Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 1.2. Методология и методы научного исследования.





Научное исследование его сущность и особенности. Методология научного исследования. Метод научного исследования.

Классификация методов.

Взаимодействие методов.

Системный метод исследования.

Моделирование в диссертационных исследованиях.

Применение математических методов при проведении диссертационных исследований.

9.3. Задание для самостоятельной работы.

1. Рассмотреть сущность и особенности научного исследования.

2. Раскрыть методологию научного исследования.

3. Охарактеризовать сущность и содержание методов научного исследования, их классификацию и взаимодействие.

4. Дать описание системному методу как основе системного научного исследования.

5. Рассмотреть сущность и содержание моделирования в диссертационных исследованиях, классификацию моделей и методических основ построения и исследования модели.

6. Раскрыть основы применения математических методов при осуществлении диссертационных исследований.

9.4. Рекомендации по выполнению задания.

Прежде чем ответить на вопросы задания, следует составить словарь терминов по теме. При ответе на вопросы необходимо соблюдать следующие требования к плану ответа:



- дать оценку значимости и сложности вопроса в рамках темы;

- отметить основные работы и их авторов, которые рассматривают данный вопрос;

- привести наиболее важные аргументы авторов, подтверждающие их идеи;

- выделить спорные, неочевидные положения;

- определить свое отношение к обсуждаемому вопросу.

В первом вопросе задания для самостоятельной работы необходимо дать определение научного исследования, раскрыть его сущность.

Второй вопрос потребует от аспиранта понимания сущности методологии научного исследования, ее основных характеристик.

В третьем вопросе самостоятельного задания необходимо изучить существующие классификации методов научного исследования, дать им краткую характеристику.

При рассмотрении четвертого вопроса следует детерминировать понятие «модель» и основы ее построения, разобраться в особенностях моделирования в рамках диссертационного исследования.

При рассмотрении пятого вопроса целесообразно раскрыть основы применения математических методов, вникнуть в особенности данного процесса в ходе диссертационного исследования.



При изучении шестого вопроса необходимо рассмотреть основы применения математических методов при осуществлении диссертационных исследований и их значения для подтверждения положений, выносимых на защиту.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Что такое научное исследование? Определите сущность этого понятия.

2. Назовите основные критерии классификации научного исследования.

3. Какие структурные компоненты включает системный метод?

4. Назовите имена ученых, внесших вклад в формирование методологии.

5. В чем заключается отличие между понятиями метод и методология?

6. Какие методы научного исследования вы знаете? Дайте им краткую характеристику.

7. Что такое моделирование? В чем кроется его сущность и содержание?

8. Какие особенности математических методов Вы можете перечислить?

 

Тема 1.3. Методика научного исследования.

Планирование научно-исследовательской работы.

Прогнозирование научного исследования.

Выбор темы научного исследования.

Технико-экономическое обоснование темы научного исследования.

Логика процесса научного исследования.

Методический замысел научного исследования и его основные этапы.

План семинарского занятия (форма обучения: очная).

1. Планирование научно-исследовательской работы в вузе: цель, сущность, содержание, исходные данные, процедура осуществления.

2. Порядок работы аспиранта при выборе темы научного исследования.

3. Формирование методического замысла научного исследования: цель, сущность, содержание, последовательность выполнения мероприятий.



План практического занятия (форма обучения очная и заочная).

1. Порядок разработки и утверждения Плана научной работы в академии.

2. Планирование научно-исследовательской работы аспирантов. Этапы планирования научно-исследовательской работы.

3. Процедура обсуждения и утверждения темы научного исследования аспирантами.

4. Основные критерии выбора темы научного исследования, их обобщенная характеристика.

5. В чем заключается сущность процедуры формирования методического замысла?

9.3. Задание для самостоятельной работы.

1. Рассмотреть основные положения по планированию научно-исследовательской работы.

2. Изучить существующие подходы к прогнозированию научного исследования.

3. Детально рассмотреть порядок работы соискателя ученой степени при выборе темы научного исследования.

4. Раскрыть логические элементы процесса научного исследования.

5. Определить порядок формирования методического замысла научного исследования и содержание его основных этапов.

9.4. Рекомендации по выполнению задания и подготовке к семинарскому и практическому занятию.

Прежде чем ответить на вопросы задания необходимо составить глоссарий, включающий в себя ряд терминов, необходимых для изучения, а именно: планирование; проблема; научная проблема; цель научного исследования; задача научного исследования; объект исследования; предмет исследования; актуальность и т.д.

При ответе на первый вопрос задания необходимо, в первую очередь, иметь четкое представление о том, в чем заключается специфика планирования в сфере научной деятельности. При этом важно определить круг целей и задач, для достижения и решения которых используется планирование. Также следует рассмотреть основные элементы планирования, определить их место и роль в системе планирования. Особое внимание стоит обратить на этапы планирования.

При ответе на второй вопрос задания необходимо определить значимость процесса прогнозирования для научного исследования. Рассмотреть основные подходы к его осуществлению.

При изучении третьего вопроса следует уделить внимание неоспоримой важности правильного выбора темы научного исследования. Также стоит сделать акцент на тесную взаимосвязь научной проблемы и темы исследования и научиться различать научные и так называемые «псевдонаучные» проблемы. Кроме того, в рамках данного вопроса необходимо выделить ряд критериев, которым должна отвечать тема, выбранная для научного исследования.

При рассмотрении четвертого вопроса надо изучить логические элементы процесса научного исследования и их взаимосвязь между собой.

При изучении пятого вопроса необходимо рассмотреть порядок формирования методического замысла. Необходимо уделить особое внимание его основным этапам и их характеристике.

Первый вопрос плана семинарского задания требует рассмотрения особенностей процесса планирования научно-исследовательской работы в вузе.

При ответе на второй вопрос необходимо описать процедуру выбора темы научного исследования.

При ответе на третий вопрос требуется раскрыть особенности формирования методического замысла, перечислить и описать все мероприятия, последовательно выполняемые в ходе данного этапа научного исследования.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Что представляет собой планирование в сфере науки? Дайте краткое определение.

2. Каким образом осуществляется планирование научно-исследовательской работы? Какие этапы включает в себя планирование научно-исследовательской работы?

3. Какова процедура выбора аспирантами темы научного исследования?

4. Каковы основные критерии выбора темы научного исследования? Дайте им обобщенную характеристику.

5. В чем заключается сущность процедуры формирования методического замысла?

 

Раздел II. Организация и ведение научных исследований.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.