Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие эпохи революции. Ранние и поздние буржуазные революции.





Термин революция изобрели не марксисты и даже не историки. Этот термин был заимствован к 17 веку из астрономии. Революция – это вращение вокруг своей оси небесного тела. К 17 веку стали различать революции и нереволюции. Вот убьем какого-нибудь временщика – это не революция, это переворот. А вот если весь клан сметем, да еще и династию поменяем, этот полный политический переворот современники стали называть революцией. Например, когда Стюартов изгнали из Англии, и пришли Мария и Вильгельм Оранские.

После Великой Французской революции историки эпохи реставрации Гизо и ______ стали переосмысливать события национальной истории, и пришли к выводу, что революции – это взрывы с участием широких масс, результат социальной и классовой борьбы в обществе.

Сен-Симон тоже примерно к таким же выводам пришел. Поэтому уже к началу 19 века непосредственные предшественники марксизма пришли к осознанию революции, что это результат противостояния классов и борьбы социальных и классовых сил в обществе, которые приводят к глубоким столкновениям, потрясениям и переменам в жизни страны и общества.

А когда пришли молодые Маркс, Энгельс и т.д., они продолжили эту начатую линию. Их вклад заключается в том, что они стали выделять понятия политическая и социальная революция, и не просто выделять, а эти понятия они связали друг с другом. Потому что в их работах выделена такая закономерность: для того чтобы провести какие-то глубокие преобразования в жизни общества, экономические, социальные и т.д., необходимо революционному лагерю или классу захватить полноту политической и государственной власти в стране. Без этого такие преобразования обречены, они не удержатся. А с другой стороны, для того чтобы захватить политическую власть и удержать ее этот революционный лагерь должен пойти на глубокие социально-экономические, нравственно-политические реорганизации. Поэтому каждая глубокая революция должна быть одновременно и политической и социальной. Если не проводится социальный курс на преобразование общества, то политическая власть рано или поздно ускользнет из рук. И невозможно провести глубокие социальные, экономические преобразования общества без установления политического господства.





Маркс и Энгельс пришли к мысли о том, что политическая власть должна осуществляться в виде диктатуры победителей. Диктатура может быть буржуазной, либо диктатура рабочего класса, пролетариата. В последующем они стали выделять революции буржуазные и революции, которые должны нас осчастливить – пролетарские, социалистические.

Эпоха нового времени как раз начинается с того, что по Европе начинает бродить «призрак революции». 16 век – эпоха революций. Это буржуазные революции. 2 революции 16 века – это предреволюции или неудачные революции, это Реформация и крестьянская война в Германии, и революция, которая началась в августе 1566 года с иконоборческого восстания в Нидерландах. Она в историю вошла с названием 80-летней войны. Она дала повод Троцкому сказать, что революция должна быть такой, как в Нидерландах – перманентной (продолжительной), т.е. несколько поколений должны участвовать в революции.

Началась революция в 1566 году, а завершилась по одной датировке в 1609 году, Антверпенским перемирием, или по другой датировке в 1648 году – Вестфальским миром, который де-юре и де-факто признал независимость Нидерландов от Соединенных провинций.

17 век – 2 революции. В Англии великая и _____

18 век – революция в Северной Америке и во Франции.

Все эти революции становятся переломными рубежами как в развитии соответствующих стран, так и Европы, и соответственно становятся ступенью развития мировой цивилизации.

Эти ранние революции буржуазные по характеру. Различается 2 волны этих революций: 16-17 веков – первая волна, и вторая волна – это американская, французская и европейские революции начала и первой половины 19 века.



Революции 17-18 веков происходили в эпоху достаточно прогрессивного нового строя, формирующегося буржуазного, когда разрывали со старым обществом, расчищали почву для рыночной экономики. Эти революции 17-18 веков – великая английская, американская и великая французская – называют иногда классическими буржуазными революциями. Потому что в этих революциях полно проявился их буржуазный характер и ведущая роль владельцев капитала. Классическими их называют, потому что наиболее ясно, наиболее выраженно проявился их буржуазный характер, и расклад революционных сил.

Естественно, все эти революции с 16 по середину 19 века имели своеобразие, которое накладывается эпохой, в которую они происходили, так и конкретными условиями тех стран, где они случались.

Несмотря на это разнообразие факторов, вызвавших эти революции, всем этим революциям были свойственны некоторые общие характеристики, черты, которые их роднят.

Прежде всего: в революциях отчетливо выявилась совокупность тех компонентов, которые делают эту революцию и возможной, и необходимой.

Во-первых, это некий минимум социально-экономических предпосылок, который толкает общество к революции и делает ее неизбежной. Это обострение жизни трудящихся, приход новых форм организации производства, идеологические столкновения.

