Сделай Сам Свою Работу на 5

Этика взаимоотношений журналистов с властями, учредителями, аудиторией, героями и персонажами публикаций, источниками информации и коллегами.





Этика-наука, изучающая и формирующая теоретические основы и практические требования морали, как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей.

Суть профессиональной этики- научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствие с общепринятыми в обществе этическими принципами.

Профессиональная этика журналиста- это юридически не фиксируемые, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими организациями моральные предписания- принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста.

Этические нормы в области отношений «журналист-аудитория» носят интегрирующий характер, т.е. здесь отчетливо проявляется его уровень сознания и поведения. Прежде всего, это нравственная обязанность, ясно представляя себе аудиторию, выполнять свой долг перед ней. В ряду этических обязанностей выступает и товарищеское отношение к аудитории. Серьезный, честный, доступный разговор по самым сложным вопросам, умение вести за собой аудиторию, способствовать ее развитию, повышать, уровень осмысления окружающего- это необходимое требование этики.



Журналист-источник информации,определяющие формы получения и использования сведений, которыми располагает частное лицо. Сбор материла обязывает журналиста представиться тем частным лицам, с которыми он вступает в деловой контакт, ознакомить их с намерениями редакции и кругом интересующих их вопросов. Отказ предоставить информацию и высказать свое суждение следует уважать. При общение с официальными лицами, обязанными по закону предоставить информацию, журналист вправе напомнить об их ответственности.

Журналист-персонаж.Готовя очерк, интервью, фельетон, недопустимо в качестве персонажа выбирать близких, родных, друзей или людей, с которыми журналиста связывают личные отношения. Важно правильно подать детали и подробности, чтобы не возникло нежелательных ассоциаций при восприятии произведения. И уж конечно недопустимо ироническое обыгрывание имен и фамилий.

Журналист- коллеги. Распределение обязанностей и соблюдение иерархичности отношений между сотрудниками, считаются коллегиальностью и товарищеским взаимодействием. Обязательным является ощущение себя частью коллектива. В этом случае журналист вправе рассчитывать на поддержку коллег. При наличии жестких этических принципов нормы носят уже менее регламентированный характер, правила поведения определяются чуть ли не для каждого конкретного случая.



 

18) Закон РФ о СМИ как основа российского закондательства.

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов, законодательства о средствах массовой информации республик в составе Российской Федерации.

Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.

Применение Закона

Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации.

Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установлено законом.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.



2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

 

Социальная структура общества.

 

Социальная структура общества в различных социологических перспективах трактуется по-разному. Два основных подхода к ее пониманию: 1) объективистский (К. Маркс (2.2), Э. Дюркгейм (2.1), Т. Парсонс (17.2) и другие), согласно которому социальная структура существует независимо от воли и сознания людей, в значительной мере определяя их социальное поведение и социальные действия; 2) субъективистский (А. Шюц (17.6), Дж. Мид (17.7) и другие), сторонники которого сводят социальную структуру к взаимодействиям индивидов (13), рассматривая их в качестве единственной социальной реальности; социальная структура, по их мнению – это абстракция, существующая лишь в сознании людей, она может быть осмыслена только через оценку индивидуальных мнений.

 

Попытка "примирения" этих противоположных точек зрения была предпринята П. Бергером. Он подтверждает, что "социальная структура характеризуется не как что-либо способное стоять само по себе, отдельно от создавшей ее человеческой деятельности". Однако однажды построенная, она "противостоит индивидууму и как чуждая фактичность, и как средство принуждения". Сконструированная людьми действительность лишь принимает видимость ее создания некой внешней, нечеловеческой силой.

 

В данном учебном пособии мы будем основываться преимущественно на функционалистском (объективистском) понимании социальной структуры, согласно которому она представляет собой совокупность упорядоченных связей и отношений, в которые вступают индивиды, социальные группы, организации и общности по поводу условий их жизнедеятельности.

