершенствования и шлифовки.
Интеллект – система мыслительных способностей человека, уровень его умственного развития. Для журналиста необходимо развивать также черты образного мышления и видения явлений действительности.
Успех журналиста во многом зависит от особенностей эмоционально-психологического и волевого склада его личности. Характерной чертой журналиста является «любопытство», стремление расследовать события и факты. Желание докопаться до истины требует мужества – и не столько мужества мысли, сколько отсутствия боязни возможных преследований, угроз, опасностей в ходе поиска и после публикации информации
Наряду с мужеством профессия журналиста требует наличия таких черт, как доброта, отзывчивость, чуткость, низкий «болевой порог», умение сочувствовать и встать на место своего собеседника. Очень важны общительность, стремление понять даже противника, быстрота реакции, умение сосредоточиться, работать в трудных условиях, собранность, находчивость, мобильность и вместе с тем – психологическая устойчивость.
Безусловно, журналист должен обладать и определенными физическими данными, выносливостью, работоспособностью, особенно необходимыми в экстремальных условиях, готовностью переносить лишения.
Система знаний с трудом поддаётся описанию. Принципиально важно выделить три области в «знаньевой» структуре личности журналиста.
1. «Обширность познаний» в самых разных областях, которая обычно называется энциклопедизмом.
2. Область профессионально-журналистского знания.
3. Сфера специальных знаний, связанных с той областью жизни, которой непосредственного занимается журналист как узкий специалист.
Все знания и качества журналиста закрепляются в опыте практической деятельности и проверяются на «работоспособность» в ходе профессиональной деятельности.
В практической деятельности, основанной как на непосредственном личном опыте, так и на опыте, опосредованном знанием, проявляется мера ответственности журналиста перед собой, редакцией, корпорацией журналистов, всем обществом.

21. Профессиональные принципы журналистики.
Профессия – это возникший в условиях разделения труда особый род трудовой деятельности, требующий владения комплексом общих и специальных знаний и практических навыков, закрепленных в опыте.
Мир личности журналиста-профессионала складывается в соответствии с объективными требованиями его профессии.
Успешную деятельность, проявляющуюся как реализация позиций, склонностей, способностей, обеспечивают: совокупность личностных свойств, система освоенных знаний, полученные в практике навыки и опыт. «Внешний» слой составляет область ответственности за профессионально-творческую самореализацию, за самосовершенствование и развитие личности, за самоотдачу в служении обществу.
Склонности. Сила склонности может быть поверхностная, обусловленая какими-то внешними причинами, до страстного стремления, заставляющего преодолевать все возникающие на пути к овладению профессией препятствия, притом не только внешние, но и внутренние препятствия. Чрезвычайно важную роль играют мотивации, внутренние «объяснения» склонностей.
Успешно можно выделить две группы мотивов – «для себя» и «для общества». Первая проявляется в стремлении реализовать свои творческие способности, найти способ самореализации. Только в прямой связи с мотивами «для общества» они приобретают реальный смысл и место в мире профессионалов.
Способности – это особенности личности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления выбранной деятельности. Способности не только поддаются развитию, но и требуют совершенствования и шлифовки.
Социально-мировоззренческая, общественно-политическая позиция, система установок и ориентаций. Социально-мировоззренческая позиция определяет содержательный смысл деятельности, характер понимания журналистом действительности, его представление о «желаемом будущем», путях движения к нему и средствах достижения идеала.
Интеллект – система мыслительных способностей человека, уровень его умственного развития. Успех журналиста во многом зависит от особенностей эмоционально-психологического и волевого склада его личности. Желание докопаться до истины требует мужества – и не столько мужества мысли, сколько отсутствия боязни возможных преследований, угроз, опасностей в ходе поиска и после публикации информации. Очень важны общительность, стремление понять даже противника, быстрота реакции, умение сосредоточиться, работать в трудных условиях, собранность, находчивость, мобильность и вместе с тем – психологическая устойчивость в ходе «информационных столкновений» в полемике, дискуссиях, часто конфликтных и острых.
Система знаний. Принципиально важно выделить три области в «знаньевой» структуре личности журналиста.
1. «Обширность познаний» в самых разных областях, которая обычно называется энциклопедизмом.
2. Область профессионально-журналистского знания.
3. Сфера специальных знаний, связанных с той областью жизни, которой непосредственного занимается журналист как узкий специалист.
В практической деятельности, основанной как на непосредственном личном опыте, так и на опыте, опосредованном знанием, проявляется мера ответственности ж

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.