Во-вторых, появление в стране, обществе общественной силы, которая заинтересована в утверждении нового строя, нового общества. Эта общественная сила складывается из 2-х компонентов:

1 компонент – это широкие массы народа, сельского и городского населения, которые выступают против старого режима, в условиях невыносимой жизни. Т.е. большая часть населения должна активно или пассивно в этой революции принимать участие.

2 компонент – гегемон, или направляющая сила, которая в лице владельцев капитала или нового класса прогрессивного выступает организатором этого возмущения, направляет это стихийное возмущение по пути каких-то сознательных действий. Во всех революциях, за исключением революции 1748 года, таким гегемоном выступали владельцы зарождающейся буржуазии (?).

3 компонент – в центр борьбы все яснее выходит вопрос о полноте политической государственной власти в обществе, т.е. борьба за власть. Кто будет управлять государством, когда победит революция? Потому что только захват и удержание рычагов государственной власти позволяет произвести необходимые общественные преобразования в экономике, в социальной жизни, решить какие-то национальные проблемы, объединить страну, или наоборот, разъединиться, получить национальную независимость, произвести культурные, идеологические преобразования.

Конечно же, социальная подоплека революции возникает не прямо из конфликта, к которому приходит общество, когда владельцы капитала выступают против феодалов, которые не отпускают крестьян. Эпоха социальных революций наступает достаточно постепенно. Страны Европы развиваются неравномерно. В той же Англии и Нидерландах созрели предпосылки для революций, в Германии, Франции, итальянских землях – они созревают спустя столетие. Поэтому для европейского континента эпоха социальных буржуазных революций это довольно продолжительный исторический этап.

Вызревание революций в каждой конкретной стране, в каждом конкретном обществе тоже продолжительно. Сама революция возникает под действием факторов как региональных, местных, национальных, так и общеевропейских. И революция постепенно зарождается путем нескольких приливов революционной активности, повышения революционной активности масс, различных форм подготовки революции, наконец собственно революционного прорыва – действий по свержению старой власти, борьбы революции и противников революции, затем реализация каких-то революционных требований, постепенного снижения накала революции, наступления контрреволюции, реформы, контрреформы. Поэтому понятие социальная революция даже в национальных рамках может занимать не один год, а десятилетия, и даже жизнь нескольких поколений.

Эпоха ранних революций и эпоха поздних революций чем отличаются?

Надо учитывать влияние той эпохи, когда эта революция произошла. До середины 19 века, фактически до Парижской коммуны фактически новое общество, которое возникало в недрах старого, оно было достаточно прогрессивное. И руководителем этих революционных выступлений выступала нарождающаяся буржуазия, которая пыталась за собой закрепить экономическое господство в обществе и получить политическую власть.

Со 2-й половины 19 века и 20 век – ситуация несколько меняется. Изменения касаются двух важных моментов. Прежде всего, в буржуазных революциях гегемоном может выступать уже не буржуазия, а какие-то другие категории населения. Например, революция 1905 года – гегемоном выступал рабочий класс. И под воздействием выступлений рабочего класса эта буржуазная революция может перерасти в буржуазно-демократическую или социалистическую революцию. Начиная со 2-й половины 19 века начинается эпоха, когда одновременно будут развиваться революции буржуазные по характеру и революции иного склада – пролетарские или социалистические.

Это основное отличие ранних и поздних революций.

Для того, чтобы наступила революция нужно возникновение революционной ситуации в стране. Что такое революционная ситуация?

1) Кризис верхов, невозможность управлять старыми методами обществом. Когда все валится из рук: экономика, политика и т.д.

2) Обострение положения низов, которые уже не могут терпеть.

3) Должен образоваться революционный лагерь, который способен на революционные действия, достаточные для того, чтобы свергнуть старый режим или хотя бы надломить, чтобы он сам развалился. Без этой возможности может быть революционная ситуация, а революции не будет.

Для характеристики каждой революции нужно учитывать следующие обстоятельства: общий исторический фон, на котором происходит революция, потому что революция 16-17 века – это не революция 1-й половины 19 века. Во внимание это нужно принимать.

Надо также учитывать специфику условий каждой отдельной страны.

Для правильной оценки всякой революции вы должны:

выделить причины революции, целую иерархию причин;

главные и второстепенные задачи революции;

движущие силы революции и изменения внутри революционного лагеря по ходу развития революции, потому что по ходу развития революции часть революционных сил переходит на либеральные, консервативные, контрреволюционные позиции. Соотношение сил внутри лагеря революции может меняться. И гегемоном могут становиться другие лидеры, другие политические силы и другие социальные силы.