 

Важнейшая причина возникновения и усложнения социальной структуры – социальная дифференциация общества – нарастание многообразия социальных различий, последовательно усложняющих картину социальных взаимодействий. Социальная дифференциация вызывает имущественное, властное и статусное неравенство. Но, кроме того, она подразумевает и такие социальные различия, которые никак не связаны с социальным неравенством, не являются свидетельством положения в иерархии социальных статусов и социального расслоения (4.2). Поэтому социальная дифференциация – это более широкое понятие, чем социальное неравенство.

 

Причины социальной дифференциации общества в разных социологических перспективах также трактуются по-разному. По мнению функционалистов, социальная дифференциация порождена рациональным разделением общества на элементы (классы, слои, группы, организации, социальные институты, системы и подсистемы), каждый из которых выполняет соответствующую функцию, обеспечивая целостность и равновесие всего общества. С точки зрения создателей статусной теории, социальная дифференциация объясняется тем, что разные люди от природы имеют различные способности и выполняют роли в соответствии с ними, занимая различные статусы в обществе. К. Маркс и марксисты полагают, что причины социальной дифференциации: возникновение частной собственности и классовая борьба, направленная на ее перераспределение.

 

В социологии существуют различные подходы к анализу структуры современного общества: территориальный, институциональный, профессиональный, социально-статусный, социально-экономический, социокультурный. В соответствии с ними в качестве элементов социальной структуры общества могут рассматриваться: 1) социальные общности и группы (5); 2) жители города и деревни; 3) семья (12.), религия, политика, образование и другие социальные институты; 4) организации (7), коллективы, профессиональные группы; 5) социальные слои (страты) (4.2), сословия, касты; 6) социальные классы (4.3); 7) этнонациональные общности (6).

 

Типология социальных структур чаще всего рассматривается по двум основаниям: 1) в зависимости от уровня развития разделения труда и характера господствующих социально-экономических отношений (К. Маркс): рабовладельческая (рабы, рабовладельцы, ремесленники, жрецы, философы), феодальная (крепостные крестьяне, феодалы, сословия ремесленников, священнослужителей, купцов), капиталистическая (пролетариат, буржуазия, фермерство, интеллигенция), социалистическая (рабочий класс, колхозное крестьянство, интеллигенция); 2) по социально-историческому типу (М. Вебер, П. Сорокин): традиционная (касты, сословия) и современная (классы, слои).

 

Социальная структура общества, как правило, анализируется без учета факторов социального неравенства, господства и подчинения и т.д. Элементы структуры располагаются исследователями как бы по горизонтали. Однако в действительности общество всегда иерархизировано: есть выше и ниже стоящие индивиды и социальные группы, господствующие и эксплуатируемые социальные классы и т.д. В данном аспекте (по вертикали) общество рассматривается в рамках теории социальной стратификации, впервые обоснованной П. Сорокиным.

 

3) Журналистика на ранних этапах развития.

Античная культура создавала институт журналистики, то есть регулярного оповещения всего населения о повседневных событиях. Однако ограниченность средств тиражирования препятствовала укоренению этой формы публичной информации. Лишь привилегированная верхушка могла заказывать копии этого прототипа газеты.

Необходимость в постоянном информирования возрастала, создавались и совершенствовались институты массовой информации, появились профессиональные сборщики и разносчики новостей. В Англии их называли "newsmen", во Франции - нувеллисты, в Италии - новелланти. Они имели информаторов среди представителей различных слоев населения. Так зарождались первые информационные бюро. Упоминание об одном из них относится к 1530 году:

"В XVI столетии на венецианском риальто рядом с лавочкой менялы и золотых дел мастера мы находим особое торговое осведомительное бюро, цель которого заключается в том, чтобы собирать политические и торговые известия, сведения об ушедших и пришедших кораблях, о ценах на товары, о безопасности дорог, а также о политических событиях, и продавать их в копиях заинтересованным лицам. Мало того, образуется даже особый цех "scrittori d avise" (переписчики новостей), которые вскоре появляются и в Риме под названием novellanti или gazettanti".