степень активности и самостоятельности народных низов, потому что надо разделять революции на такие, где принимает участие минимальное количество народных масс, так называемые верхушечные революции. Например – объединение Германии – это пример верхушечной революции. Буржуазные революции – массы принимают активное участие, но под руководством соответствующих политически активных сил.

Во многих революциях бывает, когда массы начинают выходить из-под контроля своих вождей, тех политических сил, которые выступают руководителями революции. Они начинают выступать самостоятельной силой, удовлетворяя свои собственные цели, потребности. Во многих революциях повышенная активность масс приводит к тому, что революция проскакивает первоначальные задачи.

Некоторые революции из буржуазных перерастают в буржуазно-демократические.

Формы и методы борьбы, которые применяют в революции участники этой революции и результаты революции.

Имейте в виду, что большинство учебников написаны в русле марксистских идей, новых учебников нет.

Конфликт производительных сил и производственных отношений приводит к революции, конфликт старого – нового. Часто такой конфликт бывает закамуфлирован более очевидными, более ясными противоречиями. Противоречия религиозной борьбы, политической борьбы. Революции 16 века в Германии и Нидерландах, революция 1640 года – они принимали форму религиозной борьбы, это лежало на поверхности. Нидерландская революция, помимо религиозной борьбы, принимала форму борьбы за национальное освобождение от испанского гнета. Великая Французская революция – борьба против абсолютизма, политики своеволия, нарушения прав человека.

Среди задач революции – основа хозяйства сельская, большинство жителей живет в деревне, кормится от сельского хозяйства, поэтому одна из главных задач – решение аграрного вопроса в той или иной степени, так как аграрный сектор – основа экономики.

В некоторых революциях на первый план выдвигается также завоевание национальной независимости. Это Итальянская революция и войны за объединение Германии.

Любая революция развивается либо по восходящей линии, либо по нисходящей.

Революция – это дело долгое, это втягивание широких масс. Постепенная радикализация этой борьбы, требований. На разных этапах революции руководящая роль принадлежит определенным социально-политическим силам, которые по мере развития революции начинают отходить на вторые планы. Более широкие слои начинают участвовать. Более радикальные лидеры приходят. Это восходящая линия революции. Накал борьбы усиливается, степень демократизации, радикализации требований и реформ, революционных решений возрастает.

А есть нисходящая линия. Классический пример – революция во Франции 1848 года. Когда в первые часы и дни революции был достигнут максимум завоеваний и радикализации. А затем наиболее революционное ядро парижских рабочих изолировались, поссорились с армией, крестьянством, заболтали все программы. А затем развитие пошло по нисходящей.

Методы и формы борьбы в революции бывают разными и зависят от того, какой класс, какой социальный слой выступает ядром, на острие революции, или на данном этапе является ведущим. Для буржуазии наиболее привычными являются формы идеологического воздействия, партийно-парламентской борьбы: различные пропагандистские общества, газеты, агитация – вот те методы борьбы, которые выбирает либеральная буржуазия.

Офицеры. Какой любимый метод борьбы у офицеров? Заговор. Военный переворот. Те же декабристы.

Методы борьбы, характерные для крестьян: бунты, крестьянские восстания, особенно массовые крестьянские войны, захват и раздел помещичьих земель, изгнание феодалов, казни.

Для рабочих характерны стачки, забастовки, всеобщие забастовки, баррикадные бои, всеобщее вооруженное восстание, пролетарская революция.

Формы борьбы студенчества: уличные шествия, стачки, демонстрации (вспомните недавние события во Франции).

Формы и методы борьбы в революции варьируются не только от воли, желания революционеров, но и от степени и тех форм противодействия, которые им правительственный лагерь оказывает.

Когда старый режим, старые власти делают ставку на насильственное подавление, они фактически развязывают гражданскую войну.


Как оценивать результаты революции?

Оценивая значение революции, надо оценивать не только принятые решения, но и те подвижки, те решения, те изменения, которые в полной мере влияли, которые сказываются спустя годы или даже спустя поколения. Поэтому есть непосредственные результаты и есть перспективные результаты революции.

Часть революций являются революциями, не до конца выполнившими и реализовавшими те задачи, которые они должны были реализовать.

Блестящий пример: война за независимость в США или первая американская революция 17 века. Один из главных вопросов – о земле. Второй – полная отмена рабовладения. Оба эти вопросы не были полностью решены. Рабовладение осталось на юге. И не все получили доступ к земле. Все это привело к тому, что спустя 70 лет вспыхнула гражданская война.

Поэтому бывают революции неудавшиеся, а бывают удавшиеся, завершенные и незавершенные. Это грозит тем, что общество рано или поздно вернется к решению этих вопросов.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.