Новый этап развития рекламы начинается с изобретением книгопечатания. Почти одновременно с первыми книгами появились и первые афиши - печатные обращения к потребителям. Это была уже новая форма общения - прообраз будущих средств массовой коммуникации. Появление первого из них - газеты - дало возможность регулярно и целенаправленно информировать население, чтобы активизировать продажи того или иного товара. Регулярный выход газет красноречиво свидетельствовал о появлении неизвестной доселе сферы деятельности - журналистики. Удовлетворяя потребности общества в общении, журналисты стали посредниками при передаче самой разной информации.

Что касается России, то здесь в отличие от стран Запада, рекламные тексты носили справочный характер вплоть до конца XVIII века. В первой трети XIX века положение вещей меняется. Новым явлением русской журналистики стал журнал "Московский телеграф" под руководством Н.А. Полевого (1796-1846). Это издание развернуло широкую рекламную деятельность. Специального раздела объявлений в нем еще не существовало, реклама печаталась под рубриками "Московские записки", "Отечественные известия" и "Модные обычаи".

Рекламную информацию того периода условно можно разделить на коммерческую и некоммерческую. Монополия на публикацию коммерческих объявлений принадлежала правительственным, официальным изданиям. Остальные же русские периодические издания, плоть до реформы 1861 года, ограничивались сообщениями о зрелищах, новых книгах и модных новинках. Поэтому нет ничего удивительного в том, что вскоре появилась скрытая реклама. Ее ввел в практику Федор Булгарин, который печатал в своей газете "Северная пчела" (1825-1864 гг.) статьи и заметки, содержавшие на первый взгляд некоммерческую информацию. Например, в одной из статей сообщалось о достоинствах табака некой петербургской фабрики, в другой рекламировались услуги врача-дантиста и т. д.

В последние десятилетия XIX века рекламные объявления в русской прессе выходят на первые полосы, оттесняя "на периферию" даже общественно значимые новости. В этой связи показательно, что "Руководство для типографщиков", изданное в 1874 году, предписывало:

"Чтобы определить пространство для литературной части, нужно сначала сверстать объявления и сообразно оставшемуся месту прибавить или убавить статьи".

Количество рекламных агентств, фирм, бюро растет, разнообразие рекламных средств не знает границ. Но время не смогло разрушить "кровные узы" двух родственных явлений: журналистики и рекламы. Сегодня их еще прочнее связывает необходимость распространения популярной, актуальной информации, в которой нуждаются все.

 

8) Информационная безопасность в деятельности СМИ.

Проблемы обеспечения информационной безопасности федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, политическим руководством страны, учеными и практиками воспринимаются как одни из наиболее актуальных и жизненно важных для современного состояния и перспектив развития российской государственности, демократии, гарантий защиты интересов общества и личности. Социально-политическая рефлексия данных проблем в значительной степени определяется динамикой современных политических процессов, связанных с формированием нового миропорядка, объективными процессами изменения роли и места России на мировой политической арене, происходящими на фоне кризисных явлений в ходе модернизации Российского государства, в том числе и в информационной сфере.

Понятие «безопасность» современными учеными и практиками рассматривается с самых различных позиций. Однако наиболее распространенным стал подход, согласно которому под безопасностью понимается «состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз, являющееся свойством социальной системы». Такой подход закреплен и в Законе Российской Федерации «О безопасности», в статье 1, которого безопасность определена как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства

 

13) Профессиональные объединения журналистов.

В каждой стране есть журналистские организации создаваемые, исходя из положений в журналистике ( редакторы, издатели, журналисты и т.д.) политическим ориентациям и интересам. Существуют такие организации, как (Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов), а также региональные межгосударственные, специализированные ( «Репортеры без границ», « Форум свободы») и др. В нашей стране 10-ых годах 20-ого века возникли ( правда, на короткий срок ) союзы журналистов. В 1957 году был создан союз журналистов СССР на конфедеративной основе, преобразованного после распада СССР в конфедерацию журналистских союзов.

Главные задачи союза журналистов:

-реализации принципов свободы слова и печати

-защита интересов, прав , чести и достоинства журналистов

-юридическое обслуживание объектов СЖ и журналистов

-участие в мировом журналистском движении

-участие в выборах гос власти

Представительными органами СЖ России являются Съезд, Федеративный совет, Секретариат, Контрольная комиссия.

Журнали́ст — человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях. Журналисты наиболее престижной специализации ориентированы на публицистическую работу (колумнисты), как правило имеющую своей целью формирование определённого общественного мнения, а также оказание корректирующего влияния на решения и действия государственной власти и осуществление коммуникации между государством и обществом (распространена метафорическая характеристика журналистики как «четвёртой власти» — в дополнение к трём официальным ветвям) в рамках определённых учредителями изданий, радио и телеканалов.

Журналисту — корреспонденту, репортеру (информационно-новостному работнику) и обозревателю (аналитику) может ассистировать телеоператор, продюсер и технический персонал.

Журнали́стика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время. Журналистика входит в полисистемы СМИ, то есть в многофункциональные институты общества, такие, как: телевидение, радио, печатная продукция и интернет. С точки зрения общественных интересов, журналистика адаптирует научно-практическое знание данных групп для восприятия массовым сознанием в целях принятия другими социальными группами моделей поведения, идеологии (культуры, морали, этики, эстетики) и способов развития.

Журналистика как наука — система художественных, теоретических, исторических, социологических и др. дисциплин, охватывающая полный цикл существования практической журналистики в обществе и ее влияние на изменения общественных процессов.

Слово журналистика введено в русский язык Николаем Полевым.

Журнализм — вид деятельности журналиста в широком спектре медиа и средствах массовой информации. Сначала журналистика ограничивалась только печатными изданиями (газетно-журнальная журналистика), затем, с появлением новых средств массовой информации, распространилась на радио и телевидение, а к концу XX века появились и интернет-издания, которые сейчас либо дополняют уже существующие печатные издания, либо составляют им конкуренцию.

В работе Е. П. Прохорова “Введение в теорию журналистики”, М., 1995 г. журналистика определяется как социальная система в совокупности следующих сторон и проявлений: - как особый социальный институт;
- как система видов деятельности;
- как совокупность профессий;
- как система произведений;
- как комплекс каналов передачи массовой информации, или, в обобщенном виде как специфический социальный институт, деятельность в рамках которого требует особых профессиональных знаний и навыков по созданию системы различных произведений для широкой совокупности каналов массовой информации различной социально-творческой направленности”.

С. Г. Корконосенко дает следующее определение: “Журналистика - это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова - система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Термином “журналистика” обозначается также продукция журналистской деятельности - произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и ТВ”.

 

 

3.Журналистика на ранних этапах развития.
Формы информационного общения появились на заре человечества. Это было необходимым шагом при переходе от первобытного стада к формированию человеческих общностей. Информационное общение было мощным фактором воздействия на людей, воздействия в сфере общественного мнения, которое было, чуть ли главной духовно-организующеё силой в жизнедеятельности человеческих общностей.
С возникновением государства формы общественной жизни усложнились, развернулись процессы разделения труда, сформировались политические институты и появились профессиональные политики. Политическая деятельность ораторов древности, в частности Демосфена и Цицерона, можно назвать пражурналистской деятельностью – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиям.
С устными формами распространения информации связаны слова – форум (площадь собраний в Риме), трибуна( место произнесения речи), вече (собрание у славян), дума (собрание советников).
Собственно журналистика - печатные периодические издания – могли возникнуть после изобретения книгопечатания. В Китае книгопечатание появилось раньше, чем в Европе (в 7 в.- ксилография, в 11 в.- наборная печать). В Европе книгопечатание появилось в 30-40хх. годах 15 в. (Гуттенберг). В России первая книга вышла 1564 г.
Во второй половине 17 века появились журналы, стали возникать ежедневные газеты. В России первая печатня газета – «Ведомости» - стала выходить в 1702 году по указу Петра Первого. Она пропагандировала преобразования Петра.
В 19 веке европейская журналистика стала динамически развивающейся областью общественно политической, экономической, культурной жизни общества. Она откликалась на широкий круг интересов и запросов аудитории. Политические группировки, правительство стремилось обзавестись собственными изданиями, чтобы пропагандировать свои взгляды. В конце 19 века выделилось 2 разновидности журналистики: массовая (для широкого читателя) и качественная (для состоятельных людей, правительства).
Влияние журналистики сильно возросло. Она стала вмешиваться во внутриполитическую борьбу и международные отношения, оказалось способной уничтожать репутации политиков, свергать правительство.
На рубеже 19 и 20 веков было изобретено радио и телевидение. А в 90-е года 20 века появился интернет, который стал некой совокупностью печати, радио и телевидения.

 

4.Проблема заботы об «информированности» аудитории.
Постоянной заботой журналиста является повышение информационной насыщенности подготавливаемых им текстов. Для этого он должен руководствоваться определенными правилами. Эти практические правила формируются в соответствии с тремя этапами массово – информационного процесса, организуемого СМИ: 1) отображением действительности, 2) созданием текста произведения, 3) освоением текста аудиторией. Текстовую деятельность журналиста как знаковую можно описать с трёх сторон: семантической, синтактической и прагматической. Семантика текста – это характеристика его отношений с действительностью. Синтактика – характеристика структуры текста. Прагматика текста – характеристика его отношений с аудиторией. При этом очень важна адекватность – правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории.
Добиться прагматической адекватности можно при соблюдении трёх условий информативности.
1. Небанальность, то есть оригинальность сведений. Новизна информации, информация призванная возродить в памяти сведения и напомнить их содержание, актуальная информация, информация, которая систематизирует ранее полученные сведения, информация, которая более верно интерпретирует известные факты.
2. Декодируемость, то есть возможность понимания текста аудиторией в связи с замыслом журналиста. Журналист должен пользоваться доступным языком для аудитории, должна быть ориентация на эмоциональный опыт аудитории и соответствующий образный язык (для разных наций разное значение имеет сравнение с дубом, змеёй и цветом), ориентация на тот уровень знании каким обладает аудитория, ориентированность в социальной позиции собеседника, знание менталитета аудитории.
3. Релевантность, то есть значимость сведений для аудитории. Свойством релевантности обладают те произведения, которые соответствуют её потребностям и интересам. Именно интерес руководит поиском информации, а потребность – это нужда в информации. Необходимо, прежде всего, заботится об удовлетворении потребностей – передаче такой информации, которая способствует верной ориентации аудитории в действительности и фактора поведения, адекватного действительным нуждам данной аудитории.
Несоблюдение этих трёх мер лишает текст возможности быть информативным.
Семантическая адекватность предполагает соответствие текста той или иной реальности, которую отражает журналист. Каждое произведение должно нести правдивые сведения о жизни, что позволит аудитории всесторонне ориентироваться в явлениях социальной жизни.
1. Дескриптивная информация - описывает и представляет аудитории всё богатство окружающего мира событий и явлений. Наличие в текстах описательных сведений – опора на факты.
2. Прескриптивная информация – представление о желаемом будущем, разделяемом журналистом.
3. Валюативная информация – анализ фактов в свете «желаемого будущего» позволяют журналисту дать свою оценку происходящему событию.
4. Нормативная информация – даёт ответ на вопрос «что делать?» в связи с определённо оценёнными фактами жизни.
d v n p
Синтактический аспект, при котором текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации. Всё многообразие организации журналистских текстов, собираемых из этих элементов, определяется в соответствии с задачами, их набором, интенсивностью, порядком.
1. Набор элементов может быть полным – S(dpvn), так и редуцированным – S(d).
2.Интенсивность представления элементов в тексте может быть сбалансированной S(dpvn), до акцентированной S(dddp).
4.Порядок, логика развёртывания повествования тоже может быть разной: S(dpvn); S(pdv).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.